Блочно-модульное планирование уроков истории
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему
Материал по модульному планированию уроков истории для 6, 7. 8 классов по Всеобщей истории и истории Отечества. Данное планирование опробировано - есть положительный эффект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blochno-modulnoe_planirovanie_urokov_istorii_2010.docx | 54.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Курсовая работа по теме:
«Блочно-модульное планирование уроков истории»
Выполнила: слушатель гр. Общ. 7№1147 Иваний Мария Михайловна ГОУ СОШ №894 Научный руководитель к.п.н., доцент Саплина Елена Витальевна |
Москва 2010
Содержание:
1. Введение с. 3
2. Блочно-модульное планирование уроков истории:
1) теоретическая часть; с.4
2) Блочно-модульное планирование уроков истории 6 класса с. 6
7 класса с.11
8 класса с. 15
3. Заключение с. 19
4. Приложение 1 с.20
Приложение 2 с. 22
5. Список литературы с.24
Введение
В условиях современной действительности вызывает повышенный интерес во всем мире проблема качества образования. Концепция модернизации российского образования ставит перед учителем большие задачи. На помощь преподавателю приходят новаторские, интерактивные технологии и методики работы. Данная курсовая работа направлена на разработку тематического модульно-блочного планирования с учетом требований современного образования.
Целями работы являются:
1. рационализация урочного времени;
2. повышение усвояемости и успеваемости учащихся;
3. рост мотивации обучения;
4. увеличение доли самостоятельности учащихся, развитие их творческого потенциала.
Поставленные цели реализуются посредством решения следующих
задач:
- грамотная подготовка учителя к уроку, путем разбивки тем на модули и блоки; в работе представлено модульное планирование уроков истории 6, 7 и 8 классов;
- разработка отдельного модуля с использованием интерактивных методов работы. Разработан модуль по истории 7 класса по теме: «Петр I – чудо или чудовище?» (приложение 1 и приложение 2).
Курсовая работа носит практический характер, частично материал отработан на практике.
Модульно-блочное планирование уроков истории
Будучи начинающим преподавателем и пользуюсь традиционным методом планирования, я столкнулась с рядом проблем: низкая мотивация учащихся, нехватка урочных часов на обобщение и контроль знаний и т.д. В большинстве учебников количество параграфов соответствует количеству отведенных часов. Альтернативой традиционного урока является модульное обучение.
Личностно-ориентированная педагогика и здоровьесберегающие технологии – вот то, что, по - моему мнению, должно стать совершенно обязательным в любой школе и для каждого учителя, а воспитание интеллектуального, самостоятельного человека должно служить главной конечной целью образовательного процесса в школе. Установка на личностно-ориентированное обучение привела меня к необходимости освоения блочно-модульной технологии.
Модуль - это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.
Каждый ученик – активный субъект своей собственной деятельности. Позиция ученика – это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: учитель – ученик – класс. Функция педагога – от информационно-контролирующей идёт к консультативно–координирующей. Взаимодействие ученик – учитель идёт с помощью модуля.
Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.
Главной задачей учителя является составление модульной программы. Планирование системы уроков по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах.
