Классный час "Татьянин день"
классный час по истории (5 класс) на тему

Безмельницына Юнна Радиковна

Классный час рассчитан на аудиторию учащихся 5-9 классов. Посвящен истории возникновения на Руси дня святой Татианы и позже - дня студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Татьянин день - сценарий праздника

Действующие лица:

Ведущая и Ведущий

Группа школьников, изображающая студентов разных вузов и их педагогов - повара, строителя, разведчика

Три девушки по имени Татьяна

Вокальный ансамбль.

Звучит фонозапись песни «Из вагантов». Входят двое Ведущих.

Ведущий (поеживается).

Ох, и сильные холода настали!

Ведущая.

Самое время им на Руси быть - крещенские морозы во дворе трещат. Да что поделаешь, в чужие края нашу зиму не пошлешь. Солнце-то, оно только летом греет, а зимой морозит: над горизонтом встает низко, лучи у него идут косо, скользят по земле, вот и не греют ее.

Ведущий.

Вроде бы уж и январь на исходе, к весне дело повернуть должно. Не зря говорят: была зима, так будет и лето.

Ведущая.

А еще такая поговорка про зиму есть: зима лето пугает, а сама потом тает.

Ведущий.

Что ж, нас-то не испугать, мы к зиме привычные. Известное дело: мороз за нос хватает, а перед проворным сам шапку снимает.

Ведущая.

Надоела нам зима, хоть и красавица. Вот ты, видать, парень молод, да и то не люб тебе холод.

Ведущий.

Зимой только тулуп всякому люб. А что парню сделается - бежит себе да греется. Зато, говорят, в зимний холод всякий молод. Вон какой веселой песней встретили нас сегодня. Почему бы это, а?

Ведущая.

Потому что сегодня -25 января.

Ведущий.

Ну и что?

Ведущая.

А то, что день 25 января считается днем необычным — студенческим праздником.

Ведущий.

Да, только это свое назначение он получил в 1755 году. До этого 25 января – день, что зовется на Руси Татьяной Крещенской.

Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье. Отец ее был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. В то время власти притесняли крестьян и запрещали исповедовать эту религию, вплоть до смертной казни. Однажды Татиану застали за молитвой, девушку схватили и она была обречена. Перед смертным приговором Татиана упорно молилась, Господь Бог услышал страждующие молитвы и послал на землю землетрясение, в результате которого погиб сам правитель, его подопечные и жрецы. Окружающие во всем обвинили Татиану и учинили над ней самосуд: ей выкололи глаза, но она терпела все мужественно, молясь за своих мучителей.

Ведущая.

На другой день святую Татиану вновь предали мучениям: ее обнажили, били, стали резать бритвами ее тело, и тогда из ран вместо крови истекло молоко и в воздухе разлилось благоухание. Мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, девять из них тут же умерли.

Ведущий.

Святую бросили в темницу, где она молилась всю ночь. Настало новое утро, и святую Татиану вновь привели на суд. Пораженные мучители увидели, что после стольких страшных мучений она явилась совершенно здоровой и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде.

Ведущая.

Потом девушку вывели на арену цирка. Выпустили на нее страшного льва, но зверь только ласкался к святой и лизал ей ноги. А когда его пытались увести обратно в клетку – внезапно бросился на одного из мучителей и растерзал его. Татиану бросили в огонь, но и огонь не повредил мученице. В итоге, Татиану казнили путем отсечения головы. Перед смертью она постоянно пребывала в молитвах, все время обращалась к Господу Богу не прекращая проповедовать христианство.

Ведущий.

Со временем ее записали в книгу святых, там она чтится как мученица, погибшая за вероисповедание. В России чтят Татиану, ее день считается особенным, многие христиане стараются в великий светлый праздник попасть в храм и поклониться иконе святой мученицы.

Ведущая.

Позже, именно в этот день, 25 января 1755 года императрицей Елизаветой Петровной был подписан Указ об открытии в Москве 1-го российского университета. И много сил приложили к свершению этого события наш выдающийся российский ученый Михаил Васильевич Ломоносов и его друг, и покровитель, один из самых просвещенных людей XVIII столетия, граф Иван Иванович Шувалов.

Ведущий.

День подписания Указа Шуваловым был выбран не случайно. Он хотел не только послужить Отечеству, но и сделать презент своей любимой матушке Татьяне Петровне в день ее именин. «Дарю тебе университет» - произнес ставшую позднее крылатой фразу И.И. Шувалов.

Ведущая.

Вот уж поистине - день замечательный. Татьянин день - день создания первого на Руси университета.

Ведущий.

Так вот почему такой праздник отмечается!

Ведущая.

