Главные вкладки

    Урок истории "Жизнь древних людей" 5 класс
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Урок истории "Жизнь древних людей" для 5 класса разработан по технологии "перевернутый урок" с применением электронной формы учебника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_istorii.docx479.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    с использованием электронной формы учебников

    Предмет, класс

    История Древнего мира 5 класс

    Тема урока

    «Жизнь древних людей»

    ЭФУ

    С.В.Колпаков, Н.А.Селунская Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М.: Дрофа, 2015.C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\учебник.jpg

    Разработчик урока

    Шандра Татьяна Викторовна

    Тип урока

    Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков

    Цель урока

    Выделение отличительных черт древнего человека и человека разумного

    Задачи урока

    Сформировать у учащихся представление об образе жизни древних людей, человека разумного; обеспечить усвоение учащимися основных понятий урока.

    Способствовать развитию навыков устной и письменной речи учащихся, умений классифицировать, анализировать, обобщать информацию, элементов творческой деятельности, навыков рефлексивной деятельности.

    Воспитание в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах, сознательного и серьёзного отношения к учебной  дисциплине, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других, управлять собой, своим поведением.

    Основные термины

    и понятия темы

    Человеческое стадо, родовая община, древнейший человек, «человек разумный»

    Планируемые результаты

    Познавательные:

    - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    - поиск и выделение необходимой информации с использованием различных источников информации;

    - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме в соответствии с заданными критериями;

    - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

    - анализ объектов с целью выделения признаков;

    - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Регулятивные:

    - определение учащимися последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

    - осуществление  самоконтроля правильности своих ответов и оценивание ответов других участников группы;

    - контроль способов действий и их результатов с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; формирование умений вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, с учётом оценки этого результата самим обучающимся, товарищами.

    Коммуникативные:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    - отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.  

    - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    - управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий.

    Организация пространства

    Перевернутый урок

    Виды деятельности на уроке

    Коллективная (фронтальная) работа, групповая работа,

    индивидуальная (самостоятельная) работа, творческая работа

    Образовательные технологии

    Личностно-ориентированное обучение, технология группового обучения, ИКТ, здоровьесбережение, дифференцированное обучение, метод проектов, технология деятельностного обучения

    Правила работы на уроке (если они существуют)

    Используемые виды контроля

    и оценивания на уроке

    Самооценивание и  взаимооценивание учащимися,

    контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся учителем

    Необходимое оборудование

    ЭФУ, интерактивная доска, компьютер

    Наглядно-демонстрационный материал

    Макеты 4 корзин на классной доске

    Электронные образовательные ресурсы (в электронной форме учебника и/(или) в Сети Интернет

    Сеть интернет – документ совместного доступа в облаке OneDrive таблица Человек древнейший и человек разумный», ЭОР в ЭФУ – анимационный ролик «От неандертальца до человека разумного», слайд-шоу «Раскопки в Олдувае»

    Рефлексия

    Обсуждение озвученного ролика и сравнительной таблицы


    Организационная структура урока:

    Этапы урока

    Длительность этапа, мин

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Материал учебника

    Формируемые УУД

    Организационный этап.

    1

    - приветствие, фиксация отсутствующих;

    - проверка подготовленности классного помещения и учащихся к уроку;

    - организация внимания школьников

    - приветствуют учителя;

    - дежурный дает информацию об отсутствующих;

    - организуют свое рабочее место;

    - демонстрируют готовность к уроку;

    Регулятивные УУД:

    - волевая саморегуляция

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    5

    - прием «Погружение в урок». Учитель предлагает учащимся закрыть глаза и представить себе следующую картину: лес, берег озера, на берегу – группа странных существ, больше похожих на обезьян, чем на людей, у них длинные руки, прыгающая  походка. Общаются они звуками, жестами и криками. Одни из них раскалывают гальку ударами другого камня, другие изогнутые палками копают землю, ищут что-то.

    Где мы оказались и кого мы видим?

    - но вот картинка изменилась: на этой же поляне мы видим охотников с луками и стрелами, внешне они похожи на нас, общаются с помощью речи. Кто перед нами? На сколько лет назад мы попали?

    - вы хорошо поработали дома над темой «Жизнь древних людей», раз смогли узнать древнейшего человека и человека разумного. Перед вами две иллюстрации. Рассмотрите их и определите, что будет  целью нашего урока. Что нам необходимо сделать, чтобы достичь ее?

    - знакомит учащихся с понятиями, которые необходимо усвоить в течение урока, они записаны на доске.

