Модель открытого урока по истории России в 8 классе "Русско - Турецкая война 1877 - 1878 г.."
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Вацуро Инна Вячеславовна

Модель открытого урока по истории России в 8 классе

 

Учитель истории Вацуро И.В.

Концептуальная цель: развитие мировоззренческих целей учащихся, воспитание гражданственности.

 

Тема урока: Русско - Турецкая война 1877 - 1878 г..

 

Стратегическая цель: развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа.

 

Задачи:

-   обучающие: формировать знания о Русско-турецкой войне, как о героической странице русской истории; формировать умение давать характеристику войны по плану;

-   развивающие: формировать умения и навыки анализа текстовой информации; обобщать и систематизировать полученные знания, формирование навыков и умений по самостоятельной работе с цифровым образовательным ресурсом;

-   воспитательные: формировать критическое отношение к оценкам результатов войны, чувство патриотизма и гордости на примере полководцев этой войны.

 

Тип урока: урок изучения новой темы.

 

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.

 

Оборудование: медиапроектор, уомпьютер, настенная карта, рабочие листы.

Предварительная подготовка: презентация : «Русско-турецкая война», сообщения учащихся о полководцах М.Д. Скобелеве, Лорис-Момекове.

Проблемный вопрос: почему один из современников изучаемых событий сказал, что на Берлинском конгрессе успехи оказались неудачами, победы - поражениями?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_otkrytogo_uroka_po_istorii_rossii_v_8_klasse.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель открытого урока по истории России в 8 классе

Учитель истории Вацуро И.В.

Концептуальная цель: развитие мировоззренческих целей учащихся, воспитание гражданственности.

Тема урока: Русско - Турецкая война 1877 - 1878 г..

Стратегическая цель: развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа.

Задачи:

  • обучающие: формировать знания о Русско-турецкой войне, как о героической странице русской истории; формировать умение давать характеристику войны по плану;
  • развивающие: формировать умения и навыки анализа текстовой информации; обобщать и систематизировать полученные знания, формирование навыков и умений по самостоятельной работе с цифровым образовательным ресурсом;
  • воспитательные: формировать критическое отношение к оценкам результатов войны, чувство патриотизма и гордости на примере полководцев этой войны.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Оборудование: медиапроектор, уомпьютер, настенная карта, рабочие листы.

Предварительная подготовка: презентация : «Русско-турецкая война», сообщения учащихся о полководцах М.Д. Скобелеве, Лорис-Момекове.

Проблемный вопрос: почему один из современников изучаемых событий сказал, что на Берлинском конгрессе успехи оказались неудачами, победы - поражениями?

Варианты решения:

  • Берлинский конгресс ухудшил положение балканских народов , освобожденных Россией от турецкого ига. Его решения выявили борьбу европейских государств за раздел территорий распадающейся Османской империи.

Содержание и ход урока.

  • Мотивационный этап:
  • Развитие КОМПетентностеЙ : работать с информацией, делать выводы, интерпретироват полученную информацию в контексте собственной деятельности.

Слайд № 1

  • Добрый день! И снова у нас урок истории, тема которого: «Русско-турецкая война 1877 -1878 г.»

Многие подростки рассуждают так: « И зачем мне учить эту историю, в будущем она мне не пригодится. Буду работать слесарем, водителем, продавцом и эти даты и события мне совсем не нужны.»

  • Вы тоже так считаете?
  • Вот почему очень хочется поделиться с вами легендой о манкурте из повести Чингиза Айтматов « Буранный полустанок» .

Кочевые народы жуаньжуаны, захватившие киргизские племена в прошлые века исключительно жестоко обращались с пленными воинами. Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пытке надеванием на голову верблюжьей кожи. Обычно эта участь постигала молодых воинов. Сначала им начисто обривали головы, тщательно выскабливая каждую волосинку под корень. Затем забивали верблюда и еще парную шкуру натягивали на голову, как современную плавательную шапочку. После обреченного заковывали деревянной шейной колодкой, что испытуемый не мог прикоснуться к земле головой. В этом виде их отвозили подальше в степь,  чтоб не слышать их душераздирающих криков, и бросали их там со связанными руками ногами, на солнцепеке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток. Брошенные в поле на мучительную пытку в большинстве своем погибали, а те, кто выживали, лишались на всю жизнь памяти, превращались в манкурта - раба, не помнящего своего прошлого. Погибали они не от голода и даже не от жажды, а от невыносимых мук, причиняемых усыхающей сжимающейся на голове верблюжьей кожей. Обритые волосы начинали прорастать. Жесткие и прямые азиатские волосы не находя выхода загибались и снова уходили концами в кожу головы. Такие мучения сопровождались помутнением рассудка. На пятые сутки выживших рабов подбирали, откармливали, ставили на ноги, восстанавливали силу. Это и был раб манкурт, насильно лишенный памяти и поэтому весьма ценный, стоивший десяти невольников. Манкурт не знал, кто он, откуда родом, не ведал своего имени, не помнил мать отца. Но он был физически силен, много и хорошо работал, не помышлял о побеге. Если родных доходил слух, что такой- то превращен в манкурта, то близкие люди даже пытались спасти или выкупить его, ибо это означало вернуть себе чучело вместо человека.

