календарно поурочно-тематическое планирование по истории средних веков
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему

Кивган Ольга Николаевна

планирование предусматривает технологию обучения,ожидаемый результат. Планирование составлено к учебнику Е.В.Агибалова и Г.М.Догского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_pl_6kl.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Календарное  поурочно-тематическое планирование по истории Средних веков

Пояснительная записка

  1. Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков: Учеб. для 6 кл.  – 6-е изд.- М.: Просвещение, 2000.-254 с.
  2. Методические пособия:

Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс. – М, 2008

Колесниченко Н.Ю. История Средних веков: Поурочные планы по учебнику Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков: Учеб. для 6 кл. – Волгоград, 2004.

Крючкова Е.А. рабочая тетрадь к учебнику Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков: Учеб. для 6 кл. – М, 2003

Репин А.В. История Средних веков. 6 класс. Дидактические материалы. – Саратов, 2007Книга для чтения по истории Средних веков./ Сост. Н.И.Запорожец; Под ред. А.А.Сванидзе. – М, 1990

№ п/п

Раздел, тема урока

Тип урока, методы технологии обучения

Цели

Ожидаемый результат

Д/з

Календарные сроки

Раннее Средневековье

Что изучает история Средних веков

Вводный урок

Беседа, рассказ, объяснение, практический метод, элементы игры

Опираясь на знания, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории СВ; сформировать у учащихся представление о СВ-е как об одном из периодов ВИ; продолжить умение правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины

Понимание, что история СВ – это часть ВИ; знать значение терминов: СВ, хроники, архив, исторический источник; умение правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины; умение работать с учебником и текстом исторического источника

Прочитать введение

Древние германцы. Возникновение Франкского королевства.

Комбинированный

Беседа, опрос, рассказ, объяснение, характеристика, практический, наглядный

Ознакомить с жизнью древних германцев в IV – VI вв. и подвести к пониманию причин появления у них неравенства; усвоить понятие «великое переселение народов»;  подвести к пониманию причин возникновения государства у франков; продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими источниками, работать с текстом учебника, давать развернутый ответ на вопрос и отзывы на ответы других учащихся.

Давать определение понятий: Тацит, герцог, кровная месть, народное ополчение, Великое переселение народов, Хлодвиг, Галлия, род Меровингов; умение составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний, работать с исторической картой, историческими источниками, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся.

§1,2

Христианская церковь. Карл Великий.

Комбинированный

Беседа, опрос, рассказ, объяснение, характеристика, практический, наглядный

Подвести учащихся к пониманию причин принятия христианства франками; подвести к пониманию основных направлений политики Карла Великого, показать значение его деятельности для государства франков; продолжить формирование умений составлять связный четкий рассказ по тексту учебника, участвовать в обсуждении; работать с текстом учебника, исторической картой.

Давать определение понятий: майордом, феод, феодал, лангобарды, авары, баски; умение составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний, работать с исторической картой, историческими источниками, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся.

§ 3-4

Инд.: подготовить сообщение о военных походах викингов

Западная Европа в IX-XI вв.

Комбинированный

Беседа, опрос, рассказ, объяснение, характеристика, практический, наглядный

Разъяснить причины возникновения феодальной раздробленности на примере Империи Карла Великого; ознакомить учащихся с географией завоеваний норманнов, сформировать представление об особенностях уклада жизни и мифологии викингов; продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, составлять характеристику исторических деятелей.

Давать определение понятий: междоусобные войны, барон, рыцарь, вассал, сеньор, виконт, феодальная лестница, норманны, викинги, варяги;

умение анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, составлять характеристику исторических деятелей

§5-6

Инд. и гр.: подготовить макет замка рыцарей, рыцарского снаряжения, сообщение о снаряжение рыцаря

Рыцарский замок и средневековая деревня.

Комбинированный

Беседа, опрос, рассказ, объяснение, характеристика, практический, наглядный

Ознакомить учащихся с условиями жизни класса феодалов и бытом средневекового крестьянина. Подвести к пониманию того, как феодалы поддерживали свое господство над зависимыми крестьянами, какие у них существовали моральные нормы. Подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа развития феодализма. Продолжить формирование навыков составления характеристики отдельных социальных групп

Давать определение понятий: замок, паж, рыцарь, латы, забрало, турнир, герб, девиз, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство.

