Размышления о роли демократических выборов в современной России
статья по истории по теме

Шаховская Елена Николаевна

Одной из центральных проблем политологии  является проблема формирования органов государственной власти и наделение полномочиями должностных лиц посредством волеизъявления граждан. Речь идет о проблеме  выборов как о высшей форме народовластия. Данная проблема особенно актуальна в условия формирования гражданского общества и  правового государства в современной России. Итак, в чем же смысл свободных демократических выборов?

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Размышления  о роли демократических выборов в современной России»

Человечество с давних времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеале интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять высший интерес для государства. Это гарантирует нам и основной закон государства – Конституция РФ.  Именно  поэтому одной из центральных проблем политологии  является проблема формирования органов государственной власти и наделение полномочиями должностных лиц посредством волеизъявления граждан. Речь идет о проблеме  выборов как о высшей форме народовластия. Данная проблема особенно актуальна в условия формирования гражданского общества и  правового государства в современной России. А также  - в преддверии выборов 2014 года. Это хорошая возможность порассуждать о том, что же такое свободные выборы и задуматься над тем как правильно распорядиться своим правом избирать. Давно известно, что  отличие демократических выборов от  тоталитарных основано на равноправном участии граждан в управлении государством, политической свободе  человека.  Ни имущественный ценз, ни политические пристрастия человека не могут ограничивать его избирательное право! И это необходимо уяснить в первую очередь.  Итак, что же такое выборы и в чем их суть?

В части 3 ст. 3 Конституции РФ свободные выборы определяются как высшее непосредственное выражение власти народа. Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов. Эту норму подтвердил и Федеральный закон об основных гарантиях, закрепив в преамбуле, что демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Это мы знаем из уроков обществознания.

Выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В них воплощается высшая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне.  Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.  Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. В конечном счёте победивший кандидат должен достичь стабильности и порядка в общественной жизни, как того хотели граждане. Железный канцлер Отто фон Бисмарк сказал: «Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и перед выборами». Эта фраза, сказанная на заре демократии, возможно,  и не потеряла своей актуальности. Каждый кандидат или партия стараются дать населению большие обещания относительно улучшению качества жизни и усиления мощи государства в случае их прихода к власти. Однако реалии управления страной не всегда позволяют  достичь намеченных в программе целей. И это не значит, что кандидат обманул своих избирателей, это значит, что достижение намеченного не всегда возможно осуществить за один срок. Но избиратели не в состоянии оценить все обстоятельства и все сферы управления обществом. В связи, с чем возникает ощущение обмана избирателей. И на следующих выборах избиратели меняют свои политические приоритеты. Это позволяет кандидатам и партиям анализировать свою политику, работать над ошибками и выходить на новые выборы с обновленной, более реалистичной  программой.  В этом и состоит  смысл  демократических выборов: каждый избиратель имеет свободу выбора, и при этом ему не нужно разбираться в тонкостях политики. Избиратель воздействует на политическую ситуацию своим голосом. И совершенно правы те, кто считает,  что «выборы – это возможность повлиять на власть», и те,  кто высказался в пользу того, что «выборы- это борьба политиков за власть». Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.

Например,  выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Федерации, действует на всей территории РФ в силу ее Конституции и федеральных законов. Однако конституции, уставы и законы субъектов Федерации, как правило, ограничивают принцип всеобщности избирательного права, сужая круг лиц, которые вправе голосовать и быть избранными в органы государственной власти субъектов Федерации (это право приходит в действие с 18 лет). Выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации. Избрание предусматривается того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей. Я прихожу к выводу, с которым трудно не согласиться: мы все ответственны за то правительство, которое имеем. И как не вспомнить слова американского критика Д. Нейтана: «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют».

  Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь политические взгляды, установки, цели. В демократическом государстве источником власти является народ. Поэтому ярким примером проявления демократии  и служат выборы.  Меня волнует проблема абсентеизма – уклонения граждан, обладающих активным избирательным правом от участия в выборах и референдумах. И эта проблема  очень актуальна на сегодняшний день. Причинами абсентеизма могут быть: недоверие к властям, разочарование в проводимой политике, личные качества человека. А может  быть и своеобразная форма протеста граждан против политики властей. Но как говорил все тот же  О. Бисмарк: « Неучастие в политике не освобождает от её результатов». Поэтому занимая пассивную позицию, думая, что мы не можем повлиять на власть, мы совершаем большую ошибку, давая тем самым возможность прийти к власти тем силам, которые не заинтересованы в проведении прогрессивных реформ. Участие в политической жизни напрямую связано с политической культурой граждан, которая воспитывается в семье и школе. Возможно на отношение граждан нашей страны к участию в политической жизни повлияло наличие в нашей стране в течении долгого времени тоталитарного режима. Выборы проводились на не альтернативной основе, господствовала одно партийность, граждане не могли повлиять на политическое развитие страны. Это привело к разрыву между народом и властью, к нарушению прав и свобод человека. Сегодня мы живём в демократическом государстве. Политические права граждан записаны в Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме. Это и право избирать и быть избранным, и право на мирные сборища, и на обращение в органы власти. Я считаю, что каждый гражданин должен серьёзно относиться к выборам, понимать как важен его голос. Правительство, которое мы имеем, законы, по которым мы живём, напрямую зависит от нашего сознательного участия в политической жизни общества.

