тематическое планирование по истории 9 класс
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Сергунина Ирина Петровна

это один из разделов рабочей программы по истории, который каждый учитель планирует самостоятельно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытый урок истории в 9 классе44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок истории в 9 классе

Тема урока: «Советский Союз накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны

Цель урока: 
ознакомление учащихся с событиями внешней и внутренней политики СССР накануне войны через организацию анализа исторических источников.

Задачи:

- Воспитывающая – создать условия для саморазвития и самореализации учеников в процессе урочной деятельности;

- Образовательная – учащиеся должны проследить взаимосвязь внутренней и внешней политики советского руководства, оценить положение СССР в системе международных отношений.

- Развивающая – в ходе урока учащиеся должны развивать навыки работы с документами, выявления причинно-следственных связей, умение ставить и разрешать проблемы.

План изучения нового материала:

  1. Формирование очагов военной опасности (работа с картой «Международное положение СССР и внешняя политика (1921-1941 гг.))
  2. Крах политики коллективной безопасности.  
  3. Пакт о ненападении.    
  4. Секретные протоколы. Первые военные конфликты.    
  5. Подготовка СССР и Германии к войне.                                                                                      Вопрос 4 и 5 рассматриваются с применением технологии критического мышления:
  6. Начало Великой Отечественной войны.
  1. ВЫЗОВ

Вступительное слово учителя.

- Начался 2015 год. Страна и мир движутся вперед, но, не зная прошлого, можно остаться без будущего. Давайте вспомним, какие важные юбилейные даты отмечает наша страна в этом году?

Когда началась Великая Отечественная война?

- знаете ли вы участников  Великой Отечественной войны среди ваших родственников?

- Великая Отечественная война – это война нашего народа с немецко-фашистскими захватчиками. Давайте посмотрим, что происходило в стране и мире накануне  Великой Отечественной войны?

Как вы думаете, какие проблемы мы будем сегодня разбирать на уроке?

(называем тему, записываем в тетрадь)

Что необходимо нам для решения этой проблемы? (Рассмотреть внешнюю и внутреннюю политику накануне Великой Отечественной войны и как это отразилось на начальном этапе войны)

-что происходило в СССР накануне войны? (слайд1-5)

-какова внешняя политика СССР? (работа по слайдам 6-11)

Индивидуальная работа обучающихся

- Ребята, перед вами на столе  лежат таблицы. Заполним таблицу                                                                                             

 Вхождение Латвии, Литвы и Эстонии в состав СССР.

-Какое значение для последующих событий имело вхождение государств Прибалтики в СССР?

        Литва, Латвия и Эстония были признаны «сферой интересов» СССР согласовано условиям секретных протоколов к пакту о ненападении и договору о дружбе и границе. В сентябре-октябре 1939 г. По требованию Советского Союза эти страны заключили с ними договоры о взаимопомощи. В Прибалтике были созданы военно-морские и военно-воздушные базы, на которых разместились части Красной Армии.

        

- Как складывалась политическая обстановка на международной арене мы узнаем из подготовленных сообщений

        Зачитываются сообщения по темам «СССР, Латвия, Литва, Эстония в 1939 – 1940 гг», «СССР и Румыния в 1940 гг»

СССР идет на сближение с Германией.

23 августа И. фон Риббентроп вылетел в Москву. Утром из Кенигсберга два самолета 2Кондор» с немецкой делегацией прибыли в Москву. Советско-германский договор о ненападении и секретный протокол к нему были подписаны.

Работа  с картой «Вторжение Германии в Польшу 1939г»

-16 сентября советское правительство заявило о необходимости выступления советских войск в Польшу, аргументируя свою позицию желая взять под свою защиту национальные меньшинства, проживающие в Польше. 17 сентября Красная Армия вошла в восточные районы Польши. 24 сентября во Львове состоялся совместный советско-германский парад.

18 сентября в Москве В. М. Молотов и И. Риббентроп подписали советско-германский договор о дружбе и границе и новые секретные протоколы, в которых уточнялись сферы интересов Германии и СССР.

