Повторительно-обобщающий урок (Древние люди, Древний Египет)
план-конспект урока по истории (5 класс)

Орг. Момент: Введение. Встаем. Приветствуем учителя.  Тема: «Путешествие в прошлое».

Домашним заданием было подготовиться к путешествию в прошлое, что же мы узнали. С кем познакомились с самого первого дня.

Ход урока. В уроке должны принимать участие ученики.

Остановка номер один: «Пещера древнего человека..»

Учитель говорит (сцена первая): « Мы начинаем путешествие по материку, где появились первые разумные люди. Какой же это был материк? Я совсем забыл. А когда? Когда они там появились? Я где-то записывал, Не могу найти. Открытый урок. Я так волнуюсь. Помогите!»  Дети: Более 2 миллионов лет назад.

По импровизированной пещере ходит учитель-исследователь и ничего не может найти. «Все куда-то подевались.. Пещера совсем пустая… Но нашлась коробка, которую оставил историк, который изучал древних людей. Его записи частично сгорели…» Историк долго изучал, как же жили древние люди, но остались только первые и последние буквы. Первая и последняя буква. (Охота – этим они добывали себе пропитание, и этим тоже – собирательство. Мамонт. – Теперь ребята расшифруем ребус и узнаем тоже важную деталь  о жизни древних людей. Но разве древние люди только охотились и добывали себе пищу нет. В их жизни было место творчеству! Мы находим это творчество в пещерах. Кто помнит, как была найдена пещерная живопись? Что рисовали древние египтяне в пещерах? «Сцены из жизни» - отвечают ученики. )

Ученики угадывают слова и объясняют их значение.  Учитель даёт слова с пропущенными буквами: «Охота», «Рыболовство», «Бог», «Вельможа».

Что делают дети? Говорят, что нашлось. Отвечают на вопросы. Активно работают. С поднятыми руками.

Сцена вторая: «В гости к Хантерам, которые стали фармерами» .

Учитель говорит: «Люди жили и постепенно развивались. Они выходили из пещер и как дети учились жить в этом огромном мире. Повсюду их поджидала опасность. А еду приходилось по-прежнему добывать охотой».

Учитель: «Но что-то случилось. И людям надоело добывать пищу только охотой и собирательством. Мы знаем историю мистера Хантера, я вам ее рассказывал, но сегодня специально на урок я отправил своего друга на машине времени, чтобы он взял у него интервью! Мы уносимся на 13 тыс. лет назад. И так наш корреспондент готов»

Итак наша рубрика: «На машине времени через время тернии…!»

Учитель включает запись, но в самом начале, она обрывается. «Какой ужас! Как неудобно перед нашими гостями! Наши гости не узнают эту интересную историю. Давайте попробуем ее вспомнить и расскажем эту запутанную историю». Кто-то рассказывает, другие дети поднимают руку, дополняют эту историю.

Дети рассказывают историю, а учитель помогает. (История была придумана в рамках урока про появление земледелия. Дети вспоминают, что было два рода фармеров и хантеров. Хантеры – охотники, а фармеры – земледельцы, при помощи мисс Фармер мистер Хантер понимают, что охотится сложнее, чем заниматься скотоводством, земледелием проще, чем  собирательством, дом стал крепче. Более того, произошло слияние двух родов и появилось племя. Кто возглавлял племя?).  Кроме того, думаем, как изменился образ жизни мистера Хантера (он перестал кочевать, осел, стал делать посуду из глины)

УДД: дети воспринимают речь на слух и вспоминают прошлый, пересказывают.

Понятия: Скотоводство, земледелие, неолитическая революция, самый главный вопрос, почему мистер Хантер стал фармером не сменив фамилии..

Мы отлично справились! Молодцы! 

Следующая остановка «опиши картинку». Откройте страницу 35. Мы поменяли локацию и видим интересную картинку.

«Древнегреческий поэт Гомер был слепым. Он тоже попросился с нами в путешествие. Но он ничего не видит. Давайте опишем ему страну по картинке!»