Таким образом, выборы - это не просто важная часть демократического государства. Это высшая форма народовластия в современной России.  Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами,  социальными слоями и государством, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей.  Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения.



Предварительный просмотр:

       Психологическая поддержка выпускникам, сдающим ЕГЭ.

                            Советы родителям и выпускникам

Выпускные экзамены — один из важнейших этапов в жизни человека, во  многом определяющий будущее. Современным старшеклассникам предстоит итоговая аттестация в форме Единого Государственного Экзамена, который вызывает неоднозначные чувства у ребят и родителей. Больше того, ЕГЭ — это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а, соответственно, уровень тревоги. В этот период старшеклассники, несмотря на видимость взрослости, как никогда нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей.

Отличие ЕГЭ от традиционного экзамена в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, ребятам нужна помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки.

Руководство ВУЗов советует старшеклассникам сдавать как можно большее количество предметов, что повышает шансы поступления в ВУЗ за счет выбора факультета. Здесь следует отметить, что чрезмерная нагрузка на подростка и «распыление» усилий может привести к снижению реального результата на экзамене.

Сама процедура Единого Государственного Экзамена может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, подросткам со слабой нервной системой трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Кроме того, для тех ребят, которые склонны легче воспринимать информацию на слух, эту задачу усложняет визуальная форма заданий.

 Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, возможно обратиться за помощью к соответствующим специалистам. Главное условие успешной сдачи ЕГЭ — разработать индивидуальную стратегию подготовки, то есть найти те приемы и способы, которые в эффективны и полезны для вашего ребенка, позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Для этого ему необходимо осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику  наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ.

 Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись— вдохнуть полной грудью и идти дальше.

 Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать,

какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация

поможет совместно создать план подготовки — на какие предметы придется

потратить больше времени, а что требует только повторения.

 Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.

Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку,

что уже не очень хорошо помните большинство разделов школьной программы.

Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем

больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

 Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит

подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя.

Последние двенадцать

часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

 Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок.

Во-первых, ребенку будет

интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы

тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых,

необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только

тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с

содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В

любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его

собственной рукой.

 В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ).

Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или

родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте

вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и

обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе

домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться

на задании и не отвлекаться?

 Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы.

Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

 Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребѐнок получит на экзамене.

Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.

 Ознакомьте своего ребенка с эффективными способами борьбы со стрессом:

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполнить глубокий вдох через

нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Постараться представить, как с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом происходит частичное освобождение от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабить уголки рта, увлажнить губы (язык

пусть свободно лежит во рту). Расслабить плечи. Сосредоточиться на

выражении своего лица и положении тела.

3. Если позволяют обстоятельства, покинуть помещение, в котором возник

острый стресс. Перейти в другое место, где никого нет, или выйти на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями.

4. Заняться какой-нибудь деятельностью, все равно какой. Секрет этого

способа прост: любая деятельность, особенно физический труд, в стрессовой

ситуации служит в роли громоотвода, помогает отвлечься от внутреннего

напряжения.

5. Примеры формул достижения цели самопрограммирования:

· Экзамен – лишь только часть моей жизни.

· Я умею полностью расслабиться, а потом быстро собраться.

· Я могу управлять своими внутренними ощущениями.

· Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.

· Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.

Таким образом, роль родителей в подготовке старшеклассников к ЕГЭ

включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период

экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной,

психологически зрелой личности. И помните: самое главное — это снизить

напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

14 советов психолога старшекласснику, сдающему ЕГЭ

  1. Ты не можешь изменить реальность, но можешь изменить свое отношение к ней.

  2. Экзамен – это важный этап в твоей жизни, но не последний!

  3. Обсуди с родителями, что будет после экзамена. Пойми, катастрофы непроизойдет, каков бы ни был результат испытаний.

