Урок 8 класс "Накануне отмены крепостного права "
методическая разработка (9 класс)

Гайдюченко Юлия Сергеевна

Цель урока:

усвоить  причины отмены крепостного права, сформировать представление о ходе подготовки отмены крепостного права,

сформировать гражданскую позицию по отношению к крепостному праву, личности человека.

развитие критического стиля мышления, умение ориентироваться в источнике информации,умение сотрудничать в группе ,выстраивать  конструктивное взаимоотношение с другими, умение логично, аргументировано выражать свои мысли, корректно относится к чужим.

Тип урока: изучение нового материала

Оснащение урока: портрет Александра II, выписки из исторических документов, оценочные листы, таблица «З-Х-У»

Технология: технология развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по истории 8 класс68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории 8 класс

Тема: Накануне отмены крепостного права

Гайдюченко Юлия Сергеевна

учитель истории и обществознания

МКОУ «Магистральная средняя общеобразовательная школа

Омского муниципального района Омской области»

Цель урока: 

            усвоить  причины отмены крепостного права, сформировать представление о ходе подготовки отмены крепостного права,

сформировать гражданскую позицию по отношению к крепостному праву, личности человека.

развитие критического стиля мышления, умение ориентироваться в источнике информации,умение сотрудничать в группе ,выстраивать  конструктивное взаимоотношение с другими, умение логично, аргументировано выражать свои мысли, корректно относится к чужим.

Тип урока :изучение нового материала

Оснащение урока: портрет Александра II, выписки из исторических документов, оценочные листы, таблица «З-Х-У»

Технология : технология развития критического мышления

Ход урока

1фаза - Вызов

Подготавливает, настраивает на информацию, процесс, усиливает мотивацию, направлен на вызов уже имеющихся знаний, активизация деятельности.

Совместное прочтение темы урока, определение цели урока.

Запись на доске цели урока (причины отмены крепостного права, кто начинает процесс подготовки, проекты отмены крепостного права)

«Мозговая атака»- учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме индивидуально в своей таблице «З-Х-У» 1 столбец (приложение 1)

Дискуссия - учащиеся делятся друг с другом знаниями, соображениями.

Заполнение 2 столбца таблицы «З-Х-У» индивидуально.

2 фаза-Осмысление

 Непосредственная работа с новой информацией, постепенное продвижение от «старых» знаний к «новым»

Работа по группам.

 Класс делится на 4 группы. Работа в группах с текстом о причинах отмены крепостного права.(приложение 2) Каждая группа записывает  на отдельном листе предполагаемые причины, которые они выделили.

 Наглядное изображение выводов по изученному материалу. На доску прикрепляют листы групп  с предполагаемыми причинами

     Анализ полученных причин. Выводы.

Рассказ учителя о  Александре II его отношение к крепостному праву.

Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в краткой речи, произнесенной им 30 марта 1856 г. перед представи телями московского дворянства. При этом он, зная настроения большинства дворян, должен был подчеркнуть, что будет гораздо лучше, если ликвидация крепостничества произойдет сверху, не жели ждать, когда это свершится снизу. Александр II так же, как и его предшественники, добивался, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от поме щиков. В конце 1856 г. он писал великой княгине Елене Павловне: «Я выжидаю, чтобы благомыслящие владельцы населенных име ний сами высказали, в какой степени полагают они возможным улучшить участь своих крестьян».

Но большинство дворян упорно уклонялось от каких-либо хо датайств.

3 января 1857 г. Александр II образовал Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Однако многие члены комитета, бывшие высокопоставленные николаевские чиновники, были ярыми противниками освобожде ния крестьян и всячески тормозили его работу. Даже присутствие в комитете горячего сторонника реформ — великого князя Кон стантина Николаевича — не могло сдвинуть дело с мертвой точки. И тогда Александр II решил предпринять более действенные меры.