Навыки составления характеристики отдельных социальных групп

§ 7-8

Написать сочинение об одном дне из жизни жителя средневековой деревни или замка

Культура Западной и Центральной Европы

Урок - лабораторная работа

Беседа, опрос, рассказ, объяснение, характеристика, практический, наглядный

Ознакомить учащихся с культурой народов Западной и Центральной Европы эпохи раннего Средневековья. Показать роль христианства в развитии культуры.

Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников  информации, давать оценку различным явлениям культуры.

Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем  людям, которые создавали шедевры мировой культуры.

Давать определение понятий: книгопечатание, капелла, инициалы, хроники, пергамент, житие, эпические поэмы, гимны

Умение работать в группе, самостоятельно строить рассказ на основе разных источников  информации, давать оценку различным явлениям культуры.

§9

Образование Славянских государств

Комбинированный

Беседа, опрос, рассказ, объяснение, характеристика, практический, наглядный

Ознакомить учащихся с расселением, занятиями и образом жизни славян.

Дать представление об образовании славянских государств в центре и на юге Европы.

Продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими источниками.

Давать определение понятий: восточные славяне, вече, печенеги, Кирилл, Мефодий, князь

Уметь работать с исторической картой, историческими источниками.

§10

Византия при Юстиниане. Культура

Комбинированный

рассказ, работа с картой, проблемный метод, практический, беседа

Показать особенности императорской власти в Византийской империи.

Ознакомить с важнейшими достижениями Византийского искусства.

Продолжить формирование умений работать с историческими источниками, работать с исторической картой, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты

Давать определение понятий: ромеи, симфония, димы, Сенат, василевс, автократия.

Уметь: работать с историческими источниками, работать с исторической картой, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты

§11-12

Арабский халифат. Культура.

Урок сообщения нового материала

Рассказ, объяснение, описание, повествовании е, наглядный, эвристическая беседа.

Дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации.

Выяснить роль ислама в объединении арабских племен.

Ознакомить с важнейшими достижениями исламской культуры.

Ознакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке.

Развивать умение работать с картой, сравнивать аналогичные явления, делать сообщения, анализировать предметы культуры

Давать определение понятий: ислам, Коран, пророк, мусульмане, халиф, халифат, экспансия, арабески, медресе, мечеть, фарси, минарет

Уметь работать с картой, сравнивать аналогичные явления, делать сообщения, анализировать предметы культуры

§13-15

повторение

Раннее средневековье

повторительно-обобщающий урок с элементами драматизации, игры и применением ИКТ

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по указанной теме

Продолжить  формирование умений работать с исторической картой, составлять связный и четкий рассказ, участвовать в обсуждении, формировать свое мнение

Уметь оперировать полученными знаниями; сопоставлять факты и события из истории разных государств и народов.; работать с исторической картой.

Расцвет средневековья

Города. Борьба с сеньорами.

комбинированный

беседа, рассказ, повествование, описание, объяснение, наглядный и практический методы

Подвести к пониманию причин возникновения городов в СВ

Показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней.

Раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами.

Создать представление о жизни и быте горожан.

Продолжать развивать умения анализировать исторические источники, исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Давать определение понятий: гильдии, цехи, самоуправление, мэр, коммуна, городской совет, бургомистр, ратуша, подмастерье, старшины, стачки, шедевр, братства.

Уметь анализировать исторические источники, исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

§16-17

Рис. «Средневековый город», «Средневековый горожанин

Ремесло. Торговля.

комбинированный

беседа, рассказ, повествование, описание, объяснение, наглядный и практический методы

Познакомить с организацией  ремесленного производства в средневековом городе.

Ознакомить с развитием денежного дела и важнейшими путями и центрами европейской торговли. Продолжить формирование умений составлять характеристику представителей отдельных групп населения, изучать исторические источники, формулировать свое мнение.

Давать определение понятий: , подмастерье, старшины, стачки, шедевр, братства, гильдии, товарное хозяйство, ростовщик, товар, ярмарка, банкиры.

Уметь составлять характеристику представителей отдельных групп населения, изучать исторические источники, формулировать свое мнение.

§18-19

Папская власть, католическая церковь.

комбинированный

беседа, рассказ, повествование, описание, объяснение, наглядный и практический методы

Подвести учащихся к пониманию причин могущества католической церкви в Западной Европе.

Разъяснить причины появления ересей, показать методы борьбы католической церкви с еретиками.

Продолжить формирование умений работать с историческим источником и картой.

