рабочая программа кружка "История родного края"
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Таскаринова Алия Аскаровна

Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – Саратовскому краю, Питерскому району, поселка Нива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_istoriya_rodnogo_kraya.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                      «Согласовано»                                    «Утверждаю»

Руководитель МО                          Заместитель руководителя                   Руководитель МОУ

_________Аюпова Т.А                _________Иванова С.Н                        «СОШ п. Нива» 

            (ф.и.о.)                                                             (ф.и.о.)                         _____________Землянова Л.И.                                                                                                                                                                                                                                                          

Протокол №___                         «____» __________20__г.                                (ф.и.о.)                                                      

От «__» ______20__г.                                                                          Приказ № _______

                                                                                                              «___» ________20__г.

   

Рабочая программа

кружка

«История родного края»

Учитель: Таскаринова А.А

Срок реализации: 1 год

                                                                                                                                        Рассмотрена на заседании

педагогического совета

Протокол №_____

От «___» ______20___г.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Объект изучения: история и культурное наследие Саратовского края

Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – Саратовскому краю, Питерскому району, поселка Нива.

Актуальность программы заключается в том, что она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности  малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось  народом, проживающим на этой территории. Учащиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности. Предполагается более осознанное освоение прошлого не только поселка, его округи, но и Саратовской  области; формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий и исторический материал, но и умений грамотно их обработать, а затем  применять на практике, представлять его на мероприятиях по  истории. Программа  призвана также, способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.

Цели программы:

  • Приобщать учащихся к истории малой родины. 
  • Создавать условия для успешной творческой самореализации личности  в краеведческой деятельности.
  • Воспитание активной гражданской позиции талантливых детей.
  • Познакомить учащихся с историческим и  культурным наследием г. Саратова, его округи  и области
  • сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Основные задачи: передать колорит исторической эпохи,  раскрыть её сущность, показать роль людей, оценить уроки и значение исторических событий.

Задачи программы:

  • Изучение прошлого и настоящего своей малой родины, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе и области.
  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о районе.
  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
  • Активизация поисковой деятельности учащихся.
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернета и информационных технологий в изучение краеведения.
  • Пополнение фондов школьного музея  работами учащихся по краеведению.

Методические приемы:

  • Исследовательская деятельность.
  • Поисковая деятельность.
  • Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
  • Индивидуальная работа с учащимися.
  • Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов проектов).

Основные виды деятельности:

проведение викторин, выставок рисунков, фотографий, создание проектов, проведение исследований, написание мини-сочинений, стенгазет, создание электронных презентаций, участие в областных и районных краеведческих конкурсах и мероприятиях, коллективно-творческие дела.

Формы проведения:

рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия; поездка,  практическое занятие, работа с документами, викторина, консультация, проблемная лекция, исследовательская деятельность, работа в музеях, встречи с участниками исторических событий.

Программа предусматривает разнообразные формы исследования краеведческого материала: изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Программа наталкивает к созданию архивов устной истории в результате бесед, опросов, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий. Нацеливает на развитие навыка выступления на конференциях и популяризации накопленного опыта. Целесообразно использование проектной методики и мультимедийного комплекса.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Программа рассчитана на учащихся 8  класса, реализуется в течение 1 года – 17 часов, из расчета 0,5 час в неделю.  

Программа предназначена для проведения кружковой работы  в общеобразовательных школах.

Тематическое планирование занятий

№ п/п

Тема разделов

Количество часов

1.

Введение.

2

2.

Тема 1. Моя малая родина.

4

3.

Тема 2. Культура Саратовского края.

6

4.

Тема 3. Саратов.

6

5.

Тема 4. Географические особенности Саратовкой области.

4

6.

Тема 5. Вехи истории края.

10

7.

Обобщающее занятие.

2

Анализ продуктов творческой деятельности учащегося.

Основным критерием результативности занятий туристско-краеведческого кружка «История родного края» выступает критерий сформированности у учащихся  эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:

- наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;

- активная познавательная позиция учащегося; участие в различных краеведческих проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;

- широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);

- овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством);

- овладение опытом исследовательской и проектной деятельности.

