Календарно - тематическое планирование по истории Средних веков и истории России в 6 классе
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему

Утина Светлана Анатольевна

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»

Пояснительная записка

Класс – 6.

Количество часов в неделю – 1, в год – 34

Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков» 6 класс. – Просвещение.

План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. - Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. Издательство «Просвещение».

 

Задачакурса: показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_istorii_6_klass.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»

Пояснительная записка

Класс – 6.

Количество часов в неделю – 1, в год – 34

Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков» 6 класс. – Просвещение.

План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. - Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. Издательство «Просвещение».

Задача курса: показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир.

Цели курса:

  1. сформировать целостное представление об истории Средних Веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
  2. осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
  3. охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;
  4. показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина.

Основные умения:

  1. связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  2. анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  3. сравнивать исторические явления и события в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
  4. давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  5. полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  6. самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так вещественные и изобразительные;
  7. работать с исторической картой;
  8. оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Учебник «История средних веков»,  Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «М., «Просвещение» 2011г.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского на печатной основе. Авт. Е.А. Крючкова
  3. Тесты по истории средних веков авт. М.Ю. Брант, Москва, «Дрофа», 2002г.
  4. Учебные карты по истории средних веков.

Система контроля: входной мониторинг;  проверочные работы по темам, тестовая итоговая работа.

Дата проведения

Тема урока

Кол-

во часов

Цели и задачи урока

Основные факты, понятия, проблемы

Домашнее задание

1

Введение в историю Средних веков.

1

Установить историческую связь между историей Древнего мира и Средневековьем, показать преемственность в развитии мировой истории, рассмотреть средневековье как период всемирной истории.

Средние века, средневековая цивилизация.

Введение. На линии времени, обозначить на ней периоды средневековья.

Раздел 1. Раннее Средневековье (14 ч.)

Тема 1. Западная и Центральная Европа в 5-11 вв. (9 ч.)

2

Древние германцы и Римская империя.

1

Рассмотреть процесс  образования германских королевств, формировать у учащихся умения сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации информации.

Великое переселение народов.

§ 1.  задание 5,

 стр. 17.

3

Образование государства у франков.

1

Сформировать представление об огромной значимости для варваров могущественной цивилизации и ее культуры; об образовании королевства франков, формировать умения сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации учебных сведений.

Династия Меровингов, Франкское государство, Салическая правда.

§2, стр.22, задание к пункту 4.

4

Завоевания Карла Великого. Распад Франкской империи.

1

Сформировать понимание причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Мартелла и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада. Развивать понятийное мышление.

Усобицы, магнат, бенефиций, феод.

§3, определения выписать.

5

Христианская церковь и королевство франков 6-8 вв.

1

Расширить знания о христианской Церкви в эпоху Средневековья за счет формирования образных представлений, усвоения новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей.

Каролинги, лангобарды, духовенство, церковная десятина, монастыри, монашеский орден.

§ 2. изучить.

6

Феодальная раздробленность.

1

Сформировать обобщенное представление о значительном влиянии внешних угроз на внутреннее развитие государств Западной Европы, в данном случае — на процессы феодализации. Развивать у учащихся общеучебные умения классификации, обобщения, самоконтроля в сочетании с умениями наблюдения, слушания, осмысленного чтения.

Домен, феодал, феодальная раздробленность, феодальное владение.

§3, нарисовать феодальную лестницу.

7

Западная Европа в 9 – 11 веках.

1

Рассмотреть положение стран Западной Европы  в Раннее Средневековье.

Рыцарство, король Артур.

§4, изучить.

8

Образование славянских государств.

1

Выделить причины развития и образования славянских государств в Раннее Средневековье.

Викинги, норманны, саги, руны.

§8. Работа с картой.

9

Культура Западной и Центральной Европы.

1

Формирование яркого, целостного представления о раннесредневековой культуре как результате сложного взаимодействия античных и варварских начал, о фундаментальной роли этого периода в истории европейской культуры.    

Античное наследие, «семь свободных искусств», «каролингское возрождение», анналы.

§5, таблица.

10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Западная и Центральная Европа в раннее Средневековье».

1

Развивать навыки самостоятельной работы и работы в паре, рассмотреть основные моменты истории стран Европы в Раннее Средневековье.

Средние века, династии, королевства, феодальная лестница.

Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток 6-11 вв. (5 ч.)

11

Византийская империя при Юстиниане.

1

Определить место Византии в истории раннесредневековой Европы.

Василевс, торговый путь из «варяг в греки

§6, вопрос 6 письменно.

12

Культура Византии.

