Главные вкладки

    Разработка урока по теме "Внутренняя политика Екатерины II"
    методическая разработка по истории (10 класс) на тему

    Дерябина Светлана Анатольевна

    Методическая разработка урока по теме "Внутренняя политика Екатерины II"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vnutrennyaya_politika_ekateriny_ii.doc538 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

    ИМ. Н.В.КУЗЬМИНА Г.СЕРДОБСКА

    Урок по истории России

    10 класс

    Тема «Внутренняя политика Екатерины II»

                       

                                               

                                                Подготовила учитель истории

                                                     Дерябина Светлана Анатольевна

    Сердобск 2015

    Цель урока: ознакомление с внутренней политикой Екатерины II.

    Задачи:

    Образовательные: 

    сформировать знания об экономической и социальной политике Екатерины II, политике  в области государственного управления.

    Развивающие: 

    развивать умения извлекать знания из различных источников  информации, анализировать, делать выводы, формировать умения давать оценку деятельности исторической личности, аргументировать свой ответ.

    Воспитательные:

    воспитывать интерес к историческому прошлому,  развивать  навыки сотрудничества, работы в группе.

    Оборудование:  раздаточный материал, нетбук, мультимедийный проектор, презентация, иллюстративный материал (портрет Екатерины II, фотография памятника Петру I Э.Фальконе).

    Тип урока: комбинированный

     План урока

    1. Организационный момент.   2 минуты

    2. Опрос учащихся.   7 минут

    3. Изучение нового материала. 30 минут

    4. Закрепление изученного материала. 3 минуты

    5. Домашнее задание. 1 минута

    6. Подведение итогов урока. Рефлексия. 2 минуты

    № п/п

    Этапы работы

    Содержание этапа

    Действия учащихся

    1.

    Организационный момент.

    Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    Действия учителя:

    Приветствие учащихся, создание у учащихся настроя на учебную деятельность.

    Приветствие педагога.

    2.

    Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

    Цель: повторить материал по теме «Дворцовые перевороты».

    Методы: фронтальный опрос, индивидуальный опрос (выполнение тестовых заданий), работа в группах.

    - Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

    - Какой период вошёл в историю как период дворцовых переворотов?

    - После смерти Петра I  Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I Петру Алексеевичу или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? В чью пользу, и каким образом решился вопрос о престолонаследии?

     - Что явилось причиной дворцовых переворотов?

     - А теперь я предлагаю вам поработать в группах. (Раздаются задания.)  (Приложение 2)

    Задание 1  группе:  Расположите в хронологической последовательности преемников Петра I и укажите годы их правления.

    - Какая сила выступала движущей силой дворцовых переворотов?

    Задание 2  группе: Установите соответствие между преемниками  Петра I и событиями. Укажите год, когда они произошли.

    1.Екатерина I

    2. Пётр II

    3. Анна  Иоанновна

    4. Иоанн Антонович

    5. Елизавета Петровна

    6. Пётр III

    1.издание Манифеста о вольности дворянской

    2. создание Верховного тайного совета

    3. свержение Э.Бирона

    4. подписание кондиций

    5. переезд царского двора

     в Москву

    6. создание регулярной армии и флота

    7. отмена внутренних таможенных пошлин

    Задание 3  группе: Установите соответствие между царствующими особами и лицами, имеющими отношение к их правлению.  К чьему правлению относится  лишняя фамилия?

    1.Екатерина I

    2. Пётр II

    3. Анна Иоанновна

    4. Иоанн Антонович

    5. Елизавета Петровна

    6. Пётр III

    1. И.Долгорукий

    2. Анна Леопольдовна

    3. Г. Орлов

    4. П.И. Шувалов

    5. А. Курбский

    6. А.Д. Меншиков

    7. Э. Бирон

    - Как изменилось положение дворянства в период дворцовых переворотов? Аргументируйте свой ответ.

