Главные вкладки

    Подготовка отмены крепостного права.
    план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

    Подготовка отмены крепостного права.

    (проблемно – проектная дискуссия с элементами игры)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_podgotovka_otmeny_krepostnogo_prava.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подготовка отмены крепостного права.

    (проблемно – проектная дискуссия с элементами игры)

    Цель занятия:  

          -  Сформировать у учащихся представление о борьбе за крестьянскую реформу, показать основные лагеря в этой борьбе и ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права.

          - Сформировать важнейшие интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документами. Изучение предварительной подготовки реформ поможет учащимся глубже понять саму реформу, понять, что на исход исторических фактов, влияет расстановка политических сил, прочность позиции руководителей государства и их оппонентов.

                 Опережающее задание:

    Класс делится на группы - трём группам предлагается сформировать варианты проектов решения аграрного вопроса – крепостники, либералы, представители революционного лагеря.

    Четвёртая группа – правительство – должна выбрать приемлемый проект и обосновать свои решения.

    Пятая группа – экспертов даёт анализ условий, при котором возможно принятие каждого из трёх проектов и оценивает правильность изложения позиций и правильный выбор.

              Литература:

    1. Винокурова М.М., Чепелкин М.А. «Эпоха реформ 60 – х. годов.

    Плакат – комплект документального материала. Москва- 1993.

    1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1963.
    2. Захаров Е.Н.  Россия во второй половине  XIX – XX века.    
    3. Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России. Москва – 1989.
    4. Кириллов В., Кулагина Г. Россия во второй половине XIX века.

    М.,1996.

    Вводная часть урока.

           Урок начинается с разбора эпиграфа, который взят из книги Н.Я. Эйдельмана:

           «Положение освободившихся крестьян, их будущие земельные наделы сначала казались начальству не совсем такими, какими получились, в конце концов».

           Учитель кратко рассказывает о подготовке реформы.

    На доске схема государственных учреждений, которые занимались подготовкой реформы, коротко рассказывает о задачах и функциях каждого из них, принятых документах и итогах деятельности.

                     Схема №1 Подготовка крестьянской реформы

    Редакционная комиссия,                                      Секретный комитет по                      

    февраль 1859 – окт. 1860                                     крестьянскому делу,

    Я.И. Ростовцев, В.Н. Панин                                 январь 1857 – январь 1858

                                                                                             К.Н. Романов

    Император Александр II

    Губернские дворянские                                                Главный комитет по

    комитеты                                                                крестьянскому

                                                                                делу, январь 1858– февраль 1861

    Государственный Совет,

    Октябрь 1860 – февраль 1861

                                                       

    Учащиеся обсуждают следующие вопросы:

    - задачи и функции учреждения,

    - кто стоял во главе учреждения,

    - документы и итоги его деятельности.

    Учитель подчеркивает, что для работы комиссии обязательно собирались статистика по земельным вопросам, производились расчеты, изучался опыт решения вопроса в Пруссии. Австрии и Франции. «Вам предстоит та же работа»,- обращается педагог к ребятам.

           В процессе подготовки реформы был опубликован высочайший рескрипт об учреждении из числа местных помещиков губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. В 1855 – 1857 годах было подано правительству60 записок с проектами отмены крепостного права.

           

           Далее  ребятам  предлагаются  пакеты  документов  из книг                                                                                      

    М. Винокуровой, М. Чепелкина.  Эпоха  реформ  60-х  годов в  России, М.,1993:

    К.Д. Кавелин «Записка  об  освобождении  крестьян  в  России»

    Речь  Александра 2 перед московскими, губернскими и уездными  предводителями  дворянства (1858год),

    Речь Александра 2  в Государственном  Совете  (январь1861г.),

    А.М.Унковский  «Проект  освобождения  крестьян»,

    М.П. Позен  «Проект  освобождения  крестьян»,

    Н.Г.Чернышевский  «Устройство  быта  помещичьих  крестьян».

     Для  разработки  школьниками  самих  проектов  им  может  быть  предложена  схема   с  возможными  решениями.

    Схема 2.      варианты решения земельного вопроса

    уничтожение                     сохранение                            расширение

    кр. права                            общины                                  пом. зем.

    сохранение                        уничтожение                        сохранение

    кр. права                            общины                                 пом. зем.

    укрепление                       укрепление                            уничтожение

    кр. права                            общины                                 пом. зем.      

                  Учащимся предлагается карточка для заполнения:

    Уничтожить                                    крепостное право

    Сохранить крепостное право        крестьянская община

    Укрепить                                         помещичье землевладение

    Основная часть урока.