Да, Татьяна - праздник хоть и морозный да славный. Говорят, у Татьяны изо льда корона, из инея перстенек, из снега поясок. А все равно молодежь этот день любит. Как не любить! Студенческий праздник.

Ведущий

Только я хочу отметить, что не сразу все наладилось в Московском университете, но постепенно, с годами, препятствия были устранены. Сначала университет размещался в здании на Никольской улице, потом его перевели в специально выстроенное здание на улице Моховой, где он находится и по сей день. Как сказал один современник: «Университет озарил своим светом всю страну».

Ведущий.

А потом на престол России вступила Екатерина Великая.

Ведущая.

Верно. И она, и тогдашнее ее окружение, просвещенная знать содействовали развитию университета. При Екатерине было выстроено архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым прекрасное здание, устроены лаборатории для изучения медицины. И именно тогда профессора стали читать лекции для студентов на русском языке. Один из тогдашних профессоров утверждал, что нет такой мысли, которую по-русски изъяснить было бы невозможно. Тогда же начала формироваться огромная библиотека. Благодаря пожертвованиям покровителей, появились в университете редчайшие коллекции, пособия и препараты. Научная жизнь забила ключом.

Ведущий.

Но ведь университет сильно пострадал от нападения французов в 1812 году?

Ведущая.

Да, пожар Москвы 1812 года уничтожил все сокровища университета. Сгорели картинная галерея и библиотека в 40 тысяч томов, в том числе оригинал «Слова о полку Игореве», много других неповторимых ценностей. Когда москвичи вернулись в свою многострадальную столицу, она представляла собой сплошное пожарище. Долго стояли старые профессора с непокрытыми головами перед университетом, и слезы текли по их морщинистым щекам. Но через семь лет университет был отстроен заново и засверкал именами знаменитых русских ученых.

Ведущий.

Ну, если Татьянин день - праздник студентов, давай подумаем, куда нам лучше всего поступить после окончания школы?

Ведущая.

И думать нечего! Лучше всего - в кулинарный техникум. Причем на то отделение, где учат на повара-кондитера. Посмотри, как выглядят дети, когда кончают школу.

Ведущий.

Да, после выпускных экзаменов вид у них усталый и осунувшийся.

Ведущая.

Конечно. А проучись они хоть полгода в кулинарном техникуме, да еще на кондитерском отделении, сразу все станут толстые, веселые и красивые.

Ведущий.

А что, ты думаешь, у студентов-кулинаров своих проблем нет? Ошибаешься. Смотри. (Отходят в сторону).

Выходят одетые в белые колпаки и фартуки студенты-повара. В руках у них поварешки. Один из них несет сковороду и нож, другой на вытянутых руках - решетку яиц. Возглавляет группу преподаватель-повар.

Повар.

Внимание. Сегодня мы будем учиться делать яичницу. Слушайте и запоминайте. Для того чтобы приготовить яичницу, понадобится сковородка. (Показывает сковороду).

Студенты (хором).

Сковородка!

Повар.

И нож. (Берет в руки нож).

Студенты (хором).

И нож!

Повар.

Внимательно смотрите за моими движениями. В одну руку берем нож, в другую - яйцо. (Берет одно из настоящих яиц). Бьем по скорлупе ножом, выливаем яйцо на сковородку. (Выполняет указанные действия).

Студент, который держит сковородку, закрывает ее крышкой. Остальные внимательно смотрят, что же получится.

Повар.

Закрываем сковородку, засекаем время. (Смотрит на часы). Через 15 минут ваша яичница готова. (Снимает крышку).

Все видят, что яичница по-прежнему жидкая.

Повар.

М-да, что-то не получилось. Попробуем еще раз. Итак, сковородка у нас есть. Берем нож, яйцо. (Берет второе настоящее яйцо). Раскалываем скорлупу, выливаем яйцо на сковородку, закрываем крышкой, смотрим на часы. Через 15 минут... (Открывает крышку). Опять что-то не получилось.

Один из студентов.

Мариванна, а может, сковородку надо на огонь поставить?

Повар.

Не учите меня. Это просто неправильная сковородка и неправильные яйца. (Обращается к студенту, который держит решетку с яйцами). Выбросьте их немедленно!

Студент выбегает вперед и делает движение, будто бросает яйца на зрителей, переворачивая решетку. Зрители пугаются. Теннисные шарики вылетают и остаются висеть на ниточках. Повара убегают.

Ведущая.

Отличная профессия - Повар.

А какая профессия тебе нравится?

Ведущий.

Повар - это хорошо,

А строитель - лучше.

Я бы строить дом пошел,

Пусть меня научат.

Ведущие отходят в сторону. Входят студенты-строители, которые несут три кирпича и разные инструменты. С ними педагог-строитель.

Строитель.