  4. В процессе непосредственной подготовки к экзамену задействуй разные виды памяти: зрительную (чтение), слуховую (чтение вслух или запись на аудио), моторную (переписывание материала).

  5. Пиши шпаргалки! Это очень полезный психологический ритуал, так как не только активизирует механическую память, но и дают чувство защиты.

  6. Проиграй несколько раз ситуацию экзамена дома

  7. Главное перед экзаменом – выспаться!

  8. Не стоит принимать перед экзаменом сильнодействующие успокоительные средства.

  9. Будь уверен в себе: ты знаешь все, что знаешь. (Кстати, чем больше ты знаешь, тем больше волнуешься – это доказано психологами!).

  10. Если у тебя есть маленький талисманчик, возьми его с собой. Он тебе поможет.

  11. Во время экзамена не воспринимай возникшее волнение как катастрофу.

  12. Просто пережди первую растерянность.

  13. Прочитай все задания и реши, в какой последовательности ты будешь их выполнять.

  14. Помни: лучший способ снять стресс – юмор.

     

 Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ»

                                 для участников

? Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЕГЭ

? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;

? Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность?

? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться?

? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз;

? Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ЕГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события;

? Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки:

? создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;

? Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;

? Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;

? Используй такие формулы самовнушений:

Я уверенно сдам ЕГЭ.

Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.

Я с хорошим результатом пройду все испытания.

Я спокойный и выдержанный человек.

Я смогу справиться с заданием.

Я справлюсь.

Я должен сделать то-то и то-то....

Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным.

В день перед экзаменом. Советы участникам ЕГЭ.

Как настроить себя на успех, быть более собранным и внимательным в день сдачи ЕГЭ

- День сдачи ЕГЭ - очень важный для тебя день. У тебя уже есть

положительный опыт сдачи экзаменов в прошлом, воспользуйся им.

- Осознай то, что ЕГЭ не свалился на тебя, «как снег на голову». Ты прошел

достаточную подготовку к нему на предварительном этапе. В этом тебе помогали родители и учителя.

- Мобилизуй свое внимание, сконцентрируйся на успешном выполнении всех

заданий - это поможет справиться с ситуацией.

 - Постарайся сразу сосредоточиться после того, как ты получил текст заданий.

Не отвлекайся на посторонние раздражители (шорохи, звуки, разговоры).

Перечитывай каждый вопрос дважды, убеждаясь, что ты правильно понял то, что от тебя требуется.

- Если тебе не сразу удается сосредоточить внимание, ты отвлекаешься и

испытываешь тревожность по поводу ситуации. Успокойся, присмотрись - тебя

окружают такие же сверстники и учителя, которые так же, как и ты, заинтересованы

в успехе.

- Сначала пробегись глазами по всем заданиям и начинай с более легких, а

сложное оставь на потом. Это поможет тебе быстро включиться в работу и

приобрести уверенность в своих возможностях на все время работы.

- Не спеши сразу вписывать правильный ответ, еще раз перечитай задание до

конца, убеждая, тем самым, себя в верном выборе. Это поможет избежать досадной ошибки.

- При выполнении следующего задания старайся отвлечься от предыдущих и

сосредоточиться только на новом задании, даже если в прошлых заданиях ты, как тебе кажется, испытал неудачу.

- Обязательно рассчитай приблизительное время на выполнение каждого

задания, оставив достаточно времени на проверку всех заданий.

- Если ты испытываешь серьезные затруднения по поводу решения тех или

иных заданий, примени все свои ресурсы, связанные с предыдущим опытом

освоения предмета и помни, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. Поэтому постарайся набрать максимальное количество баллов по всем легким заданиям, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Удачи, дорогие друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию в 10 классе «Демократические выборы и политические партии».

Урок по обществознанию  в 10 классе «Демократические выборы и политические партии».Учебник: «Обществознание. 10 класс» (авторов Л.Н.Боголюбова, Ю.И Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2008Урок ...

Демократические выборы. Избирательное право и избирательные системы.

Разработка   урока  обществознания  в  10  классе (2 часа). Материал принимал участие в межрегиональном конкурсе методических пособий и разработок по формированию электор...

Демократические выборы.

Урок обществознания в 10 классе (на 2 ч) с применением проектно - исследовательского метода....

Урок обществознания по теме "Демократические выборы и политические партии". 10-й класс

Урок обществознания по теме"Демократические выборы и политические партии".10-й класс...

Демократические выборы и политические партии

nИзбирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения   результатов голосования....