Методическая разработка экскурсии по постоянной экспозиции в музее гимназии "Боевой путь эскадрильи Нормандия-Неман"
материал по истории по теме

Экскурсия проводилась по постоянной экспозиции музея, обновленной и расширенной   к 70 -летию знаменитой эскадрильи "Нормандия-Неман", в которой вместе воевали французские летчики и русские авиамеханики. В ноябре-декабре 2012 года на классных часах и уроках истории в средних  и старших классах выставку посетили практически все гимназисты. Весной 2013 года мы провели экскурсии для французских учеников из г.Гренобля. Также выставку посетил во время визита в Нижний Новгород посол Франции в России господин Жан де Глиниасти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_normandiya_neman.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 53

Музей Боевой славы 1-ой воздушной армии гимназии № 53

«Боевой путь эскадрильи Нормандия-Неман»

 К 70-летию создания эскадрильи

Методическая разработка экскурсии по постоянной экспозиции музея

                                  Авторы-составители: Горбачёва Елена Михайловна, учитель истории;

Батарин Алексей Александрович, учитель истории

Экскурсоводы: Григорьев Дмитрий,

учащийся 11а класса МБОУ гимназии №53;

Назарова Дарья,

учащаяся 8а класса МБОУ гимназии №53;

Юдаш Елизавета,

учащаяся 11б класса МБОУ гимназии №53

                                                          Н. Новгород

2012 г.

История 1-го отдельного истребительного авиационного полка сражающейся Франции "Нормандия - Неман" началась 4 декабря 1942 года, когда эскадрилья "Нормандия", состоявшая из 15 французских добровольцев, была включена в состав Советских ВВС.  В 2012 году мы  отмечаем знаменательную дату – 70 лет со дня создания знаменитой эскадрильи.. В связи с этим хотелось бы вспомнить  о ее истории, о том, как зарождалась в огне войны эта удивительная дружба французских и советских летчиков,штурманов,авиамехаников.

Цель нашей экскурсии –  рассказать об истории и боевом пути эскадрильи «Нормандия –Неман.

Задачи экскурсии:

образовательные:

создать представления у экскурсантов об истории и боевом пути эскадрильи «Нормандия –Неман»

      углубить и расширить их знания о Великой Отечественной войне советского народа 1941-1945 гг;

воспитательные: формировать у экскурсантов чувство патриотизма и гражданственности, понимание необходимости уважения и бережного отношения к наследию предков, чувство гордости за свою страну и уважения к французским летчикам.

развивающие: развивать у экскурсантов умение работать с различными источниками информации (фотографии, предметы, и т.д.) для получения субъективно новых знаний о прошлом.

Экскурсия  построена по тематико-хронологическому принципу и рассчитана на средний и старший школьный возраст.

К основным объектам экскурсии относятся, в первую очередь, материалы, представленные в электронной презентации, выполненной в среде Microsoft Office Power Point 2003 (отсканированные довоенные фотографии, кадры кинохроники, и т.д.), а также объекты витрин №1 и №2 (лётные очки и шлем, коллекция открыток, альбомы,книги и другие экспонаты). К дополнительным объектам относятся выставленные в специальном месте  предметы  военного быта, имитирующие уголок радиста (планшеты летчиков,стол,стул,рация, маскировочная ткань, карманные часы, блокноты с записями, остатки вооружения и обмундирования и др.).

В экскурсии предусмотрено органическое сочетание методических приёмов показа и рассказа, при этом, за счёт использования современных мультимедийных технологий, предполагается достижение у экскурсантов подобия «эффекта присутствия» при просмотре материалов экспозиции. В соответствии с этим определяется и техника проведения экскурсии: чередуются периоды показа объектов на электронной презентации с показами объектов на витринах, а более подробное рассмотрение последних отнесено в конец экскурсии.

 Эмоциональное воздействие на слушателей  достигается рассказом о судьбе летчиков эскадрильи, их трагической гибели. Используются отрывки из мемуаров и писем их родных.

По времени экскурсия рассчитана на 20-25 минут В конце проводится игра.

Ход экскурсии.

