«В память о делах твоих, пилот! К 80-летию перелета В. П. Чкалова из СССР в Америку через Северный полюс» Методическая разработка экскурсии по постоянной экспозиции музея, посвященной В.П. Чкалову
методическая разработка на тему

Валерий Чкалов - легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс. Цель нашей экскурсии –повысить интерес к подвигу летчика и истории нашего города и страны, укрепить связи поколений, приобщить родителей и детей к совместной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chkalov_metod1.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 53»

Музей Боевой славы 1-ой воздушной армии гимназии № 53

«В память о делах твоих, пилот!

К 80-летию перелета В. П. Чкалова из СССР в Америку через Северный полюс»

Методическая разработка экскурсии по постоянной экспозиции музея, посвященной В.П. Чкалову

Автор-составитель: Горбачёва Елена Михайловна, учитель истории;

Экскурсоводы: Баринов Николай,Федорова Мария,Панюшкина Катя,Сержантова Полина, Артюхов Максим 

Н. Новгород

2016 г

Валерий Чкалов - легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс. Цель нашей экскурсии –повысить интерес к подвигу летчика и истории нашего города и страны, укрепить связи поколений, приобщить родителей и детей к совместной работе. 

Задачи экскурсии:

  • образовательные: рассказать о жизни и деятельности В. П. Чкалова
  • воспитательные: формировать у экскурсантов понимание необходимости уважения и знания о подвиге великого летчика
  • развивающие: развивать у экскурсантов умение работать с различными источниками информации для получения субъективно новых знаний о прошлом.

«Маршрут»[1] экскурсии построен по тематико-хронологическому принципу, т.к. сама экскурсия носит во многом обзорный характер.

К основным объектам экскурсии относятся, в первую очередь, материалы, представленные на стендах, а также представленные в электронной презентации, выполненной в среде Microsoft Office Power Point, а также объекты витрин №1 и №2 ( предметы экипировки летчика, фотографии Чкалова, книги о Чкалове, приборная доска) В экскурсии предусмотрено органическое сочетание методических приёмов показа и рассказа, при этом, за счёт использования современных мультимедийных технологий, предполагается достижение у экскурсантов подобия «эффекта присутствия» при просмотре материалов экспозиции. В соответствии с этим определяется и техника проведения экскурсии: чередуются периоды показа объектов на электронной презентации с показами объектов на витринах, а более подробное рассмотрение последних отнесено в конец экскурсии. Представлен полный вариант экскурсии,который проводят 4 экскурсоводов. У каждого из них есть определенная роль,они одеты в пилотки пилотов в соответствии с ней.  Вариант рассчитан на учеников с 1 по 11 класс.

В конце экскурсии предусмотрена викторина, которая проводится в форме игры. Слушатели делятся на экипажи, цель которых- долететь до цели. Экипажи получают вопросы в конвертах, на которые необходимо найти ответ на витринах или вспомнить материал экскурсии.

Ход экскурсии представлен в следующей ниже таблице.

Ход экскурсии.

Этап экскурсии, время

№ слайда

Текст экскурсовода

Деятельность экскурсантов

Введение

2 мин

1-4

В центре нашего города у стен Нижегородского кремля стоит памятник летчику, которого вы наверняка знаете.

Изо всех больших имен геройских,

Что известны нам наперечет,

Как-то по-особому, по-свойски,

Это имя называл народ.

  Попросту - мы так его любили,

И для всех он был таким своим,

Будто все мы в личной дружбе были,

Пили, ели и летали с ним...

Это памятник нашему земляку, герою Советского Союза летчику испытателю Валерию Павловичу Чкалову.

А кто из вас помнит, что изображено на постаменте памятника? Да. Это карта уникального перелета Чкалова вместе с экипажем через Северный полюс в Америку. 80-летию этого события и посвящается наша выставка.

Слушают, отвечают на вопросы, рассматривают слайды и витрины, обращают внимание на экспонаты

Детство и юность летчика

5-8

 Начнем мы наш рассказ с детских лет летчика. Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василево Нижегородской губернии.Он был 10-м ребенком в дружной семье, хорошо учился в школе , любил и поозорничать,  всегда защищал тех, кто был младше и слабее.