Мы наткнулись на картинку, на которой изображена страна. Страница 35 учебника.. Давайте попробуем за пару минут описать эту картинку своими словами. «Что мы видим?», «Давайте представим, что мы живем в этом месте, в каких жилищах мы будем жить, чем питаться.» Реку – Нил. Что мы знаем про Нил? (Разливы Нила) Дальше. Мы видим горы. Какой материал можно брать из гор? Камень. Что мы видим еще? Деревья. Много ли там деревьев? Нет. Климат. Там тепло. Когда теплом, чем удобно заниматься? Земледелие.

Игра прилагательные: Давайте придумаем 10 прилагательных про египет. Египет он какой? (Дети называют прилагательные).

Молодцы Египет очень разный!

Остановка машины времени: «Раскопки».

Мы оказываемся на археологических раскопках. Читаем древние записи. Но они на первый взгляд не связаны друг с другом. Но мы не зря историки. Из этих разрозненных записей мы должны составить рассказ. Нужно использовать все слова, которые указаны на бумаге. За самый интересный рассказ. Группа получит плюсы. Другие группы могут задавать сложные вопросы.

1 группа: Вельможа. Гробница. Дом. Большой. Пруд. Сад. Фруктовые деревья.

2 группа: Вельможа. Тонкая. Золото. Льняная. Ткань. Драгоценные камни. Кресла. Удобные.

3 группа: Вельможа. Мясо. Специальное кресло. Фрукты. Птица. Рабы.

4 группа: Вельможа. Фараон. Суд. Военный поход. Налог. Поручения.

5 группа:  Земледелец. Налоги. Десятая часть. Орошение. Поле. Каналы.

6 группа: Земледелец. Мука. Финики. Инжир. Тесто. Рыба. Лепешки. Вино. Пиво. Дом. Тростник. Ил.

7 группа: Ремесленник. Чакт. Разделение. Труд. Обмен. Ремесло. Лен. Ткань.

У вас есть шанс побыть в роли историка. Мы уже бывали не раз. В архиве я нашёл документ, в котором нашёл некоторые несостыковки. Помогите мне разобраться. Работаем в парах. Даю вам пять минут. (Теперь каждая парта читает по предложению и говорит, какие ошибки, а другие помогают.)

Фараон Тутмес III много воевал и хотел завоевать для греков много земель. Он собрал армию, которая состояла только из вельмож. Вельможи были очень бедны, поэтому их защита была очень ненадежной. Фараон не уделял внимания тактике, и войска строились как придется. Войны фараона были одеты в стальные доспехи и вооружены железным мечами, и поэтому им было тяжело двигаться. Армия фараона состояла только из пехоты. В атаку шли сначала с клинками и топорами, а потом уже лучники стреляли по убегающему войску противника. Фараон не брал пленных, а отдавал их обратно своим врагам. Несмотря на сильную армию, Тутмесу не удалось создать империю, он так и не смог захватить земли других народов.

Молодцы отлично справились! Давайте разомнемся перед сложной задачей.

Разомнемся. А то мы уже устали сидеть в нашей машине времени.

Игра Верю-не верю. Если верите то хлопайте (два хлопка), если не верите, то топайте.

1.Египтяне первыми определили, что в году 365 дней.

2.Египтяне отсчитывали годы от создания столицы Мемфиса.

3. Римляне отсчитывали годы от создания города Рима.

4.Египетская цивилизация появилась после рождения Христа.

5.Человек разумный появился 10 млн. лет назад.

6.Земледельцы отсчитывали год от урожая до урожая.

 

Размялись!

А теперь, следующая остановка это встреча со жрецом, но чтобы попасть в египетский храм нужно ответить на вопросы коварного жреца. Но жрец коварен. Нельзя просто ответить на один вопрос, чтобы получить картуш (жетон). Будут сопутствующие. У кого будет больше жетонов, тот и введет нас в храм первым. Кто самый мудрый?