В конце октября 1857 г. в Петербург прибыл виленский гене рал-губернатор В. Н. Назимов, бывший в молодости адъютантом Александра. Он привез императору адрес (обращение) от дворян Виленской, Ковенской и Гродненской губерний. Они были склон ны освободить крестьян, но только без наделения их землей. В своем адресе дворяне просили у императора разрешения обсу дить этот вопрос.

Александр решил воспользоваться ситуацией, и 20 ноября 1857 г. на имя Назимова был дан рескрипт (запись определения термина на доске) об учреждении из чис ла местных помещиков губернских комитетов для подготовки про ектов крестьянской реформы. В рескрипте указывались рамки реформы: освобождение крестьян с землей за выкуп, до выплаты которого они должны нести повинности в пользу помещиков. 5 де кабря 1857 г. подобное же указание было дано петербургскому генерал-губернатору графу П. И. Игнатьеву. Вскоре текст рес крипта Назимову появился в печати. Таким образом, подготовка крестьянской реформы стала гласной

В течение 1858 г. похожие рескрипты были даны и остальным губернаторам. В 46 губерниях были учреждены губернские «коми теты об улучшении быта помещичьих крестьян» (в официальные документы боялись включить слово «освобождение»). Окончатель ным шагом в обнародовании планов подготовки реформы стало переименование в феврале 1858 г. Секретного комитета в Главный комитет, председателем которого был назначен великий князь Кон стантин Николаевич.

В марте 1859 г. в качестве «рабочего органа» при Главном ко митете были учреждены так называемые Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, представленных губернскими комитетами, и составлением на их основе общего проекта закона об освобождении крестьян. Председателем комис сий был назначен генерал Я. И. Ростовцев.

Работа по группам

Класс в группах обсуждает проект отмены крепостного права (ключевые слова – проблемы: земля, выкуп) .Две группы помещики черноземья, две группы помещики нечерноземья- нужно обсудить как предполагали  отменить  крепостное право (ключевые слова – проблемы: земля, выкуп) помещики черноземья и нечерноземья.

Защита проекта отмены крепостного права.

  1. Какая форма эксплуатации крестьян (барщинная, оброчная) преобла дала в нечерноземных и черноземных губерниях? (В нечерноземных -оброчная, следовательно в этих губерниях были широко развиты не земледельческие промыслы крестьян и работа на земле часто не яв ляюсь основным источником дохода ни для крестьян, ни для поме щика. В черноземных - барщинная. Плодородная земля высоко цени лась. Помещики получали доход с продажи сельскохозяйственной продукции, выращенной на этой земле.)
  2. Как относились помещики этих губерний к освобождению крестьян с землей? (В нечерноземных губерниях - положительно. В черноземных губерниях - отрицательно. Стремление помещиков к сохранению в своих руках максимального количества земли. Желание, чтобы сво бодные крестьяне по-прежнему работали на помещика, но уже как вольнонаемные сельскохозяйственные рабочие)
  3. Что думали эти же помещики по поводу выкупа крестьянами своей личной свободы и земли? (Помещики нечерноземных губерний хоте ли получить не только вознаграждение за землю, предоставленную крестьянам, но и «за самих освобождаемых крестьян», т. к. земля стоила недорого. Помещики черноземных губерний хотели получить выкуп за минимальный земельный надел, в случае если он будет пре доставлен крестьянам, а также компенсацию за утраченную рабо чую силу, т. е. за самих крестьян.)

Запись на доске

Проекты освобождения крестьян:

        в черноземных губерниях (освобождение крестьян без земли или с
очень маленьким наделом за большой выкуп);

        в нечерноземных губерниях (освобождение с землей, но выкуп не
только за землю, но и за личность крестьянина).

