Рабочая программа учебного предмета Всеобщая история в 8 классе
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Дмитрий Анатольевич Завгородний

Программа составлена на основе «Рабочих программ по истории 5-11 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Русское слово»), авт.-сост. Н.И. Чеботарева с дополнениями и изменениями, вызванными необходимостью уменьшить количество часов. Таким образом, программа рассчитана на 28 часов. Актуальность программы: данный курс всемирной истории отражает основные этапы, процессы, события истории зарубежных стран в ХIХ веке. Он предоставляет возможность познакомить учащихся с социальным опытом человечества, знание которого создает условия для развития у подростков способности решать проблемы различной степени сложности. В курсе всеобщей истории рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках циви­лизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Методической основой программы является цивилизационный подход в сочетании со стадиальным, теория модернизации и представление о многофакторности исторического процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_vseobshchey_istorii_8_klass.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение
  2. " Средняя общеобразовательная школа № 4»

«Утверждаю»:

      Директор МОУ «СОШ № 4»

                                                                __________________        С.А.Удальцов

Приказ ______ от «___»__________2014 г

Рассмотрено на заседании ШМО                                «Согласовано»:

гуманитарного цикла                                              Зам. директора по УВР МОУ «СОШ № 4»

Руководитель:                                        ______________________    Т.Л. Хлызова

                Клепикова М.Л.                          «_____» ______________  2014 г.

Протокол № ____________

«____» _____________ 2014 г.

Рабочая программа

учебного предмета  Всеобщая история

в 8 «а, б» классе

                                           на 2014-2015 учебный год

  1. Учитель:      Завгородний  Дмитрий Анатольевич

     

2014 г.


       
Программа составлена на основе «Рабочих программ по истории 5-11 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Русское слово»), авт.-сост. Н.И. Чеботарева  с  дополнениями и изменениями, вызванными необходимостью уменьшить количество часов. Таким образом, программа рассчитана на 28 часов.                                                                                         Актуальность программы: данный курс всемирной истории отражает основные этапы, процессы, события истории зарубежных стран в ХIХ веке. Он предоставляет возможность познакомить учащихся с социальным опытом человечества, знание которого создает условия для развития у подростков способности решать проблемы различной степени сложности. В курсе всеобщей истории рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Методической основой программы является цивилизационный подход в сочетании со стадиальным, теория модернизации и представление о многофакторности исторического процесса.                                                  Итак, данный курс играет важную  роль  в осознании школьниками исторической обусловленности, многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения других народов и культур.                  Школьный курс истории составляет следующие содержательные линии:

        1.Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.                                                                                          2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества на рассматриваемом этапе.                                                                         3. Историческое движение —  эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;    образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории на рассматриваемом этапе.                                                                          В практике преподавания предлагается изучать курс всеобщей истории и истории отечества синхронно-параллельно. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение тем из курсов отечественной и всеобщей истории. Это, например, касается истории международных отношений и внешней политики России, истории наполеоновских войн, отдельных вопросов истории культуры и др.                                                                                    Таким образом, курс помогает учащимся осознать место России в истории человечества и мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру, а также восприятию у учащихся гуманистического видения мира, неприятие всех проявлений дискриминации, уважение к другим культурам.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Назначение курса – формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.                                                        Программа составлена исходя из следующих целей и задач обучения истории в основной школе:

  • ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;
  • выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;
  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
  • формирование ценностных ориентации и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
  • развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества.

Результативность программы

      При освоении обязательного минимума содержания курсов истории школьники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:

  1. Хронологические знания и умения;
  1. называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
  2. составлять хронологические и синхронистические таблицы;
  3. характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий.
  1. Знание фактов:
  1. называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
  1. Работа с источниками:
  1. читать историческую карту с опорой на легенду;
  2. использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
  3. проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
  4. высказывать суждение о назначении, ценности источника;
  5. характеризовать позиций, взгляды автора (составителя) источника;
  6. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
  1. Описание (реконструкция):
  1. рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  2. на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников;
  3. составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.
  1. Анализ, объяснение:
  1. соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;
  2. показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
  3. называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;
  4.  классифицировать исторические события и явления:
  1. по указанному признаку;
  2.  определяя основание (критерии) самостоятельно;
  1. объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
  2. сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия;
  3. излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;
  4. объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.
  1. Версии, оценки:
  1. излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;
  2. сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;
  3. высказывать суждение о подходах (критериях), лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;
  4. определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема  I. Реакция и революции  в европейском и мировом развитии

(5 часов)

Хронологические рамки нового времени. Великие географические открытия и их последствия для стран Европы и мира. Складывание колониальных империй.

         Экономическое и социальное развитие стран Европы. Начало промышленного переворота и его последствия. Идеология Просвещения. Образование Соединенных Штатов Америки.

             Французская революция конца XVIII в. Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи.

Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.

Тема  II. Становление национальных государств в Европе

(2 часа)

Революционное движение в Европе в 1820 – 1830 годы. Революции 1848-1849 гг. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.

         Победа освободительного движения в Латинской Америке.      

 Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.

      Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини. Национальное объединение Италии.

     Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.

      Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.  

Тема III. Европа на путях промышленного развития.

(2 часа)
           
Рост промышленного производства. Становление индустриального общества. Социально-экономическое развитие стран Европы и США в XIX в.  