Учиться ему пришлось недолго. Уже в 15 лет,чтобы помочь семье, Валерий пошел работать молотобойцем а потом кочегаром на пароход. С палубы он впервые увидел самолет и решил:  Я буду летать во чтобы то ни стало!

Но путь в небо был труден. Валерий работает в авиамастерских, а в возрасте 17 лет поступает в авиашколу в городе Егорьевск.

Называли ее тогда очень смешно- «Терка»-что означало «теоретическая школа»

Чкалов учился легко, хотя учебников почти не было а меньше чем за 2 года надо было сдать больше 30 экзаменов.

 «Молодчага!»- хвалили его наставники. На то и фамилия-Чкалов-отвечал Валерий. Ведь Чка-это верховой лед,который сносит любую преграду.

Слушают, отвечают на вопросы, рассматривают слайды и витрины, обращают внимание на экспонаты

Летчик-испытатель

9-14

В 1924 году Чкалов закончил Московскую школу высшего пилотажа и получил звание летчик истребитель. Летал он на старых и плохих самолетах-других в СССР еще не было. Но когда Валерий освоил летное мастерство, он стал выполнять такие опасные полеты, какие до него не делал никто. Первым в россии, вторым в мире он выполнил полет вверх колесами, на малой высоте летал над железной дорогой а как то раз пролетел между деревьями, расстояние между которыми было меньше размаха крыльев!

За такие полеты начальники  ругали летчика и даже сажали под арест. Но это не останавливало Чкалова. Однажды в Ленинграде он задумавшись, остановился на Троицком мосту. К нему подошел постовой милиционер.

- Товарищ командир! Здесь нельзя останавливаться!

 -А ты не сердись, я посмотрю и уйду.

-Здесь нельзя останавливаться!

-Как думаешь, браток, под мостом пролететь можно?

….

-Ну так можно?

Не знаю,товарищ командир … Пароходы то вот ходят…

Вот и хорошо, значит разрешаешь!

И вскоре Чкалов рассчитал этот полет до мельчайших деталей и пролетел под мостом!И снова начальство ругало летчика-но разрешало ему летать. Как вы думаете, почему Чкалов совершал такие полеты?

 Чкалов был убежден- летчик должен летать уверенно, смело и умело на любых самолетах. И он оказался прав! Его опыт использовали летчики в боях Великой отечественной войны.

В 20-е   годы Чкалов создает семью. В нашем музее бережно хранятся фотографии, сделанные фотографом Павлом Абрамовичем Вышкиндом.  Он дружил с летчиком. Валерий Павлович очень любил своего сына Игоря, часто проводил с ним свободное время. На фото мы видим их в лодке, на палубе парохода, на набережной…а вот и фото всей  дружной семьи Чкаловых.

В 1930 году летчик начал испытывать новые самолеты истребители. В 1935 году за свой опасный труд он получает высшую награду- орден Ленина.

В 1936 году состоялся первый дальний перелет из Москвы на остров Удд.  Полет длился пятьдесят шесть часов.За это время было преодолено более девяти тысяч километров!

За удачный перелет экипаж был удостоен звания Героев

Слушают, отвечают на вопросы, рассматривают слайды и витрины, обращают внимание на экспонаты

Перелет Москва-Ванкувер

15-22

 И в 1937 году Валерий Павлович со своим экипажем- Георгием Филипповичем Байдуковым и Александром Васильевичем Беляковым получил разрешение на уникальный беспосадочный перелет из Москвы в Ванкувер, США.

Полет начался 18 июля. Летчикам предстояли серьезные испытания. Давайте рассмотрим предметы экипировки летчиков тех лет. Перед вами утепленный летный шлем, очки летчика, теплые меховые рукавицы. Обратите внимание-они с двойным утеплением. Теплые кожаные куртки, меховые унты защищали летчиков от суровых полярных морозов.

Это испытание не только для людей но и для самолета АНТ-25.Главной проблемой оказалось обледенение крыльев и винта самолета. Машина  покрывались коркой льда и самолет начинало трясти так, что того и гляди он развалится на куски. Чтобы спастись, летчики то поднимались выше то опускались ниже облаков…А внизу-безлюдные ледяные пространства Севера…

Полет проходил в условиях ограниченной видимости. Летчики ориентировались по приборам. В нашем музее хранится приборная доска самолета 40-х годов. Похожая была в самолете на котором летел Чкалов. Давайте ее рассмотрим. Перед вами-индикаторы высоты, давления, скорости и многие другие.

