Конспект урока 5 класс "Древнейшие люди"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Кучер Светлана Владимировна

Данный урок предназначен для ознакомления учащихся с обликом и образом жизни древнейших людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока 5 класс41 КБ

Предварительный просмотр:

Древний мир. 5 класс

Тема: Древнейшие люди.

Педагогические цели: познакомить с обликом и образом жизни древнейших людей; научить определять черты сходства различия древнейшего человека и животных; формировать умения пересказывать содержание текста учебника, работать с ним , с исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать её данные; выявлять закономерности эволюции человека; устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью первобытных людей, объяснять причины коллективизма среди древних людей.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные результаты:

Формирование мотивации к изучению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.

Тип урока:  изучение и первичное закрепление новых знаний.

 Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, иллюстративный, словесный.

Основные термины и понятия: первобытные люди, орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило, присваивающее хозяйство.

Образовательные ресурсы: учебник, проверочные материалы, атлас, рабочая тетрадь.

План:

  1. Теории происхождения человека.
  2. Облик далёких предков.
  3. Орудия труда.
  4. Первые занятия древнейших людей.
  5. Овладение огнём.

1 этап  Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Быстрое включение в деловой ритм.

2 этап Проверка домашнего задания

Задание №1. Соотнесите:

Название науки

Определение

1. Археология

А. наука о народах

2. Геральдика

Б. «наука о древности», изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества

3. Генеалогия

В. наука о времени

4. Хронология

Г. наука о гербах

5. Этнография

Д. наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств

1

2

3

4

5

Б

Г

Д

В

А

Задание № 2. Распределите по группам.

Исторические источники

Вещественные

Письменные

Жилища, посуда, глиняные таблички, орудия труда, монеты, надписи на камне, оружие, сборники законов, древние книги, произведения искусства.

3 этап  Постановка учебной задачи.

С помощью археологии и других исторических источников учёные получают научную информацию о жизни людей в далёком прошлом. Изучение истории Древнего мира мы начинаем со знакомства с жизнью первобытных людей.

-Каких людей мы называем первобытными? (ответы детей)

-Давайте обратимся к словарю. (дикие, некультурные)

-Найдите теперь новый термин первобытные люди в учебнике.

(Первобытные люди – люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов)

Первобытные люди жили очень давно.

-Сформулируйте тему урока. (Древнейшие люди)

- На какие вопросы мы должны ответить на уроке? (ответы детей)

Как жили древнейшие люди?

Почему первобытный человек не мог выжить в одиночку?

4 этап Усвоение новых знаний и способов действий

Работа в группах по карточкам, выступление групп по теме как появился первый человек и заполнение таблицы.

Человек издавна пытался найти ответы на вопросы, кто он такой, откуда он произошёл, какого его место в мире и природе. Этот поиск свойственен не только современным людям, но и древним. Но в отличие от современности, когда нам помогают различные науки, в древние времена человек пытался объяснить непонятные ему вещи с помощью мифов, в которых действовали сверхъестественные силы. Поэтому и мы, следуя за историческим процессом, узнаем, что говорят мифы и сказания о происхождении человека.

1 группа   Шумерская мифология

2 группа   Египетская и греческая мифология

3 группа   Миф древних индийцев

4 группа   Миф североамериканских индейцев и австралийских племён

5 группа   Скандинавская мифология

6 группа   Библейское сказание

Народы, создавшие мифы

Идеи мифов

Шумеры

Первые люди вылеплены из глины

Египтяне

Первые люди вылеплены из глины

Греки

Первые люди вылеплены из земли и воды

Древние индийцы

Первые люди произошли из частей тела бога Брахмы

Североамериканские индейцы

Первые люди произошли от черепахи

Австралийские племена

Первые люди произошли от разных животных

Скандинавы

Первые люди сделаны из дерева

Палестинцы

Первые люди вылеплены по образу и подобию Божьему

Вывод: существует разные теории появления человека. С некоторыми из них мы уже познакомились – это теория божественного происхождения человека. Однако, есть ещё научная теория происхождения человека.

