«Формирование гражданских качеств учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»
учебно-методический материал по теме

Литвинова Анастасия Викторовна

Основная идея: формирование гражданских качеств учащихся на основе интеграции учебной, внеклассной и внешкольной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanskoe_vospitanie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

        Выполнила: Литвинова А.В.

Учитель истории и обществознания, руководитель школьного музея.

Методическая система:

 «Формирование гражданских качеств учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

 

Работая над проблемой формирования гражданских качеств учащихся, я ориентировалась на актуальность данной проблемы. Федеральный Государственный стандарт выдвигает новые требования к работе учителя. Одна из главных задач, которая стоит перед учителем это формирование гражданских качеств и выработка гражданской позиции у подрастающего поколения. По мнению учёных и педагогов-практиков именно школа обладает наибольшим потенциалом для реализации данной цели. В своей педагогической деятельности я стараюсь добиться поставленной задачи через соединение важнейших компонентов воспитательно-образовательной деятельности: учебной, внеклассной и внешкольной работы.

Основная идея: формирование гражданских качеств учащихся на основе интеграции учебной, внеклассной и внешкольной деятельности.

Цель: формирование гражданских качеств учащихся и воспитание активной гражданской позиции.

Задачи: 

1. Создание условий в образовательном процессе и внеклассной работе для развития гражданских умений, гражданской активности и ответственности учащихся.

  1. Повышение личностной мотивации учащихся для участия в общественно-значимых делах.
  2. Достижение общественной активности и творческой инициативы учащихся.

     4.Формирование умений видеть актуальные проблемы общественной жизни и стремления их решать во взаимодействии с окружающими людьми. 

Считаю важным при работе с учащимися соблюдать следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности, активности воспитанников;

- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;

- принцип опоры на положительное в человеке;

- принцип включения в деятельность.

Для эффективной реализации цели -  формирование гражданских качеств учащихся и воспитание активной гражданской позиции – решающее значение имеет диагностика результативности образовательного процесса. Диагностика даёт мне, прежде всего, ключ для практического решения конкретных педагогических задач. Достижение заявленных задач возможно только при чётком определении образовательных результатов, которые должны быть измеримы. С этой целью я использую методики  оценивания в гражданском образовании, разработанные Г.А. Русских – «Диагностика определения уровня усвоения системы знаний», П.И. Третьякова – «Диагностика определения уровня обученности»,

А. Иоффе - «Проблема оценивания в активной школе», Е. Когана, Г. Голуб, И. Фишман - «Ключевые компетентности как результат общего образования: подходы к оценке».  

 Постоянному изучению и оценке динамичной ситуации педагогического процесса и его непрерывно развивающегося объекта – школьника -  способствует использование мною в образовательном процессе современных педагогических технологий, где обязательным элементом является рефлексия.  

Особенности содержания и методов преподавания: 

Большую роль в формировании гражданских качеств и выработки гражданской  позиции у подрастающего поколения играют уроки истории, где становление гражданственности проходит через:

  • развитие демократических гражданских качеств;
  • выработку осознанности гражданской позиции;
  • сохранение баланса между свободной личной инициативой и ответственностью перед обществом;
  • стремление к активным действиям для решения существующих проблем.

Актуальность содержания курсов истории и обществознания чрезвычайно велика в связи с происходящими в обществе коренными изменениями. Знания о своей стране, о  происходящих в обществе процессах, обсуждение их и прогнозирование возможных результатов способствуют формированию социально значимых ценностных ориентиров: чувство причастности к судьбе Отечества, установку на активное участие в развитии своей страны, патриотизм, толерантность, правовую и политическую культуру. В связи с этим особую значимость придаю отбору содержания и тем для обсуждения с учащимися. Важным результатом своей работы считаю научить ученика осмыслению изучаемого материала, умению самостоятельно добывать знания и перерабатывать информацию. Главным звеном каждого урока является рефлексия, которая позволяет достигнуть максимально полной осознанности изученного материала: это не простая проверка знаний, а возможность отследить то новое, что получено учащимися на уроке, соотнести те знания, которые у них были, с теми, которые они приобрели. 

