Урок-презентация "Московский Кремль"
презентация к уроку по истории на тему

Круглова Мария Ивановна

Урок - презентация "Московский Кремль" для обучающихся 4-5 классов. Урок проводят старшеклассники. Необходима предворительная подготовка обущающихся, выполняющих функции учителя. Данный урок помогает сформировать у детей представление о Москве как столице России, показывает взаимосвязь Москвы древней  и современной, раскрывает последовательность превращения древней Москвы в столицу огромного государства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moskovskiy_kreml.doc60 КБ
Office presentation icon moskovskiy_kreml_prezentatsiya.ppt2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Древний Кремль

Цели:

            - сформировать представление о Москве как столице России

            - показать взаимосвязь Москвы древней и современной

            - раскрыть последовательность превращения древней

              Москвы в столицу огромного государства

Задачи:    

             - обобщить знания учащихся о возникновении Москвы и особенностях архитектуры Кремля

             - установить последовательность строительства Москвы

             - способствовать развитию речи и коммуникативных способностей учащихся

Форма урока:

урок-презентация

Оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, затемнение, репродукции картин А.М. Васнецова, аудиозапись боя колокола и курантов, портреты великих князей, виды соборов Московского Кремля, щебень.        

1-ый уч-к: Сегодня мы отправляемся в путешествие в далёкое прошлое, в те времена, когда только возникла Москва, но для начала ребята прочитают нам стихотворения о Москве.

                           1. Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни

И палаты и дворцы.

                          2. Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах;

Сколько храмов, сколь башен,

На семи твоих холмах!

                           3. На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных,

Это матушка Москва.

                           4. Процветай же славой вечной

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный

Коренной России град!

2-ой уч-к: Представьте себе, что мы с вами перенеслись на 800 с лишним лет назад. И вместо современного города с большими домами, асфальтированными улицами, автобусами и троллейбусами мы увидели бы на холме маленький деревянный городок за высоким тыном, под холмом – реку, а вокруг – густые, дремучие леса. Городок тот назывался Москов – по реке, протекавший под ним, и жили здесь славяне из племени вятичей. Пахали они землю, ловили рыбу, собирали в лесу мёд, ягоды разные, охотились на дикого зверя.

Репродукция картины «Пашня»  (Слайд 1)

1-ый уч-к: Все земли, где жили славяне – вятичи: и леса, и реки, и деревни, и сам городок Москов, - принадлежали князю Юрию по прозвищу Долгорукий.

Портрет Юрия Долгорукого  (Слайд 2)

Вот что рассказывает об этом древняя легенда.

Однажды объезжал князь  Юрий Долгорукий со своей дружиной собственные владения. И вот среди глухих лесов и непроходимых болот на высоком холме предстала пред ним небольшая крепость, окружённая частоколом.

2-ой уч-к: Жил здесь славянский старейшина Стефан Кучко. Подъехал Юрий Долгорукий ближе, видит: не выходит Кучко встречать своего знатного гостя, не ведёт в свой терем, не оказывает чести. Удивился князь и послал своих дружинников узнать, в чём дело. А Кучко гордый был, непокорный. Велел передать  князю, чтобы проезжал он дальше своею дорогой, пока цел, что скоро сам он Кучко сравняется с Князем богатством и силой. Не стерпел Юрий Долгорукий такой обиды и приказал Кучко убить.

1-ый уч-к: А у этого боярина было трое детей: два сына малолетних и красавица дочь Улита. На дочери Кучко князь Юрий женил своего сына Андрея Боголюбского и повелел ему отныне жить в Москве, а братьев Улиты отдал ему в услужение. Так поселился в Москве сын Юрия Долгорукого Князь Андрей. Застучали топоры на Боровицком холме, и выросла здесь со временем новая деревянная крепость.

Репродукция картины А.М. Васнецова «Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Ю.Долгоруким в 1156 г.»  (Слайд 3)

2-ой уч-к: Как в сказке ярки и пестры

                  Стоят в Кремле Хоромы…

                  И всюду чудная резьба,

                  Расцветка, позолота.

                  Посмотришь – строилась изба,

                  А сделал сказку кто-то.

                  Вот так в Кремле среди дворов,

                Прекрасное на диво,

                Уменьем русских мастеров

                Искусство выходило.

1-ый уч-к: Разрослась, разбогатела Москва, а новый князь Иван Калита построил вокруг неё дубовый Кремль.