Здравствуйте, дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас в нашем школьном музее на экскурсии, посвященной истории знаменитой эскадрильи «Нормандия-Неман». Любую историю можно преподнести сухо, одними фактами, которые тут же забудутся, едва вы покинете этот зал. Однако наш рассказ оживят бесценные воспоминания участников событий того времени – Ролана де ля Пуапа, Ивана Молчанова, Франсуа де Жоффра и других…     (слайд № 1)

А начнем мы с истоков, идеи создания эскадрильи. Как она появилась?

Вторая Мировая Война началась для Франции с горечи тяжелых поражений. Ее территория была оккупирована фашистскими войсками. Далеко не всех французов устраивало такое унизительное положение. Многие мечтали отомстить за поруганную родину. (слайд № 2)

В стране развивалось движение Сопротивления. Возглавил его генерал Шарль де Голль. Он обратился к французской нации: «Франция проиграла сражение,но не проиграла войну» и собрал под свои знамена больше 35 тысяч воинов-добровольцев, в том числе и летчиков Вооруженные силы «Свободной Франции» собирались в Африке, Англии и на Ближнем Востоке.. (слайд №3 )

1 сентября 1942 года Шарль де Голль подписал приказ о формировании истребительной авиационной группы «Нормандия». Она была названа в честь французской провинции, наиболее пострадавшей при вторжении немецких захватчиков. "Это напоминает слезы наших матерей, страданье наших детей и
жен".-так говорили французы.

Эмблемой летчиков стал герб Нормандии – два золотистых льва на фоне красного щита. (слайд № 4)

25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. Летчики вылетели в СССР. 28 ноября они прилетели в Москву. И 4 декабря 1942 года в городе Иваново была сформирована эскадрилья В ее состав сначала вошли всего 14 летчиков и 58 механиков-французов и 17 советских механиков. (слайд № 5)

Вспоминает французский летчик Ролан де Пуап:

«Мы хотели только одного: сражаться с немцами. А для этого нужно было отправиться в Россию — только там шла настоящая война. Нам повезло: через Африку, Англию и Иран мы прилетели в СССР, в Иваново Ноябрь 1942 года. Разгар Сталинградской битвы. Тогда еще было совершенно непонятно, как повернутся события. Но нам было все равно: сражаться вместе с русскими уже было огромной честью. Погибнуть не боялись — мы же военные летчики, к смерти готовы. Мы хотели трудной жизни и тяжелых боев. И всё это мы получили». (слайд № 6)

Вспоминает летчик Франсуа де Жоффр:

«После жары далеких пустынь встречала нас заснеженная Россия. Нас было 58. Мы волновались, не знали русских слов. Первое, что мы услышали: «Хорошо», «Товарищ».

Французы долго не могли привыкнуть к бескрайней белизне заснеженных просторов, когда глазу не за что зацепиться Возникли и технические проблемы — 58 французских механиков, прибывших вместе с пилотами, не смогли работать с незнакомым оборудованием в условиях русской зимы… Четыре месяца учились французы летать на русских самолетах «Як-3»и «Як-9». Як-это истребитель,созданный русским конструктором Яковлевым,один из лучших в годы войны.

 Посмотрите-вот перед вами на стенде изображения этих знаменитых советских самолетов.

Cамолеты "Нормандии" имели отличия. (слайд №7 ) Давайте их рассмотрим. Нос "Яка" украшен тремя полосами французского флага: красной, белой, синей. На борту красная звезда и молния (знак точного и быстрого удара), как у всех самолетов 18 гвардейского истребительного полка. Именно с этим полком в cоставе 303 дивизии крылом к крылу "Нормандия" проходила свой боевой путь на Смоленской земле, Орловско-Курской дуге Белоруссии.На борту летчики рисовали кресты-отмечая сбитые самолеты врага. Обратите внимание на окраску самолета-как вы думаете,почему крылья окрашены по-разному?(чтобы самолет был не виден противнику сверху-он сливается с землей и снизу-сливается с небом)

В марте 1943 года экзамен. Летное поле. 30-градусный мороз (вот так март!) и фигуры высшего пилотажа. Самолет стремительно набирает высоту ив перевернутом полете почти прижимается к земле, и земля дрожит от его гула. Так летал Ролан де Пуап, 14 летчиков-истребителей преодолели всё. Сдали экзамен перед высокой комиссией, поразив присутствующих филигранным лётным мастерством. (слайд № 8)

Конец марта 1943, наконец-то — на фронт! Перелет с тренировочной базы в Иваново на аэродром Полотняного завода, в распоряжение полка бомбардировщиков.

