рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Зюбина Марина Александровна

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ist_6_klass.doc252.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Перелюбского муниципального района Саратовской области

МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО                 учителей истории

Заместитель директора по УВР

Директор

МБОУ «СОШ им.

МБОУ «СОШ им.

МБОУ «СОШ им.

М.М.Рудченко с. Перелюб»

М.М.Рудченко с. Перелюб»

М.М.Рудченко с. Перелюб»

_________ М.А. Зюбина

_________О.В.Мотина

_________Р.Е.Хабибулина

Протокол № 5

Приказ № 153

«5» мая 2012 года

«07» мая 2012 года

«10» мая 2012 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ

УМК издательства «Просвещение»

6 КЛАСС

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

Протокол № 5  от

«10» апреля 2012 года

Перелюб 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/
  • Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. – Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2012.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Актуальность программы

При составлении рабочей программы был учтён Государственный образовательный стандарт, который устанавливает обязательный минимум содержания образования курса истории. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиальное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народов мира важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Наше время характеризуется динамизмом социальных

процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 6 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этни-  ческой, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других на-родов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

По всеобщей истории:  Агибалова Е. В. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. — М.: Просвещение, 2012.

Крючкова, Е. История Средних веков: рабочая тетрадь. 6 класс / Е. Крючкова. - М.: Просвещение, 2012.

По истории России: Данилов А. А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М.: Просвещение, 2012.

Данилов, А. А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : рабочая тетрадь / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2012.

Цели курса:

  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи курса:

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
  2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.
  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
  4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Рабочая программа составлена к учебникам: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История Средних веков. 6 класс. – М.: Издательство «Просвещение», 2012 г.

История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 кл. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2012 г.

Кому адресована программа: общеобразовательная школа, 6 класс, общеобразовательный уровень.

Обоснованность: Учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 385 часов для обязательного изучения предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе в 6 классе 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Образовательная область: история средних веков, история России. 

Место и роль курса в обучении:

При составлении рабочей программы был учтен Государственный стандарт, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 6 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.  

Актуальность  курса истории средних веков и истории России  заключается в получении учащимися знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: История России – 35 ч.; История средних веков – 35 ч.

Место предмета в учебном плане

Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385  часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе  основного общего образования. в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX  классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Методы и формы решения практических задач  - работа в рабочей тетради, практическое задание, работа с контурной картой, самостоятельная работа с текстами учебника, работа с дополнительной литературой, энциклопедией, словарями.

Виды деятельности учащихся:

  • работа с источниками  
  • выбор  правомерных  форм  поведения  и способов защиты прав  и интересов личности
  • изложение и аргументация собственных суждений о явлениях общественной жизни
  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика

Логическая связь данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана:

Успешное освоение содержания истории требует межпредметного взаимодействия с курсами географии, обществознания, литературы, ОЗОЖ.

Предполагаемые результаты: формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций высокого уровня.

Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы в 6 классе включают:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России

- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека

- осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира

Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы в 6 классе включают:

- способность сознательно организовывать  и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия  как в конце действия, так и по ходу его реализации

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно – следственных и родовидовых связей и др.)

- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет – ресурсов

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, проект и т.д.)

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении

- владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы в 6 классе включают:

- формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством

- формирование важнейших культурно – исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности. Миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России

-овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории

- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире

- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России

- приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, России, стремления сохранить и приумножить культурное наследие

- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета на ступени среднего 9полного)общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности

Знания, которыми должны овладеть учащиеся в результате изучения Истории России с  в 6 классе (по изучаемому периоду):

  1. Ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства)
  2. Периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания)
  3. Основных информационных источников по историческим периодам
  4. Наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе

Умения, которыми должны начать овладеть учащиеся в результате изучения Истории России в 6 классе:

  1. Извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, и т.д.)
  2. Сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия
  3. Различать факты и их интерпретации, оценки; классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления
  4. Давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия
  5. На основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений
  6. Определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории России;
  7. Применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде

Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио, зачетная система

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории

Ставится оценка:

  • «5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
  • «4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
  • «3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок
  • «2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов
  • «1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории

% выполнения

0-27

28-52

53-77

78-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории

Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы

Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Критерии оценки мультимедийной презентации

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

  • Титульный слайд с заголовком

5

  • Минимальное количество – 10 слайдов

10

  • Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

СОДЕРЖАНИЕ

  • Использование эффектов анимации

15

  • Вставка графиков и таблиц

10

  • Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10

  • Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

ОРГАНИЗАЦИЯ

  • Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

  • Слайды представлены в логической последовательности

5

  • Красивое оформление презентации

10

  • Слайды распечатаны в формате заметок.

5

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Всеобщая история.

История Средних веков (не менее 30 часов).

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.

Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

История России.

История России с древности до XV в. (не менее 30 часов).

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX - начало XII в.)

Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).

Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Содержание тем учебного курса «История»

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение. Живое средневековье.

1

2

Становление средневековой Европы (VΙ - XI века)

4

3

Византийская империя и славяне в VI - ΧI веках

3

4

Арабы в VΙ - XΙ вв.

2

5

Феодалы и крестьяне

2

6

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

7

Католическая церковь в ΧI-ΧIII веках. Крестовые походы.

2

8

Образование централизованных государств в Западной Европе (XΙ -XV вв.)

6

9

Германия и Италия в ΧII - ΧV веках.

2

10

Славянские государства и Византия в XIV - XV веках.

2

11

Культура Западной Европы в ΧΙ-ΧV веках.

4

12

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

4

Итого:

35

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Живое Средневековье.

Становление средневековой Европы (VΙ-XI века) (4 ч.)

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Древние германцы и Римская империя

Королевство франков и христианская церковь в  VΙ-VII веках. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Западная Европа в IX-XΙ вв. Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Византийская империя и славяне в VI-ΧI веках (3 ч.)

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Византия при Юстиниане. Культура Византии. Взаимосвязь компонентов природы (ОЗОЖ). Образование славянских государств.

Арабы в VΙ-XΙ вв. (2 ч.)

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

Феодалы и крестьяне (2 ч.)

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. В рыцарском замке. Средневековая деревня и её обитатели.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (2 ч.)

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.        

Католическая церковь в ΧI-ΧIII веках. Крестовые походы. (2 ч.)

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы.  

Образование централизованных государств в Западной Европе (XΙ - XVвв.) (6 ч.)

Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Проектная деятельность. Крестьянские восстания во Франции и Англии. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Германия и Италия в ΧII-ΧV веках. (2 ч.)

Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. Потребительский подход к окружающему миру. Экологический подход к миру (ОЗОЖ)

Славянские государства и Византия в XIV - XV веках. (2 ч.)

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками- османами Балканского полуострова.

Культура Западной Европы в ΧΙ-ΧV веках. (4 ч.)

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Последствия отношения к миру (ОЗОЖ) Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия. Образование и философия. Средневековая литература и искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Проектная деятельность. Научные изобретения и открытия.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (4 ч.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Средневековый Китай.  Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Индия. Государство и культура. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).  Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Государства доколумбовой Америки. Африка. Наследие Средних веков в истории человечества. Последствия отношения к миру (ОЗОЖ)

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО XV в.

Наименование раздела

Количество часов

1

Что изучает история России

1

2

Русь древняя    

9

3

Политическая раздробленность на Руси    

9

4

Русь Московская

14

5

Итоговое обобщение

2

Итого:

35

Что изучает история России. (1 ч.)

Русь древняя. (9 ч.)

Восточные славяне. Соседи восточных славян. Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья. Князь Владимир Святославич. Принятие христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси.  Быт и нравы Древней Руси. Самоценность жизни (ОЗОЖ)

Политическая раздробленность на Руси (9 ч.)

Начало раздробления Древнерусского государства. Главные политические центры Руси. Господин Великий Новгород. Нашествие монголов на Русь. Осознанность человеческой жизни (ОЗОЖ) Борьба Руси с западными завоевателями. Русь и Литва. Культура Русских земель в 12-13 вв.

