"Древнейшие люди"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Иштакбаев Ильгиз Юлаевич

План конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ss1._drevneyshie_lyudi.doc601 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: ___________

Тема:§1. Древнейшие люди.

Цель:

  • Рассказать учащимся о происхождении жизни на Земле, о жизни древнейших людей.
  • Развить знания учащихся по истории древнейшего периода нашей Земли. Помочь учащимся в формировании представления об истории как науке, изучающей прошлое человечества на основе исторических источников;
  • Создать условия для воспитания у пятиклассников навыков культуры чтения: читать вдумчиво, понимать прочитанное, выделять в нем главное, размышлять над ним.

Оборудование: карта, атласы, иллюстрации, хрестоматия по истории древнего мира, презентация «Древнейшие люди», компьютер, видеопроектор, видеопроектор, экран.

Ход  урока.

  1. Организационный момент.
  2. Введение.
  3. Объяснение новой темы «Древнейшие люди»
  4. Обобщение.
  5. Домашнее задание.

Введение.

Задание:

  • Прочитайте каждый самостоятельно вторую часть параграфа «Что такое история?» на стр. 4 в учебнике. Выделите и обсудите новую информацию о понятии.

Вопросы:

  • Итак, что же такое история?

Заслушиваются ответы. Подчеркивается, что история – наука, которая изучает жизнь людей в прошлом, а не сочиняет и придумывает её, как считали когда-то древние, относя историю к искусствам.

  • Какое понятие в этой части параграфа можно считать новым? (всемирная история). Почему?

Идет обсуждение. Понятие записывается на доске.

Самопроверка. Взаимопроверка.

        Предлагается открыть словарь исторических терминов и понятий на стр. 209 в учебнике, прочитать определение понятия истории и сравнить свое представление о нем.

Вопрос:

  • Подумайте, как историки назвали самый ранний период истории человечества? (Древним миром).

Таким образом, дети, мы узнали для чего нам нужно изучать историю. Без знании истории прошлого, невозможно узнать будущее.

А теперь перейдем к изучению темы «Древнейшие люди».

План

1.Происхождение человека.

2.Древнейшие орудия труда.

3.Охота древних людей.

4.Овладение огнем.

Задание на урок

Запишите в тетради. Чем древние люди отличались от животных?

1.Происхождение человека.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые люди появились в восточной Африке.    ПОЧЕМУ?

Здесь в районе Олдувайского ущелья англичанин Эванс обнаружил останки австралопитека (южный человек), который жил около 5 млн.лет назад

Древних людей , которые использовали орудия труда ученые называют Homo habilis- “человек умелый».

Их внешний вид сильно изменился-увеличился объем черепа, исчезли надбровные дуги,уменьшилась передняя челюсть стал исчезать волосяной покров на теле .

С течением времени древние люди изменили место своего жилья. Если австралопитеки жили на деревьях ( Почему?), то habilis-ы начали строить жилища самостоятельно.

Иногда они выгоняли из пещер диких животных и обживали их. Люди жили стадами. Почему?

2.Древнейшие орудия труда.

Основным занятием древних людей было собирательство.

Но, даже довольствуясь дарами природы, древние люди изготовляли орудия труда.

На их производство  шел камень. Первым орудием труда, было, рубило –  галька, заостренная с одного края. Для производства рубила люди отбирали на берегу реки округлую гальку, и обрабатывали её скалывая другим камнем с узкого края маленькие кусочки. Рубила были непрочны ми, быстро ломались, поэтому их нужно было очень много.

Другими орудиями древнего человека были отщепы - образовавшиеся после обработки гальки. Отщепы использовались как ножи и скребки при обработке шкур животных.  Кроме камня, для изготовления орудий люди использовали кости животных и рыб.

Из них как правило делали иглы и шило, применяемые для изготовления одежды

3.Охота древних людей.

Кроме собирательства другим важнейшим занятием наших далеких предков была охота.

Они загоняли крупных животных на берег реки, к обрыву или в ловушку и забивали их камнями.

Удачная охота позволяла обеспечить себя едой на длительное время.

4.Овладение огнем.

Очень часто для охоты люди использовали огонь - они обжигали длинные колья, заостряя их, и делали копья. Кроме того для загона животных применялись факелы –  животные опасаясь огня бежали туда где его нет –  к ловушке.

Первоначально люди брали огонь от загоревшихся после попадания молнии деревьев.

За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли.

Такой способ получения огня был очень ненадежен и люди стали искать, как получить пламя, не завися от природы. Многие племена использовали до сер. 20 века способ известный сотни тысяч лет назад – трение 2-х палочек.

В одной делалось углубление, в нее вставлялась другая палочка, и как только после вращения они нагревались люди, подкладывали мох.

Применение огня изменило жизнь людей.

Почему?

Самым важным следствием стало употребление вареной или жареной пищи. Это привело к резкому скачку в умственном развитии человека.

За короткий срок, после овладения огнем, древний человек  приобрел современный облик.

Обобщение.

Выберите правильный ответ.

Древних людей живших в Южной Африке называли

питекантропы

Homo habilis

австралопитеки

Сначала древние люди жили...

на деревьях

в пещерах

в шалашах

Основным занятием древних людей было...

собирательство

охота

изготовление орудий

Первый огонь древние люди получили...

ударяя камни

трением палочек

от лесных пожаров

Домашнее задание.

 Прочитать §1. ответить на вопросы стр. 13

Литература.

О.В. Арасланова, К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории  древнего мира, М.Ю. Брандт. Тесты по истории  древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. Энциклопедия. Всемирная история.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Как древние люди представляли себе Вселенную".

Презентация к уроку природоведения в 5 классе по учебнику А.А. Плешакова....

Урок по истории Древнего Мира "Древнейшие люди" 5 класс

Комбинированный урок по истории 5 кл "Древнейшие люди"...

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

презентация по истории Древнего мира: " Древнейшие люди"

1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность        трудиться поставила древнейших людей в более выгодное         сравнительн...

урок по истории Древнего мира. 5 класс. "Верования древних людей"

Представлена разработка урока по истории древнего мира для 5-х классов по теме "ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ". Это урок-погружение для создания у учащихся иллюзии пристутствия в древних пещерах. ...

Повторительно-обобщающий урок (Древние люди, Древний Египет)

Орг. Момент: Введение. Встаем. Приветствуем учителя.  Тема: «Путешествие в прошлое».Домашним заданием было подготовиться к путешествию в прошлое, что же мы узнали. С кем познакомились...