Портрет Ивана Калиты  (Слайд 4)

 Строился этот Кремль на века, а простоял 30 с не большим лет.  

Репродукция картины А.М. Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите»  (Слайд 5)

2-ой уч-к:  Сорок лет земель московских не топтал татарский конь,

                  Но у старых стен кремлёвских был опасный враг – огонь.

                  Как в засушливое лето загорится что-то где-то,

                  Дым закружится седой в слободе за слободой.

1-ый уч-к:   Тын за тыном, дом за домом, по лачугам, по хоромам

                  Запылает вся Москва, как в печи горят дрова…

                  Это было много раз.

                  Но пришёл однажды час и из города Коломны

                    На Москву возы ползут: для Кремля с каменоломни

                      Возит камень русский люд,

                    И былой стене на смену строит каменную стену

                  Небывалой красоты внук Ивана Калиты.

2-ой уч-к: В ту пору правил в Москве уже князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты.

Портрет князя Дмитрия Донского  (Слайд 6)

Он-то и построил новый кремль из белого камня. Меньше, чем через год выросла вокруг Москвы грозная неприступная крепость.

Репродукция картины А.М. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском»  (Слайд 7)

1-ый уч-к: Белый камень испытывали на прочность водой, огнём и молотом. На 2-3 дня камень погружали в воду. Если вес увеличивался незначительно, то такой камень можно использовать для строительства. Испытывали известняк и в огне. Если при нагревании камень не распадался на отдельные куски и не превращался в известь, то шёл на кладку стен. И, наконец, проверяли камень ударом молота. Подходящий для строительства камень должен был на части не распадаться и издавать высокий звон.

Показать учащимся кусок белого камня – щебень

2-ой уч-к: При московском князе Иване III Москва стала столицей всея Руси.

Портрет князя Ивана III  (Слайд 8)

Нужно было Москву украсить соответственно её новой роли. И решил   Иван III пригласить самых известных в то время строителей из Италии. Они то и построили новый кирпичный Кремль, тот самый, что стоит и поныне.

Репродукция картины А.М. Васнецова «Московский Кремль при    Иване III»  (Слайд 9)

1-ый уч-к: Кирпич как строительный материал был намного дешевле. Делали его из глины и песка. И того, и другого было много в Москве. Кирпич не был похож на современный, больше напоминал плитку. Толщина всего 4 см, длина и ширина примерно 17 см. Очень похож на паркетные дощечки. Каждый каменщик мог поднять кирпич одной рукой. Если какой-нибудь из них не умещался на нужном месте, его можно было расколоть одним ударом молотка пополам.

2-ой уч-к: По прочности кирпичная кладка не уступала белокаменной, лишь бы кирпичи были прочно соединены друг с другом. Соединяли их известковым раствором: в воде растворяли известь и добавляли песок. Надо было очень хорошо знать, сколько взять извести, песку, сколько налить воды. Когда такой раствор застывал, то становился твёрдым, как камень, «схватывался».

1-ый уч-к: И в самом Кремле решил князь всё перестроить. Для себя приказал отстроить новые каменные терема, а в центре крепости – новые соборы. Первым построили Успенский собор – самый главный.                                                              Показ репродукции Успенского собора  (Слайд 10)

Успенский собор был одним из самых величественных, торжественных и красивых на Руси. Здесь венчали на царство русских царей, оглашали важные царские указы, посвящали в сан патриархов. В этом же соборе патриархов и хоронили. Когда собор был построен, радости москвичей не было предела. Великий князь по такому случаю семь дней пировал с боярами. Сегодня Успенский собор – это сокровищница древнерусского искусства, один из самых посещаемых музеев Московского Кремля. В дни церковных праздников здесь совершаются торжественные богослужения.

2-ой уч-к: Затем появился Архангельский собор.

Показ репродукции Архангельского собора  (Слайд 11)

Этот собор являлся царской усыпальницей. Сейчас здесь находятся 54 захоронения великих московских князей и царей. Архангельский собор строили итальянские мастера, а посвящён храм Михаилу Архангелу, который почитался как покровитель ратного дела. По старинному обычаю перед военными походами московские князья приходили в свой родовой некрополь поклониться праху предков.  

1-ый уч-к: Также в Московском Кремле был построен Благовещенский собор.

Показ репродукции Благовещенского собора (Слайд 12)

Этот собор сооружён в честь большого религиозного праздника – Благовещения. Собор являлся домовой церковью царей и соединялся переходом с царским дворцом. В нём русские цари венчались и крестили своих детей.