    Слайд

    - О каком событии идёт речь в сочинении историка?  «То было триумфальное шествие. Верхом на коне, в мундире, взятом у одного офицера семёновского полка, Екатерина предшествовала своим полкам… Рядом с ней, одетая в такой же мундир, гарцевала княгиня Дашкова. Солдаты были в восторге. По общему согласию они сбросили с себя и разорвали или продали старьёвщикам мундиры Петра III и надели свою прежнюю боевую амуницию…».

    Учащиеся отвечают на вопросы.

    3 учащихся работают с карточками (Приложение 1)

    Работа в группах.

    (Представи-тели группы отвечают, используя магнитную доску.)

    3.

    Изучение нового материала.

    Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий.

    Формы и методы изложения нового материала: устная речь учителя, беседа, работа с раздаточным материалом, анализ исторических документов, работа с презентацией, частично-поисковый метод, метод проблемного обучения.

    Просмотр видеофрагмента из к/ф «Екатерина» с целью мотивации учебной деятельности.

    - Екатерина II, не имевшая абсолютно никаких прав на российский престол и волею судьбы ставшая императрицей,   правила с 1762 – по 1796 год. Она создала целую эпоху в истории России, эпоху Екатерины Великой.

    Слайд

    Она считала себя преемницей Петра I. Недаром на постаменте  памятника первому императору России в Санкт – Петербурге работы Этьена Фальконе  по её указу  были выбиты слова «Петру Первому – Екатерина Великая».  Имела  ли права Екатерина II на подобное сопоставление? На это вопрос вы сможете ответить, изучив её политику.

      - С чего мы начинаем изучать деятельность правителя?

    Слайд

    Тема нашего урока «Внутренняя политика Екатерины II»

    - Какова цель нашего урока?

    Мы будем работать по следующему плану.

    1. Политика в области государственного управления.

    2. Экономическая политика Екатерины II.

    3. «Золотой век» российского дворянства.

    4. Жалованная грамота городам.

    Постановка проблемного задания.

    - Среди историков нет единого мнения по поводу внутренней политики Екатерины. Одни считают, что Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику просвещённого абсолютизма. Другие, что Екатерина II лишь провозгласила идеи просвещённого абсолютизма, однако  в своей реальной политике нередко отступала от них. Что она лишь носила маску просвещённой правительницы, желая достойно выглядеть в глазах Европы.

    - Что же такое «просвещённый абсолютизм»?

    Слайд

    Просвещённый абсолютизм – это государственная политика, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества, устранение остатков феодализма, проведение реформ.

    Слайд

    - Вспомните имена французских просветителей. Каковы их основные идеи?

    - Будучи одной из самых образованных женщин своего времени Екатерина II не только хорошо изучила труды французских просветителей, но состояла в постоянной переписке с Вольтером и  Дидро. Вольтер называл Екатерину Северной звездой, заявлял, что боготворит лишь три предмета: свободу, терпимость и русскую императрицу.  Екатерине  льстило восхищение людей, книгами которых зачитывалась вся образованная Европа. И она не жалела сил, чтобы предстать в их глазах именно тем просвещённым монархом, философом на троне, о котором они мечтали.

    «Я никогда ничего не предпринимала, не будучи глубоко  убеждена, что то, что я делаю, согласно с благом моего государства: это государство сделало для меня бесконечно много; и я считала, что всех моих личных способностей, непрестанно направленных ко благу этого государства, к его процветанию и к его высшим интересам, едва может хватить, чтобы отблагодарить его», - писала Екатерина. Политика в области государственного управления.

    Слайд

    1. Политика в области государственного управления.

    Придя к власти, Екатерина приступила к преобразованию устаревшей системы государственного управления. В 1763г. по проекту Никиты Ивановича Панина Сенат, превратившийся в громоздкое и неповоротливое учреждение, был разделён на 6 департаментов, каждый из которых имел строго определённый круг обязанностей и полномочий. (Дробление Сената привело к усилению самодержавного правления  Екатерины).

