Рабочая программа по Истории России для 8 класса
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Чуркина Ирина Юрьевна

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2007 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_rossii_dlya_8_klassa.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Летневская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор _______

Е.А. Егоров

Приказ №______

От__________

«___»_______20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР_______________

Е.К. Роганова

«___»_______20___г.

«Рассмотрено»

На методическом совете

Руководитель________

Протокол №____от____

«___»_______20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

МБОУ Летневская средняя общеобразовательная школа

наименование ОУ

Чуркина Ирина Юрьевна

Ф.И.О. педагога, категория

по истории России 8 класс

предмет, класс и т. п.

2014-  2015 учебный год


Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

   - Закон РФ «Об образовании» (п.6 ст.32),

 - федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;

 - санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993;

- региональный базисный учебный план (утвержден приказом министерства образования и науки Нижегородской области от 04.03.2005 г. № 57 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Нижегородской области;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"».

Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2011 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 Г. N 1312

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

Устав школы

Годовой календарный учебный график

Статус документа

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2007 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2011.

Цели изучения курса:

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональнми традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.                                                                    

Основной целью авторского курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.                                                                                                                            Содержание документа 

Принципиальными позициями, заложенными в программе, являются:  

- многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показ возможности альтернативного развития России в переломные моменты ее истории;

- направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;

- внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется, прежде всего, в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;  

- акцент на сравнение процессов, происходивших в истории России, с аналогичными явлениями в зарубежных странах, показ общеисторических тенденций и уникальной специфики в истории нашей страны;

- ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории России, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.

КОМПЕТЕНЦИИ

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

  • умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
  • умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
  • использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных,
  • в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
  • умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

  • умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
  • создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта.
  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
  • умения спорить и отстаивать свои взгляды;   вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефрази-ровать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы
  • умения анализировать исторический источник;
  • умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
  • умения читать историческую карту, картосхемы, используя их легенду, определять местоположение историко-географических объектов, заполнять контурную карту.

 

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:

  1. Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008;
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России. XIX век.
  3. Настенные исторические карты.
  4. Атласы по истории России XIX века.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

  1. Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.
  2. Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.
  3. Презентации по курсу истории России с конца XVI века до конца XVIII века.

В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной школы. Тематическое планирование рассчитано на 35 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся

          В результате изучения истории ученик должен:

знать/ понимать: Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX в. до 1917 г. (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.); важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг., революций 1905-1907 гг., 1917 г.).

рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.

показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.

составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.                                                                                  

соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX - начале XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).

объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничестве социал-демократия, православие, национализм, революция.

сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.

излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX - начала XX вв.; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.: присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.

объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.

приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

Структура курса

Название раздела

Количество часов

1.

Россия в первой четверти XIX в.

7

2.

Общественное движение при Александре I

10

3.

Россия во второй половине XIX в.

17

4.

 Итоговое обобщение

1

Итого:

35

Контроль реализации программы

а) Стартовый контроль (результаты уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности) – 2-я неделя

б) Текущий контроль – после изучения большой темы

в) Итоговый контроль – в конце года: итоговый тест

Результаты обучения

Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).  

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступени основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности).

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:

  1. Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010;
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России. XIX век.
  3. Настенные исторические карты.
  4. Атласы по истории России XIX века.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

  1. Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.
  2. Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.
  3. Презентации по курсу истории России с конца XVI века до конца XVIII века.

В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной школы. Тематическое планирование рассчитано на 35 часов.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тип урока

Кол-во часов

Тема урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

Корректировка

Примечание (причины корректиктировки)

Раздел 1. Россия в первой четверти XIX в. (7 ч)

1

1

Введение

2

Урок изучения нового

материала

1

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.

Знать понятия: либерализм, самодержавие, реформа, разделение властей, политические права, избирательное право.

Называть: годы царствования Александра I, характерные черты внутренней политики Александра I.

Определять предпосылки и содержание проектов М. М. Сперанского; причины их неполной реализации и последствия принятых решений

3

Комбинированный

1

Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.

Уметь анализировать, выделять главное.

Знать: понятия коалиция, конвенция, сейм.  

Называть основные цели, задачи и направления

внешней политики страны; показывать на карте,  оценивать ее результативность

с

4

Комбинированный

1

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.

Уметь работать с документами.

5

Комбинированный

1

Отечественная война 1812 года

Знать хронологические рамки Отечественной воины 1812 г.; планы сторон, характер войны, основные этапы; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения

6

Комбинированный

1

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг.

Уметь работать с документами.

Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях

7

Урок

изучения нового материала

1

Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.

Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I; давать оценку внутренней политики.

Называть характерные черты социально-экономического развития; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг.

8

Урок

изучения нового материала

1

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

Уметь выделять главное, сравнивать.