Русь Московская. (14 ч.)

Предпосылки объединения русских земель. Понятие свободы выбора (ОЗОЖ)  Москва – центр объединения русских земель. Куликовская битва.Московское княжество и его соседи 14-15 вв. Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. Московское государство в кон.15- нач.16 вв. Закрепощение крестьян. Церковь и государство в кон.15-нач.16 вв.  Начало правления Ивана ΙV. Реформы  Избранной Рады.  Внешняя политика Ивана Грозного.  Опричнина. Культура Руси 14 – 16 вв.  Русский быт 15 – 16 веков.

Итоговое обобщение (1 ч.)

Итоговое занятие по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века».

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Требования к знаниям и умениям учащихся, обучающихся по данной программе:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Требования к компетенциям

Освоение:

  • информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;
  • познавательной компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартов применение одного из них;
  • коммуникативной компетенции: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом и ли развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
  • рефлексивной компетенции: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владения навыками контроля и оценки своей деятельности.
  • Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном обществе.    

Программа  хронологический  и  тематический  охватывает  весь  период  всеобщей истории:  от  первобытности  до  современности.  При  этом  новый  цивилизационный  подход  обеспечивает  ряд  очень  важных  преимуществ:

  • уделяя  внимание  системообразующим  чертам  цивилизаций,  происходит  их  исследование  в  их  взаимосвязи  с  другими  цивилизациями,  что  создаёт  полную  картину  развития  мировой  истории;
  • усилен  акцент  на  показ  и  раскрытие  культурно-исторических  факторов,  что  означает  повышенное  внимание  к  духовному  наследию  и проникновению  во  внутренний  мир  человека;
  • учтены  новые  веяния,  появившиеся  в  исторической  науке,  предпринята  попытка  поставить  человека  в  центр  изучения  истории.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 6 класса

В результате изучения истории в 6 классе ученик должен:

Уметь объяснять разнообразие современного мира:

  • Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и истории России, предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории
  • Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир (католическая цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.
  • Относить разные средневековые народы и государства, существовавшие на территории современной России, к различным цивилизациям Средневековья.
  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Средних веков: в хозяйственной жизни – феодальные отношения; в общественном делении – сословия, церковь; в государственной жизни – раздробленность и централизация; в культуре – язычество и мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.

Уметь рассматривать общественные процессы в развитии:

  • Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.
  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл Великий, Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.
  • Получить целостное представление об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времен до конца XVIв.;
  • Научиться применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства, начало политической раздробленности, Крещение Руси, установление зависимости русских земель от Золотой орды, объединение русских земель вокруг Москвы, расцвет и упадок русской государственности в период правления Ивана Грозного.
  • Уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом , так и по отдельным темтическим блокам ( Древняя Русь, политическая раздробленность, возвышение московского княжества, Русское государство в XVI в)
  •  Получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний общественно- политических деятелей отечественной истории IX-XVI вв
  • Уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца  XVI в.

Нравственное самоопределение:

  • При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские завоевания, деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д., выявлять гуманистические нравственные ценности

Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение:

  • Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и т.д.).
  • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средних веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы, русичи и степняки, ордынцы и русские, новгородцы и московиты и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

Описание  учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект

Всеобщая история:  Агибалова Е. В. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. — М.: Просвещение, 2012.

Крючкова, Е. История Средних веков: рабочая тетрадь. 6 класс / Е. Крючкова. - М.: Просвещение, 2012.

История России: Данилов А. А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М.: Просвещение, 2012.

Данилов, А. А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : рабочая тетрадь / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2012.

Список литературы для учителя.