    В 1764г. стремясь упорядочить государственный аппарат, Екатерина ликвидировала гетманство на Украине. Она считала, что предоставляемые отдельным территориям империи, к тому же с нерусским населением, привилегии способны ослабить их связь с Россией.  

    Вступив на престол и стремясь завоевать симпатии духовенства,  Екатерина  отменила провозглашённую Петром III секуляризацию церковных земель. Но уже в 1763-1764гг. она издаёт указ о секуляризации церковных и монастырских земель. Это пополнило опустевшую казну и позволило прекратить волнения монастырских крестьян. Церковь потеряв имущественную самостоятельность была окончательно подчинена государству.

     Вопрос учащимся: Вспомните, какую политику проводил Пётр I по отношению к церкви?

    Уложенная комиссия.

    В 1767г. Екатерина созвала так называемую Уложенную комиссию для подготовки нового свода законов – уложения. В России ещё продолжало действовать Соборное уложение 1649г. с тех пор было издано множество новых законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Ни при Петре I, ни при его приемниках создать новый свод законов не удалось. Екатерина решила созвать выборных представителей сословий,  и поручить им подготовить новое Уложение с учётом интересов населения.

    В течение 2-х лет императрица работала над составлением «Наказа» депутатам. Главным источником «Наказа» стали труды просветителей.  

    - Я предлагаю вам поработать с текстом «Наказа» и ответить на вопросы к нему. (Приложение 3)

    Вопросы к документу:

    1) Какую форму правления Екатерина считала наилучшей?

    2) Чем оправдывалось существование самодержавной монархии в России?

    3) В чём, по мнению Екатерины, состоит равенство?

    4) Как она определяла меру свободы?

    5) Чем руководствовалась Екатерина в соблюдении законности?

    - Итак, свобода и равенство в представлении Екатерины вполне сочетались с неограниченным самодержавием.

    «Наказ» был очень смелым по тем временам сочинением.  Даже в Европе он был воспринят как сочинение столь либеральное, что  его не везде разрешили печатать.

    Слайд

    Уложенная комиссия начала работу 31 июля 1767 г. в Грановитой палате Московского Кремля. Чтение «Наказа» произвело на депутатов потрясающее впечатление. Восхищённое собрание решило поднести императрице титул «великой, Премудрой и Матери Отечества».

    Для работы в Комиссии собралось 564  депутата от государственных учреждений, дворян, городов, государственных крестьян, казаков, инородцев (представителей нерусских народов Поволжья, Сибири, Урала). Крепостные крестьяне в Комиссии представлены не были. От духовенства был лишь один представитель Синода.

    - Обратите внимание на процентный состав комиссии  и ответьте на вопрос: Чьи представители преобладали в комиссии?  

       Депутаты привезли 1465 наказов от своих избирателей.

    Чтобы выяснить, какие требования выдвигали представители сословий, я предлагаю вам поработать с текстом по группам.

    Вопрос 1 группе: Какие права отстаивали дворяне?

    Вопрос 2 группе: Какие права отстаивало купечество?

    Вопрос 3 группе: С какими требованиями, жалобами обращались государственные крестьяне и инородцы?

    -  Как вы считаете, могли ли представители разных сословий договориться и выработать единый свод законов?

    Деятельность Комиссии привела Екатерину к выводу о невозможности согласовать интересы разных сословий. Не приняв никаких решений, 18 декабря 1768г. Комиссия была распущена под предлогом начавшейся войны с Турцией.

    В то же время созыв Уложенной комиссии укрепил авторитет власти, произвёл благоприятное впечатление на Европу, позволил императрице ознакомиться с интересами и желаниями её подданных. В дальнейшем она принимает меры в интересах различных сословий.

    Слайд

    2. Экономическая политика Екатерины II.

    - Какую политику проводил Пётр I в сфере экономики?  