Вспоминает старший лейтенант Иван Молчанов:

Перед первым совместным боевым вылетом мы в строю стояли вместе — группа майора Жана Тюляна и наша группа. Ну, я и задал вопрос — как нам в воздухе общаться? И кто-то предложил: «Фриц выше, фриц ниже, фриц справа, фриц слева». Всё! Так мы в воздухе и общались. (слайд №9 )

 Посмотрите на эту витрину. Вы видите здесь шлем летчика и очки пилота . Они подарены нашему музею летчиком Леонидом Андреевичем Лапшиным. В таких же шлемах воевали французские летчики.

Боевое крещение было в апреле 1943 года. Представьте яркий весенний день. В полете Альбер Дюран и Альбер Прециози. Появляются немецкие "Фокке- Вульфог". Наши "Яки" - им наперерез и с крутого виража обстреливают немцев. 2:0! Счет "Нормандии открыт". Перед нами снимок из газеты военного времени. Фронтовой журналист сфотографировал французских летчиков. В центре - в советской форме - лейтенант Дюран. Открытая, располагающая улыбка - душа компании, подталкивает вперед себя А. Прециози. Вручать снимок не пришлось: все трое погибли вскоре в неравном бою(слайд №10 )

Первые бои, первые победы… и первые потери. Чудовищные для маленькой эскадрильи — за один день, 13 апреля, французы потеряли троих. Из четырнадцати.

Оказалось, что высокое лётное мастерство французских истребителей имеет одну неприятную особенность: друзья на земле, в воздухе они сражаются каждый за себя. По-другому просто не обучены. «Сам погибай, а товарища выручай» — понимают. Но не умеют. Отсиживаться французы не собираются, но позволить им и дальше участвовать в боях тоже никак нельзя. Судьба «Нормандии» определилась в тот апрельский день, когда советское командование приняло решение о переводе оставшихся французов «под крыло» 303-й авиадивизии, четвертой эскадрильей в составе 18-го авиаполка. Если кто и мог спасти «нормандцев» от них самих, на личном примере обучить их боевому взаимодействию, — так это гвардейцы из 18-го. (слайд № 11)

«Гвардия» — элитные войска, это французы понимали. Через переводчика получили разъяснение: в Красной Армии гвардейское отличие присваивают за мужество и высокое воинское мастерство, проявленное в боевых условиях.

Иван Иванович Молчанов,летчик авиадивизии вспоминаетФранцузы показали свою тактику индивидуального боя. Но мы их потом… …критиковали. Сидим у землянки, объясняем: индивидуальный бой вас погубит! На земле руками показываем — смотрите, если противник появится с левой стороны, и ведущий слева, то ведущий бьет, а ведомый его прикрывает. Если наоборот — тогда наоборот. Видите, говорим, так мы друг друга защищаем. Кроме того, плотным строем идти нельзя, потому что не видишь ничего. А закон такой: если потерял противника из виду, считай, что ты сбит!

.Генерал Захаров командир 303-й авиадивизии : "Я сказал в наставление французам, что они индивидуалисты и не владеют правилами коллективного боя. В доказательство беру с полу веник. Выдергиваю из него прутик и легко ломаю. Затем парню покрепче велю сломать весь веник. Его попытки безуспешны. "Нет, мой генерал". Все поняли и засмеялись". Захарова французы называли «старшим братом» и «почти отцом»

Golouboff, Zakharoff… — так Ролан де Пуап произносил фамилии своих русских командиров.  Потрясающие люди! Огромного мужества и огромной доброты. Нас, пилотов «Нормандии», связывала очень крепкая дружба, но с русскими летчиками мы тоже дружили по-настоящему. Мы им говорили «ya tebia lyublyu!». А в начале лета мы отправлялись собирать одуванчики, чем приводили серьезных русских в полное смятение. Но мы действительно обожали ваши огромные желтые поля с одуванчиками, только в России такое увидишь… А еще я любил грибы собирать. Griby. Как услышу «да где ж этот грибник-истребитель?» — значит, меня зовут! (слайд № 12)

Иван Иванович, улыбаясь воспоминаниям, формулирует приязнь по-своему:
А что французы? Летчики и летчики — они ведь такие же, как мы. Разве что говорят на другом языке, но такие же люди. Мы поэтому быстро сдружились.