3 фаза – Рефлексия

 Осмысление, присвоение новых знаний, оценка своей деятельности

Написание и прочтение синквейна (приложение 3)

по теме «Крепостное право»

Индивидуальное заполнение 3,4 столбцов таблицы «З-Х-У»

Оценка работы в группе в оценочной таблице (приложение 4)

Домашняя работа на выбор

 на «5»- &19 вопрос №4

 на «4» -&19 вопрос №1

 на «3» -&19 вопрос №2


Приложение 1

Таблица «З-Х-У»

знаю

хочу узнать

узнал

осталось не раскрыто


Приложение 2

Выписки из исторических документов  о причинах отмены крепостного права

Выписки из исторических документов  о причинах отмены крепостного права(1 группа)

1   «...Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин, сколько возможно позже осматривается и оглядывается, сколько возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше,- ему не дело делать, а день убить. На господина работает он три дня и на себя так же три дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все свои домашний дела и ещё имеет много свободного времени»

- Объясните такое отношение крестьян к барщине.

       Как это влияет на развитие с/ х ?

2  «... В условиях замены ручного труда машинным  то от рабочего требуются не одна  ручная ловкость, но и умственная способность, которую не проявляют обычные рабочие...»

  -  Имело ли отмеченное обстоятельство, какое либо отношение к проблеме крепостничества?    Какое?

Выписки из исторических документов  о причинах отмены крепостного права(2 группа)

1 « Поражение в Крымской войне ударило по застоявшимся умам. Теперь вопрос об освобождении крепостных во всех устах, об этом говорят громко, об этом думают даже те, при которых прежде нельзя было намекнуть на отмену крепостного права, не производя в них корь и нервических припадков»

-  Покажите связь, которая на ваш взгляд существует между крепостным правом и поражением в Крымской войне

2 «Крепостной крестьянин фактически оказался собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояния, а его с семьёй или даже отдельно от семьи продать, подарить. Произвол помещиков не знал границ. В изобретениях, пыток и истязаний бесправных крестьян некоторые из них дошли до виртуозности.»

- Какое ваше мнение складывается о положении крепостных крестьян?

Выписки из исторических документов  о причинах отмены крепостного права(3 группа)

1  « Государство толкало на путь реформы уже его собственные нужды, на первом план фискальные (налоговые ) Государственные финансы не могли окрепнуть при крепостном порядке. Главная доля всех прямых и косвенных налогов в России шла с крестьянского населения. Между тем при таком состоянии, в котором находились крестьянское сословие, оно неизбежно шло к постепенному обеднению и к уменьшению платежных сил.»

2 «Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлены из этих же крестьян».

  - Как вы понимаете эти слова?

Выписки из исторических документов  о причинах отмены крепостного права(4 группа)

1  «Какая атмосфера на мануфактуре, истинно на коммерческой ноге устроенной! Тут один друг друга  одушевляет и подстрекает. Вычет заставляет каждого, строже всякого надсмотрщика, наблюдать за чистотой работы. Собственная выгода будит рабочих до света и освещает ему вечером - охота пуще неволи»

- Каким образом подневольный, свободный труд влияет на развитие мануфактуры,  эффективность труда?

2  «... Чувствовалось, что нас победила Европа в ходе Крымской воины не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития»

- Как вы понимаете эту фразу ?


Приложение 3

Синквейн.

Правила написания синквейна:

1 первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;

2 вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;

3 третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;

4 четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5  пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.


Приложение 4

Оценочный лист

ФИ

1 задание

выявление причин

2 задание

разработка проекта

3 задание

синквейн

общая оценка

1

2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отмена крепостного права

Отмена крепостного права  в 1861 г....

Отмена крепостного права в России

Презентация к уроку по истории России в 8 классе...

план-конспект урока по истории России в 8 классе на тему "отмена крепостного права" (на татарском языке)

Буа районы Иске Суыксу урта гомуми белем бирү мәктәбенең тарих укытучысы Заһидуллина Гөлнар Мәхмүтгәрәй   кызының 8нче сыйныфта Россия тарихыннан үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе....

конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами

Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....

Лекция "Отмена крепостного права в России"

Разработка конспекта лекции на урок в 10 классе по теме "Отмена крепосного права в России"...