9

Урок

изучения нового материала

1

Россия во второй четверти XIX в.

Называть причины возникновения общественного движения; основы идеологии, основные этапы развития общественного движения. Объяснять цели и результат деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов

10

Урок

изучения нового материала

1

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.

Уметь определять и объяснять понятия

11

Урок

изучения нового материала

1

Внутренняя политика Николая I.

Знать годы царствования Николая I; называть характерные черты внутренней политики Николая I

12

Урок

изучения нового материала

1

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг.

Называть характерные черты социально-экономического развития; знать финансовую политику Е. Ф. Канкрина. Реформа Киселева П.Д.

13

Урок

изучения нового материала

1

Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.

Называть основные направления внешней политики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада

14

Урок

изучения нового материала

1

Общественное движение в годы правления Николая I.

Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку

15

Комбинированный

1

Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя.

Уметь работать с историческими документами. Знать даты, причины, характер войны; показывать на карте места военных действий; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора

16

Урок

изучения нового материала

1

Образование и наука. Русские первооткрыватели и путешественники.

Уметь анализировать, устанавливать межпредметные связи. Называть выдающихся представителей и достижения российской науки

17

Комбинированный

1

Художественная культура.

Уметь самостоятельно работать с предложенным материалом. Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры

18

Комбинированный

1

Быт и обычаи. Обобщение по теме: «Россия на пороге перемен».

Уметь ставить и разрешать проблемы. Умение обобщать и систематизировать материал

19

Урок

изучения

нового материала

1

Накануне отмены крепостного права.

Уметь анализировать документы

20

Урок

изучения

нового материала

1

Крестьянская реформа 1861 г.

Уметь работать со статистическими данными. Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянские реформы; объяснять значение отмены крепостного права

21

Урок

изучения

нового материала

1

Либеральные реформы 60-70-х гг.

Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки характера и значения соц. реформ.

22

Урок практикум

1

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.

Уметь анализировать документы.  Называть основные направления эконом. политики государства; объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства

23

Комбинированный

1

Общественное движение: либералы и консерваторы. Обобщение по теме: «Россия в период реформ».

Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма, радикального общественного движения

24

Изучение нового материала

1

Зарождение революционного народничества и его идеология.

Называть даты событий, объяснять причины и называть итоги восстаний.

25

Изучение нового материала

1

Революционное народничество второй половины 60 – начала 80-х гг.

Уметь работать с документами

26

Изучение нового материала

1

Внешняя политика Александра II.

Уметь работать с контурными картами. Называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х гг.

27

Комбинированный

1

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Уметь рассказывать прочитанный материал. Знать даты русско-турецкой войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы России в войне с Турцией

28

Комбинированный

1

Внутренняя политика Александра III.

Называть основные черты внутренней политики Александра III

29

Комбинированный

1

Экономическое развитие в годы правления Александра III.

Называть основные черты экономической политики Александра III; объяснять в чем состояли цели и результаты деятельности политических деятелей

30

Комбинированный

1

Положение основных слоев общества.

Умение анализировать документы

31

Урок изучения нового материала

1

Общественное движение в 80-90-х гг.

Называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных)

32

Урок изучения нового материала

1

Внешняя политика Александра III. Обобщение по теме: «Россия во второй половине XIX века».

Называть цели и основные направления внешней политики Александра III

33

Урок изучения нового материала

1

Просвещение и наука. Литература и изобразительное искусство.

Называть выдающихся представителей и достижения российской науки и искусства

34

Урок изучения нового материала

1

Архитектура, музыка, театр, народное творчество.Быт: новые черты в жизни города и деревни.

Называть выдающихся представителей и достижения российского искусства

35

1

Повторение по курсу: «Россия в XIX в.»Россия и мир на пороге XX в.

Уметь анализировать изменения в бытовой жизни города и деревни. Систематизировать и обобщать изученный материал.Умение обобщать и систематизировать материал



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову.

Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову с региональным компонентом по истории Татарстана....

Рабочая программа по истории России 9 класс.

Рабочая программа по истории России 9 класс....

Рабочая программа по истории России 8 класс

Здесь вы найдете календарно-тематическое планирование, пояснительную записку идр....

Рабочая программа по истории России 9 класс

Составлена  по авторской программе А.А. Давыдова на 35 часов...

Рабочие программы по истории России 7 класс

Содержание рабочей программы по истории России 7 класс...

Рабочие программы по истории России 6 класс

Содержание рабочей программы по истории России 6 класс...

Рабочая программа по истории России 9 класс (3 часа в неделю) Данилова, Косулина

Рабочая программа по истории России составлена по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г.. Расчитана на 3 часа в неделю. Включает после каждого раздела уроки по Истории Донского края и казачества, в ча...