Дружили так, что французы категорически отказались перейти в подчинение Василия Сталина, который очень хотел прибрать к рукам ставших знаменитыми «нормандцев».

5 июля 1943 года на базе эскадрильи был сформирован 1-й истребительный авиаполк Нормандия который принял участие в Курской битве- одной из самых важных и тяжелых в истории войны. . Шли тяжелые бои за г. Орел. Все небо было в дыму и огне. Были победы и большие потери. Из 37 французов погиб 21 человек, в том числе и храбрейший командир - Жан Тюлен. (слайд №13 )

Первая боевая компания "Нормандии" закончилась. А вторая начнется через 5 месяцев.

А пока - аэродром под Тулой. Здесь французы в составе войск ПВО охраняют небо Подмосковья, здесь узнают Россию. Удивляются тому, как тульские умельцы (механики, оружейники) быстро и хорошо подготовят самолет и скажут: "Удачи тебе, командир!" Удивляются тому, что в России знают Золя, Бальзака, Ромена Ролана. А как поют! Удивительно красиво и мужественно.

Посмотрите-вот может быть . в похожем уголке,на таких же наскоро сколоченных стульях,отдыхали летчики. Перед вами планшеты, кружки, предметы быта военного времени.

Наступил май 1944 года. (слайд №14 )

Отдельный истребительный авиаполк "Нормандия" в составе четырех эскадрилий "Руан", "Гавр", "Шербург", "Канны" (носящих имена нормандских городов) на Белорусском фронте, опять в составе 303 дивизии. Идет операция Багратион"-по освобождению Белоруссии. Теперь летчики действуют парами:, ведущий и ведомый. Хорошо испытанная тактика приносит успех. Падают на землю объятые пламенем немецкие "Юнкерсы", "Фоккевульфы", врезаются в болота "Мессеры". Воюют русские и французы, и платят за победу своими жизнями. Сохранились два письма с Белорусского фронта.

Механик Владимир Белозуб пишет родителем: "Подружился с французом-летчиком. Зовут Морис де Сейн. Мы связаны очень крепко..." Второе - по-французски: "Здравствуй, мама! Хочу рассказать о Володе. Когда я сплю, он сна не знает. Мой русский друг все делает, чтобы я вернулся из боя живым. Какой мастер!". Оба - механик и летчик были связаны общей дружбой и общей гибелью... Оба летели в одноместном "Яке". Володя за спиной Мориса. Начался обстрел. Летчик получил; приказ покинуть самолет. "А как же Володя, ведь он без парашюта?" - думал Морис, пытаясь безуспешно посадить самолет. Страшный удар, взрыв... Французский летчик отказался спасти свою жизнь ценою жизни товарища. И сейчас они вместе - Володя и Морис - на кладбище в г. Рудня на Смоленской земле.

Советские войска шли на Запад. Витебск, Орша, Борисов, Минск. В районе Витебска зенитки подбили самолет командира эскадрильи "Руан" Марселя Лефевра... Из разбитого бензобака полыхнул огонь. Обоженный летчик спас самолет, но не свою жизнь. Он умер в Московском госпитале и похоронен в Москве, на Введенском кладбище. А было ему всего 26 лет. Его любили все. Стройный, красивый... Незадолго до гибели товарищи послали его в Москву на молодежный конгресс, где произнес он крылатые слова: "Мы покинули поруганную Родину, чтоб вернуться победителями!". Больше 100 боевых вылетов совершил Марсель Лефевр, награжденный Звездой Героя Советского Союза, посмертно

Тяжелые потери и снова бои за Вильнюс. Каунас. Неман. (показать карту на стенеде «Боевой путь эскадрильи «Нормандия-Неман»)

2 августа 1944 года. "Приказ Верховного главнокомандующего. За освобождение Литовской ССР и реки Неман от фашистских захватчиков полку "Нормандия" присвоить звание "Неманский".

О, радость! Она скоро умножится вестью об освобождении Парижа, прекрасной французской столицы. Друзья - русские летчики - устроили по этому поводу фейерверк, звучала "Марсельеза". Это были исторические минуты. И русские и французы чувствовали и общее горе, и общую радость, знали, что идут одной дорогой - к победе над фашизмом.