        Советско-германский договор о ненападении 1939 г. сопровождался строго секретным дополнительным протоколом, который, как и договор, подписали Молотов и Риббентроп. Суть протокола — разграничение «сфер влияния» СССР и Германии в Восточной Европе. Ни в советском, ни в немецком архивах оригиналы этого документа до сих пор не обнаружены. Находящиеся в научном обороте тексты имеют своим первоисточником микрофильмы, которые были сделаны в конце войны. 23 мая 1946г. протокол впервые публикуется в газете «Сан-Луи пост диспетч». До этого о его содержании не знала не только общественность, но и Верховный Совет СССР, не знало об этом и Политбюро ЦК партии.

- Как вы думаете, почему?

II. ОСМЫСЛЕНИЕ

Прочитайте предложенный отрывок: «Секретный дополнительный протокол» 
По случаю подписания Пакта о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся представители обеих сторон обсудили в строго конфиденциальных беседах вопрос о разграничении их сфер влияния в Восточной Европе. Эти беседы привели к соглашению в следующем:  

 1. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих прибалтийским государствам (Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР. В этой связи заинтересованность Литвы в районе Вильно признана обеими сторонами.

2. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния Германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии рек Нарев, Висла и Сан. Вопрос о том, желательно ли в интересах обеих сторон сохранение независимости Польского государства, и о границах такого государства будет окончательно решен лишь ходом будущих политических событий. В любом случае оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия

3. Касательно Юго-Восточной Европы советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях.

4. Данный протокол рассматривается обеими сторонами как строго секретный.

Работа в парах, составление кластера «Секретный протокол (содержание и реализация)», используя документ и текст параграфа:

Начало Великой Отечественной войны

(Аудиозапись В. Молотова о начале войны)

- работа с картой

Просмотр  фильма «Война. Первые четыре часа» 4.12мин.

(обучающиеся дают информацию о нападении на СССР)

Сравниваем силы сторон, техническую оснащенность, кадровый состав.

Причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны- записываем в тетрадь

Оборонительный этап Великой Отечественной войны (22 июня 1941-18 ноября 1942)

Основные сражения оборонительного этапа войны

(слайды 18-20)

                                   РЕФЛЕКСИЯ

         - Какую оценку можно дать этому документу?

         - Попробуйте сравнить дальнейший реальный ход событий с тем, что намечалось  в секретном протоколе, и сделайте выводы.

- Каковы причины сближения Германии и СССР в августе 1939 года?

- Как вы думаете, кто проявил себя более дальновидным политиком в ходе советско - германских переговоров 1939 г. – Сталин или Гитлер? Почему?

- назовем основные события

-назовём причины неудач Красной Армии  в начале войны

- вспомните, пожалуйста, Основные сражения оборонительного этапа Великой Отечественной войны

Итог урока.(слайд 21)

Раскрыли ли мы поставленную задачу на сегодняшнем уроке?

Оценивание учащихся

Домашнее задание. Параграф 29, задания в рабочей тетради к параграфу 29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по истории нового времени 8 класс.УМК ВедюшкинВ.А.История Нового времени

Тематическое планирование по истории Нового времени 8 класс. По учебнику Ведюшкина В.А. История нового времени 8 класс. Планирование развёрнутое , расчитанное на 34 часа.Включает в себя : наменование ...

Календарно - тематическое планирование по истории Средних веков и истории России в 6 классе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»Пояснительная запискаКласс – 6.Количество часов в неделю – 1, в год – 34Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних в...

Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...

календарно- тематическое планирование по истории Казахстана и Всемирной истории для 7-9 классов

календарно- тематическое планирование по истории, составленное по учебной программе МОН РК "Астана 2010"...

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ9 класс на 2013-2014 уч.год...

Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира (5 класс) учителя истории ГБОУ ВАО СОШ № 1947 ШАБУНЕВИЧ Н.А.

Планирование рассчитано на 68 часов. ФГОС. Учебник "История древнего мира" А.А.Вигасин, Г.И.Годер и др..2012 год. Надеюсь кому-то поможет в работе....

Модульное календарно-тематическое планирование по истории в 8 классе (к учебникам :А.Я.Юдовская и др. "Всеобщая история" , 2014 г. и А.А.Данилов и др. "История России. XIX в.", 2014 г.)

Модульное планирование позволяет представить материал крупными блоками. Например, история нового времени в данном планировании разделена на 4 модуля, которые в свою очередь делятся на темы. Обобщения ...