  1. Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. - М. : Русское слово, 2005.
  2. Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (XII-XV вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. - М. : Курсив, 2010.
  3. Биберина, А. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних веков (V - конец XV в.). 6 класс / А. В. Биберина. - М. : Сфера, 2000.
  4. Блохин, В. Ф. История России. Древняя Русь (VI-X1I вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / В. Ф. Блохин. -М. : Курсив, 2010.
  5. Всеобщая история. Средние века. 6 класс : тесты, контрольные вопросы и задания / авт.- сост. С. Н. Степанько. - Волгоград : Учитель, 2009.
  6. Донской,        Г. М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков / Г. М. Донской. — М. : Просвещение, 1992.
  7. История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы : дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. Н. А. Стыденко. - Волгоград : Учитель, 2008.
  8. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт.-сост. Н. Ю. Бухарева. - Волгоград : Учитель, 2009.
  9. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2011.
  10. История. 5-10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград : Учитель, 2009.
  11. История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. б класс / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград : Учитель, 20II.
  12. История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. — Волгоград : Учитель, 2008.        
  13. Кулагина, Г. А. Сто игр по истории /Г. А. Кулагина. - М. : Просвещение, 1983.
  14. Петрова, Н. Г. История Средних веков. Книга для учителя : учеб.-метод. материалы Н. Г. Петрова. — М.: Русское слово, 2002.
  15. Смирнов, С. Г. Задачник по истории Средних веков / С. Г. Смирнов. - М. : Просвещение, 2001.
  16. Черкашина, Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащих,., / Т. Черкашина. - Волгоград : Учитель, 2012.

Список литературы для учащихся.

  1. Амбаров, В. Н. История: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. - М.: Дрофа, 1999.
  2. Багрова, JI. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. - М. : ACT: Act- рель: Хранитель, 2002.
  3. Булычев, К. Тайны Средневековья / К. Булычев. - М.: Дрофа Плюс, 2011.
  4. Волкова, Е. В. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 класс : хрестоматия I Е. В. Волкова, Г. С. Хартулари. — М.: Дрофа, 2007.
  5. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В. П. Будановой. - М.: Экс- мо-Пресс, 1999.
  6. Огнева, О. Рыцари. Турниры. Оружие. Детская энциклопедия / О. Огнева. - М.: Росмэн, 2000.
  7. Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира: энциклопедия / Е. О. Чекулаева. - М.: ACT, 2008.

Печатные пособия.

Исторические карты:

  1. Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.
  2. Великое переселение народов.
  3. Франкское государство в V - начале IX в.
  4. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.
  5. Арабы в VII-XI вв.
  6. Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI-XIV вв.).
  7. Западная Европа в XI - начале XIII в. Крестовые походы.
  8. Англия и Франция в XI - начале XIV в.
  9. Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453 гг.
  10. Европа в XIV-XV вв.
  11. Англия и Франция во второй половине XV в.
  12. Чехия в XIII-XV вв.
  13. Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей.
  14. Индия и Китай в Средние века.
  15. Географические открытия и колониальные захваты в XV - середине XVII в.

Демонстрационные таблицы:

  1. Крестовые походы 1096-1270 гг.
  2. Сословно-представительные органы в Европе в Средние века.
  3. Крестьянская община.
  4. Средневековый замок.
  5. Городское самоуправление в XII-XV вв.
  6. Вассальная пирамида XIII—XIV вв.

Приложения

Основные понятия курса                                                                                                                                          История средних веков

Средние века, вещественные и письменные источники, хроники

Великое переселение народов, община, знать

Феод, феодал, майордом

Феодальная  раздробленность, междоусобные войны, сеньор, вассал, феодальная лестница

Домен, норманны, капелла, миниатюра, жития святых, эпос

Ромеи, Восточная Римская империя, мозаика, смальта, фреска, канон

Вече, три ветви славян

Ислам, мусульманин, хиджра, Коран, шариат, халифат

Сунна, мечеть, фарси, арабески

Феодальный строй, натуральное хозяйство, замок, турнир, кодекс рыцарской чести

Феодальная вотчина, зависимый крестьянин, оброк, барщина

Самоуправление, коммуна, шедевр, мастер и подмастерье, цех

Бюргер, патриций, ратуша, университет

Сословие, десятина, догмат, фанатизм, еретик, индульгенция

Крестоносцы, рыцарский орден

Денежный оброк, Авиньонское пленение пап, Генеральные штаты, сословная монархия, баллада, хартия, парламент