1

Рассмотреть культурное развитие Византии в 6-11 веках и её влияние на культуру Европейскую.

базилика, канон, фреска, неф, алтарь, икона, крестово-купольный храм, иконоборцы, глаголица, кириллица

§7, таблица.

13

Возникновение ислама и объединение арабов.

1

Понять, какие изменения произошли у арабов с принятием ислама, уяснить, в чем причины появления ислама. Продолжить формирование навыков работы с историческими картами.

Бедуин, хиджра, ислам, мечеть, минарет, Коран, Сунна, шариат

§9, вопросы после параграфа.

14

Культура стран Арабского халифата.

1

Усвоить основные события истории Халифата и этапы развития ислама. Выявить причины быстрого расцвета исламской культуры и показать ее выдающиеся достижения. Развивать умение работать с историческими картами.

Халиф, халифат, шииты, сунниты, имам, эмир.

§10, таблица.

15

Раннее Средневековье. Урок рубежного контроля.

1

Сделать необходимые выводы о развитии Западной, Центральной Европы и Византийской империи и Ближнего Востока в 5-11 вв.

Феодализм, империя, халифат, Византия.

Раздел 2. Расцвет Средневековья (19ч.)

Тема 3. Средневековое европейское общество (4 ч.)

16

Крестьяне и феодалы.

1

Раскрыть причины и условия формирования основных слоев феодального общества, показать их роль, выделить социально-экономические основы складывания отношений между феодалами и крестьянами в ходе урока. сформировать обобщенное представление об образе жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе. Сформировать представление об образе жизни рыцарства как одного из господствующих сословий средневековой Европы, показать его взаимоотношения с другими сословиями.

Сословия, сеньор, вассал, зависимые крестьяне, феодализм, феодальная лестница, пэр сеньория, лично зависимые крестьяне, Рыцарь, «Божий мир», турнир, герб, средневековый замок, куртуазность.

§11, 12, вопросы устно.

17

Средневековый город и его обитатели.

1

Сформировать у учащихся представление о причинах и условиях возникновения городов в период Средневековья. Продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения и самоконтроля. сформировать представление о складывании новых отношений, ценностей в городских условиях. Продолжить работу над формированием понятийного мышления.

 Бюргеры, буржуа, патрициат, магистрат, бургомистр, мэр, городская республика, мастер, подмастерье, цехи, братства, гильдии, ярмарка, меняла, банк, шедевр.

§13,14, определения выписать.

18

Церковь и духовенство. Борьба церкви с еретиками.

1

Сформировать представление у учащихся об условиях усиления Католической церкви. Показать причины широкого распространения ересей и роль Католической церкви в сдерживании свободомыслия в средневековом обществе; сформировать представление о причинах этой позиции Церкви. Продолжать формирование общеучебных и предметных умений

Таинства, индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, Клюнийская реформа, отлучение от Церкви, «хождение в Каноссу», конклав. «Наместник Христа», альбигойцы, инквизиция, нищенствующие ордены, францисканцы, доминиканцы.

§15, вопрос 7 письменно.

19

Крестовые походы. Повторительно-обобщающий урок.

1

Сформировать представление у учащихся об условиях усиления Католической церкви, определить причины этого процесса, установить причинно-следственные связи; продолжить работу по формированию общеучебных умений посредством вопросов и заданий. сформировать целостное представление о военно-религиозном движении — Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения. 

Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордены.

§16. Работа с картой.

Тема 4. Государства Европы в 12-15 вв. (9 ч.)

20

Франция накануне Столетней войны.

1

Сформировать представление у учащихся о складывании экономических, политических и социальных предпосылок объединения Франции; содействовать пониманию причин и особенностей учреждения Генеральных штатов. Продолжить работу по формированию умений группировки, сравнения, аргументации, обобщения и самоконтроля.

Судебная процедура, третье сословие, Генеральные штаты, сословная монархия.

§17. Вопросы.

21

Англия накануне Столетней войны.

1

Показать этапы развития Англии и обстоятельства, способствовавшие сначала укреплению королевской власти, а затем объединению общества против короля, образованию парламента. Показать историческую роль Великой хартии вольностей и образования парламента. Развивать умения соотнесения, группировки, сравнения, обобщения.

Шериф, графства, парламент, сословное представительство.

§18, вопрос 6 письменно.

22

Столетняя война 1337-1453 гг.

1

Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории; показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриотизма французского народа; сформировать у учащихся яркий образ Жанны д’Арк.

Арбалет, тактика, национальная независимость.

§19, таблица.

23

Восстания крестьян Франции и Англии во времена Столетней войны.