Блочно-модульное планирование
уроков истории 6 класса
Учебники: Агибалов Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс. В 4 частях.// М.: «Просвещение», 2007 32 часа, 2ч/неделю
№ | Тема | Форма урока | Вид контроля | д/з | |
1. | Введение | 1 | лекция | С.5-6 | |
Блок 1. Раннее Средневековье. VI-XIвв. | 17 | ||||
Модуль1. Европа в раннее средневековье. | 6 | ||||
2. | Древние германцы | 1 | Технология критического мышления | §1 | |
3-4 | Франки. Империя Карла Великого. | 2 | Фронтальный опрос, | §2-3 | |
5 | Западная Европа IX-XI вв. Феодальная раздробленность | 1 | Сводная таблица | §4 | |
6 | Культура раннего средневековья | 1 | RAFT | §5 | |
7 | Обобщающе-повторительный урок | 1 | интерактивные методы | тестирование | |
Модуль 2. Византия и арабы | 4 | ||||
8. | Византия | 1 | лекция | Раб. тетрадь | §6 |
9. | Арабский халифат | 1 | семинар | Рабочая тетрадь | §9 |
10. | Культура | 1 | Технология критического мышления | Фронтальный опрос | §7,10 |
11. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | Сравнительная таблица | |
Модуль 3. Сословия средневековой Европы | 7 | ||||
12-13. | Феодалы и крестьяне | 2 | Технология критического мышления | тестирование | §11-12 |
14-15. | Горожане | 2 | Источники, RAFT | Рабочая тетрадь | §13-14 |
16-17 | Духовенство и крестовые походы | 2 | лекция | §15-16 | |
18. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | ||
Блок 2. Позднее средневековье. XI-XV вв. | |||||
Модуль 4. Средневековая Европа. | 7 | ||||
19-20 | Объединение Англии и Франции | 2 | Технология критического мышления | Сравнительная таблица | §17, 18, 21 |
21 | Столетняя война | 1 | Технология критического мышления | тестирование | §19 |
22 | Крестьянские восстания во Франции и Англии | 1 | Сравнительная таблица | Дифференцированные карточки | §20 |
23 | Реконкиста и образование Испании | 1 | Технология критического мышления | Интерактивные методы | §22 |
24 | Раздробленное состояние Германии и Италии | 1 | Сравнительная таблица | §23, 24 | |
25 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | обобщение | Интерактивные методы | |
Модуль 5. Славянские государства и Византия | 3 | ||||
26. | Гуситское движение | 1 | Технология критического мышления | тестирование | §25 |
27 | Падение Византии и завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 | лекция | Рабочая тетрадь | §26 |
28 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | обобщение | Интерактивные методы | Подготовка к RAFT |
Модуль 6. Культура XI-XVвв. | |||||
29 | Средневековая культура | 1 | RAFT | Опорный конспект | §27, 28, 30 |
30 | Культура раннего Возрождения | 1 | Технология критического мышления | Рабочая тетрадь | §29 |
31 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | ||
32 | Контрольное повторение | 1 | Контрольная работа |
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI в.// М.: «Просвещение», 2009 38 часов, 2ч/неделю
№ | Тема | Форма урока | Вид контроля | д/з | |
Модуль 1. Древняя Русь | 10 | ||||
1-2 | Восточные славяне и их соседи | 2 | Технология критического мышления | §1,2 | |
3-4 | Формирование древнерусского государства и первые киевские князья | 2 | Лекция, сообщения | Рабочая тетрадь | §3-4 |
5 | Крещение Руси | 1 | Лекция, источники | Фронтальный опрос | §5 |
6 | Расцвет Руси при Ярославе Мудром | 1 | Технология критического мышления | тестирование | §6 |
7-8 | Культура и быт Руси | 2 | Технология критического мышления, RAFT | Опорный конспект | §7-8 |
9 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | ||
10 | Контроль | 1 | Контрольная работа | ||
Модуль 2. Русь в период феодальной раздробленности | 10 | ||||
11 | Начало раздробленности | 1 | лекция | Рабочая тетрадь | §9 |
12-13 | Главные политические центры Руси Культура княжеств | 2 | RAFT | Сравнительная таблица | §10-11,16 |
14-15 | Русь между Востоком и Западом. | 2 | Технология критического мышления | тестирование | §12, 13 |