    - слушают учителя, представляют описываемую картину;

    - отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме (видим древнейших людей, возможно это Африка 2 млн. лет назад)

    - слушают учителя, представляют описываемую картину;

    - отвечают на вопросы учителя (видим человека разумного, 40 тыс. лет назад);

    - сравнивают иллюстрации человека древнейшего и человека разумного;

    - формулируют цель урока (выделись отличительные черты древнего человека и человека разумного), намечают план действий по ее достижению

    - записывают тему урока и понятия в тетрадь.

    Иллюстрации ЭФУC:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\2.jpg

    C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\1.jpg

    Познавательные:

    - самостоятельно формулируют цель урока

    - сравнивают иллюстрации с целью выделения общих и отличительных черт;

    Регулятивные:

    - планируют действия по достижению цели с учетом конечного результата;

    - осуществляют  самоконтроль правильности своих ответов на вопросы учителя;

    Коммуникативные:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    - отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.  

    Актуализация знаний

    3

    Учитель задает вопросы классу:

    - с какими точками зрения на происхождение человека вы познакомились дома?

    - какой точки зрения вы придерживаетесь? Почему?

    - можно ли нас с вами отнести к древним людям? К разумным людям? Давайте в этом убедимся!

    Данная тема является первой и самой важной в разделе «Как жили древнейшие люди», поэтому будьте внимательны.

    - отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме

    - дополняют ответы одноклассников

    Познавательные:

    - развивают умение извлекать информацию из текста учебника, обобщать ее;

    - высказывают предположения, осуществляют поиск необходимой информации из личного опыта.

    Регулятивные:

    - осуществляют  самоконтроль правильности своих ответов на вопросы учителя;

    Коммуникативные:  отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными вопросами; умения оформлять свои мысли в устной форме, доказывать свою точку зрения

    Физкультминутка

    1

    Учитель предлагает ребятам объединиться в группы, состав которых определяется им заранее

    Пересаживаются в группы

    Первичное усвоение новых знаний.

    10

    Учитель дает дифференцированные  задания группам учащихся:

    1 группа (учащиеся с высокой познавательной мотивацией) – «озвучивание немого кино» «Жизнь древних людей». При озвучивании необходимо сравнить древнейшего человека  и человека разумного по представленным на карточке критериям: внешний вид, объем мозга, занятия, способы охоты и т.д.

    2 (учащиеся со средним уровнем познавательной мотивации) ,3 группа (учащиеся с уровнем познавательной мотивации ниже среднего)  – заполнение сравнительной таблицы «Человек древнейший и человек разумный» в документе совместного доступа в облаке OneDrive. 2 и 3 группы заполняют разные графы таблицы (Приложение). При выполнении заданий учащиеся могут пользоваться текстом учебника.

    - работают в группах, обсуждают задание, варианты текста, озвучивают анимационный ролик;

    - заполняют сравнительную таблицу, обсуждают ответы, заносят их в документ совместного доступа в облаке OneDrive.

    Анимационный ролик          (1 группа)

    Текст учебника (2,3 группы)C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\4.jpgC:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\5.jpg

    C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\6.jpgC:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\7.jpg

    Познавательные:

    - развивают умение извлекать информацию из текста учебника, обобщать ее;

    - высказывают предположения, 

    -  поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

    -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

    Регулятивные:

    - осуществляют  самоконтроль правильности своих ответов и ответов других участников группы;

    - определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата;

    - контролируют способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (таблица, критерии озвучивания ролика);

    - вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, с учётом оценки этого результата самим обучающимся, товарищами;

    Коммуникативные:   

    -планирование сотрудничества со сверстниками по поиску и сбору информации;  

    - отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме в соответствии с выставленными критериями; - доказывать свою точку зрения

    - управление поведением партнера.

    Первичная проверка понимания

    7

    - учитель предлагает проанализировать сравнительную таблицу, которая демонстрируется на интерактивной доске;

    - предлагает оценить работу 1 группы, работавшей над озвучиванием ролика, с точки зрения соответствия заданным критериям;

    -контролирует ответы учащихся, корректирует их по необходимости

    - анализируют содержание сравнительной таблицы, дополняют и корректируют ее содержание при необходимости;

    - дают определения основным понятиям урока;

    - смотрят и обсуждают озвученный ролик с точки зрения соответствия заданным критериев;

    - пересаживаются на свои места по парам.

    Познавательные:

    - анализируют представленную информацию в соответствии с заданными критериями;

    -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

    Регулятивные:

    - осуществляют  контроль правильности ответов других участников группы;

    Коммуникативные:   

    - отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме в соответствии с заданными критериями

    Первичное закрепление.

    7

    - Учитель предлагает учащимся при помощи закладок выделить в тексте учебника 1 вариант – отличительные черты древнейшего человека (синие закладки), 2 вариант – отличительные черты человека разумного (розовые закладки);

    - учащимся предлагается произвести взаимоконтроль в паре, внести при необходимости дополнения в ответ товарища;

    - учитель проводит выборочный фронтальный опрос, предлагая выделить отличительные черты.

