Описание опыта работы
статья по истории на тему

Федюшкина Лариса Павловна

Проблемное обучение на уроках истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья. Формирование познавательной компетенции посредством проблемного метода.  

    Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой  и окружающими.

      Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения.

В условиях модернизации исторического образования необходим переход на такие формы, методы, приемы организации учебного процесса, которые в большей степени помогут выпускнику войти в новое пространство, предполагающее умение  применять знания в новых условиях,  иметь широкий кругозор, уметь устанавливать  конструктивные  отношения  с  другими людьми.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, современный выпускник – это человек «осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов».

Исходя их этих предпосылок, приоритетным направлением в своей педагогической деятельности я рассматриваю  развитие познавательных способностей школьников посредством применения проблемного метода обучения.  Если говорить об историческом образовании, это - развитие у учащихся исторического мышления, т.е. способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии, оценки исторических событий и личностей, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории. Без хорошего знания истории современный человек не может обойтись в силу следующих причин:

  1. История – это единственная наука, которая увеличивается ежедневно и не терпит сослагательного наклонения, поэтому нам приходится учитывать опыт предыдущих поколений в дальнейшем развитии.
  2. Элементы истории и обществознания – неотъемлемая часть общей системы ориентации в окружающем мире. Каждый человек имеет «свою» историю, участвует в общественной и политической жизни, является неотъемлемой частью большого общества.
  3. История – это колоссальный воспитательный потенциал. Воспитание человека, хорошо ориентирующегося в современном мире, грамотного, настоящего гражданина, патриота – это непосредственная задача истории.

Сложность преподавания заключается в создании привлекательного для учащихся курса истории. Возникает необходимость кропотливого поиска приемов и  методов  преподавания и организации учебного процесса так, чтобы ученику «захотелось» не только учить и  понять историю.

Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. Одной из главных задач школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимися, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и расширению знаний и умений,  и применению  их в своей практической деятельности.

 Исследование по данной теме выявляет противоречия: между требованиями к подготовке учащихся и низкой мотивацией к обучению.  

Традиционная школа, ориентированная на ᴨередачу знаний, умений и навыков, не усᴨевает за темпами их нарастания. Современная школа не достаточно развивает способности, необходимые ее выпускникам для того, чтобы самостоятельно самоопределиться в социуме, принимать решения, быть активным и мобильным субъектом на рынке труда. Большими недостатками традиционной системы образования являются рожденные ею неумение и нежелание детей учиться, не сформированность ценностного отношения к собственному развитию и образованию.

           Правильная, рациональная организация учебной  деятельности ученика, позволяет  повысить уровень мотивации  и качество подготовки.

В современных условиях все чаще можно услышать такое выражение как «клиповая молодежь», т.е. поколение, способное получать больше информации из неких визуальных компьютеризированных источников, а вовсе не традиционным способом  – путем чтения книг.

Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностно-образующий и социализирующий элемент.

В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят проблемный метод обучения, который можно  использовать как с привлечением электронных ресурсов, так и без них.

    Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцуОт ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.

Проблемное обучение обеспечивает:

• развитие критического и теоретического мышления, основных интеллектуальных умений — обобщения, систематизации, анализа, синтеза, дедукции и индукции;

• формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета;

• приобщение к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, побуждение к самостоятельной учебной деятельность и активному поиску;

Опыт показывает, что успех использования  технологии проблемного обучения  зависит от заинтересованности учителя и высокой внутренней мотивации учащихся.  В процессе использования методов проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности учащихся. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что происходит социализация личности, учащиеся ориентируются в современных ценностях, обретают опыт творческой деятельности, готовятся к межличностному и межкультурному сотрудничеству. Проблемное обучение формирует творческую личность способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях. Постоянная постановка перед учащимися проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед трудностями, а стремится их разрешить.

Смысл проблемного обучения — в стимулировании поисковой деятельности учащихся. Структурной единицей проблемного обучения является проблемная ситуация и процесс её разрешения. Анализ проблемной ситуации, выявление её связей, отношений выражается в виде учебных (познавательных) задач.

Используя проблемный метод, я учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.

При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.

В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

      Создав проблемную ситуацию, необходимо поставить учебную цель и включить в работу учащихся. Это достигается за счет мотивации, заложенной в данной ситуации. Создание мотивационно-проблемных ситуаций или постановка специальных учебно-познавательных проблемных задач, в которых заключается практический смысл изучения определенной темы, на мой взгляд, дает эффект. Стараюсь в соответствии с содержанием темы подобрать такую жизненную ситуацию, разрешение которой было бы необходимым для учащихся в будущем. Мотивационный этап позволяет достигнуть эффекта быстрого включения учащихся в учебно-познавательную деятельность. Мотивация - процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, превращает внешне заданные цели во внутренние потребности личности.

В заключение хочется сказать, что успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы учителя физкультуры

учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....

описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Возможность иностранного язы...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...