«Гражданская позиция учащихся на уроках истории и обществознания»
статья по истории на тему

Фучкина Оксана Сергеевна

Обобщение опыта работы по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytraboty.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БУДЕННОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Опыт работы по теме:

«Гражданская позиция учащихся на уроках истории и обществознания»

Учитель истории и обществознания                                                                                                            МОУ СОШ № 21 с. Архиповского                                                                                                     Буденновского района                                                                                                                                    Фучкина Оксана Сергеевна

2010 год

Гражданская позиция учащихся на уроках истории и обществознания

Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых условиях современной общественной, политической и экономической действительности, готова к выполнению основных социальных функций, к общественно-преобразующей деятельности, т.е. личности со сформированной гражданской позицией.

Гражданская позиция, являясь сложным личностным образованием, включает в себя систему знаний, ценностей, отношение личности к действительности и ее социально значимую деятельность. Таким образом, с одной стороны, она выступает как совокупность определенных эмоционально-чувственных, интеллектуальных, нравственных и волевых качеств, характеризующих личность с точки зрения способа и характера ее взаимоотношений с окружающей действительностью, формирующих и проявляющихся в конкретных делах, а с другой – как критерий гражданской зрелости личности.

Наиболее интенсивно становление гражданской позиции осуществляется в старшем подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит переход от внешнего управления поведение человека к внутреннему самоуправлению. Формирование у старших подростков  психологической готовности к самоопределению связано с развитием у них устойчивых представлений об окружающем мире, о своем предназначении в жизни. Возникает потребность в самоутверждении, способности выступать в равноправные отношения с окружающими взрослыми, что и является основой формирования гражданской позиции личности.

Основываясь на исследованиях А.В. Мудрика, И.Л. Судаковой, Л.Н. Щербаковой, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и других ученых, можно выделить три основных компонента в структуре гражданской позиции: познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий.  Исходя из вышесказанного, можно судить о сформированности как отдельных компонентов, так и гражданской позиции учащихся в целом, что отражено в представленной таблице.

Структура гражданской позиции старшего подростка

Компоненту гражданской позиции старшего подростка

Показатели сформированности компонентов гражданской позиции старшего подростка

Познавательный компонент

- знания о гражданских качествах личности и требования общества к гражданину, личная значимость гражданских прав и обязанностей;

- соотнесенность знаний с адекватной им системой ценностей;

- видение путей своего гражданского самосовершенствования

Мотивационно-ориентировочный компонент

- мотивация участия в общественно-полезной  деятельности;

- позитивное отношение к общественно-полезной деятельности;

- стремление к гражданскому самовыражению

Поведенческий компонент

- применение знаний о гражданственности, социальной роли гражданина на практике;

- осознанное участие в общественно-полезной деятельности;

- настойчивость, упорство в достижении цели;

- проявление инициативы в реализации себя как гражданина

На основе анализа философской, политологической, психолого-педагогической литературы, учитывая педагогический опыт работы и понимание потребности юных граждан быть свободными членами общества, подготовленными к жизни в условиях рыночных отношений, конкуренции, политического и идеологического плюрализма можно выделить следующие условия, обеспечивающие становление гражданской позиции подростков на уроках истории и обществознания:

- разработка и реализация регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования в области «истории» и «обществознания», направленного на знакомство и усвоение учащимися знаний гражданского характера, на осознание ими «малой родины» как социально и личностно значимой ценности (знание истории Ставропольского края и своего села, законов  и документов местного уровня, основанных на уважении к законам государства и правам другого человека);

- закрепление полученных знаний граждановедческого характера и социального опыта в деятельности организации школьного самоуправления.

Данный компонент основан на следующих принципах:

- сопряженность регионального компонента с общим курсом обществознания. Материал подкрепляет содержание обществознания в процессе достижения основных целей предмета, позволяет сделать изучение теоретических положений обществознания практико-ориентированными и личностно значимыми;

- типичность отображаемого регионального содержания. Этот принцип позволяет выявить проявление общих тенденций развития России и мира в жизни нашего региона, показать единство Росси как общественного организма;

- специфичность отображаемого регионального содержания. Данный принцип ориентирует на раскрытие особенностей социального развития региона как проявления многообразия общественной  жизни России;

- принцип комплексности нацеливает на поиск учебного материала, отражающего все содержательные линии обществоведческого образования в школе, позволяя одновременно раскрыть на конкретном примере развитие общества как системы, проявляемой в разных ее подсистемах.