Но кочевые народы жуаньжуаны нашли самую варварскую пытку, нашли способ отнимать у людей живую память, нанося самым человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний.

  • Попробуйте выразить основную мысль этой легенды одним предложением. В этой легенде звучит грозное предупреждение человечеству и касается оно не только обыденной, но и исторической памяти.


  • Организационно-деятельностный этап.

Развитие компетентности: формировать проблему с помощью учителя, решать проблему.  Собирать и систематизировать информацию, получать требуемый результат коммуникативным способом взаимодействуя в учебной группе.

  • видеофрагмент.

В русско-турецкой войне, о которой мы говорим сегодня погибли около 200 тысяч русских воинов. Символами воинской доблести стали названия Шипка и Плевна. Достигнутый успех-освобождение Болгарии, пять веков находящейся под турецким игом. Но европейские державы не желали усиления России и сделали все, чтобы свести на нет ее достижения в этой войне, hi допустить ее доминирования на Балканах.

Слайд № 1-2

  1. Предпосылки войны.

-вспомните, что такое «восточный вопрос» (круг проблем связанных с Османской империей)

Учитель, - какие славянские народы находились под игом Османской империи? Ученик - Сербия, Болгария, Босния, Герцеговина. Рассказ учителя:

В середине 70-х годов 19 века международный авторитет и положение России заметно укрепились. Но претендовать на роль ведущей мировой державы и постоянно уклонят от войны, было все более затруднительно.

Летом 1875 года в турецких провинциях Босния и Герцеговина вспыхнули волнения, которые были жестоко подавлены турками. В апреле 1876 года в Болгарии также началось восстание против Османского владычества. Турецкие власти беспощадно расправились с повстанцами: устраивались погромы, уничтожались целые селения, убивали детей, женщин и стариков. В ответ в июне 1876 года войну Турции объявили Сербия и Черногория, стремившиеся не только помочь Болгарии , но и решить свои национальные территориальные задачи. Но их малочисленные и плохо обученные армии были разбиты. По предложению А.Н. Горчакова Россия, Австрия и Франция потребовали уравнивания христиан в правах с мусульманами. Россия пыталась решить вопрос мирным путем, но Турция, опираясь на поддержку Англии, ответила отказом.

  1. Работа с таблицей.

Задание:  Сделайте вывод о готовности России и Османской империи к войне. Предположите ее исход.

 -Слайд №3, таблица.

3.        Ход войны.

Задание: в ходе просмотра видеоматериала выписать основные виды военных действий.

Физпауза.

- Проверка задания.

Два ученика отмечают на карте места основных военных сражений.

 Слайд№4

Цель: ознакомиться с ходом русско-турецкой войны; доблестью и мужеством, проявленными войнами русской армии, положивших начало освобождению балканских народов от османского ига.

Слайд№5 - план урока.


4.        Работа в группах:
Сан-Стефанский мирный договор.

Учитель: успехи русских войск, разногласия среди турецкого правительства, усилия национально-освободительного движения на Балканах заставили султана предложить Александру 2 прекратить военные действия и начать мирные переговоры. 19 февраля 187 День рождения Александра 2 - подписание мирного договора между Россией и Турцией.

Условия договора: 1 Сербия, Черногория и Румыния получают независимость. 2 Болгария получала автономию в составе Османской империи.3 России отходили Южная Бессарабия кавказские города Ардаган, Каре, Баязет и Батум.

Берлинский конгресс 1876 года, июнь.

Западно-европейские государства выразили свое несогласие с Сан - Стефанским договор Австро-Венгрия и Англия заявили, что он нарушает условия Парижского мира. Перед Россией возникла угроза новой войны, к которой она не была готова. Поэтому российское правительство было вынуждено согласиться на обсуждение мирного договора с Турцией международном конгрессе в Берлине.