Осенью 1944 авиаполк «Нормандия-Неман» получил новый, лучший по тому времени истребитель «ЯК-3». Он сразу очаровал французов - простой, лёгкий, быстрый.

Шли бои в Восточной Пруссии. Здесь в боевом искусстве лётчики достигли совершенства.

Высокая техника, помноженная на возросшее мастерство, позволила -только за один день боёв 16 октября -сбить 29 самолётов противника без потерь, а за 12 дней наступления-103 фашистских самолёта.

Бои в Восточной Пруссии требовали большой физической выносливости. Стояли сильные морозы, с моря дул пронизывающий ветер поднимались метели, а полёты не прекращались

Самолёты поднимались в небо в бой и на выручку друзей, попавших в беду. Командир эскадрильи С.Долгалев посадил повреждённый самолёт на лёд залива Фришес-Хафф. Немцы пытались взять лётчика в плен. Заметив это, французские пилоты обстреляли фашистов и защищали его до тех пор, пока за ним не подоспела помощь.

У того же легендарного залива произошёл ещё один незабываемый эпизод. Франсуа де Жофф, сбитый гитлеровцами, упал с парашютом на тающий лёд и погрузился в ледяную воду. Собрав волю и силы, ухватился за бревно, и плыл в ледяной воде 10 часов. Советские солдаты, увидев человека в воде, взяли лодку, под обстрелом поплыли навстречу французу и спасли его. Вспоминается ещё один эпизод воинского братства.

Герой Советского Союза Николай Пинчук, лётчик 18 ГИАП сбил два фашистских самолёта и протаранил третий. Его самолёт был повреждён. Пинчук на парашюте спускался на землю, фашисты не спеша, расcтреливали его. Теряя силы, лётчик приближался к земле. Вдруг подлетели французы «Когда они пролетали мимо», вспоминает Пинчук, « Я увидел цифру 11».Это был « ястребок» Дюрана! От радости я закричал, словно он мог услышать: « Мерси, Шер ами!» Разогнав немцев, французы спасли русского лётчика.

Больше двух лет: с марта 1943 года по май 1945 года воевали французские лётчики, пройдя боевой путь от Подмосковья до Восточной Пруссии. Во время Второй мировой французская авиаэскадрилья «Нормандия-Неман» совершила более 5 тысяч боевых вылетов, провела около 900 воздушных боёв, сбила более 270 самолётов противника.

42 летчика отдали свои жизни в борьбе против фашистов. Имена всех погибшиз золотом выбиты на мемориальной доске установленной на дом №29 по Кропоткинской набережной в Москве, где находилась французская военная миссия. Казалось бы, среди миллионов погибших в войне 42 человека - капля в море! Но человеческой жизни нет цены, СССР и Франция по заслугам оценили подвиг авиаполка «Нормандия-Неман».

96 французов были награждены 112 орденами СССР. На знамени полка - почётные ордена-орден Красного Знамени, орден Александра Невского, впоследствии появится орден Отечественной войны и Красной Звезды, военные медали, бывший командир Пьер Пуяд получит Орден Ленина. Звезда Героя Советского Союза напоминает о том, что четыре лётчика были удостоены этого высокого звания.

Наступил день возвращения па Родину. Вспоминает де Жоффр: «Это был мучительный день. Мы расставались с нашими русскими друзьями. Даже самые суровые из нас не могли скрыть слёз».

15 июня 1945 года (карта) лётчики полка «Нормандия-Неман» вылетели на своих боевых машинах (подаренных Советским правительством ВВС Франции в количестве 41 самолёта) с аэродрома Эльбинг курсом на Париж. Встреча была не забываемой Воздушный парад в Париже и 38 городах Франции. И везде огромное море народа. Люди обнимали, целовали лётчиков, дарили цветы..

Писатель Илья Эренбург говорил« Что значила группа даже самых умелых и отчаянных лётчиков в гигантских битвах, где миллионы столкнулись с миллионами? Дело в дружбе, в том душевном движении, которое дороже всех речей и деклараций, дело и той крови, которая была пролита над русской землей.