Давать определение понятий: католическая церковь, православная церковь, индульгенция, десятина, реликвии, мощи, сословия, дворянство, еретики, отлученные от церкви, инквизиция, орден францисканцев, орден доминиканцев

Уметь работать с историческим источником и картой.

§20-21

Инд. и групп. сообщения

Крестовые походы

комбинированный

беседа, рассказ, повествование, описание, объяснение, наглядный и практический методы

Обеспечить усвоение учащимися причин организации и проведения крестовых походов.

Ознакомить с главными особенностями первого крестового похода.

Подвести к пониманию итогов и последствий крестовых походов.

Продолжить формирование умений работать с историческим источником и картой, участвовать в обсуждении, формулировать свое мнение.

Давать определение понятий: крестовые походы, орден тамплиеров, госпитальеров, Тевтонский орден

Уметь работать с историческим источником и картой, участвовать в обсуждении, формулировать свое мнение.

§22-23

Объединение Франции

Урок с элементами лабораторной работы

Беседа, рассказ, самостоятельная работа учащихся с источниками

Подвести к пониманию причин объединения Франции и выявить особенности этого процесса.

Обеспечить усвоение понятий «Централизованное государство» и «Генеральные штаты»

Показать сущность сословного строя

Продолжить развивать умение работать с текстом учебника и историческими источниками, анализировать, делать выводы, представлять результаты своей работы.

Давать определение понятий: централизованное государство, генеральные штаты, денежный оброк

Уметь работать с текстом учебника и историческими источниками, анализировать, делать выводы, представлять результаты своей работы.

§24

Королевская власть в Англии в XI-XII вв.

комбинированный

беседа, объяснение, рассказ

Подвести к пониманию причин усиления королевской власти в Англии.

Выделить особенное в процессе формирования централизованного государства.

Показать отличие Парламента в Англии от Генеральных штатов.

Показать значение Великой хартии вольностей

Продолжить формирование умения сравнивать однотипные исторические события, процессы, самостоятельно формулировать выводы и аргументировать их фактами из исторических источников, работать по карте

Давать определение понятий: баллада, реформа, щитовые деньги, шериф, графство, хартия, парламент, палата лордов, палата  общин, Великая хартия вольностей..

Уметь сравнивать однотипные исторические события, процессы, самостоятельно формулировать выводы и аргументировать их фактами из исторических источников, работать по карте

§25-26

сообщения

Столетняя война. Восстание Уолта  Тайлера.

комбинированный

беседа, рассказ, повествование, описание, объяснение, наглядный и практический методы

Ознакомить учащихся с причинами и характером феодальной войны.

Ознакомить с организацией феодального войска

Охарактеризовать основные этапы Столетней войны.

Показать героическую роль Жанны Д’Арк в освобождении Франции.

Раскрыть причины, характер и исторические последствия средневековых крестьянских волнений

Продолжать формирование умений соотносить события с веком, изучать исторические источники, логически мыслить, участвовать в обсуждении, умения сравнивать события, уметь выделять в тексте учебника главное, причины, последствия, значение, составлять план

Давать определение понятий: Столетняя война, феодальная война, партизаны, жакерия

Уметь соотносить события с веком, изучать исторические источники, логически мыслить, участвовать в обсуждении, сравнивать события, уметь выделять в тексте учебника главное, причины, последствия, значение, составлять план

§27-29

Усиление королевской власти в Англии и Франции

комбинированный

беседа, рассказ, объяснение, практический

Подвести к пониманию значения образования централизованных государств

Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи

Понимать значение процесса образования централизованных государств

Уметь сравнить пути завершения процесса объединения, анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи

§ 30

Реконкиста.

комбинированный

беседа, рассказ, объяснение, практический

Подвести к пониманию особенностей складывания централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Продолжить формирование умения работать с исторической картой, составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана.

Давать определение понятий: реконкиста, берберы, мавры, кортесы, Португалия, Мавритания.

Уметь работать с исторической картой, составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана.

§ 31

Я - исследователь

повторительно-обобщающий урок с элементами игры

Систематизировать и обобщить знания учащихся по изученной теме, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события.

Уметь оперировать полученными знаниями; сопоставлять факты и события из истории разных государств и народов; работать с исторической картой; анализировать исторические факты, сравнивать явления и события.