Для того чтобы возвести дом, надо сначала определить место, где он будет построен. Вот вы (указывает на первого студента, который держит настоящий кирпич), как вы думаете, где лучше всего строить дом?

Первый студент.

Надо, чтобы окна нашего дома выходили на север. Тогда мы сможем любоваться северным сиянием. Значит, дом надо построить здесь! (Бросает на сцену кирпич, который падает с грохотом).

Второй студент.

Нет, надо, чтобы окна дома выходили на юг, тогда к нам всегда будет светить солнце. Значит, дом надо построить здесь! (Бросает второй настоящий кирпич).

Третий студент.

Нет, вы оба не правы. Посмотрите на наших зрителей. Их лица так сияют и так светятся улыбками. Поэтому дом надо строить здесь! (Бросает в проход зрительного зала фальшивый кирпич).

Строители убегают.

Ведущая.

А мне кажется, что нет на свете романтичнее профессии, чем профессия разведчика. Представляете - разведчик знает всех, его не знает никто! (Отходит в сторону).

Звучит музыкальная заставка из телефильма «Семнадцать мгновений весны». Строевым шагом выходят и становятся в ряд студенты-разведчики во главе с преподавателем-разведчиком.

Разведчик.

Господа будущие разведчики, выполнили ли вы домашнее задание?

Студенты (хором).

Так точно!

Разведчик.

Кто напомнит домашнее задание?

Первый студент.

Изучить биографию отца всех разведчиков Штирлица.

Разведчик.

Ну и как, изучили?

Студенты (хором).

Изучили!

Разведчик.

Так начинайте, слушаю вас.

Первый студент.

Штирлиц топил печку. Через пару часов печка утонула.

Второй студент.

Штирлиц сидел у окна. Из окна дуло. Штирлиц задвинул занавеску. Дуло исчезло.

Третий студент.

Штирлиц ехал на машине. На обочине дороги стоял Мюллер и голосовал. Штирлиц проехал мимо. Через некоторое время Штирлиц снова проехал мимо голосующего Мюллера и не остановился. Когда Штирлиц в третий раз проехал мимо голосующего Мюллера и не остановился, то Мюллер подумал: «Издевается». А Штирлиц подумал: «Кольцевая».

Первый студент.

Штирлиц пошел в лес собирать грибы. Он долго ходил по лесу, но ничего не нашел. «Не сезон», - подумал Штирлиц, устало опускаясь на снег.

Второй студент.

Штирлиц открыл дверь - свет зажегся. Штирлиц закрыл дверь - свет выключился. Штирлиц опять открыл дверь - свет снова зажегся. Закрыл - снова выключился. «Холодильник»,- подумал Штирлиц.

Второй студент.

Ночью Штирлиц шел по лесу. В дупле дерева светились чьи-то глаза. «Сова», - сказал сам себе Штирлиц. «Сам сова», - подумал Мюллер.

Третий студент.

Дом Штирлица окружили немцы. К двери подошел Мюллер, постучал и крикнул: «Штирлиц, откройте!» «А Штирлица нет дома», - раздался голос из-за двери. Грузовик с солдатами уехал. Так Штирлиц уже в пятый раз обманывал Мюллера.

Разведчик.

Молодцы. А теперь музыкальная пауза. Изучаем гимн разведчиков. (Выразительно читает текст первого куплета песни «Мгновения»).

Студенты мимикой и жестами синхронно иллюстрируют каждое слово текста.

Текст

Жесты студентов (выполняются с правой руки).

Не думай

Прикладывают палец ко лбу.

О секундах

Смотрят на часы, вздернув руку и задрав рукав.

Свысока,

Встают на цыпочки, смотрят сверху вниз.

Наступит

Делают шаг вперед.

Время,

Опять смотрят на часы.

Сам

Ударяют себя кулаком в грудь.

Поймешь,

Крутят указательным пальцем у виска.

Наверное,

Пожимают плечами, разводят руками.

Свистят они,

Наклоняются вперед, вкладывают в рот большой и указательный пальцы, надувают щеки, выкатывают глаза.

Как пули

Имитируют движения, будто передергивают затвор у винтовки.

У виска,

Крутят указательным пальцем у виска.

Мгновения, Мгновения, Мгновения.

На каждое слово поворачивают справа налево головы и произносят звук «фить-фить».

Разведчик.

Отлично!

Студенты убегают.

Ведущая.

Прекрасно. Как много на свете замечательных профессий, и как чудесно, что есть на свете праздник всех студентов - Татьянин день.

Ведущий.

Но ведь Татьянин день знаменателен не только праздником студентов и тем, что на него отмечались именины всех Татьян.

Ведущая.

Конечно, в этот день принято было отмечать еще немало добрых событий.

Ведущий.

А каких событий?

Ведущая.