    - работают с закладками ЭФУ;

    - производят взаимоконтроль в паре, вносят при необходимости дополнения в ответ товарища;

    - отвечают на вопрос учителя во  фронтальном режиме, выделяют отличительные черты.

    Текст ЭФУ

    C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\8.jpg

    Познавательные:

    - развивают умение извлекать информацию из текста учебника, обобщать ее;

    -  поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

    -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

    Регулятивные:

    - осуществляют  взаимоконтроль в паре;

    - вносят необходимые дополнения и коррективы в ответ товарища;

    Коммуникативные:   

    - отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме;

    - доказывать свою точку зрения

    Рефлексия (подведение итогов занятия)

    5

    -Учитель: достигли ли мы цели урока?

    - можем ли мы назвать изменения, которые произошли с появлением человека разумного?

    -остались ли вопросы по теме?

    - предлагает оценить ребятам свою работу на уроке с помощью приема «4 корзины»: на доске прикреплены 4 корзины, на них фразеологизмы: «спустя рукава», «не покладая рук», «душа в душу», «бил баклуши»;

    -корректирует при необходимости отметки.

    - отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме;

    -оценивают свою работу на уроке с помощью цветных стикеров

    Познавательные:

    - обобщение полученной информации по теме урока;

    Регулятивные: оценивание учащимися уровня своих знаний и умений, соотнесение собственной оценки с отметкой учителя;

    Коммуникативные:   

    - отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме;

    - доказывать свою точку зрения

    Информация о домашнем задании, инструктаж

    2

    - Учитель предлагает учащимся записать домашнее задание: параграф 2, а также творческое задание на выбор: озвучить анимационный ролик «по-своему», подготовить сообщение по материалам слайд-шоу в параграфе «Раскопки в Олдувае», написать сочинение от лица человека разумного на свободную тему.

    -создает познавательную мотивацию к изучению следующей темы с помощью иллюстрации на доске, задает вопрос «Кто автор картины? Мог ли им быть первобытный художник? Об этом мы узнаем на следующем уроке»

    -благодарит за работу на уроке.

    -Записывают домашнее задание;

    -высказывают предположения

    -прощаются с учителем.

    Иллюстрация из ЭФУ на доскеC:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\10.jpg

    Познавательные:

    умение анализировать, извлекать нужную информацию из различных источников (при выполнении творческого домашнего задания).

    Регулятивные:

    определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата при выполнении творческого домашнего задания

    Коммуникативные:   

    отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в письменной форме в соответствии с поставленными задачами


     ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ОБЪЕКТОВ ЭФУ и ЭОР 

    Название объекта ЭФУ/ЭОР

    Тип, вид объекта (текст, иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.)

    Скрин страницы в учебнике, где находится данный объект/Ссылка на ЭОР из сети Интернет

    Комментарий, какую роль он играет на данном уроке (например, отработка вычислительных навыков, повторение материала и т.п.)

    1

    C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\11.jpg

    Иллюстрации «Древнейший человек», «Человек разумный», «Древнее изображение охоты»

    C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\1.jpgC:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\2.jpgC:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\10.jpg

    Сравнение иллюстраций позволило учащимся самостоятельно определить цель урока и задачи урока. Выработка умений высказывать предположения.

    2

    C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\12.jpg

    Анимация «От неандертальца до человека разумного»

    C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\5.jpg

    Позволяет наглядно представить образ жизни древних людей

    3

    C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\13.jpg

    Текст учебника параграфа 2

    C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\6.jpg

    Развивает умение извлекать информацию из текста учебника, обобщать и классифицировать ее; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

    4

    C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\14.jpg

    Слайд-шоу «Раскопки в Олдувае»

    C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\15.jpg

    Позволит учащимся сделать сообщение по теме «Раскопки в Олдувае»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

    Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

    Урок-презентация древний Египет (искусство древнего царства)

    Урок-презентация по истории искусства преподаватель Сахно С.А.   Наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого мат...

    История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"

    История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"...

    Методическая разработка урока. Тема: Древняя Индия. 5 класс . История древнего мира.

    Разработка урока по теме Древняя Индия для 5 класса. Цель урока научить составлять вопросы к тексту. развивать умение работать в группе. решать кроссфорды....

    Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"

    Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"...

    технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"

    Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....

    Обобщающий урок МХК "Древняя Греция и Древний Рим" 10 класс.

    Урок повторения и систематизации по темам "Древняя Греция и Древний Рим" построен в формате КВН, где каждой команде необходимо применить не только полученные на уроках МХК знания, но и творч...