16-17 | Монгольское иго | 2 | Интерактивные методы | §14-15 | |
19 | Работа с источниками | 1 | Рабочая тетрадь | ||
20 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | ||
21 | Контроль по модулю | 1 | Контрольная работа | ||
Модуль 3. В Борьбе за независимость | 6 | ||||
22-23 | Москва- центр борьбы | 2 | лекция | Рабочая тетрадь | §17-18 |
24-25 | Московское государство XIV-сер. XV вв. Конец ордынского господства | 2 | Технология критического мышления | тестирование | §19-20 |
26 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | ||
27 | Контроль | 1 | Контрольная работа | ||
Модуль 4. Русское государство к. XV- сер. XVI в. | 11 | ||||
28-29 | Государство и церковь | 2 | Технология критического мышления | Рабочая тетрадь | §21-22 |
30-31 | Иван Грозный: реформы и опричнина | 2 | Лекция, сообщения | тестирование | §23,25 |
32 | Внешняя политика Ивана Грозного | 1 | Технология критического мышления | Интерактивные методы | §24 |
33-34 | Культура и быт | 2 | RAFT | Опорный конспект | §26-28 |
35 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | ||
36-38 | Итоговое повторение | 3 | Устное и письменное обобщение |
Блочно-модульное планирование
уроков истории 7 класса
Учебник: Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Новая история зарубежных стран.7 класс.// М.: «Просвещение», 2003 28 часов, 2 часа/неделю
№ | Тема | Форма урока | Вид контроля | д/з | |
1. | Введение | лекция | Сообщения | ||
Модуль 1. Великие географические открытия | 3 | ||||
2 | Географические открытия | 1 | сообщения | Опорный конспект | §1 |
3 | Итоги: первые колониальные империи и развитие капитализма | 1 | Технология критического мышления | Рабочая тетрадь | §2-3 |
4 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | ||
Модуль 2. Европа в XVI-XVII вв. | 7 | ||||
5-6 | Реформация и контрреформация | 2 | лекция | тестирование | §4-5 |
7 | Абсолютизм: Англия и Франция | 1 | §6-7 | ||
8 | Испания и ее жемчужина - Нидерланды | 1 | §8-9 | ||
9 | Международные отношения | 1 | §10 | ||
10 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | ||
Модуль 3. Английская революция | 3 | ||||
11-12 | Английская революция | 2 | Лекция, технология критического мышления | сообщения | §11-13 |
13 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | ||
Модуль 4. Культура XVI-XVIII вв. | 4 | ||||
14 | Возрождение | 1 | лекция | Опорный конспект | §14 |
15 | Литература и наука | 1 | RAFT | Рабочая тетрадь | §15-16 |
16 | Жизнь европейцев в XVI-XVIII вв. | 1 | Технология критического мышления | Сводная таблица | §17, 21 |
17 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | ||
Модуль 5. Европа XVIII в. | 6 | ||||
18 | Политическая карта мира. | 1 | Технология критического мышления | Рабочая тетрадь | §19-20 |
19 | Просвещение | 1 | лекция | тестирование | §18 |
20 | Промышленный переворот | 1 | семинар | Сводная таблица | §22 |
21-22 | Французская революция | 2 | Лекция, сообщения | ||
23 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | сообщения | |
Модуль 6. Образование США | 3 | ||||
24-25 | Колонии в борьбе за независимость | 2 | Технология критического мышления | §23-25 | |
26 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | ||
27-28 | Итоговое повторение | 2 | Устное и письменное обобщение |
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XVIII в. 7класс. //М.: «Просвещение», 2009 40 часов, 2 часа/неделю
№ | Тема | Форма урока | Вид контроля | д/з | |
Модуль 1. Смута | 5 | ||||
1. | Начало Смутного времени | 1 | лекция | Опорный конспект | §1 |
2-3 | Смута в Российском государстве | 2 | Технология критического мышления | Рабочая тетрадь | §2-3 |
4 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | обобщение | Интерактивные методы | |
5 | Контроль | 1 | рефлексия | Контрольная работа | |
Модуль 2. Россия в XVII в. | 9 | ||||
6-7 | Характеристика России после Смуты. Политическое устройство | 2 | лекция | Опорный конспект | §6 |