Планируемые результаты реализации программы:

- организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления знаний об окружающем мире, осуществляющаяся  в кружковой деятельности;

- интегрированность общего и дополнительного образования на основе комплексного изучения родного края;

- получение каждым учащимся необходимого объёма знаний о родном крае;

- создание комплексной системы кружковой работы по развитию и реализации интересов учащихся в различных направлениях краеведческой деятельности;

- создание условий для развития ключевых компетентностей школьников;

- отражение результатов исследовательской и поисковой деятельности в печатных и цифровых формах организации краеведческих материалов;

- приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и конференциях;

- реализация социально-экологических проектов;

- духовно – нравственное развитие личности.

Личностными результатами изучения являются:

- установка на поиск решения проблем;

- критичность;

- развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметными результатами изучения являются:

- способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;

- способность осуществлять информационный поиск;

- способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;

- основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы;

- целенаправленно совершенствовать предметные умения, делать запрос к различным источникам информации;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Календарное тематическое планирование занятий

на (2014-2015 гг.)

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Оборудование

1.

Введение (1 ч.)

Вводное занятие, знакомство с планом работы  

1

рассказ, демонстрация,

презентация, исторический путеводитель

Тема 1. Моя малая родина (4 ч.)

2.

Из истории моей школы.

1

экскурсия, рассказ

материалы краеведческого уголка

3.

Родной поселок Нива: прошлое и настоящее.

1

чтение информационных текстов

материалы сельской библиотеки

4.

История Питерского  района: прошлое и настоящее

1

проблемная лекция

материалы сельской библиотеки

5.

Оформление материала о родной школе, поселке, районе.

1

практическое занятие

материалы исторических книг

Тема 2. Культура Саратовского края(6ч)

6.

Народное образование, наука

1

чтение информационных текстов

материалы исторических книг

7.

Архитектура, благоустройство

1

чтение информационных текстов

материалы исторических книг

8.

Цирк

1

чтение информационных текстов

материалы исторических книг

9.

Театральная жизнь

1

чтение информационных текстов

материалы исторических книг

10.

Литература

1

чтение информационных текстов

материалы исторических книг

11.

Известные люди Саратовской земли.

1

исследовательская деятельность

презентация

Тема3. Саратов (6 ч)

12.

Символика Саратова

1

рассказ, демонстрация

карта саратовской  области,

13.

Символ области и города – река Волга.

1

рассказ, демонстрация

карта саратовской  области

14.

Крупные города области.

1

исследовательская деятельность

карта саратовской  области

15.

Курорты и санатории Саратова

1

исследовательская деятельность

материалы исторических книг

16.

Оформление материала о Саратове и Саратовской  области.

1

практическое занятие

материалы исторических книг

17.

Обобщающее занятие.

1

рассказ, демонстрация

презентация

Список членов кружка

  1. Веретенникова Арина
  2. Ильина Диана
  3. Калиева Земфира
  4. Минькеева Екатерина
  5. Овчинникова Валерия
  6. Таскаринова Адина
  7. Хамзин Чингиз

8. Хохотова Лариса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Ономастика родного края"

Аңлатма язуы. Кешеләрнең  фикерләү  һәм  үзара  аңлашу-аралашу  чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...

Программа кружка "Родной край"

Программа содержит пояснительную записку, учебный план, календарно-тематическое планирование, список литературы....

Дополнительная образовательная программа" Литература родного края"

Дополнительная образовательная программа «Литература родного края"рассчитана на учащихся 13-15 лет увлекающихся литературным творчеством и литературным краеведением. Срок реализации программы 2 года. ...

Образовательная программа "Изучаем родной край" для начальной школы

Тематическая образовательная программа «История родного края» предназначена для занятий краеведением с учащимися начальной школы. Разработана для учебных групп "Активисты школьного музея". Прграмма ра...

Образовательная программа "Знатоки родного края"

Изучение краеведения дает возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории скла, кожууна, ре...

Рабочая программа "История родного края", 5 класс

Рабочая программа дополнительного образования "История родного края". План краеведческой работы  с учащимися 5 класса.Краеведческая работа предполагает изучение особенностей истории Саратов...

Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани

Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...