Но   разбираться в показаниях приборов на большой высоте мешает нехватка кислорода в воздухе. Даже у Чкалова с его богатырским здоровьем шла носом кровь и сводило ноги…

Экипаж  преодолел все испытания и приземлился на аэродроме близ города Ванкувер. Штурман Беляков делает последнюю запись в журнале-«Всего пробыли в воздухе 63 часа 16 минут» Вот копия этого журнала.

Усталые но счастливые сошли три русских летчика на американскую землю…В их честь был дан пушечный салют. Американские газеты  назвали их полет  «трудным и блестящим подвигом»-

Такого успеха не знала авиация ни одной страны мира.

Слушают, отвечают на вопросы, рассматривают слайды и витрины, обращают внимание на экспонаты

В память о делах твоих,пилот

23-31

Дома летчиков ждала всенародная любовь и слава. Митинги, цветы,интервью. В 1937 году Чкалов стал депутатом, народным избранником. Вот что он пишет своей сестре Анне

 «Как странно, не так давно мальчишка воспитывался тобой, был озорник непослушный. А теперь всему миру известный человек… но помни Нюра меня это не испортило и не испортит-я тот же Волька, каким был и раньше.»

При первой возможности летчик приезжает на Родину в село Василево  которое еще при его жизни было переименовано в город   Чкаловск. И никто не мог предположить, что в ноябре 1938 года такая поездка станет последней…

15 декабря в морозный солнечный день Валерий Павлович поднимает в воздух новый самолет. На обратном пути заглох мотор, до аэродрома оставалось несколько сот метров. В последние минуты полета Чкалов увидел перед собой дом в котором могли находиться люди и направил самолет в совсем неподходящее для посадки место. При ударе о землю самолет разбился и летчик погиб…

Летчик погиб но память о нем живет… В его честь называли села и улицы, школы и  эскадрильи. Его имя носит астероид и остров.  В Чкаловске есть музей летчика, в нашем городе есть улица Чкалова,его имя носит Дом детского творчества, которому, кстати в этом году тоже исполняется 80 лет. И конечно над Волгой гордо возвышается памятник великому летчику-нашему земляку.

Пусть же по наследству и по праву

В память о делах твоих, пилот,

Чкаловское мужество и слава

 Чкаловским питомцам перейдет!

Слушают, отвечают на вопросы, рассматривают слайды и витрины, обращают внимание на экспонаты


[1] Под «маршрутом» экскурсии здесь понимается не столько наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, сколько, с учётом специфики экскурсии и условий её проведения, наиболее удобное изложение и показ представленного на временной выставке материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия «Мы этой памяти верны», посвященного 70- летию Победы Великой Отечественной Войне

Цель  мероприятия:1. Формирование представления у обучающихся о событиях Великой отечественной Войны.2. Воспитание чувства гордости за своих земляков, чувства патриотизма.3. Воспитание гражданско...

Методическая разработка экскурсии по постоянной экспозиции в музее гимназии "Боевой путь эскадрильи Нормандия-Неман"

Экскурсия проводилась по постоянной экспозиции музея, обновленной и расширенной   к 70 -летию знаменитой эскадрильи "Нормандия-Неман", в которой вместе воевали французские летчики и русские авиам...

Методическая разработка экскурсии по теме «История образовательной организации в экспозиции музея»

Методическая разработка  приурочена к празднованию 80-летнему Юбилею школы. Эта экскурсия разработана для учащихся Шарангской  школы, выпускников и гостей. Её объем может изменяться с учетом...

Методическая разработка экскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины» (на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг народа»)

Методическая разработкаэкскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины»(на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг на...

"Да будет светлой наша память". Методическая разработка экскурсии по школьному музею.

Данный материал можно использовать на занятиях по краеведению....

«Умное стекло» Методическая разработка экскурсии по временной экспозиции музея

Стекло – это по-настоящему удивительный строительный материал, непохожий на все остальные. Красивый и современный, крепкий и надежный,многофункциональный и универсальный.Выставка прошла в музее ...

Методическая разработка экскурсии. Тема: «Природа летом. Охрана природы».

Цели:  образовательная:  систематизировать  знания  детей  о  временах  года;             коррекционная:...