Пусть нам об этом расскажут сами Татьяны. Вот они, идут к нам в гости.

Входят три девушки Татьяны.

Татьяны (хором поют частушку).

Ах, Татьяна, ты, Татьяна,

Наше имя славное.

Коль женат ты на Татьяне,

Семья будет справная.

Ведущий.

Дорогие Татьяны, чем еще примечателен ваш день? Расскажите нам, пожалуйста.

Первая Татьяна.

В старину Татьянин день называли еще солнышем. Прошел ровно месяц с того момента, как стали прибывать минутки светлого времени суток. На Татьянин день эта прибавочка уже заметна - не так долги сумерки, не так темны утренники. Говорили, что на Татьянин день возрос денек на воробьиный скок.

Вторая Татьяна.

Та, что родилась в Татьянин день, привязана душой к зимней поре. В суровое морозное время она заботливо приглядывает за домочадцами. Она понимает, как бывает сурова зима и как каждому в эту пору нелегко прокормиться, поэтому она старается устроить жизнь и человеку, и животному как можно теплее и сытнее. Недаром Татьяна означает - «устроительница».

Третья Татьяна.

Про Татьяну всегда говорили, что она хозяйка в доме. У нее ковши не дремлют, квашня не пустеет, печка не угарна. За ней все семейство как за каменной стеной. В этот день в деревнях была традиция стирать в полдень на речке половики - домотканые дорожки. Прежде изношенные рубахи да кофты не выбрасывали, а резали на полоски, сматывали в клубки да вязали из них половики. Длинные-предлинные, во всю избу. Бегает, бывало, детвора в вязаных носочках по вязаным дорожкам - и тепло, и мягко, одно удовольствие.

Первая Татьяна.

В Татьянин день у стариков и ребятишек был обычай. Выходили они на самое высокое место в округе и грелись на солнышке, загадывали свои желания. Говорили, в этот день солнце особый свет на землю посылает. А вот какие приметы считались верными для этого дня. Красный закат - к сильному ветру. Снег на Татьянин день - летом часто станет дождик поливать.

Вторая Татьяна.

На Татьянин день полагалось испечь в подарок имениннице хлебный каравай. Каравай пекли по особому рецепту, растирали муку деревянной лопаточкой да приговаривали: «Каравай-батюшка, сытным утворяйся, расти-подымайся всему роду-семейству на здоровье, на любовь, на добро и на жизнь». Когда хозяйка дома доставала каравай из печки, он должен был пылать жаром, словно солнце, и благоухать на всю избу. В этот день Татьяна угощала всех родных и гостей. Из ее рук полагалось с поклоном принять ароматный и аппетитный вкусный кусок хлеба.

Ведущая.

Ах, как хорошо, что мы многое узнали сегодня о прекрасном празднике - Татьянином дне.

Ведущий.

Давайте закончим этот день славной песней про именинницу Татьяну.

Выходит вокальный ансамбль. Все вместе (исполняют песню на мотив «Танечки» композитора А. Ленина из кинофильма «Карнавальная ночь»).

А Таня, Таня, Танечка,

Твой праздник к нам пришел.

Ты в день морозный января

Накроешь пышный стол.

И мы все на прощание

Готовы вам сказать,

Что наших милых Танечек

Мы будем поздравлять.

Ведущий.

Еще раз с праздником всех - с Татьяниным днем!

Школьники могут поздравить в этот день педагогов - Татьян.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Была земля белым-бела, мела метель, Татьянин день, Татьянин день. А для меня цвела весна, звенел апрель, Татьянин день, Татьянин день, Татьянин день.

Слайд 7

Икона Святой Татианы — покровительницы российского студенчества

Слайд 9

Граф Иван Иванович Шувалов Российский ученый Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 12

Российский архитектор Матвей Федорович Казаков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час" День матери"

Наш классный час посвящен самому дорогому человеку на земле -маме.Можно использовать на открытое мероприятие....

Классный час "День Памяти - День Белых журавлей"

Классный час является частью общешкольного мероприятия проводимого силами членов исторического клуба "Импульс"....

классный час День матери и День отца

5 класс - праздник для мам и пап, с целью- развивать чувства уважения и любви к самым  близким людям - родителям-формировать уважительное отношение к семейным ценностям; формировать нравственные ...

Классный час "День студента- Татьянин день "

Классный час "День студента- Татьянин день "...

Классный час: «День воинской славы России: 1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 1853г.».

Классный час проводился с воспитанниками 81 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 185...

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....

Классный час. День Неизвестного солдата и День Героев Отечества. 11 класс

Классный час "День Неизвестного солдата и День Героев Отечества" 11 класс. Материалы классного часа направлены на формирование чувства патриотизма, уважения к воинскому подвигу, к ветеранам ...