Главные вкладки

    Конспект урока истории в 10 классе "Подготовка отмены крепостного права"
    план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

    Чернышова Нина Николаевна

    Материалы учебного занятия позволят сформировать у учащихся не только представление о борьбе за крестьянскую реформу, показать основные лагеря в этой борьбе и ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права, но и такие важнейшие интеллектуальные умения, как умения  анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока:

    Подготовка отмены крепостного права.

    Цель занятия:

    1. сформировать у учащихся представление о борьбе за крестьянскую реформу, показать основные лагеря в этой борьбе и ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права;
    2. сформировать важнейшие интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документом.
    3. вырабатывать понимание, что на исход исторических событий, помимо объективных экономических факторов, влияет расстановка политических сил, прочность позиции руководителей государства и их оппонентов.

    Опережающее задание:

    Класс разбивается на группы – трем группам предлагается сформировать варианты проектов решения аграрных вопросов крепостниками, либералами и представителями революционного лагеря. Четвертая группа – правительство – должна выбрать приемлемый проект (ученики еще не изучали материал реформы 1861 года) и обосновать свое решение. Группа экспертов дает анализ условий, при котором возможно принятие каждого из трех проектов и оценивают правильность изложения позиций и правительственный выбор.

    Вводная часть урока.

    Учитель начинает урок с разбора эпиграфа (Н.Я.Эйдельман) «Положение освободившихся крестьян, их будущие земельные наделы сначала казались начальству не совсем такими, какими получились в конце концов».

    Задача урока: выяснить, какой казалась реформа начальству и в целом обществу до 1861 года и потом сравнить с тем, что получилось.

    Учитель кратко рассказывает о подготовке реформ. На доске рисуется схема государственных учреждений, которые занимались подготовкой реформ, очень коротко рассказывается о задачах и функциях каждого из них, принятых документах и итогах деятельности (Приложение №1). Более подробную информацию об этом можно найти в книге Н.Я.Эйдельмана.

    Учащиеся должны обсудить следующие вопросы:

    • задачи и функции учреждений;
    • кто стоял во главе учреждений;
    • документы и итоги их деятельности.

    Учитель подчеркивает, что для работы комиссии обязательно собиралась статистика по земельным вопросам, производились расчеты, изучался опыт решения вопросов Пруссии, Австрии и Франции. «Вам предстоит та же самая работа».

    В процессе подготовки реформы был опубликован Высочайший рескрипт об учреждении из числа местных помещиков губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. В 1855-1857 гг было подано правительству 60 записок с проектами отмены крепостного права.

    Учащимся предлагаются пакеты документов из книги М.Винокуровой, М.Чепелкиной. Эпоха реформ 60-х годов в России, М., 1993:

    • К.Д.Кавелин «Записка об освобождении крестьян в России»;
    • Ю.Ф.Самарин «Записка о крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе»;
    • Речь Александра II перед московскими, губернскими и уездными предводителями дворянства (1856 год);
    • Речь Александра II в Государственном совете (январь 1861 год);
    • А.М.Унковский «Проект освобождения крестьян»;
    • М.П.Позин «Проект освобождения крестьян»;
    • Н.Г.Чернышевский «Устройство быта помещичьих крестьян».

    Основная часть урока.

    В процессе работы над проектами изучаются документы и выявляются особенности отмены крепостного права в различных губерниях страны. С этой целью учащимся предлагаются познавательные задания:

    Задание №1. Перед вами – письма двух помещиков, написанных накануне отмены крепостного права. Они датируются 1857 годом. Авторы размышляют о возможном освобождении крестьян от крепостной зависимости. Подумайте, из каких губерний они написаны и почему столь противоречивые мнения об освобождении крестьян существовали среди дворян? Чье мнение, на ваш взгляд, более соответствовало действительности?

    1. «Чем мы более отпустим людей на волю, тем мы более получим земли при освобождении крестьян, а ты сам знаешь, что у нас земли немного. Пожалуйста, убедись в моей правде, что каждый крестьянин, отпускаемый теперь на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре десятины земли и что во всяком случае при появлении указа, чем у нас будет менее крестьян, тем будет для нас покойнее».
    2. «Ты спрашиваешь меня насчет проектов уничтожения крепостного права. Я читал их со вниманием и грустью. Ежели теперь в России существует какой-либо порядок в народе, то с уничтожением крепостного права он совершенно разрушится…Скажу тебе, что вместе с дарованием крестьянам вольности государь подпишет мне и многим тысячам помещиков смертный приговор».