Такие же подходы заложены и при разработке учебного предмета регионального компонента по «Истории Ставропольского края», направленные на достижение следующих целей:

- воспитание чувства любви и уважения к своему краю;

- формирование устойчивого интереса к социально-экономическому, политическому и географическому положения Ставропольского края, его истории и археологии, развитию и современному состоянию;

- освоение знаний о важнейших этапах исторического развития Ставропольского края, особенностях и проблемах его социально-экономического развития;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством овладения основами самостоятельной проектной и исследовательской деятельности;

- повышение уровня правовой грамотности обучающихся посредством ознакомления с правовыми и иными нормативными актами Ставропольского края.

Практическая часть предполагает умение учащихся пользоваться нормативной правовой базой Ставропольского края и применять усвоенные знания в самостоятельной проектной деятельности. На занятиях моделируются реальные жизненные ситуации окружающего социума, в ходе которых учащиеся приобретают навыки анализа, поиска альтернативных решений, принятия взвешенных решений, за которые необходимо нести ответственность. Меня как обществоведа волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

Применительно к нашим условиям, можно утверждать, что молодой человек становится гражданином России, осознав себя гражданином Ставропольского края. За правильными словами человека о Родине должны стоять такие же правильные поступки. Чтобы слова стали убеждениями, они должны быть прожиты в деятельности, соответствующей возрастным особенностям человека и его возможностям. Когда за словами человека видны его поступки, мы говорим об ответственности личности, о его гражданской позиции.

Основой воспитания гражданственности является вовлечение молодежи в разрешение тех вопросов и проблем, которые стоят перед обществом. Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем мире могут начаться с малого поступка: с посаженного дерева, очищенного ручья, помощи ближнему.

Участие в общественно направленной, социально признаваемой и одобряемой деятельности позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, адекватно относится к их оценкам, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.

Важной характеристикой подросткового возраста является стремление  к пробе своих сил и возможностей в самых разных сферах жизнедеятельности. Реализовать данное стремление подросток может через социальное проектирование или социальное экспериментирование.  Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, края, страны в целом. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: «Свидетель истории», «История возникновения села Архиповского», «Храмовое ожерелье Ставрополья», «Их память священна». Все работы принимали участие в районном конкурсе исследовательских работ движения «Отечество». Уже более 5 лет мы с ребятами участвуем в этом движении. В этом году последняя работа заняла в районе 3 место.

«История Отечества» как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, темы «Отмена крепостного права», «Столыпинская аграрная реформа», «Коллективизация», «Сельскохозяйственная политика Хрущева» аграрные реформы 1965 г., 1987 г. ,90-х годов дополняются краеведческим материалом. Учащиеся анализируют документы и материалы краеведческого уголка, проводят социологические исследования методом интервью, анкетирования и о результатах сообщают на уроке.

При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о мужественных солдатах – односельчанах, которые участвовали во всех сражениях войны. Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.

При изучении тем по истории культуры России я использую местный этнографический материал. В ходе диалогового обсуждения выявляется общее и единичное в культуре Ставропольского края.

На уроках посвященных проблемам современной России, активно использую материалы местных средств массовой информации. В краеведческой работе я использую информационно – коммуникационные технологии. Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы, помогают перевести информацию из одной знаковой системы в другую.

Большую роль в гражданском образовании и воспитании учащихся играют уроки обществознания. Использование местного материала способствуют формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у учащихся политико-правовой культуры.

В соответствии с концепцией Л.С. Выгодского, при изучении любого возрастного периода, в том числе и подросткового, необходимо учитывать  два аспекта: выделение основного новообразования в сознании личности и выяснение социальной ситуации развития. Вот почему так важно, чтобы приобретение знаний у старших подростков дополнялось формированием навыков решения общественно важных проблем и усвоением демократических ценностей.

Основная задача воспитания в этот период – постепенно научить подростка думать. Действовать и выполнять разного рада обязанности на уровне требований, которые предъявляются взрослыми, а также общаться с людьми по нормам взаимоотношений взрослых. Частная задача воспитания гражданственности связана с необходимостью научить подростка думать о себе как о гражданине государства и о государстве как о Родине, перед которой у гражданина есть определенные обязательства; научить действовать, оценивая реальную социально-экономическую и политическую обстановку, проявляя неравнодушие к существующим проблемам общества и желая изменить ситуацию в лучшую сторону; научить выполнять обязанности (общественные поручения, то есть нести ответственность за какой-то участок работы).

Данный подход используется мной в реализации программы по  аналогичной теме самообразования. Собрано большое количество рабочих материалов проведения уроков и внеклассных мероприятий, с некоторыми из которых я хотела бы поделиться.  

Само понятие гражданское общество очень сложное. Конечно, можно ограничиться записью под диктовку определения гражданского общества, взятого из какого-нибудь учебника или словаря, а также комментарием учителя, из которого учащиеся в лучшем случае запомнят, что изучаемое понятие очень важное, сложное и запутанное. Действительного усвоения материала в этом случае, увы, не произойдет.