Благовещенский собор – это жемчужина древнерусской архитектуры.

2-ой уч-к: В 1505-1508 гг. в Кремле Боном Фрязиным была возведена колокольня «Иван Великий».

Показ репродукции колокольни «Иван Великий»  (Слайд 13)

На  колокольне висели самые большие колокола, и у каждого свой голос. В праздник на дальние вёрсты разносился торжественный радостный гул московских колоколов.  

Колокольный звон (аудиозапись)

1-ый уч-к: Раньше это была самая высокая в городе колокольня. Она использовалась как сторожевая башня, потому что с её вершины обозревалось огромное пространство, и издалека можно было заметить приближающихся врагов. Завидев врага, Стражники ударяли в колокол, и народ собирался на защиту Москвы. Колокольня имела в высоту 81 м, а в арках висел 21 колокол.

2-ой уч-к: Рядом располагалась Ивановская площадь.

Показ репродукции Ивановской площади  (Слайд 14)

Здесь постоянно толпился московский люд, приходивший искать защиты или управы на обидчика, разбирать свои дела. Здесь же на Ивановской площади наказывали кнутами воров, привязанных к столбам, а на шею им вешали ту вещь, которую они украли. Царские люди (подъячие) выкрикивали царские указы, и на площади всегда стоял шум и гам. Отсюда и поговорка: «Кричать на всю Ивановскую».

1-ый уч-к: Ребята, а какие ещё пословицы и поговорки, связанные с Кремлём и Москвой, вы знаете?  

Учащиеся перечисляют пословицы и поговорки о Москве

«Москва – всем городам мать».

«Москва – белокаменная, златоглавая, хлебосольная».

«Кто в Москве не бывал, красоты не видал».

«За Москву – мать не страшно умирать».

«В Москву бресть – последнюю копейку несть».

«Славится Москва невестами, колоколами да калачами».

«Нет столько звону, что в Москве».

2-ой уч-к: Есть в Кремле два чуда литейного искусства: Царь-пушка, которая никогда не стреляла, и Царь-колокол, который никогда не звонил.

Показ репродукции Царь-пушки  (Слайд 15)

Царь-пушка была самым крупным орудием в древности. Отлита она славным мастером Пушечного двора Андреем Чоховым в 1586 г. и весит 40 тонн. Эта пушка не сразу попала в Кремль. Сначала она стояла на Красной площади для устрашения врагов. Ядра, которые лежат у основания пушки декоративные, их не мог бы поднять ни один воин, потому что весят они целую тону каждое. И ядра, и лает, на котором стоит пушка, были отлиты гораздо позднее. Сама же пушка предназначалась для стрельбы мелким каменным дробом (картечью).

1-ый уч-к: А теперь вы видите Царь-колокол.

Показ репродукции Царь-колокола  (Слайд 16)

Царь-колокол сразу стали отливать в Кремле. История этого колокола началась с того, что задумала однажды российская императрица Анна Иоановна отлить самый большой колокол, чтобы не было ему равного во всём мире. Вызвались отлить колокол два русских мастера – отец и сын Иван и Михаил Моторины. Целых три года готовились они к отливке, и работал с ними 100 помощников: плотников, чеканщиков, литейщиков. Наконец колокол был готов и лежал в литейной яме. Это было в 1733-1735 гг. И в это время случился в Кремле сильнейший пожар. Горело всё вокруг.

2-ой уч-к: В страшном огне гибли все кремлёвские постройки. Вот огонь подобрался к деревянным постройкам, конструкциям, окружавшим колокол. Испугались мастера, что от высокой температуры колокол может расплавиться, и стал заливать его холодно водой. И тут произошло непоправимое: от разницы температур колокол треснул и от него откололся «кусочек» весом в 11,5 тонн. Долго ещё пролежал колокол в земле, пока его с помощью специальных подъемных машин не извлекли из ямы и не установили на постаменте. Его вес – 200 тонн, а высота – 16,14 м. И стоит до сих пор Царь-колокол рядом с колокольней «Иван Великий».

1-ый уч-к: А сейчас, ребята, мы с вами попробуем разгадать небольшой кроссворд и посмотрим, всё ли вы запомнили из того, что услышали сегодня на уроке.

Кроссворд  (Слайд 17)

По горизонтали:

2. Она стоит – могучий город русский

    И никогда не склонит головы

    Вся жизнь была безрадостной и тусклой

    Когда б на свете не было ... (Москвы)

5. Главная площадь Москвы.