Условия:

  • Болгария разделена на две части: северная - зависимое от Турции княжество, южная -автономия турецкой провинции Румелия.
  • значительно урезаны территории Сербии и Черногории.

- Россия возвращала Баязет Турции.

Карточка «В результате урока мне открылись»

Составьте итоговый текст урока по следующей схеме:

В результате урока мне открылись:

Три самых важных имени - Нахимов , Корнилов, Тотлебен.

Три самых важных события - Крымская война, оборона Севастополя, Парижский мир.

Три самых важных качества - смелость, мужество, милосердие, патриотизм, честь и достоинство, ответственность, самообладание.

Три самых важных чувства - любовь, гордость, интерес, обида, печаль, восторг.

  • Можно ли связать тему урока с событиями, происходящими в Украине
  • Почему в городах России проходят митинги в поддержку Крыма и русскоязычного населения Украины.

Самоанализ урока истории.

  • Урок проходил в 8 классе, в классе 12 человек, на уроке присутствовало 12 учащихся.
  • Тема урока: Русско-турецкая война 1877-1878гг.
  • Данный урок является восьмым по теме «Правление Александра 2-го», в то же время он тесно связан с предыдущей темой урока «Внешняя политика Александра 2-го», т.к. показывает основные задачи в европейском направлении внешней политике России во 2-ой половине 19 века. Тип урока - изучение нового материала.
  • Специфика урока заключается в том, что новая тема содержит большой фактический материал.
  • Урок дан в 8 классе, учащиеся которого имеют посредственные учебные возможности. При планировании урока была сделана опора на диагностику общеучебных специальных умений, которая выявила недостаточную развитость у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать исторические явления. В связи с этим при определении развивающих целей была сделана ставка именно на эти умения. Цели урока:
  • Обучающие: формировать знания о Русско-турецкой войне, как о героической странице русской истории; формировать умения, давать характеристику войны по плану.
  • Развивающие: формировать умения и навыки анализа текстовой информации, обобщать и систематизировать полученные знания, формирование навыков и умений по самостоятельной работе с цифровым образовательным ресурсом. Воспитывающие: формировать критическое отношение к оценкам результатов войны, чувства патриотизма и гордости на примере полководцев этой войны. Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
  • На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, эвристическая беседа, мультимедийная демонстрация, анализ, синтез, заполнение по ходу урока таблицы анализ таблицы, проблемное изложение вопросов, индивидуальная работа, работа с текстом, фронтальная беседа, групповая работа.
  • Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.
  • На уроке использовалась настенная карта «Европа 2-ой половины 19 века», медиапроектор, компьютер, раздаточный материал с заданиями, рабочие листы. Был представлен наглядный материал по теме.
  • Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока. Структура урока построена с использованием элементов развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия.
  • На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.

Урок состоял из 5 этапов, логически связанных между собой:,

  1. Организационного.
  2. Целеполагания и мотивации. Этапа подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором сообщалась тема и цель урока.
  3. Усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков, запись в таблице, анализ, сравнение, обобщение.
  4. На этапе проверки понимания учащимися нового материала использовался приём - хар-ка войны по планы.
  5. Рефлексия. На этом этапе планировалось самооценивание собственной деятельности учащимися.

Структурно-урок выдержан в неполном объеме т.к. не хватило времени на пятый этап.

Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и  задач урока. Разнообразие видов деятельности способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом.

При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный и

компетентностно-ориентированный подход в обучении. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения.

Урок содержит большой объем информации. Использование компетентностно-ориентированных заданий способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, сотрудничества с учениками.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы.

Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.

Класс работал недостаточно активно. Считаю, что в целом урок цели достиг.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории России в 8 классе "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"

Данный урок проводится в 8 классе. Для большей эффективности рекомендуется использование различных ИКТ....

«Внешняя политика России во второй половине 19 века. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»

Урок по истории России в 8 классе по теме «Внешняя политика России во второй половине 18 века. Русско – турецкая война 1877-1878 годов». Урок предполагает получение учащимися не только знаний по внешн...

Презентация по истории России для 8 класса "Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг."

В презентации раскрываются цели, задачи и пути реализации внешнеполитического курса России в третей четверти XIX века....

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг" (повторительно-обобщающий урок) НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг."

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 &ndash...

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг."

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг." 9 класс.1. План-конспект урока (+приложение)2. Презентация к уроку3. ...