Народная освободительная война

Жакерия

Централизованное государство, война Алой и Белой розы

Реконкиста, инквизиция, аутодафе

Булла

Городская республика, тирания

Гуситы, табориты, сейм

Турки-османы, султан

Декан, ректор, магистр, факультет, схоластика, трубадур, трувер, миннезингер, романский и готический стиль

Возрождение, гуманизм

Майя, ацтеки, инки, пигмеи, бушмены

История России

Летопись, союз племен, восточные славяне, балто-славяне, индоевропейцы

Вервь, вече, народное ополчение, волхвы,

Колонизация, дань

Государство, путь «из варяг в греки», князь, дружина, варяги, Русь, полюдье

Уроки, погосты, реформа

Церковь, духовенство, патриарх, митрополит, приход, миряне

Боярин, вотчина, холоп, усобица, наместник,  посадник, политика

Культура, житие, скань, зернь, эмаль

Патриотизм, былины, кольчуга

Экономика, рать, удел, Правда Ярославичей, Устав Владимира Всеволодовича

Мятеж, тысяцкий, владыка

Боярская республика

Золотая Орда, хан, дань, улус, ярлык, баскак, стан, фураж

Выход, владычество, резиденция

Великое княжество Литовское, белорусы, русские, украинцы

Поучение, архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный

Московское государство, великое владимирское княжение, калита

Манёвр, Полк правой руки, Полк левой руки, Засадный полк

Польско-литовская уния, диалект

«Стояние на реке Угре», централизованное государство

Боярская дума, Судебник, самодержец, стан, казна, местничество, кормление, уезд

Крепостные крестьяне, Юрьев день, поместье, помещик, пожилое, черносошные крестьяне, дворцовые крестьяне

Иосифляне, нестяжатели, стригольники

Избранная рада, копейка, царь, Земский собор,приказы, дворяне

Крепостное право, опала, «заповедные» годы

Опричнина

Публицистика, энциклопедия, юродивый, шатровый стиль

Административный, харчевня, пряности, кафтан

Примерная тематика рефератов.

  1. Влияние языческих верований восточных славян на русские народные праздники.
  2. Следы язычества в современных выражениях и поговорках.
  3. Былинные герои Илья Муромец и Добрыня Никитич и их исторические прототипы.
  4. Татаро-монгольское иго в поговорках и песнях Древней Руси.
  5. «Поучения Владимира Мономаха»: нужны ли они современным детям?
  6. Династические браки в эпоху Киевской Руси: их политическое и культурное значение.
  7.  «Слово о полку Игореве» и «Задонщина»: историко-литературное сравнение.
  8. История России в иконах А. Рублева, Феофана Грека, Дионисия и др.
  9. Откуда двуглавый орел «прилетел» в Россию? (Дискуссия о происхождении Российского государственного герба.)
  10. Иван Грозный в народных песнях.
  11. Покровский собор — памятник единой России.
  12. Смутное время в народных песнях.
  13. От народной любви к всеобщей ненависти (трагедия Б. Годунова).

Алгоритм действий при решении познавательной задачи по истории

  1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи.
  2. Запомните вопрос.
  3. Соотнесите вопрос с условием задачи. Для этого сделайте следующие действия.
  1. Определите информацию, содержащуюся в условии, которая могла бы быть полезной для решения задачи.
  2. Определите, не противоречат ли друг другу данные условия задачи.
  1. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи. Для этого сделайте следующие действия.
  1. Определите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи.
  2. Сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо применить.
  3. Соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
  1. Продумать предполагаемый ответ в соответствии с вопросом.
  2. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
  3. Убедитесь в правильности вашего ответа. Для этого сделайте следующие действия.
  1. Определите, соответствует ли ответ сути вопроса.
  2. Определите, нет ли противоречий между вашими аргументами.
  3. Определите,  нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению.
  4. Подумайте, есть ли другие выводы кроме  уже предложенных.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...