Политическая борьба в Германии и Италии

Урок сообщения нового

Рассказ, беседа, объяснение, повествование

Выяснить почему Италия и Германия оставались раздробленными государствами

Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, работать с исторической картой, составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника

Давать определение понятий: булла, контоны, курфюст, чомпи, гвельфы, гибеллины

Уметь анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, работать с исторической картой, составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника

§ 32-33

Гуситское движение в Чехии.

комбинированный

беседа, рассказ, объяснение, практический

Показать причины возникновения в Чехии народного движения против католической церкви.

Показать историческую роль личности Яна Гуса.

Продолжить формирования умения сравнивать, давать характеристику исторической личности, анализировать, устанавливать связи между причинами и следствиями.

Давать определение понятий: паны, церковный собор, патриот, табориты, умеренные, Сейм, гуситское движение

Уметь сравнивать, давать характеристику исторической личности, анализировать, устанавливать связи между причинами и следствиями.

§ 34-35

Задания в группах к уроку 24

Османская империя в XIV-XVI вв.

комбинированный

беседа, объяснение, рассказ

Показать причины падения Византии, быстрого захвата турками-османами Балканского полуострова и причины упадка Османской империи. Продолжить формирование умений работать с историческими источниками, картой.

Давать определение понятий: янычар, турки-османы, султан, военно-административная система, шейх, сипахи

Уметь работать с историческими источниками, картой.

§36-37

Культура в XI-XV вв

Урок-презентация

с использованием информационно-коммуникационных технологий

Показать, что развитие городов и образование централизованных государств в Западной Европе способствовало подъему культуры. Показать уровень технических открытий и изобретений. Ознакомить учащихся с великими произведениями средневекового искусства.

Давать определение понятий: домна, мушкет, астролябия, литеры, диспут, декан, ректор, астрология, алхимия,эпос, ваганты, труверы, миннезингеры, витражи, романтический, готический

§38-41

Культура раннего возрождения.

комбинированный

беседа, рассказ, повествование, описание, объяснение, наглядный и практический методы

Подвести учащихся к пониманию причин подъема культуры в Италии в XIV в. Обеспечить усвоение учащимися понятия «Культура Возрождения». Продолжить формирование умений анализировать различные виды художественных текстов, делать выводы, составлять связный и четкий рассказ

Давать определение понятий: возрождение, интеллигенция, гуманизм

Уметь анализировать различные виды художественных текстов, делать выводы, составлять связный и четкий рассказ

§42

Китай и Индия в Средние века

комбинированный

беседа, объяснение, рассказ

Дать представление о средневековой Индии и Китае, показать особенности их экономического и политического развития. ознакомить с достижениями культуры этих стран. Продолжить формирование умения работать с картой, рассуждать, сравнивать и анализировать

Давать определение понятий: султанат, касты, насан, брахманизм, буддизм, индуизм, ислам, Великий шелковый путь, фарфор, пагода, пейзажи, улус

Уметь работать с картой, рассуждать, сравнивать и анализировать

§43-45

Народы Америки и Африки в Средние века

комбинированный

беседа, объяснение, рассказ

Ознакомить учащихся с основными занятиями, нравом и бытом народов Америки. Проследить процесс организации государств в доколумбовой Америке. Познакомить с образом жизни, занятиями народов Африки, достижениями их культуры. Развивать умение составлять сложный план параграфа

Давать определение понятий: майя, ацтеки, инки, пигмеи, бушмены

Умение составлять сложный план параграфа

§46-47

Значение Средних веков в истории.

повторительно-обобщающий урок

Обеспечить системное усвоение знаний учащихся по характерным чертам средневекового общества. Продолжить формирование умений изучать исторические источники, анализировать, делать выводы

Уметь оперировать полученными знаниями; сопоставлять факты и события из истории разных государств и народов; работать с исторической картой; изучать исторические источники, анализировать, делать выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по истории Средних веков и истории России в 6 классе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»Пояснительная запискаКласс – 6.Количество часов в неделю – 1, в год – 34Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних в...

Календарно-тематическое планирование курса История Средних веков. 6 класс. 25 часов

Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков» 6 класс. – Просвещение...

календарно-тематическое планирование по истории средних веков 6 класс

составлено на основе примерной программы по истории в основной школе...

Планирование уроков истории средних веков.

Планирование составлено по учебнику Агибаловой Е.В. и Г. М. Донского и рассчитано на 30 часов (2 часа в неделю)...

поурочные планирование по истории Средних веков

поурочные планирование 6 клаксса по истории...