7. Художник, написавший ряд картин о Москве.

8. Фамилия боярина, владевшего усадьбой, на месте которой возник город Москва.

10. Собор, являвшийся домовой церковью русских царей.

12. Имя князя, при котором был построен Кремль из красного кирпича.

13. Как называлось племя славян, на территории которого возникла Москва?

По вертикали:

1. Строительный материал, из которого была построена красная стена Московского Кремля.

3. Самое высокое строение на территории Московского Кремля.

4. Главный собор Московского Кремля.

6. Другое название храма, церкви.

8. Прозвище князя, построившего вокруг Москвы дубовый Кремль.

9. Как называется огромный колокол, отлитый в Москве при императрице Анне Иоановне?

11. Имя князя основателя Москвы, имевшего прозвище Долгорукий.

1-ый уч-к: 1. №2 по горизонтали (Москва)

2-ой уч-к:  2. №3 по вертикали (колокольня)

1-ый уч-к: 3. №13 по горизонтали (вятичи)

2-ой уч-к:  4. №11 по вертикали (Юрий)

1-ый уч-к: 5. №8 по вертикали (Калита)

2-ой уч-к:  6. №8 по горизонтали (Кучко)

1-ый уч-к: 7. №1 по вертикали (кирпич)

2-ой уч-к:  8. №6 по вертикали (собор)

1-ый уч-к: 9. №9 по вертикали (царь)

2-ой уч-к:  10. №10 по горизонтали (Благовещенский)

1-ый уч-к: 11. №5 по горизонтали (Красная)

2-ой уч-к:  12. №4 по вертикали (Успенский)

1-ый уч-к: 13 №7 по горизонтали (Васнецов)

2-ой уч-к:  14. №12 по горизонтали (Иван)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Юрий Долгорукий

Слайд 3

"Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Ю. Долгоруким в 1156 г". А Васнецов

Слайд 4

Иван Калита

Слайд 5

"Московский Кремль при Иване Калите". А Васнецов

Слайд 6

Дмитрий Донской

Слайд 7

"Московский Кремль при Дмитрии Донском". А Васнецов

Слайд 8

Иван III

Слайд 9

"Московский кремль при Иване III". А Васнецов

Слайд 10

Успенский собор Кремля

Слайд 11

Архангельский собор Кремля

Слайд 12

Благовещенский собор Кремля

Слайд 13

Колокольня Ивана Великого

Слайд 14

Ивановская площадь

Слайд 15

"Соборы Московского Кремля". А Васнецов

Слайд 16

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории МВК «Волоколамский кремль»

Наша малая родина - город Волоколамск. Изучении истории родной земли, культурных традиций занимает важное направление в воспитании учеников. Одной из основных форм деятельности в данном направлении вы...

Кремль – Казанның кайнар йөрәге.

Тема: “Казан Кремле”тексты өстендә сөйләм үстерү дәресе. Максат: 1. “Казан Кремле” тексты өстендә эш;Казан шәһәренең иң зур бизәге һәм тарихи урыны – Кремль белән таныштыру.  2. Укучыларның...

Кремль – Казанның кайнар йөрәге.

Тема: “Казан Кремле”тексты өстендә сөйләм үстерү дәресе. Максат: 1. “Казан Кремле” тексты өстендә эш;Казан шәһәренең иң зур бизәге һәм тарихи урыны – Кремль белән таныштыру.  2. Укучыларның...

Урок-экскурсия по государственному историко-культурному музею-заповеднику "Московский Кремль"

Материал данной презентации актуально использовать при знакомстве учителей с учащимися 4 класса или  на первых уроках математики в 5 классе....

Тобольский кремль – хранитель истории Сибири, ее доблести и славы (в рамках изучения раздела «Московский Кремль»

Технологическая карта урока в рамках курса "Социокультурные истоки": "Тобольский Кремль"...

Открытое занятие ,посвященное 500-летию Тульского кремля "Тульский кремль-гордость Тулы"

Занятие посвящено истории строительства Тульского кремля.Форма занятия-интерактивная экскурсия,с использованием презентации и элементами театрализации....

Открытое занятие ,посвященное 500-летию Тульского кремля "Тульский кремль-гордость Тулы"

Занятие посвящено истории строительства Тульского кремля.Форма занятия-интерактивная экскурсия,с использованием презентации и элементами театрализации....