- Как вы думаете, какую теорию происхождения человека мы будем изучать на уроках истории? (ответы детей)

На вопрос о том, когда появились первые люди, до сих пор нет однозначного ответа. Большинство учёных считают, что у человека  и обезьяны был общий предок. Это была человекообразная обезьяна, жившая на деревьях. Потом лесов стало меньше и человекообразной обезьяне пришлось приспосабливаться к жизни на открытых местах. Примерно 5-8 млн. лет назад пути развития человекообразных обезьян разошлись: одни так и остались в животном мире, другие начали долгий путь в миллионы лет, чтобы превратиться в человека. Ближайшими родственниками древнейших предков человека были «австралопитеки» (южная обезьяна). Они жили примерно 3-4 млн. лет назад, а 2 млн. лет назад появился древнейший человек. Археологи нашли останки древнейшего человека, рядом с ним предметы из  оббитой гальки. Этого человека ученые назвали «человек умелый».

-Давайте посмотрим, где жил этот человек?

Работа с картой.

- На каком континенте жили древнейшие люди?

- Каким цветом обозначен район проживания?

- Каким знаком обозначены стоянки?

Дети делают вывод, что древнейшие люди жили более 2 млн. лет назад в Восточной Африке.

- Почему древнейшие люди проживали в Восточной Африке? ( тепло, много еды)

Работа с иллюстрациями и текстом учебника.

- Как выглядели древнейшие люди?

Работа по вариантам

1 вариант:  Чем первобытный человек отличается  от современного человека?

2 вариант: Чем первобытный человек отличается от обезьяны?

Задание: выберите из предложенного списка, что относится к человеку, а что – обезьяне: живут на деревьях; появились на Земле 2 млн. лет назад;  ходят на двух и четырёх конечностях; походка не вполне прямая, прыгающая; появились на Земле 13-15 млн. лет назад; есть цепкий хвост, покрыты шерстью, грубое лицо с широким приплюснутым носом, использовали палку-копалку, каменное рубило; не разговаривали; издают звуки.

Дети делают вывод, первобытный человек больше похож на обезьяну, а отличался он от обезьяны тем,  что умел изготавливать орудия труда.

Орудия труда – это то, чем человек работает.

                                             Орудия труда

Палка-копалка                  Дубина                 Заострённый камень

У человека не было таких мощных лап, таких крепких костей и  зубов, как у хищных зверей. Однако камень был крепче любых зубов и когтей, а удар тяжёлой дубиной сильнее удара медвежьей лапой.

Работа с иллюстрациями

Задание: рассмотрите орудия труда древнейшего человека. Из какого материала они сделаны?

- Представьте себя на месте древнейших людей. Как вы могли обеспечить себе существование, используя столь примитивные орудия труда?

Занятия древнейших людей

                                           Собирательство                       Охота

- Как охотились древнейшие люди?

Задание: прочитайте текст п. 3 §1 учебника и изучите иллюстрацию на с.11. Составьте рассказ от имени первобытного охотника по плану:

  1. Хищник и его жертва.
  2. Поведение людей.
  3. Результаты схватки.

Таким образом, хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа называется присваивающим.

- Как древнейшему человеку удалось  выжить?

  1. Люди объединились перед опасностью в окружающем мире в человеческое стадо.

(Человеческое стадо – это древнейший коллектив родственников, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.) Учёные не знают сколько человек входило в стадо, но предполагают, что не менее 30 и не более 100.

- Почему небольшое стадо было обречено на гибель?

- Почему найти пропитание в одной местности очень большой группе было затруднительно?

  1. Человек смог постепенно овладеть огнём.

Работа с текстом учебника.

- Что огонь давал людям? (тепло, защиту от диких животных, можно было готовить пищу, применять во время охоты)

Дети делают вывод, что овладение огнём изменило жизнь первобытных людей.

5 этап  Закрепление знаний и способов действий

Выполняют задания 2 и 3 в рабочей тетради №1

6 этап     Подведение итогов

Дети отвечают на вопросы поставленные в начале урока

7 этап   Рефлексия

- Какие цели стояли перед нами в начале урока?

- Смогли ли вы их достичь?

- Какой материал был трудным, непонятным?