    Екатерина II продолжила политику Петра I, направленную на покровительство отечественной промышленности и торговли. Но в отличие от Петра, она старалась свести к минимуму вмешательство государства в экономику, регламентацию хозяйственной жизни, поощряла свободную конкуренцию.

    В 1767г. были отменены монополии в промышленности и торговле, дававшие привилегии отдельным предпринимателям. «Дешевизна родится от великого числа продавцов и от вольного умножения товаров», - гласил указ.

    Всем желающим разрешили заводить ткацкие станки и промыслы.

    С целью защиты российских производителей от дешёвого импорта  ввоз товаров, производившихся в достаточном количестве в России (железа, полотна, кож) был запрещён Таможенным тарифом 1767г.

    В 1769г. впервые в  России были выпущены бумажные деньги (ассигнации).

    В 1775г. представители всех сословий, включая крепостных, получили право открывать предприятия без всякого разрешения и регистрации. Это способствовало быстрому росту крестьянских промыслов, кустарной промышленности, вотчинных мануфактур.

    Но экономическая политика Екатерины была непоследовательной. Она не затрагивала сельское хозяйство и сочеталась со многими сословными ограничениями в торговле и промышленности.

    3. «Золотой век» российского дворянства.

    Возведённая на престол дворянской гвардией, Екатерина продолжила политику своих предшественников, направленную на расширение привилегий дворянства. Указом 1765г. все земли, захваченные ранее помещиками, объявлялись их собственностью. В том же году Екатерина предоставила им право ссылать крепостных на каторжные работы за любое неповиновение помещику. Ссылкой каралась и любая попытка крестьян подать жалобу государыне  на своего помещика.  Этот указ, превращавший людей в бессловесный рабочий скот, был издан в 1767г. «в то самое время, когда депутаты слушали статьи «Наказа» о свободе и равенстве».

    Указом 1782г. дворяне объявлялись собственниками не только земли, но и её недр.

    Царица продолжила раздачу  дворянам земли вместе с крестьянами. За годы её правления с 1762 по 1796г. в собственность помещиков было предано не менее 800 тыс. душ государственных крестьян. В 1783 г. крепостное право было распространено на  Украину.

    Права и привилегии дворянства были окончательно закреплены в Жалованной грамоте дворянству, изданной в 1785г.

    - Я предлагаю вам поработать с  текстом документа и ответить на вопросы к нему. (Приложение 2)

    Вопросы к документу.

    - Какие права и привилегии благородного дворянского сословия подтверждала Жалованная грамота?

    - Какую привилегию, которой не имело в России никакое другое сословие, получало дворянство?

    Слайд

    4. Жалованная грамота городам.

     Одновременно с Жалованной грамотой дворянству 21 апреля 1785г была издана Грамота на права и выгоды городам Российской империи» (Жалованная грамота городам).

    Слайд

    Городское население делилось на 6 разрядов, составлявших «градское общество», которое раз в 3 года избирало городского голову,  членов магистрата и гласных (депутатов) общей градской думы. Дума избирала шестигласную думу – исполнительный орган, состоящий из  6 гласных (депутатов) от каждого разряда горожан. Она впервые объединяла разрозненные группы горожан в единое сообщество. В городах появились органы самоуправления, которые должны были заботиться о городском благоустройстве и благополучии горожан.

    Жалованная грамота подтвердила дарованное ранее богатому купечеству освобождение от подушной подати, рекрутской повинности. Именитые горожане и купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний.

    Жалованные грамоты дворянству и городам, с одной стороны, усовершенствовали систему дворянского и городского самоуправления, с другой – ещё больше укрепили сословное деление общества и самодержавную власть.  В первую очередь императрица заботилась об усилении государства, основой которого считала влиятельные сословия.

       На следующем уроке мы продолжим изучение политики Екатерины II.

    Просматрива-ют  видеофраг-мент. Слушают объяснение учителя.