           В процессе работы над проектами изучаются документы и выявляются особенности отмены крепостного права в различных губерниях страны.

      С этой целью детям предлагаются познавательные задания:

                Задание № 1.

             Перед вами – письма двух помещиков, написанных накануне отмены крепостного права. Они датируются 1857 годом. Авторы размышляют о возможном освобождении крестьян от крепостной зависимости. Подумайте, из каких губерний  они написаны и почему столь противоречивое мнение об освобождении крестьян существовало в среде дворян? Чьё мнение, ваш взгляд, более соответствовало действительности?

           1.   «Чем мы более отпустим людей на волю, тем более получим земли                                       при освобождении крестьян, а ты сам знаешь, что у нас земли немного. Пожалуйста, убедись в моей правде, что каждый крестьянин, отпускаемый     теперь на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре  десятины земли и что, во всяком  случае, при появлении указа, чем будет  менее крестьян, тем будет менее крестьян, тем будет для нас покойнее.

          2.   «Ты спрашиваешь меня насчёт проектов уничтожение крепостного   права. Я читал их со вниманием и грустью. Ежели  теперь  в России существует какой-либо порядок в народе, то с уничтожением крепостного права  он  совершено  разрушится. Скажу  тебе,  что  вместе  с  дарованием  крестьянам  вольности  государь   подпишет  мне  и  многим  тысячам  помещиков  смертный  приговор».

              Задание 2.

         Используя  таблицу   « Барщина  и  оброк  в  помещичьих   имениях  в 1858  году», объясните, в  каких  районах  России  было  выгоднее   освобождать  крестьян  от  крепостной  зависимости.  Предположите,  каким  образом  произойдет  освобождение.      

       

    Губернии

    % оброч. кр-н

    % барщ. кр-н

         Губернии

    % оброч.   кр-н

    % барщ. кр-н

    Костромская

    87,5

    12,5

    Тверская

    41

    59

    Ярославская

    87,4

    12,6

    Рязанская

    38

    62

    Вологодская

    84

    16

    Орловская

    28

    72

    Олонецкая

    72

    28

    Смоленская

    27

    73

    Владимирская

    70

    30

    Тульская

    25

    75

    Московская

    68

    32

    Пензенская

    25

    75

    Нижегородское

    68

    32

    Курская

    24,5

    74,5

    Калужская

    55

    45

    Псковская

    23

    77

    Новгородская

    45,6

    54,4

    Тамбовская

    22

    78

    Воронежская

    45

    55

          В итоге выполнения заданий у учащихся складывается представление о двух мнениях по вопросу о реформе.

    Помещики нечерноземных губерний:

    -освободить крестьян с землей;

    -взять выкуп, несоразмерный со стоимостью земли;

    -правительство должно гарантировать выкупную операцию.

    Помещики черноземных губерний:

    -освободить крестьян без земли;

    -похоронить реформу.

    Ребята зачитывают свои «проекты»:

    1 группа.

    Либеральный проект, выражающий мнение помещиков нечерноземных губерний. Ученики могут выступить от имени предводителя тверского дворянства А. М. Унковского, правоведов К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина и др.

          Основные положения «Записок» А. М. Унковского и К. Д. Кавелина:

    -освобождение крестьян с землей и имуществом без «переходного» состояния;

    -вознаграждение помещикам  за землю и освобождение крестьян;

    -плата за выкуп личности крестьянина возложена на все сословия России;

    -слияние двух сословий - помещиков и крестьян в один земледельческий  класс;

    -отмена крепостного права - первая реформа, далее будут другие.

    Необходимо заметить, что записку К. Д. Кавелина император одобрил, но крепостники были против.

    2 группа.

    Консервативный проект, выражающий интересы помещиков-крепостников из черноземных губерний. Ученики могут выступить в ролях предводителя дворянства Полтавской губернии М. П. Позена, генерал-губернаторов Велинской, Гродненской и других губерний - В. Назимова, М. Муравьева и др.

    Основные положения:

    -оставление основной части земли в руках помещиков;

    -крестьянам надо дать минимум земли и хозяйства;

    -освободить крестьян без земли;

    -предоставить помещикам, самостоятельно договориться с крестьянами: сколько земли, какой выкуп;

    -предоставить помещикам компенсацию за утраченную власть над крестьянами: дать власть над чиновниками и влиять на управление в государстве.

             Промежуточную позицию между этими двумя лагерями занимал самарский губернатор Ю. Ф. Самарин, который полагал, что необходимо:

    -освободить крестьян постепенно, в течение 10-12 лет;

    -в течение этого срока крестьянам нужно будет обрабатывать за барщину.