7-8 | Социально-экономическое развитие | 2 | Технология критического мышления | Фронтальный опрос | §4-5, 8 |
9 | Церковный раскол | 1 | Работа с источниками | тестирование | §7 |
10 | Внешняя политика | 1 | Технология критического мышления | Сравнительная таблица | §9, подготовка к RAFT |
11 | Культура и быт | 1 | RAFT | Рабочая тетрадь | §10-11 |
12 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | обобщение | Интерактивные методы | |
13 | Контроль | 1 | рефлексия | Контрольная работа | Сообщение детство Петра |
Модуль 3. Петр I – чудо или чудовище | 8 | ||||
14-15 | Предпосылки реформ. Внешний фактор.[1] | 2 | Лекция, RAFT | Опорный конспект | §12-14 |
16-18 | Реформы Петра[2] | 3 | Технология критического мышления | тестирование | §15-19 |
19 | Работа с источниками по теме | 1 | сообщения | ||
20 | Обобщающе-повторительный урок | 1 | Интерактивные методы | ||
21 | Контроль | 1 | рефлексия | Контрольная работа | |
Модуль 4. Россия XVIII в. Между двумя Великими | 5 | ||||
22-23 | Характеристика периода | 2 | лекция | Опорный конспект | §20-22 |
24 | Внешняя политика | 1 | Технология критического мышления | Рабочая тетрадь | §23 |
25 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | сообщения | Интерактивные методы | |
26 | Контроль | 1 | Контрольная работа | ||
Модуль 5. Екатерининская Россия | |||||
27 | Характеристика периода | 1 | лекция | Опорный конспект | |
28-29 | Социально-экономическое развитие | 2 | Технология критического мышления | Рабочая тетрадь | §24-26 сообщения |
30 | Внешняя политика | 1 | Сравнительная таблица | сообщения | §27-28 |
31 | Работа с источниками по теме | синтез | |||
32 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | обобщение | Интерактивные методы | |
33 | Россия при Павле I | 1 | Технология критического мышления | Рабочая тетрадь | §29 |
34-35 | Культура и быт во второй половине XVIII в. | 2 | Лекция, RAFT | Опорный конспект | §30-33 |
36 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | ||
37-40 | Итоговое повторение | Устное и письменное повторение |
Блочно-модульное планирование
уроков истории 8 класса
Учебник: Загладин Н.В. Всеобщая история. История нового времени. 8 класс.//М.: «Русское слово», 2007 28 часов, 2 часа/неделю
№ | Тема | Форма урока | Вид контроля | д/з | |||||||
1. | Введение | 1 | С.3 | ||||||||
Модуль 1. Мир в первой половине XIXв. | 10 | ||||||||||
2 | Наполеоновская империя | 1 | лекция | §1 | |||||||
3-4 | Народы против Французской империи | 2 | Технология критического мышления | тестирование | §2-3 | ||||||
5 | Победа освободительного движения в Латинской Америке | 1 | Рабочая тетрадь | §5 | |||||||
6 | Революции первой половины XIX | 1 | Технология критического мышления | Сравнительная таблица | §4,6 | ||||||
7 | Воссоединение Италии и объединение Германии | 1 | Рабочая тетрадь | §7 | |||||||
8 | Франко-Прусская война и создание Германии | 1 | тестирование | §8 | |||||||
9 | Европа на путях промышленного развития | 1 | лекция | §9 | |||||||
10 | Развитие науки об обществе | 1 | RAFT | Опорный конспект | §11 | ||||||
11 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | ||||||||
Модуль 2. Мир во второй половине XIXв. | 5 | ||||||||||
12 | Индустриальное общество – основные черты | 1 | лекция | Опорный конспект | §10 | ||||||
13 | Великобритания и ее доминионы. Индия – бриллиант в короне королеве. | 1 | Технология критического мышления | сообщения | §12, 17 | ||||||
14 | Гражданская война в США | 1 | Технология критического мышления | Сводная таблица | §13 источники | ||||||
15 | Страны Европы. От Австрийской империи к Австро-Венгрии | 1 | лекция | Рабочая тетрадь | §14,15 | ||||||
16 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | ||||||||
Модуль 3. Восток и Запад | |||||||||||
17-18 | Страны Востока и европейская политика. Итоги и последствия. Пробуждение Азии. | 2 | Лекция | Опорный конспект | §17, 21 | ||||||
19-20 | «Опиумные войны» в Китае, Османская империя, Персия, Латинская Америка | 2 | Технология критического мышления | Рабочая тетрадь | §18,19, 22 | ||||||