Мне кажется, что правильнее пойти по другому пути. Урок можно построить вокруг обсуждения и анализа конкретного исторического примера – раскрытия глубинных сущностей гражданского общества в экстремальной ситуации. Это эпизод из нашего прошлого – освобождение Москвы вторым ополчением в 1612 году. Отечество спас сам народ, ни власть, ни армия.  Материал урока можно расширить и провести внеклассное мероприятие. 4 ноября мы отмечаем День народного единства, в основу которого положено данное событие, ему не зря отведена роль государственного праздника. Это событие способствует воспитанию гражданственности молодого поколения.

В данном вопросе нельзя обойти такие темы, как Отечественная война 1812 года или Декабристы. Презентации к урокам мы можем с вами просмотреть, они сделаны ребятами с моей помощью.

На уроках обществознания мы изучаем конституцию. Усвоение ее положений поможет учащимся осознать конкретные реалии общественной жизни. Анализируя ее содержание, ребята имеют возможность познать сущность таких объемных понятий, как конституционализм, федерализм, парламентаризм, им яснее станет смысл демократии как политического режима, тех сложностей, которые встречаются в процессе его укрепления. Важной и непростой задачей является воспитание уважения к Конституции как правовому акту, обладающему высшей юридической силой, определяющему основы правового регулирования общественной жизни, являющемуся ориентиром для иных юридических документов.

На уроках истории прослеживаются исторические корни конституционализма, раскрываются конкретные факты формирования конституционного строя, создания конституций в отдельных зарубежных странах, развития конституционных основ российской государственности в начале XX века, истории советских конституций.

Ключевой материал Основного Закона – о правах и свободах человека и гражданина дополняется изучением обязанностей гражданина. Это дает возможность понять, что нет прав без обязанностей. Школьники уже в 6 классе, изучая права гражданина, объясняют, каким образом данные права накладывают соответствующие обязанности. Так право на создании семьи влечет за собой ответственность обеспечивать её, заботиться о каждом ее члене. Именно с заботы о ближнем начинается формирование гражданской позиции шестиклассника. Право на социальную помощь со стороны государства обязывает нас платить налоги и т.д.

Учебно-деловые игры являются эффективным методом для обучения школьников избирательному процессу и избирательному праву. В процессе подготовки и проведения игры ребята обобщают, углубляют и систематизируют знания об основных процедурах и институтах избирательного процесса, об избирательных технологиях, о роли СМИ в избирательной кампании, развивают умения и навыки применять правовые нормы избирательного законодательства при участии в выборах органов школьного самоуправления. В период избирательной кампании организовываются встречи с кандидатами и доверенными лицами, выпускается газета, где освещается ход предвыборной кампании, выпускаются листовки в защиту своего кандидата, готовятся документация и оборудование для проведения выборов, кандидаты разрабатывают свою программу. Игра, похожая на действительность, является средством не только изучения сложного материала, но дает возможность ребятам проявить творчество, раскрыть в себе организаторские способности. Проведение подобных игр способствует воспитанию активной гражданской позиции у подрастающего поколения.

Эффективность гражданского воспитания подтверждает сокращение случаев девиантного  поведения учащихся, их возросшая социальная активность, успешный выбор форм деятельности после окончания школы и др. На мой взгляд, особенно важно в воспитании гражданской позиции наличие данной позиции у самого учителя. Равнодушному учителю этого не осилить, даже применяя самые совершенные методики и технологии. Моя гражданская позиция выражена не только в преподавательской деятельности, но и в активной работе органов местного самоуправления села Архиповского: председатель Избирательной комиссии Архиповского сельсовета, член Административной комиссии Архиповского сельского совета по правонарушениям. По моей инициативе был частично очищен от мусора переулок между улицами Советская и Молодежная. Поэтому данная тема самообразования мне близка и значима.

Предлагаю разработки нескольких уроков истории и обществознания, внеклассного мероприятия, программу гражданского воспитания и исследовательские работы учащихся  с использованием местного материала и ИКТ.

 Вывод: от успешности гражданского образования во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России.

Список литературы:

1.Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.

2. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

3. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4

4. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4

5. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме " Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности"

В данной статье обобщен опыт работы по теме "Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности". Данный материал был представлен на краевом уровне и пполучил олож...

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

«Формирование гражданских качеств учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

Основная идея: формирование гражданских качеств учащихся на основе интеграции учебной, внеклассной и внешкольной деятельности....

«Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»

Индивидуальная методическая проблема:     Формирование у учащихся чувства патриотизма и активной гражданской позиции, способствовать осмыслению ими исторического прошлого....

Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»

Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание  на уроках истории и обществознания»...