    Задание №2. Используя таблицу «Барщина и оброк в помещичьих имениях в 1858 году», объясните, в каких районах России было выгодно освобождать крестьян от крепостной зависимости (Приложение №2). Предположите, каким образом произойдет освобождение.

    В итоге выполнения заданий у учащихся складывается представление о двух мнениях по вопросу о реформе.

    Помещики нечерноземных губерний:

    • освободить крестьян с землей;
    • взять выкуп, несоразмерный со стоимостью земли;
    • правительство должно гарантировать выкупную операцию.

    Помещики черноземных губерний:

    • освободить крестьян без земли;
    • похоронить реформы

    Учащиеся зачитывают свои «проекты»:

    1 группа. Либеральный проект, выражающий мнение помещиков нечерноземных губерний. Ученики могут выступить от имени предводителя тверского дворянства А.М.Унковского, правоведа К.Д.Кавелина, Б.Н.Чичерина и других.

    Основные положения «Записок» А.М.Унковского и К.Д.Кавелина:

    • освобождение крестьян с землей и имуществом без «переходного» состояния;
    • вознаграждение помещикам за землю и освобождение крестьян;
    • плата за выкуп личности крестьянина возложена на все сословия России;
    • слияние двух сословий – помещиков и крестьян в один земледельческий класс;
    • отмена крепостного права – первая реформа, далее будут другие.

    Необходимо заметить, что записку К.Д.Кавелина император одобрил, но крепостники были против.

    2 группа. Консервативный проект, выражающий интересы помещиков-крепостников из черноземных губерний. Ученики могут выступить в роли предводителей дворянства Полтавской губернии М.П.Позина, генерал-губернаторов Веленской, Гродненской и других губерний – В.Назимова, М.Муравьева и других.

    Основные положения:

    • оставление основной части земли в руках помещиков;
    • крестьянам надо дать минимум земли и хозяйства;
    • освободить крестьян без земли;
    • предоставить помещикам самостоятельно договориться с крестьянами: сколько земли, какой выкуп;
    • предоставить помещикам компенсацию за утраченную власть над крестьянами: дать власть над чиновниками и влиять на управление в государстве.

    Промежуточную позицию между этими двумя лагерями занимал самарский губернатор Ю.Ф.Самарин, который полагал, что необходимо:

    • освободить крестьян постепенно, в течение 10-12 лет;
    • в течение этого срока крестьянам нужно будет обрабатывать землю за барщину.

    3 группа. Радикальный проект реформ. Учащиеся могут выступить в роли А.И.Герцена, Н.А.Некрасова, Н.Г.Чернышевского или Н.А.Добролюбова.

    Основные положения:

    • освобождение крестьян с землей;
    • построение нового общества через общину и коллективные формы труда;
    • за землю помещикам полагается выплата ничтожной суммы от государства.

    4 группа. Правительственный лагерь. Учащиеся могут выступить в роли «мотора» реформы Н.А.Милютина, В.И.Панина, Ю.Ф.Самарина.

    Основные положения:

    • отмена крепостного права и наделение крестьян гражданскими правами;
    • особое крестьянское управление в деревне;
    • освобождение крестьян с землей.

    Задание:

    Какие положения кавелинской записки получили отражение в государственном проекте отмены крепостного права?

    Далее учащиеся всех групп знакомятся с реальными Положениями земельной реформф – Положением 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Эксперты заранее знают материал и оценивают работу групп. Главное в дискуссии – обоснование каждого проекта.

    Задание: (для большей убедительности можно предложить математические расчеты)

    Определите размер выкупного платежа крестьянина Московской губернии за две десятины земли, если известно:

    1. Стоимость одной десятины – 62 руб.50 коп. (настоящая цена – 38 руб.).
    2. Из общей суммы стоимости земли крестьянин платил 20%, 80% остальной суммы за него платило государство при условии выплаты крестьянином в последующие 49 лет 6% годовых от суммы, уплаченной за крестьянина государством. Какую сумму должен был заплатить крестьянин и какова настоящая цена этой земли?