    Отвечают на вопрос

    Формулиру-ют цель урока.

    Работают со словарём

    Делают записи в тетради

    Отвечают на вопрос.

    Слушают объяснение учителя, записывают даты.

    Отвечают на вопрос.

    Работают с текстом документа.

    Слушают объяснение учителя.

    Работа с презентацией

    Работают с учебником, раздаточным материалом, заполняют таблицу, представляют результаты работы

    Отвечают на вопрос, обосновыва-ют свой ответ.

    Отвечают на вопрос.

    Слушают объяснение учителя.

    Записывают дату.

    Работают с текстом документа, отвечают на вопросы к нему.

    Записывают дату.

    4.

    Закрепление изученного материала.

    Цель: закрепить полученные знания через выполнение проблемного задания.

    Методы: Выполнение проблемного задания, беседа.

    - Вернёмся к заданию, данному в начале урока.

    Какая точка зрения вам предпочтительнее? Аргументируйте свой ответ.

    1. Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику просвещённого абсолютизма.

    2. Екатерина II лишь провозгласила идеи просвещённого абсолютизма, однако  в своей реальной политике нередко отступала от них.

    -  Для кого правление Екатерины II было «золотым веком»? Почему вы так думаете?

    -  Как вы считаете, достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

    -  Что вы узнали сегодня на уроке?

    Высказывают свою точку зрения, аргументируют свой ответ.

    Отвечают на вопросы.

    5.

    Домашнее задание.

    Цель: создание настроя на выполнение домашнего задания, закрепление и дополнение полученных знаний

    § 6, ответить на вопросы к § 6, закончить заполнение таблицы, индивидуальные задания сильным учащимся

    Записывают задание на дом

    6.

    Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    - Как вы сами можете оценить свою работу?

    - Получили ли вы удовольствие от работы на уроке?

    Оценивают  свою деятельность.

    Приложение 1.

    Тест

    1. Как назывался документ, определявший вид порядок продвижения на государственной и военной службе:

    1) Табель о рангах;                                           3) Строевое положение;

    2) Указ о единонаследии;                                4) Регламент адмиралтейств?

    2. Верховная, законодательная, исполнительная, судебная власть в России XVIII в, принадлежала:

    1) императору;                                                  3) Земскому Собору;

    2) Сенату;                                                          4) Государственному Совету?

    3. В результате, какой войны Россия получила выход к Балтийскому морю:

    1) Ливонской войны 1558 – 1583;                  3) Северной войны 1700 – 1721;

    2) Смоленской войны 1632 – 1634;                4) Семилетней войны 1756 – 1763?

    4. Высшее правительственное учреждение, созданное Указом Петра I в 1711 г называлось:

    1) Сенатом;                                                       3) Синодом;

    2) Верховным тайным Советом;                    4) Государственным Советом?

    5.Согласно принятой в 1722 г Табели о рангах продвижение по службе зависело от :

    1) знатности рода;                                           3) богатства;

    2) личных заслуг;                                            4) выслуги лет?

    6. Между какими странами был подписан Ништадтский мирный договор 1721 г, которым завершилась Северная война:

    1) Россией и Швецией;                                  3) Россией и Данией;

    2) Россией и Польшей;                                  4) Россией и Англией?

    7. Под каким названием вошло в историю правление Анны Ивановны:

    1) бироновщина;                                            3) Смута;

    2) пугачевщина;                                             4) просвещенный абсолютизм?

    8. Привилегированное сословие в России, основой экономического господства которого является собственность на землю – это:

    1) дворяне;                                                     3) казаки;

    2) духовенство;                                             4) мещане?

    Приложение 2.

    Приложение 3.

     ИЗ НАКАЗА ЕКАТЕРИНЫ II УЛОЖЕННОЙ КОМИССИИ

    - Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовали сходно с пространством столь великого государства. (ст.9)

    - Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам... (ст.34)

    - Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют.. (ст.38).

    - Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений... (ст.183)

    - Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оные...

    - Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать...

    Вопросы к документу:  1) Какую форму правления Екатерина считала наилучшей?

    2) Чем оправдывалось существование самодержавной монархии в России?

    3) В чём, по мнению Екатерины, состоит равенство?

    4) Как Екатерина определяла меру свободы?

    5) Чем руководствовалась Екатерина в соблюдении законности?

    НАКАЗЫ ДЕПУТАТОВ

    Купечество выступало за введение его монополии на торговлю в городах и лишение права торговать там дворян и крестьян. Оно ходатайствовало о распространении на купцов ряда дворянских привилегий: об освобождении от телесных наказаний, о владении крепостными крестьянами.

    Депутаты от государственных крестьян жаловались Екатерине на нехватку земли, притеснения со стороны помещиков и заводчиков, высокие налоги.

    Представители национальных меньшинств требовали уравнения их в правах с русскими.

    А.А.Данилов, Л.Г. Косулина.  «История России. Конец XVI – XVIII вв.»

    Дворяне отстаивали

    Получили

    1.

    2.

    3.

    4.

    Купечество отстаивало

    Получило

    1.

    2.

    3.

    ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ 1785 г.

    (Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства) 

    А. О личных преимуществах дворян

    15. Телесное наказание да не коснется до благородного.  

    17. Подтверждаем на вечныя времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу.

    18. Подтверждаем благородным, находящимся в службе, дозволение службу продолжать и от службы просить увольнения по сделанным на то правилам.

    26. Благородным подтверждается право покупать деревни.

    28. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням.

    36. Благородной самолично изъемлется от личных податей.

    Б. О собрании дворян, установлении общества дворянскаго в губернии и о выгодах дворянскаго общества.

    37. Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют, и составлять дворянское общество в каждом наместничестве…

    39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избрать губернскаго предводителя дворянства той губернии…

    47. Собранию дворянства дозволяется представить генералу-губернатору или губернатору о своих общественных нуждах и пользах.

    48. Подтверждается собранию дворянства дозволение делать представления и жалобы чрез депутатов их как Сенату, так и императорскому величеству на основании узаконений.

    Вопросы:

    - Какие права и привилегии благородного дворянского сословия подтверждала Жалованная грамота?

    - Какую привилегию, которой не имело в России никакое другое сословие, получало дворянство?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока "Внешняя политика Екатерины II"

    Методическая разработка урока по теме: "Внешняя политика Екатерины II" (технология развития критического мышления)...

    Разработка урока на тему "Политика как общественное явление"

    Материал для уроков обществознания в 11 классе и уроков политологии в техникумах....

    Методическая разработка урока истории по теме "Екатерина II. Личность и эпоха"

    Екатерина II - одна из самых известных личностей российской истории. Императрица, немка по происхождению, но русская душой, немало сделавшая для усиления Российского государства и наведения в нем поря...

    Урок истории "Внутренняя политика Екатерины II" 7 класс

    Урок истории по теме "Внутренняя политика Екатерины II" в 7 классе. Урок построен с использованием приемов  технологии  развития критического мышления: инсерт, кластер, ПОПС - формула и др....

    Методическая разработка урока по истории в 7 классе "Внешняя политика России при Екатерине Великой".

    Данный материал представляет собой нетрадиционный урок по истории России. В рамках урока присутствует театрализованное представление участниками которого являются Екатерина II, Румянцев, Потемкин....

    Методическая разработка урока истории "Аграрная политика Петра Аркадьевича Столыпина"

    Данный материал поможет учителю провести современный урок истории. В материале пояснительная записка  и презентация урока....

    Разработка урока"Новая экономическая политика"

    Конспект урока для 11 класса для изучения темы "Новая экономическая политика".Материал использовался для подготовки и проведения открытого урока в рамках районного этапа конкурса "Учите...