Мы храним память об этой дружбе.В нашей стране есть несколько музеев, посвященных Нормандии Неман. Один из самых интересных находится в городе Иваново. Группа наших школьников посетила этот музей и приняла участие в научной конференции К сожалению, уникальный музей эскадрильи во Франции,в городке Лез-Андели, вынужденно закрылся в 2010 году. Но мы бережно храним альбомы,которые создали ваши ровесники во Франции и прислали в подарок нашему музею. В этих альбомах-фотографии памятных мест и мемориалов, посвященных истории эскадрильи.

(звучит запись песни )

Я волнуюсь, заслышав французскую речь, 
Вспоминаю далёкие годы. 
Я с французом дружил, не забыть наших встреч 
Там, где Неман несёт свои воды. 
Там французские лётчики в дождь и туман 
По врагу наносили удары, 
А советские парни в рядах партизан 
Воевали в долине Луары.


В небесах мы летали одних, 
Мы теряли друзей боевых, 
Ну а тем, кому выпало жить, 
Надо помнить о них и дружить.

(Е. Долматовский)

 Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы. Вы можете подойти к витринам, познакомиться с экспонатами  и рассмотреть их.

А теперь мы предлагаем вам разделиться на экипажи. Каждый экипаж получит поисковое задание в конверте. Выберите пилота и штурмана. На выполнение заданий у вас будет ровно 5 минут. Подсказки вы можете найти на различных стендах нашей экспозиции, а также вспомнив рассказ экскурсоводов.

Конверт № 1. Фотография летчика Ролана де ля Пуапа. Задание:Кто это? Что вы можете рассказать об этом человеке?

(Ученики должны вспомнить рассказ экскурсовода и найти дополнительную информацию на  стендах)

Конверт № 2. Рисунок самолета «Як-3». Задание: Что это за самолет? Что вы можете рассказать о надписях и рисунках на борту самолета?

(Ученики должны вспомнить рассказ экскурсовода и найти дополнительную информацию на  стендах)

Конверт № 3. Карта с отмеченным боевым путем эскадрильи(Иваново, битва на Курской дуге, Восточная Пруссия, Париж. Задание: Что вы можете рассказать об отметках на данной карте?

(Ученики должны вспомнить рассказ экскурсовода и найти дополнительную информацию на  стендах)

Конверт № 4.  Фотографии летчиков Марселя Лефевра  , Марселя, Роллана де ля Пуапа   и Жака Андре . Задание: Кто такие люди, изображенные на снимках?Что объединяет этих людей?

(Ученики должны вспомнить рассказ экскурсовода и найти дополнительную информацию на  стендах о том, что именно эти четверо летчиков стали Героями Советского Союза)

Через 5 минут поисковые группы собираются снова возле экскурсоводов и по очереди рассказывают о выполненном задании.

 Вы справились с заданием!Поздравляем!

   До новых встреч в нашем музее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики по теме: «Графики зависимости координат и пути от времени при движении с постоянным ускорением»

Цели урока:·        научить учащихся строить графики зависимости координаты, проекции перемещения и пути от времени при движении тела с постоянным ускорением;развива...

Методическая разработка экскурсии по теме «История образовательной организации в экспозиции музея»

Методическая разработка  приурочена к празднованию 80-летнему Юбилею школы. Эта экскурсия разработана для учащихся Шарангской  школы, выпускников и гостей. Её объем может изменяться с учетом...

«В память о делах твоих, пилот! К 80-летию перелета В. П. Чкалова из СССР в Америку через Северный полюс» Методическая разработка экскурсии по постоянной экспозиции музея, посвященной В.П. Чкалову

Валерий Чкалов - легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс. Цель нашей экскурсии –повысить интерес к подвигу л...

"Да будет светлой наша память". Методическая разработка экскурсии по школьному музею.

Данный материал можно использовать на занятиях по краеведению....

«Умное стекло» Методическая разработка экскурсии по временной экспозиции музея

Стекло – это по-настоящему удивительный строительный материал, непохожий на все остальные. Красивый и современный, крепкий и надежный,многофункциональный и универсальный.Выставка прошла в музее ...

Методическая разработка для проведения занятия по ОБЖ по теме "Боевые традиции и ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации"

Материалы для проведения занятия по основам безопасности жизнедеятельности с учащимися 10-го класса по теме "Боевые традиции и ритуалы Вооруженных сил российской Федерации."...