 

1.Богом восходящего солнца в Египте был (Амон-Ра). На чем он каждое утро выплывал? С какой стороны света показывался Амон-ра?

2. Правителей Древнего Египта называли? (фараон) Почему фараон появился в вопросах о богах?

3.Верховным богом египтян был? (Амон-Ра) С кем Амон-ра сражался каждый вечер? (Апоп)

4. Мифическое существо, с телом льва и головой человека (сфинкс). Сфинкс охранял пирамиды, но почему египтяне строили их для своих фараонов?

5. Кого в Египте считали живым богом на земле (фараона)

7. Как называлось здание, в котором поклонялись богам?(Храм)? Как назывался человек, который служил богам?

11.Какого бога древние египтяне почитали за его мудрость? За что особенно были благодарны египтяне Тоту?

12.Богиня – покровительница женщин и женской красоты, в образе кошки.

13.Бог земли, который судил людей после смерти? (Осирис)

14. Сложный вопрос: почему египтяне делали из умерших мумий?

 

Победитель заглядывает в храм. Что ты там видишь? Расскажи?

Письменность. Нарисовать слово, связанное с Египтом, но рисовать не по порядку, а в разброс. Но первую букву правильную.

Вот ребята подходит к концу наше путешествие по Египту. Оно было интересным? Мы сегодня много чего вспомнили. И много о чем поговорили и еще поиграли. Единственное, что мы с вами не совсем успели –пирамиды. Домашнее задание: сделать поделку в форме пирамиды и рассказать о ней. Можно делать вдвоем и втроем – это будет наш проект на каникулы. Хороших каникул!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_povtorenie.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Орг. Момент: Введение. Встаем. Приветствуем учителя.  Тема: «Путешествие в прошлое».

Домашним заданием было подготовиться к путешествию в прошлое, что же мы узнали. С кем познакомились с самого первого дня.

Ход урока. В уроке должны принимать участие ученики.

Остановка номер один: «Пещера древнего человека..» 

Учитель говорит (сцена первая): « Мы начинаем путешествие по материку, где появились первые разумные люди. Какой же это был материк? Я совсем забыл. А когда? Когда они там появились? Я где-то записывал, Не могу найти. Открытый урок. Я так волнуюсь. Помогите!»  Дети: Более 2 миллионов лет назад.

По импровизированной пещере ходит учитель-исследователь и ничего не может найти. «Все куда-то подевались.. Пещера совсем пустая… Но нашлась коробка, которую оставил историк, который изучал древних людей. Его записи частично сгорели…» Историк долго изучал, как же жили древние люди, но остались только первые и последние буквы. Первая и последняя буква. (Охота – этим они добывали себе пропитание, и этим тоже – собирательство. Мамонт. – Теперь ребята расшифруем ребус и узнаем тоже важную деталь  о жизни древних людей. Но разве древние люди только охотились и добывали себе пищу нет. В их жизни было место творчеству! Мы находим это творчество в пещерах. Кто помнит, как была найдена пещерная живопись? Что рисовали древние египтяне в пещерах? «Сцены из жизни» - отвечают ученики. )

Ученики угадывают слова и объясняют их значение.  Учитель даёт слова с пропущенными буквами: «Охота», «Рыболовство», «Бог», «Вельможа».

Что делают дети? Говорят, что нашлось. Отвечают на вопросы. Активно работают. С поднятыми руками.

Сцена вторая: «В гости к Хантерам, которые стали фармерами» .

Учитель говорит: «Люди жили и постепенно развивались. Они выходили из пещер и как дети учились жить в этом огромном мире. Повсюду их поджидала опасность. А еду приходилось по-прежнему добывать охотой».

Учитель: «Но что-то случилось. И людям надоело добывать пищу только охотой и собирательством. Мы знаем историю мистера Хантера, я вам ее рассказывал, но сегодня специально на урок я отправил своего друга на машине времени, чтобы он взял у него интервью! Мы уносимся на 13 тыс. лет назад. И так наш корреспондент готов» 

Итак наша рубрика: «На машине времени через время тернии…!»