              Начало рабочего движения. Социалистические учения.

              Рождение научной картины мира. Развитие техники. Распространение образования. Революция в естествознании. Литература и искусство нового времени.

Тема  IV. Ведущие страны мира в середине XIX – начале ХХ в.  

(4 часа)


         
    Традиционные общества в странах Азии. Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния.                                                         Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии.

       Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.

       Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

        Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи.

Тема V. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка  в конце

XIX – начале ХХ в.  

(9 часов)

        Экономическое развитие США после гражданской войны. Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.

       Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.

         Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя  классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Внешняя политика. Колониальные захваты.

Основные колониальные владения. Эпоха модернизации в Японии. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.

          Восстание в Китае 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.

Международные отношения в новое время. Начало борьбы за передел мира. Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.

Тема VI. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале ХХ в.

(5 часов)

Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта.

Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.

Первая мировая война. Причины, повод, итоги, последствия. Влияние Первой мировой войны на международную ситуацию в мире. Уроки войны.


Календарно – тематическое планирование

Дата

урока

Глава и тема урока

Домашнее

задание

 Глава  I. Реакция и революции  в европейском и мировом развитии

(5 часов)

1

Наполеоновская империя

§ 1

2

Наполеоновская империя

§ 1 даты

3

Народы против французской империи

§ 2

4

Народы против французской империи

§ 3-4

5

Победа освободительного движения в Латинской Америке

§ 5 отв. на вопр.

Глава  II. Становление национальных государств в Европе

(2 часа)

6

Европа во второй четверти XIX века

§ 6-7

7

Европа во второй четверти XIX века

§ 8 даты

Глава  III. Европа на пути промышленного развития.

(2 часа)

8

Европа на путях промышленного развития

§ 9

9

Зарождение рабочего движения. Развитие науки об обществе.

§ 10 -11

Глава  IV. Ведущие страны мира в середине XIX – начале ХХ в.  

(4 часа)

10

Великобритания и ее доминионы

§ 12

11

США: причины Гражданской войны

§ 13

12

Итоги Гражданской войны в США 1861-1865 гг.

§ 13, даты

13

Страны Западной, Центральной, Южной и Юго-Восточной Европы

§ 14-15

14

Япония на пути модернизации

§ 16

Глава  V. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка  в конце

XIX – начале ХХ в.  

(9 часов)

15

Индия под властью англичан

§ 17

16

«Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными державами.

§ 18 даты

17

Османская империя и Персия в XIX – начале ХХ в. 

§ 19

18

Новый этап колониализма.

тетрадь

19

Завершение колониального раздела мира

§ 20

20

Колониализм: последствия для метрополий и колоний

§ 21

21

Индустриальное общество – основные черты

тетрадь

22

Великобритания и США – ведущие индустриальные державы мира.

тетрадь

23

Латинская Америка в мировой индустриальной цивилизации

§ 22

Глава  VI. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале ХХ в.

(5 часов)

24

Обострение противоречий на международной арене на рубеже XIX – начале ХХ в.

§ 23

25

Начало Первой мировой войны

§ 24, даты

26

На фронтах Первой мировой войны

§ 25-26 даты

27

Наука, культура  и искусство в  XIX – начале ХХ в.

§ 27

28

Повторительно-обобщающий итоговый урок


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Загладин Н.В.  Всеобщая история. История Нового времени. XIX – начала XX века: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: ООО «ТИД  Русское слово - РС», 2011.  
  2. Кочетов Н.С. Новая история. XIX – начало ХХ века. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина. – Волгоград: Учитель, 2007
  3. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900 гг. 7 класс / Сост. К.В.Волкова – М.: ВАКО, 2013
  4. Промежуточная аттестация по истории: 5-8 кл.: пособие для учителя / С.И. Козленко, И.В. Козленко, И.В. Молодцова и др. – М.: Просвещение, 2008
  5.  Рабочая программа по истории 5-11 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Русское слово») /авт.-сост. Н.И. Чеботарева. – М.: Глобус, 2009
  6. Никифорова Н.А. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие. – М.: Окей-книга, 2007
  7. Большая иллюстрированная энциклопедия истории. – М.: «Махаон», 2008
  8. Трещеткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах, Санкт-Петербург, 2009
  9. История. Даты: справочник / Авт.-сост. М.Н. Зуев, Р.Н. Лебедева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011
  10.  Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. –2-е изд. – М.: Проспект, 2014  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «История» 8 класс

Рабочая программа учебного предмета «История» 8 класс...

Рабочая программа учебного предмета "История" 5 класс

Рабочая программа учебного предмета «История Древнего мира»  разработана для учащихся 5 Г класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и...

Рабочая программа учебного предмета "История" 7 класс

Рабочая программа учебного предмета «История»  разработана для учащихся 7- х классов  в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и  ...

Рабочая программа учебного предмета "История" 9 класс

Рабочая программа учебного предмета «История»  разработана для учащихся 9-х классов в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и  на осно...

Рабочая программа учебного предмета "История" 10 класс

Рабочая программа учебного предмета «История»  разработана для учащихся 10 А  класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и  н...

Рабочая программа учебного курса "История" 10 класс

Рабочая программа учебного курса "История"...

Рабочая программа учебного курса "История" (9 класс)

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории, авторской программы под редакцией А. О. Сороко-Ц...