21 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | рефлексия | Интерактивные методы | |||||||
Модуль 4. Мир на рубеже веков. Первая мировая война. | 4 | ||||||||||
22-23 | Обострение противоречий и начало войны | 2 | Лекция, технология критического мышления | Опорный конспект | §23-24 | ||||||
24 | На фронтах Первой мировой | 1 | Работа с источниками, литературными произведениями | Рабочая тетрадь, интерактивные методы | §25-26 | ||||||
25 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | рефлексия | Интерактивные методы | Подготовка к RAFT | ||||||
Модуль 5. Культура, наука и искусство XIX -начала XX в. | 2 | ||||||||||
26 | Научная картина мира и мир искусства | 1 | RAFT | Опорный конспект | §27-28 | ||||||
27 | Повторительно-обобщающий | 1 | Интерактивные методы | ||||||||
28 | Итоговое повторение | 1 | Контрольная работа |
Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX в. 8 класс.//М.: «Просвещение», «Новый учебник», 2009
№ | Тема | Форма урока | Вид контроля | д/з | |
1 | Введение | лекция | С.5 | ||
Блок 1. Россия первой половины XIXв. | 19 | ||||
Модуль 1. Александр I | 10 | ||||
2-3 | Внутренняя политика | 2 | Технология критического мышления | Рабочая тетрадь | §1,3,6 |
4 | Внешняя политика до Отечественной войны 1812 года | 1 | Технология критического мышления | Сравнительная таблица | §2 |
5-6 | Отечественная война 1812 года | 2 | тестирование | §4, сообщения | |
7-8 | Заграничные походы и внешняя политика после войны | 1 | Сравнительная таблица | §5 | |
9-10 | Общественное движение и выступление декабристов | 2 | RAFT | Опорный конспект | §8-9 |
11 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | ||
Модуль 2. Николай I | 9 | ||||
12-13 | Внутренняя политика. Социально-экономическое развитие | 2 | лекция | Опорный конспект | §10-11 |
14-15 | Внешняя политика. Крымская война. | 2 | Технология критического мышления | Рабочая тетрадь | §12,14 |
16 | Общественное движение | 1 | RAFT | тестирование | §13 |
17-18 | Культура и быт 1-ой половины XIX в. | 2 | Сообщения, источники | Интерактивные методы | §15-18 |
19 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | ||
20 | Контроль по блоку 1 | 1 | |||
Блок 2. Россия во второй половине XIX в. | |||||
Модуль 3. Александр II Освободитель | 9 | ||||
21 | Накануне реформ. Крестьянская реформа | 1 | лекция | Опорный конспект | §19-20 |
22-23 | Либеральные реформы | 2 | Технология критического мышления | Рабочая тетрадь | §21-22 |
24 | Социально-экономическое развитие | 1 | Технология критического мышления | Опорный конспект | §23 |
25 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | тестирование | Подготовка к RAFT | |
26-27 | Общественное движение 60-80-х годов | 2 | Лекция,RAFT | Сравнительная таблица | §24-26 |
28 | Внешняя политика. Русско-турецкая война | 1 | Технология критического мышления | Рабочая тетрадь | §27-28 |
29 | Контроль по модулю | 1 | Интерактивные методы | ||
Модуль 4. Александр III | 8 | ||||
30-31 | Внутренняя политика | 2 | лекция | Опорный конспект | §29-30 |
32-33 | Социально-экономическое развитие | 2 | Технология критического мышления | тестирование | §31-33 |
34 | Общественное движение | 1 | RAFT | Рабочая тетрадь | §34 |
35 | Внешняя политика | 1 | Технология критического мышления | Сводная таблица | §35 |
36-37 | Культура второй половины XIX в. | RAFT | Опорный конспект | §36-39 | |
38 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Интерактивные методы | ||
39 | Контроль по блоку 2 | 1 | Контрольная | ||
Заключение
Анализируя систему модульных уроков на практике, хочется выделить практическое значение на уроках. В связи с большим количеством праздничных дней, пропусков учащихся по болезни и пр. данный метод стал неоценимым при подготовке к занятиям. Разработано модульное планирование, идет работа по подготовке к модульным урокам. Однако, есть и проблемы.