    Ответ: настоящая цена двух десятин земли – 76 руб., общая стоимость этой земли тогда – 125 руб. крестьянин должен был сразу заплатить 25 руб. (немыслимая цена для него!), и в последующие годы должен был платить по 6 руб. ежегодно. Таким образом, уже за девять лет крестьянин полн6остью окупал реальную стоимость полученной земли, а в последующие 40 лет отдавал деньги ни за что.

    Заключительная часть урока.

    Она посвящена подведению итогов реформы 1861 года и результатом работы групп. В частности, можно разобрать различные оценки реформы:

    Распалась цель великая

    Распалась и ударила

    Одним концом по барину,

    Другим - по мужику.

    Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы

    «Кому на Руси жить хорошо».

    Учащимся предлагается подумать, почему «цепь» ударила по барину и объяснить это.

    «Часто и мы много пишем о больших недостатках крестьянского освобождения…Однако, реформа могла быть и много хуже…и это очень важно для российской истории». (Н.Я.Эйдельман).

    Что это значит: «реформа могла быть хуже»?

    Учащимся необходимо пояснить, что имелась ввиду такая реформа, какой она была объявлена в 1857 году, когда за помещиком сохранялось куда больше земли и власти. «Чем хуже, тем лучше», - так полагали демократы и ждали бунта в ответ на реформу.

    Эксперты подводят итоги работы «проектных» групп: чей проект оказался на данном уроке более убедительным.

    Домашнее задание:

    Написать сочинение на тему «Как пошло бы развитие в России, если бы победил проект моей группы в 1861 году?».

    Приложение №2.

    Таблица «Барщина и оброк в помещичьих имениях в 1858 году».

    Губернии

    % оброчных крестьян

    % барщинных крестьян

    Губернии

    % оброчных крестьян

    % барщинных крестьян

    Костромская

    87,5

    12,5

    Тверская

    41

    59

    Ярославская

    87,4

    12,6

    Рязанская

    38

    62

    Вологодская

    84

    16

    Орловская

    28

    72

    Олонецкая

    72

    28

    Смоленская

    27

    73

    Владимирская

    70

    30

    Тульская

    25

    75

    Московская

    68

    32

    Пензенская

    25

    75

    Нижегородская

    68

    32

    Курская

    24,5

    74,5

    Калужская

    55

    45

    Псковская

    23

    77

    Новгородская

    45,6

    54,4

    Тамбовская

    22

    78

    Воронежская

    45

    55


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    план-конспект урока по истории России в 8 классе на тему "отмена крепостного права" (на татарском языке)

    Буа районы Иске Суыксу урта гомуми белем бирү мәктәбенең тарих укытучысы Заһидуллина Гөлнар Мәхмүтгәрәй   кызының 8нче сыйныфта Россия тарихыннан үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе....

    Разработка урока истории "Россия накануне отмены крепостного права"

    Комбинированный урок истории России в восьмом классе.Основные вопросы:1.      Анализ причин и предпосылок отмены крепостного права2.      Характеристи...

    План-конспект урока истории в 8-м классе "Подготовка отмены крепостного права"

    Данный урок является уроком изучения нового материала. Проводится он в форме исследования с элементами дискуссии. Урок направлен на выявление особенностей проведения реформы и создание проектов решени...

    Урок истории 8 класс Отмена крепостного права

    Урок построен на основе модульно-редуктивного обучения. В течение урока учащиеся работают с листом для учащихся....

    Урок в 8 классе "Отмена крепостного права"

    Урок в 8 классе "Отмена крепостного права" разработан в рамках ФГОС. Материалы урока включают конспект, презентацию, задания с использованием интерактивной доски, видеоматериалы, рабочий лист для учащ...

    Конспект урока. История 8 класс "Отмена крепостного права в России"

    Конспект урока истории России в 8классе Урок    истории 8 класс. по учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова "История России XX век".Тема урока: « Отмена крепостного права в России». 8 класс.Пред...

    Презентация к уроку истории по теме "Отмена крепостного права в России"

    Презентация к уроку истории по теме "Отмена крепостного права в России" 8 класс...