Учитель включает запись, но в самом начале, она обрывается. «Какой ужас! Как неудобно перед нашими гостями! Наши гости не узнают эту интересную историю. Давайте попробуем ее вспомнить и расскажем эту запутанную историю». Кто-то рассказывает, другие дети поднимают руку, дополняют эту историю.

Дети рассказывают историю, а учитель помогает. (История была придумана в рамках урока про появление земледелия. Дети вспоминают, что было два рода фармеров и хантеров. Хантеры – охотники, а фармеры – земледельцы, при помощи мисс Фармер мистер Хантер понимают, что охотится сложнее, чем заниматься скотоводством, земледелием проще, чем  собирательством, дом стал крепче. Более того, произошло слияние двух родов и появилось племя. Кто возглавлял племя?).  Кроме того, думаем, как изменился образ жизни мистера Хантера (он перестал кочевать, осел, стал делать посуду из глины)

УДД: дети воспринимают речь на слух и вспоминают прошлый, пересказывают.

Понятия: Скотоводство, земледелие, неолитическая революция, самый главный вопрос, почему мистер Хантер стал фармером не сменив фамилии..  

Мы отлично справились! Молодцы!  

Следующая остановка «опиши картинку». Откройте страницу 35. Мы поменяли локацию и видим интересную картинку.

«Древнегреческий поэт Гомер был слепым. Он тоже попросился с нами в путешествие. Но он ничего не видит. Давайте опишем ему страну по картинке!»

Мы наткнулись на картинку, на которой изображена страна. Страница 35 учебника.. Давайте попробуем за пару минут описать эту картинку своими словами. «Что мы видим?», «Давайте представим, что мы живем в этом месте, в каких жилищах мы будем жить, чем питаться.» Реку – Нил. Что мы знаем про Нил? (Разливы Нила) Дальше. Мы видим горы. Какой материал можно брать из гор? Камень. Что мы видим еще? Деревья. Много ли там деревьев? Нет. Климат. Там тепло. Когда теплом, чем удобно заниматься? Земледелие.

Игра прилагательные: Давайте придумаем 10 прилагательных про египет. Египет он какой? (Дети называют прилагательные).

Молодцы Египет очень разный!

Остановка машины времени: «Раскопки».

Мы оказываемся на археологических раскопках. Читаем древние записи. Но они на первый взгляд не связаны друг с другом. Но мы не зря историки. Из этих разрозненных записей мы должны составить рассказ. Нужно использовать все слова, которые указаны на бумаге. За самый интересный рассказ. Группа получит плюсы. Другие группы могут задавать сложные вопросы.

1 группа: Вельможа. Гробница. Дом. Большой. Пруд. Сад. Фруктовые деревья.

2 группа: Вельможа. Тонкая. Золото. Льняная. Ткань. Драгоценные камни. Кресла. Удобные.

3 группа: Вельможа. Мясо. Специальное кресло. Фрукты. Птица. Рабы.

4 группа: Вельможа. Фараон. Суд. Военный поход. Налог. Поручения.

5 группа:  Земледелец. Налоги. Десятая часть. Орошение. Поле. Каналы.

6 группа: Земледелец. Мука. Финики. Инжир. Тесто. Рыба. Лепешки. Вино. Пиво. Дом. Тростник. Ил.

7 группа: Ремесленник. Чакт. Разделение. Труд. Обмен. Ремесло. Лен. Ткань.

У вас есть шанс побыть в роли историка. Мы уже бывали не раз. В архиве я нашёл документ, в котором нашёл некоторые несостыковки. Помогите мне разобраться. Работаем в парах. Даю вам пять минут. (Теперь каждая парта читает по предложению и говорит, какие ошибки, а другие помогают.)