Модульные уроки предполагают триместровую систему обучения, погружение учащихся в предметную неделю. Таким образом, переход к модульной технологии должен осуществлять во всей школе, модернизация должна начаться с администрации школы. К сожалению, в нашей школе, как и большинстве, практикуется традиционная система преподавания, многие учителя просто не принимают новых интерактивных методов работы.
Опыт работы по новой технологии показал свои положительные результаты. Слабоуспевающие учащиеся имеют возможность самостоятельно оценивать свой труд на уроках в модуле, видят эффективность систематической работы. Конечно, уровень мотивации таких учеников повысился, повышается и успеваемость.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что внедрение модульной технологии будет продолжена. В планах выступление по данной тематике перед коллегами на педсовете, дальнейшая разработка модулей. В связи с постепенным переходом к ФГОС ОО данное модульно-блочное планирование будет расширено, добавлены конкретные цели и задачи уроков — главное при проведении занятий в формате новых стандартов. Каждый учитель может взять за основу разработку блочного планирования, добавить свои УУД, метапредметные и личностые достижения учащегося. Работа в данном направлении будет продолжена.
Приложение 1
Разработка модуля по истории 7 класса по теме:
«Петр I – чудо или чудовище»
1-2 уроки. Предпосылки реформ. Внешний фактор.
- Проводится в виде вводной лекции:
* Вводятся основные термины модуля: реформы, предпосылки, флот, рекрут, империя, Сенат, Синод, коллегии, меркантилизм, протекционизм…
*Особое внимание на логику реформ, на значение внешнего фактора (в связи с чем уроки объединены).
* Ставится проблема – так кто же Перт Великий – чудо или чудовище
Новый материал:
- Рассказ учителя о династическом кризисе конца XVII в., царь Иван и царь Петр, регентство Софьи.
- Работа с источниками[3] о личности Софьи и ее окружения. При работе учащиеся заполняют табличку, в которой указывают черты, характеризующие регентшу.
- Детство Петра Великого. Сообщение учащегося по методу «в роли учителя». Ученик заранее подбирает материал, готовит 3 вопроса к классу по рассказанному и готовится отвечать на вопросы. Остальные ученики заполняют вторую табличку, характеризуя самого Петра. При работе подчеркиваются любознательность, многосторонность увлечений будущего императора, но и поверхность знаний, неграмотность.
- Групповая работа с учебником: 1) Азовский поход С. 101-102
2) Великое посольство С.102-104
Рефлексия: заметка в энциклопедический словарь: 1 группа о Софье, 2 группа – родословная Петра, 3 группа о внешних предпосылках будущих реформ.
Домашнее задание:
Подготовиться к RAFT технологии по Северной войне: военный историк, рекрут из армии Петра, крестьянин на постройке новой столицы.
Второй урок по модулю посвящен внешней политике Петра I. Занятие проводятся
в виде RAFT технологии.
Перед учащимися на доске название темы, основные термины и даты, карта, схема Полтавского сражения.
1. Повторение:
- Вводная фронтальная беседа по предыдущему уроку;
- Шесть шляп мышления. Какими вы увидели Софью, Голицына, Петра?
- Вывод о неординарности личности императора.
2. RAFT технология. Группы показывают свои представления, остальные учащиеся составляют опорный конспект.
3. Детализация и обобщение полученной информации. Запись в тетради положений Ништадского мира и работа с картой и атласами.
4. Рефлексия.
- взаимоконтроль: сумел ли Петр I получить выход к морям? Грандиозная виктория?
- рабочая тетрадь с.41-42
- тонкие и толстые вопросы по теме.
- проверка опорных конспектов.
Приложение 2
3-4 уроки. Реформы Петра. Уроки по технологии критического мышления.