Основными приемами для формирования гражданских качеств у учащихся при помощи излагаемого материала могут служить следующие:

— приведение примера (героизм воинов, в том числе земляков учащихся, превосходство отечественной техники, профессионально компетентная деятельность российских городских специалистов, добросовестное и самоотверженное выполнение конституционного долга гражданами России и др.);

— использование сравнения, сопоставления, противопоставления (внешняя политика различных государств, возможности науки и образования в разных странах, уровень развития культуры и др.);

— яркий рассказ (народные традиции и обычаи большой и малой родины, эпизоды боевых действий, перспективы развития региона, города, профессионального образования, эстетика служения Отечеству, нравственный и профессиональный облик выпускников профессионального училища);

— разъяснение, разоблачение (фальсификация истории Великой Отечественной войны, необоснованные нападки на политику государства в Кавказском регионе и др.);

— анализ фактов, явлений (сильные и слабые стороны в экономическом развитии страны, противоречия в развитии духовной сферы общества);

— позитивное отношение к народным традициям, истории России, будущему выпускников училища. Конструктивные высказывания о положении дел в учебной группе, училище;

— уважительное и доверительное отношение к учащимся, недопущение ущемления их личного достоинства; положительный эмоциональный фон высказываний по социальной тематике и др.

Воспитательное воздействие на учащихся оказывает система отношений, складывающаяся в ходе занятий. Определяющее влияние на характер этих отношений оказывает личность преподавателя, мастера производственного обучения, их педагогическое мастерство. Такие качества, как идейная убежденность, высокоразвитое гуманитарное мышление, патриотизм и гражданственность, безупречная нравственность, научная подготовленность, высокий уровень общей культуры в сочетании с профессиональным мастерством имеют решающее значение. Учитель воспитывает учащихся личным примером — внешним видом, доброжелательным взглядом, тоном речи; эстетикой позы, осанки, походки.

 

 Отличительной чертой преподавания истории и обществознания является проблемность изложения, открытое обсуждение острых вопросов как истории, так и современности, использование разных источников информации (в том числе электронных). На учебных занятиях и во внеклассной работе с учащимися использую Интернет-ресурсы: www.istrodina.com – сайт журнала «Родина», www.idf.ru/almanah.shtml- электронный альманах «Россия. ХХ век», www.warheroes.ru- биографии Героев Советского Союза и России, http://www.wciom.ru - Всероссийский Центр изучения общественного мнения, www.school-collection.edu.ru –  единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и др.

Большое значение придаю использованию общественных ресурсов: приглашение для участия в занятиях специалистов в различных сферах жизни общества, организация выездных учебных занятий, различные события и мероприятия, в которых учащиеся принимают участие. Использование общественных ресурсов позволяет расширить рамки учебной деятельности, получить реальный и взвешенный взгляд на сложные политико-правовые и социально-экономические явления, создать условия для профессиональной ориентации и социализации учащихся.

На основе школьного музея, основной тематикой которого является история гимназии, достигается интеграция учебной, внеклассной и внешкольной  работы по воспитанию гражданской ответственности школьников: проводятся обзорные и тематические экскурсии, цикл встреч «Диалог поколений» (с Ветеранами Великой Отечественной войны, выпускниками прошлых лет), реализуются проекты «Ими мы можем гордиться, «Выпускники школы на страже Родины», конкурс «Знатоки истории гимназии», а также участие в международном семинаре. 

 Школьный музей способствует привлечению гимназистов к историческому наследию своего края, города, школы. При этом учитываются опыт и достижения прошлых поколений, а также современные проблемы.

Формирование гражданских качеств обеспечивают и общешкольные мероприятия: Вахта памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, военно-спортивная игра «Зарница», спортивные соревнования «А ну-ка, парни!», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества, выходы к памятным местам.

Главным условием успешной реализации задачи по формированию гражданских качеств у учащихся я вижу в комплексном подходе - соединение важнейших компонентов воспитательно-образовательной деятельности: учебной, внеклассной и внешкольной работы.

Результаты:

Эффективность своей методической системы я вижу в том, что в учебно-воспитательном процессе созданы необходимые условия для формирования гражданских качеств учащихся и воспитания активной гражданской позиции. Воспитание гражданских качеств личности происходит при одновременном формировании в сознании учеников:

- знаний, позволяющих личности свободно ориентироваться в жизни, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы, умение применять свои знания на практике. Учащиеся школы стабильно бывают призерами городских олимпиад и олимпиад регионального уровня, принимают участие в различных городских и областных конкурсах;

- гражданской активности. Учащимися накоплен опыт реальных гражданских дел, участия в гражданских акциях, разработке и реализации социальных проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности

Тема здоровьесбережения на сегодняшний день не является новой и неизведанной. В журналах, средствах массовой информации, интернете всегда можно н...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод...

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Формирование здорового образа жизни на уроках истории, обществознания, и во внеурочное время

Использование различных здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время...

Статья " Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых ...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...