    3 группа.

    Радикальный проект реформы. Учащиеся могут выступить в роли А. И. Герцена, Н. А. Некрасова, Н. Г. Чернышевского или Н. А. Добролюбова и др.

    Основные положения:

    -освобождение крестьян с землей;

    -построение нового общества через общину и коллективные формы труда;

    -за землю помещикам полагается выплата ничтожной суммы от государства.

    4 группа.

    Правительственный лагерь. Ребята могут выступить в роли «мотора» реформы Н.А.Милютина, или председателя редакционных комиссий Я.И.Ростовцева, или в ролях В.И.Панина, Ю.Ф.Самарина, В.А.Черкасского и др.

    Основные положения:

        -отмена крепостного права и наделение крестьян гражданскими правами;

        -особое крестьянское управление в деревне;

        -освобождение крестьян с землей;

    Задание: 

    Какие положения кавелинской записки получили отражение в                               государственном проекте отмены крепостного права?

             Далее учащиеся всех групп знакомятся с реальными положениями земельной реформы – Положением 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Эксперты заранее знают материал и оценивают работу групп. Главное в дискуссии – обоснование каждого проекта.

       Для большей убедительности в понимании реформы учащимся можно предложить математические расчеты.

        Задание: 

    Определите размер выкупного платежа крестьянина Московской губернии за 2 десятины земли, если известно:

         1.Стоимость одной десятины – 62 руб.50 коп. (Настоящая цена – 38 руб.)

         2. Из общей суммы стоимости земли крестьянин платит 20% , 80% остальной суммы за него платило государство при условии выплаты крестьянином в последующие 49 лет 6% годовых от суммы, уплаченной за крестьянина государством. Какую сумму должен был заплатить крестьянин, и какова настоящая цена этой земли?

        Ответ:   

           настоящая цена 2 десятин земли – 76 рублей, общая стоимость этой земли тогда – 125 рублей. Крестьянин долен был сразу заплатить 25 рублей ( немыслимая цена для него!), и в последующие годы должен был заплатить по 6 рублей ежегодно. Таким образом, уже за 9 лет крестьянин полностью окупал реальную стоимость полученной земли, а последующие 40 лет отдавал деньги не за что.

        Заключительная часть урока.

       Она посвящена подведению итогов реформы 1861 г. и результатами работы групп. В частности, можно разобрать различные оценки реформы:

    Распалась цепь великая

                                                   Распалась и ударила

        Одним концом по барину,

                                                  Другим – по мужику.

                                                                     ( Некрасов Н.А. Отрывок из поэмы

                                                                           «Кому на Руси жить хорошо»)       

    Учащимся предлагается подумать, почему «цепь» ударила по барину и

    объяснить это?

        2. «Часто и мы много пишем о больших недостатках крестьянского освобождение … Однако, реформа могла быть и много хуже… и это очень важно для российской истории». (Н.Я. Эйдельман.)

    Что это значит: «реформа могла быть хуже?»

    Ребятам необходимо пояснить, что имелась в виду такая реформа, какой она была объявлена в 1857 г., когда за помещиком сохранялось куда больше земли и власти. «Чем хуже, тем лучше», - так полагали демократы и ждали бунта в ответ на реформу.

       Эксперты подводят итоги работы «проектных» групп: чей проект оказался на данном уроке более убедительным?

        Домашнее задание: написать сочинение на тему «Как пошло бы развитие России, если бы победил проект моей группы в 1861 г.?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка реформы отмены крепостного права

    Урок истории на тему "Подготовка реформы отмены крепостного права" с использованием кейс-технологии....

    План-конспект урока истории в 8-м классе "Подготовка отмены крепостного права"

    Данный урок является уроком изучения нового материала. Проводится он в форме исследования с элементами дискуссии. Урок направлен на выявление особенностей проведения реформы и создание проектов решени...

    «Причины отмены крепостного права» «Крепостное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития России»

    Представленна технологическая карта урока по теме "Причины отмены крепостного права"...

    Подготовка отмены крепостного права

    Проект урока для преподавания в 8 классе....

    Подготовка отмены крепостного права

    Проект урока "Подготовка отмены крепостного права" разработан для реализации в 8 классе. Его цель - выяснение причин отмены крепостного права и анализ процесса подготовки реформы....

    Конспект урока истории в 10 классе "Подготовка отмены крепостного права"

    Материалы учебного занятия позволят сформировать у учащихся не только представление о борьбе за крестьянскую реформу, показать основные лагеря в этой борьбе и ситуацию исторического выбора на примере ...