5 урок. Реформы Петра. Уточнение и разъяснение непонятных фрагментов в деятельности императора, проведение тестирования.
1. «Вызов» На доске нарисован кластер и учащимся предлагается его заполнить.
1) политика и религия С. 115
2) экономика С. 122
3) культура и быт С. 137
При заполнении кластера выписываются те мероприятия, которые остались непонятными. К этим моментам будет возможность вернуться на последующем уроке.
3. Рефлексия.
- обсуждение непонятных моменты
- Толстые и тонкие вопросы.
- Лингвистический конструктор.
- Терминологическая карта.
Домашнее задание. Заполнение рабочей тетради С. 42-54. Подготовка к тестированию по реформам Петра.
Опыт показывает, что на 3 уроке разбираются политические преобразования, религия и экономика. На 4 урок останутся реформы в области быта и культуры. При повторение изученного материала в начале 4 урока проводится работа с терминологической картой, задания соотнести. Сам урок проводится по аналогичной схеме и завершается рассказом учителя о фактах социального недовольства всех слоев общества (и дело царевича Алексея, Астраханское и Башкирское восстание, крестьянская война К. Булавина). Материал по фактам недовольства, их причинах подробнее будут рассмотрены на 5 уроке перед проведением тестирования по реформам.
Домашнее задание после 5 урока – так кто же Петр I – чудо или чудовище. Подготовить аргументы к каждой точке зрения.
На 6 уроке модуля проводится работа с источниками: из учебника, высказывания Пушкина, Ключевского, текст «Юности честное зерцало».
Ответ на главный вопрос модуля проходит в виде мозгового штурма. При этом учащиеся опираются на подготовленные дома аргументы. На дом учащиеся готовят возможные тестовые задания к обобщающему уроку.
На 7 уроке проводится устное обобщение с использованием интерактивных методов (шапки мышления, тонкие и толстые вопросы, синквейн, заметка в энциклопедический словарь о Петре Великом, терминологическо-понятийная карта).
На 8 уроке проводится контрольная работа по теме.
Список литературы:
Учебники и методическая литература:
Агибалов Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс. В 4 частях.// М.: «Просвещение», 2007
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI в.// М.: «Просвещение», 2009
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России конецXVII-XVIIIв.7 класс // М.: «Просвещение», 2009
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX в. 8 класс. // М.: «Просвещение», 2009
Загладин Н.В. Всеобщая история. История нового времени. 8 класс.//М.: «Русское слово», 2007
Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Новая история зарубежных стран.7 класс.// М.: «Просвещение», 2003
Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Мир и Россия в новое время. Краткие конспекты уроков для учителя истории. 7 класс. //М.: «Владос», 2002
Теоретическая литература:
Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М. Воронеж. 1998.
Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. М., 1997
Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография /под ред. П.И.Третьякова. М.: Новая школа, 1997.
Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология // Биология в школе. 1994. №5. с.29–32
[1] Приложение 1
[2] Приложение 2
[3] Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Мир и Россия в новое время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Использование блочно-модульной технологии на уроках химии"
материал содержит теоретические основы данной технологии, классификацию учебных элементов, примерный тематический план курса органической химии с использованием блочно-модульной технологии...
Из опыта внедрения блочно-модульной технологии на уроках физики
Обобщение опыта по осуществлению компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии...
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ " Элементы технологии блочно- модульного преподавания на уроках физики"
Краткий конспект проведения мастер-класса по физике для районого МО учителей при аттестации на высшую категорию...
блочно-модульная технология на уроках математики
Процесс обучения – процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их инт...
технология блочно-модульного обучения на уроках литературы. творчество М.Ю.Лермонтова
"Семейные ценности. Государство и семья в поэме М.Лермонтова"...
Статья "Применение технологии блочно-модульного обучения на уроках истории"
Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед ш...
Дидактические возможности применения блочно-модульного обучения на занятиях истории
Данный учебно-методический материал является идеей моей работы над применением современных иновационных технологий в образовательном процессе...