Фараон Тутмес III много воевал и хотел завоевать для греков много земель. Он собрал армию, которая состояла только из вельмож. Вельможи были очень бедны, поэтому их защита была очень ненадежной. Фараон не уделял внимания тактике, и войска строились как придется. Войны фараона были одеты в стальные доспехи и вооружены железным мечами, и поэтому им было тяжело двигаться. Армия фараона состояла только из пехоты. В атаку шли сначала с клинками и топорами, а потом уже лучники стреляли по убегающему войску противника. Фараон не брал пленных, а отдавал их обратно своим врагам. Несмотря на сильную армию, Тутмесу не удалось создать империю, он так и не смог захватить земли других народов.

Молодцы отлично справились! Давайте разомнемся перед сложной задачей.

Разомнемся. А то мы уже устали сидеть в нашей машине времени.

Игра Верю-не верю. Если верите то хлопайте (два хлопка), если не верите, то топайте.

1.Египтяне первыми определили, что в году 365 дней.

2.Египтяне отсчитывали годы от создания столицы Мемфиса.

3. Римляне отсчитывали годы от создания города Рима.

4.Египетская цивилизация появилась после рождения Христа.

5.Человек разумный появился 10 млн. лет назад.

6.Земледельцы отсчитывали год от урожая до урожая.

Размялись!

А теперь, следующая остановка это встреча со жрецом, но чтобы попасть в египетский храм нужно ответить на вопросы коварного жреца. Но жрец коварен. Нельзя просто ответить на один вопрос, чтобы получить картуш (жетон). Будут сопутствующие. У кого будет больше жетонов, тот и введет нас в храм первым. Кто самый мудрый?

 

1.Богом восходящего солнца в Египте был (Амон-Ра). На чем он каждое утро выплывал? С какой стороны света показывался Амон-ра?

2. Правителей Древнего Египта называли? (фараон) Почему фараон появился в вопросах о богах?

3.Верховным богом египтян был? (Амон-Ра) С кем Амон-ра сражался каждый вечер? (Апоп)

4. Мифическое существо, с телом льва и головой человека (сфинкс). Сфинкс охранял пирамиды, но почему египтяне строили их для своих фараонов?

5. Кого в Египте считали живым богом на земле (фараона)

7. Как называлось здание, в котором поклонялись богам?(Храм)? Как назывался человек, который служил богам?

11.Какого бога древние египтяне почитали за его мудрость? За что особенно были благодарны египтяне Тоту?

12.Богиня – покровительница женщин и женской красоты, в образе кошки.

13.Бог земли, который судил людей после смерти? (Осирис)

14. Сложный вопрос: почему египтяне делали из умерших мумий?

Победитель заглядывает в храм. Что ты там видишь? Расскажи?

Письменность. Нарисовать слово, связанное с Египтом, но рисовать не по порядку, а в разброс. Но первую букву правильную.

Вот ребята подходит к концу наше путешествие по Египту. Оно было интересным? Мы сегодня много чего вспомнили. И много о чем поговорили и еще поиграли. Единственное, что мы с вами не совсем успели –пирамиды. Домашнее задание: сделать поделку в форме пирамиды и рассказать о ней. Можно делать вдвоем и втроем – это будет наш проект на каникулы. Хороших каникул!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обобщающий урок по теме «Древнейшие люди»

Обобщающий урок истории в 5 кл. по теме «Древнейшие люди»  в нетрадиционной форме -  урок-игра....

Урок по истории Древнего Мира "Древнейшие люди" 5 класс

Комбинированный урок по истории 5 кл "Древнейшие люди"...

презентация по истории Древнего мира: " Древнейшие люди"

1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность        трудиться поставила древнейших людей в более выгодное         сравнительн...

Конспект урока 5 класс "Древнейшие люди"

Данный урок предназначен для ознакомления учащихся с обликом и образом жизни древнейших людей....

Урок истории "Жизнь древних людей" 5 класс

Урок истории "Жизнь древних людей" для 5 класса разработан по технологии "перевернутый урок" с применением электронной формы учебника....