1

Рассмотреть причины, ход, итоги крестьянских восстаний, сравнить положение крестьян в Англии и Франции.

Крестьянские движения.

§20, сравнительная таблица.

24

Образование централизованных государств в Западной Европе.

1

Путем анализа и сравнения исторического пути Франции, Англии, раскрыть трудности и особенности завершения объединения и начала централизации системы управления в европейских государствах.

Централизация, компромисс, аутодафе, фанатизм, абсолютизм, династическая уния.

§21.Правителей выписать.

25

Государства Южной и Центральной Европы.

1

Рассмотреть процесс централизации на Пиренейском полуострове и в Германии.

«Золотая булла». Реконкиста.

§22,23,24. Изучить.

26

Гуситское движение в Чехии.

1

Сформировать у учащихся обобщенное представление об условиях развития Польши и Чехии в ХIV—ХV вв. Продолжать формирование понятийного аппарата, общеучебных умений наблюдения, слушания, классификации и обобщения.

Сейм, гуситы, чашники, табориты, умеренные.

§25, понятия выписать.

27

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Европа в 12 – 15 вв.».

1

Опережающее задание: сообщения о культуре Европы 11-15 вв.

28

Культура Западной Европы в 11-15 вв.

1

Сформировать образное представление о высоком уровне и своеобразии европейской культуры ХI—ХIII вв. На основе знаний о предыдущем периоде Средневековья систематизировать вновь приобретенные знания. Сформировать обобщенное представление о расцвете средневековой архитектуры и изобразительного искусства в ХI—ХIII вв. Развивать умение соотносить знания с исторической эпохой, видеть в частном общее и наоборот, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

Рационализм, схоластика, логика, коллегия, томизм. Романский стиль, крипта, портал, готический стиль, стрельчатая арка, аркбутаны, капитель. Личность, портрет, линейная перспектива, инкунабула, Возрождение, гуманист.

§27-30. таблица.

Тема 5. Восток и Америка в Средние века. (5 ч.)

29

Османская империя.

1

 Сформировать у учащихся на уровне представлений, понятий, причинно-следственных связей и закономерностей системное понимание событий, связанных с падением Византии и усилением Османской империи

Османы, янычары, султан, церковная уния.

§26, изучить

30

Индия в Средние века.

1

Сформировать систему представлений о средневековой Индии. Продолжать формирование учебной деятельности школьников.

Раджа, каста, варна, пещерные храмы.

§32, работа с картой.

31

Китай в Средние века.

1

Сформировать на уровне фактов, представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей знания о  Китае.

Крестьянская война, шэньши, пагода, пейзаж.

§31, вопрос 5 письменно.

32

Доколумбовая Америка.

1

Сформировать обобщенное представление о жизни народов доколумбовой Америки.

  Майя, ацтеки, инки, чибча-муиски, кипу.

§33. Изучить.

33

Расцвет Средневековья. Урок рубежного контроля.

1

Сделать необходимые выводы о развитии  Средневекового европейского общества в  Расцвет Средневековья, а также оценить развитие  Востока и Америки в Средние века.

Цивилизация, роль средневековья в истории человечества.

Итоговое повторение (1 ч.)

34

Место и роль Средневековья в мировой истории. Урок итогового контроля.

1

Обобщить и систематизировать знания, приобретенные в процессе изучения курса «История Средних веков».

Календарно-тематическое планирование по истории России

ЦЕЛИ КУРСА:

  1. формировать у учащихся целостное представление об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;
  2. формировать у учащихся гражданские и патриотические качества;
  3. формировать личностное отношение к истории своей страны и желание самостоятельно искать и расширять знания по истории своей Родины.

Задачи курса: формировать  у учащихся

- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, раскрыть содержание иллюстраций;

- умения сравнивать исторические явления,  выделяя сходство и различие;

- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

- умения спорить и отстаивать свои взгляды;

- умения анализировать исторический источник;

- умения оперировать историческими датами;

- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Учебник «История России. С древнейших времён до конца XVI века»,  6 класс, авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Москва «Просвещение», 2011год.
  2. Учебные карты по истории России.
  3. Рабочая тетрадь на печатной основе А.А. Данилов, Л.Г.Косулина «История России древнейших времён» для 6 класса (тетради использую сама для подготовки и проведения уроков).
  4. Поурочные разработки по истории России (с древнейших времён до конца XVI века), Б.Н. Серов, К.А. Соловьёв

Система контроля:

  1. Тестирование по темам;
  2. Проверочные работы по темам, тестовая итоговая работа,  словарные и хронологические диктанты.
  3. Игровые викторины по большим темам.