- А что воспринималось легко?

- Попробуйте дать оценку урока?

8 этап  Информация о домашнем задании

§ 1, вопросы, основные понятия и термины. Нарисовать орудия труда (по желанию).


Раздаточный материал.

  1.  Шумерская мифология.

«Давным-давно на земле жили одни боги. Правил ими бог Энлиль… Он сотворил день, дал всем растениям жизнь. Он же изобрёл мотыгу и плуг – первые орудия земледельца.

Главным помощником Энлиля стал бог дождя и вод – брат Энлиля  Энки. Он создал стаи рыб и пустил их в реки. Он запретил морским водам заливать сушу. Он сотворил много полезных дел.

Племя великих богов … всё больше и больше умножалось … И им не стало хватать пищи. И вот боги и богини обратились к Энки, чтобы он создал помощников божественной деве Ашнан, которая заготовляла зерно, и доброму Лахору, который разводил скот для питания богов. Однако Энки спал на дне моря и не слышал…

Тогда его мать говорит ему:

«О мой сын, встань со своего ложа…

сотвори то, что мудро,

Сотвори служителей для богов, дабы они

произвели себе подобных.»

Энки просыпается и отвечает матери:

«О мать моя, существо, имя коего ты назвала уже есть, -

Запечатлей в нём образ богов!

Замеси сердце глины, что над бездной,-

Превосходные царственные мастера сделают глину густой,

Ты же дай рождение конечностям.

Нинмах (мать-земля) потрудится перед тобой…

Нинмах  запечатлит в нём образ богов.

Это – человек…»

Однако не всё шло так, как было задумано. Перед сотворением человека Энки устроил пир. Энки и Нинмах выпили лишнего. И когда Нинмах начала лепить из глины людей, то у неё вначале получались лишь уродцы.

        Энки стал лепить из глины людей, и тоже получались лишь уродцы, но затем он сделал и хороших людей.

  1. Египетская мифология.

Египтяне считали, что людей и их Ка (душу) вылепил из глины бараноголовый бог Хнум. Он главный создатель мира. Он вылепил весь мир на гончарном круге и таким же способом создал людей и животный.

Греческая мифология.

         Согласно греческой мифологии, людей вылепил из земли и воды Прометей, сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Прометей создал людей смотрящими в небо, по подобию богов.

        


  1. Миф древних индийцев

Прародителем мира был Брахма Люди же появились из тела Пуруши – первозданного человека, которого боги принесли в жертву вначале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчленённой на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали войнами, из бёдер его были созданы земледельцы, а из ног родились низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока – солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания – ветер. Воздух произошёл из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землёю. Так из великой  жертвы вечные боги сотворили мир.

  1. Миф североамериканских индейцев.

Однажды было жаркое лето, что водоём, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.

Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека – предка рода Черепахи.

Различные австралийские племена считают своими предками кенгуру, страуса, опоссума, дикую собаку, ящерицу, ворона, летучую мышь.

  1. Скандинавская мифология.

Сотворив мир, Один (верховное божество) и его братья задумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи – женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий – кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звал их: мужчину – Аск, а женщину – Эмбла.

  1. Миф о сотворении человека по образу и подобию Божьему содержится в Библии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Первые люди на Земле" 5 класс

Конспект урока  в 5 классе "Первые люди на земле" Может использоваться как самостоятельно, так и в качестве основы для презентации....

План-конспект урока:"Знаменитые люди Великобритании"

План-конспект урока:"Знаменитые люди Великобритании" для 11 класса...

Конспект урока "Древние люди"

Конспект урока  Севастополеведения  в 5 классе...

Конспект урока "Древнейшие люди"

Большинство ученых утверждают, что человек появился вследствие эволюционного процесса, то есть произошел от человекоподобных животных в результате своего развития. Самых первых людей называют первобыт...

Конспект урока "Известные люди" (УМК Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В., Перретт Ж.) в 5 классе

Конспект урока "Известные люди" (УМК  Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В., Перретт Ж.) в 5 классе...

План-конспект урока "Могут люди обойтись без тебя?"

Урок посвящен добровольческой работе в Гимназии №97 г. Ельца...