Тематическое планирование:

Дата проведения

№ уро-ка п/п

Тема урока, раздела

Основные вопросы и понятия

1.

Введение.

Что изучает история Отечества.

История России – часть всемирной истории. Исторические источники по истории нашей Родины.

2.

3.

Тема 1 . Восточные славяне.

Восточные славяне: быт, верования.

Соседи восточных славян.

Древние люди на территории страны. Занятия и образ жизни людей. Происхождение Восточных славян. Племена и их расселение. Занятия, быт, верования. Взаимоотношения с соседними племенами.

Понятия: присваивающее хозяйство, пашенное земледелие, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в.

Формирование Древнерусского государства.

Первые русские князья.

Князь Владимир. Крещение Руси.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Правление сыновей и внуков Ярослава Мудрого.

Культура и быт Древней Руси.

Образование государства у восточных славян. Совершенствование ремесла, торговли, земледелия. Киев и Новгород – центральные города. Первые русские князья. Полюдье. Крещение Руси. Правление Ярослава Мудрого. «Русская правда». Политический строй. Любческий съезд. Культура Руси. Быт и жизнь древнерусского населения.

Понятия: Государство, дружина, бояре, митрополит, вотчина, смерд, закуп, холоп, усобица былина, патриотизм.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Тема 3.    Русь во второй половине XII-XIII в.

Тест «Правление первых русских князей». 

Раздробление Древнерусского государства.

Правление князей в северо-восточных землях.

Галицко-Волынская земля.

Монгольское нашествие на Русь.

Борьба русских земель с западными завоевателями.

Русь и Золотая Орда.

Русь и Литва.

Культура русских земель в XII-XIIIв.

Урок повторения и проверки знаний.

Причины раздробленности государства и их последствия. Главные политические центры Руси. Нашествие монголо-татар. Борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение. Борьба русских земель с западными завоевателями. Невская битва. Ледовое побоище. Отношения Руси и Золотой Орды. Присоединение русских земель к Литве. Культура Руси.

Понятия: удел, посадник, баскак, ордынский выход, ярлык.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

Тема 4. Образование единого Русского государства.

Причины и предпосылки объединения русских земель.

Усиление Московского княжества.

Москва-центр борьбы с ордынским игом.

Московское княжество и его соседи в к.XIV – середине XVI в.

Создание единого русского государства.

Церковь и государство.

Культура и быт в XIV – начале XVI в.

Основные социальные слои Российского государства в XIV – начале XVI в.

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва, ее значение. Образование русской, украинской, белорусской народностей. Единое русское государство. Вотчинное и церковное землевладение. Феодально-крестьянская система. Церковь и княжеская власть. Развитие русской культуры.

 Понятия: боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, поместье, помещик, служивые люди, Юрьев день, крестьяне (частновладельческие – дворцовые – черносошные), тягло,  народность, ересь.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

Тема 5. Московское государство в  XVI в.

Тест  «Становление Московского княжества». Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг.

Внешняя политика Ивана IV.

Опричнина.

Культура и быт в XVI в.

Культура и быт в XVI в.

Урок повторения.

Правление Ивана IV. Реформы Избранной рады. Земские соборы. Внешняя политика. Покорение Ермаком Западной Сибири. Опричнина (причины, итог). Культура: быт и нравы.

Понятия: централизованное государство, сословно-представительная монархия, дворяне, казачество, стрелецкое войско, заповедные лета, церковный собор.

33.

34.

Итоговая контрольная работа  

 «Русь Московская». 

Итоговое повторение «Общие черты и особенное в развитии средневековой Руси и стран Западной Европы».

Общие черты и различия в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс

Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...

Календарно-тематическое планирование курса История Средних веков. 6 класс. 25 часов

Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков» 6 класс. – Просвещение...

Календарно-тематическое планирование по учебнику В.А.Шестакова "История России. ХХ – начало XXI века" в 11 классе

Календарно-тематическое планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории за 2013-2014 уч.г., рекомендованной Министерст...

календарно-тематическое планирование по истории средних веков 6 класс

составлено на основе примерной программы по истории в основной школе...

календарно поурочно-тематическое планирование по истории средних веков

планирование предусматривает технологию обучения,ожидаемый результат. Планирование составлено к учебнику Е.В.Агибалова и Г.М.Догского...

Календарно-тематическое планирование истории 6 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. История средних веков 6 класс Агибалова Е. В.. Донской Г. М.

Календарно-тематическое планирование (примерное)  истории 6 класс. Учебник История России 6 класс в 2-х частях, под ред. А. В. торкунова. Издательство "Просвещение"; История средних век...