« Духовно-нравственное воспитание на уроках истории .
статья по истории по теме

Савинова Ирина Ивановна

              Историческому образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной       консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мне кажется, что сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине, патриотическому воспитанию должна отводится особая роль. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Моя личная задача как учителя, как гражданина- помочь учащимся в выработке у них чувства гордости за тех людей, кому небезразлична была судьба России, и ,может быть, в какой – то степени приблизиться к тем истокам нравственности, чистоты и порядочности, исходивших от славных сынов Отечества.

1 глава. История патриотического воспитания.

Традиционно под гражданско-патриотическим воспитанием понималось привитие любви к Родине, уважения и преданности существующему государственному порядку.

Длительное время в официальной педагогике основу воспитания патриотизма составляла идея подчеркивания положительных сторон действительности и замалчивания отрицательных, особенно при преподавании истории. В истории России в конце XVIII века имело место «критическое» направление образования (Л. Мусин-Пушкин), когда на первый план выставлялись отрицательные герои родной истории и литературы. На недопустимость негативного содержания образования, которое не годится для детей, обращал внимание К. Д. Ушинский. Такое пагубное «образование» деморализовало школьников, отнимало у них веру в лучшее будущее.

Материалы реформы средней школы 1915 г. указывали на недопустимость фальши, тенденциозности в преподавании истории, нравоучений на патриотические темы. Не вызывает сомнения, что любовь к Родине можно воспитывать только научно-правдивым изложением исторического курса. В ином случае школьники теряют к нему доверие. Отсюда выдвигалось однозначное и категоричное требование устранения из преподавания неправды и тенденциозности.

В 1930-е годы содержание патриотизма наполнилось преданностью вождю, пассивной исполнительностью. Акцент переносился на изучение роли народных масс в истории, классовой борьбы, революционных движений и социалистических идей. Большой опыт в патриотическом воспитании молодежи через изучение истории Отечества был накоплен в первые годы Великой Отечественной войны, поскольку сама жизнь ставила перед школой задачу повышения идейно-политической насыщенности всего учебного процесса и, в частности, уроков истории. Необходимо было подготовить школьников к любым испытаниям во имя защиты Родины. По справедливому замечанию академика Н. М. Дружинина: «в преддверии неминуемой войны история стала подлинным орудием гражданского воспитания народа».

В условиях начавшейся войны первоочередным действием Наркомпроса РСФСР было внесение изменений в содержание курсов истории. В программах перераспределялось учебное время, отводимое на изучение отдельных разделов и тем, исключался менее значимый в сложившихся условиях материал.

Стремление дать выпускникам средней школы полноценный объем знаний о прошлых периодах отечественной истории, в которых наиболее ярко и впечатляюще проявились мужество, патриотизм, самопожертвование русского народа, священная ненависть к иноземным захватчикам, было оправданно тем, что многие десятиклассники прямо со школьной скамьи отправлялись на фронт, вступали в партизанские отряды.

Чтобы удовлетворять возросший интерес школьников к истории и успешно решать проблему патриотического воспитания, необходимы были новые учебники, но их катастрофически не хватало.

В сложившейся ситуации неоценимую помощь советской школе оказали ученые историки института истории АН СССР и Московского государственного университета – С. В. Бахрушин, К. В. Базилевич, II. М. Дружинин, Б. Д. Греков, М. В. Нечкина, Е, В. Тарле, М. Н. Тихомиров и др. Уже в июне 1941 года они опубликовали брошюры, статьи в журналах и газетах о борьбе с интервентами на разных этапах истории России, о выдающихся отечественных полководцах и флотоводцах. Работа по корректировке программ привела к изменениям и в методике преподавания истории. Значительное место на уроках заняли образный, эмоциональный рассказ учителя, эвристическая беседа, охватывающая всех учеников. Важную роль стало играть привлечение фактов периодической печати, широкое использование произведений историко-художественной литературы и советской публицистики военной поры, иллюстраций, плакатов, исторических документов и др. На многих занятиях использовали индивидуальные задания, различные виды самостоятельной работы.

Много внимания уделялось военной истории, изучению крупнейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечества. Объектом особого интереса учащихся было знакомство с полководческим искусством

А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова и др.

Классные занятия по истории дополнились разнообразными формами внеклассной работы. Получили распространение исторические кружки, сферой деятельности которых было изучение героического прошлого и настоящего народов нашей страны, раскрытие подвигов многих героев Отечественных войн. Проводились ученические конференции «Патриотизм русского народа», «Герои Гражданской и Великой Отечественной войн». Исторические вечера с сообщениями и докладами школьников, велась переписка с фронтовиками, проводились экскурсии к памятным местам боевой и трудовой славы. Подобная работа по патриотическому воспитанию велась в Советском Союзе, и после войны.

В годы «перестройки», как известно, изменилось многое. Высказывались суждения, что служение только России для российских граждан должно уйти в прошлое и его должно заменить служение всему человечеству. В результате богатейший опыт формирования чувства любви и верности к своему Отечеству, накопленный советскими методистами и историками, был, если и не отвергнут, то, по крайней мере, забыт. Конечно, человек, родившийся на Земле, должен и служить Земле. Но коль сама история разделила всех людей по своим землям (странам), человек, естественно, всеми своими корнями привязывается именно к ней.

Слово «патриот» пришло в Россию из Франции. Так 200 лет назад называли граждан, добровольно вступивших в армию для борьбы с австро-прусскими интервентами. В Испании термин «патриот» встречается в призыве «Патриа о муэрте!» – «Родина или смерть!».

Существует множество толкований слова «патриотизм»:

- патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу ;

- патриотизм – любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства;

патриотизм – это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины.

Исходя из данных трактовок, можно сделать вывод:

патриотическое воспитание - это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.

Патриотизм проявляется в различных условиях. Патриотическое чувство российского гражданина выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать все то материальное и духовное, что накоплено поколениями предшественников, в желании содействовать улучшению жизни соотечественников, наконец, в готовности пожертвовать ради Отчизны личными интересами и даже жизнью.

Воспитание патриотизма через изучение истории на рубеже ХХ-ХХ1 вв. сопряжено с рядом негативных явлений, охвативших часть общества. Это и психологическое потрясение, пронизавшее Россию в последние 15-20 лет. Это и слом традиций общения и взаимодействия людей различных национальностей и религиозных конфессий. Наконец, это низкий жизненный уровень многих миллионов семей. Эти и другие факторы вынуждают подрастающее поколение больше самовоспитываться на окружающей действительности, чем на изучении истории.

2 глава. Проблема патриотического воспитания учащихся на уроках истории: теоретический аспект.

Патриотическое воспитание начинается с определения педагогами – преподавателями истории – ценности познания истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма. Современная методика содержит большое количество документов и материалов, позволяющих успешно решать задачу патриотического воспитания учащихся.

Задачи патриотического воспитания в концепции стандартов второго поколения:

Социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического, правового государства, формирования гражданского общества;

Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины;

Восстановления образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.

В концепции подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории в свете последних разработок лаборатории теории и методов воспитания включены следующие пути:

1) интеграция предметов гуманитарного цикла;

2) углубленное изучение исторического материала на основе современных исторических исследований и их философского анализа;

3) актуализация исторических событий с явлениями и проблемами современного мира;

4) теоретическая обоснованность активизации деятельности учащихся в процессе исторического познания, в развитии исторического мышления, сознания, исторической памяти.

Сегодня воспитание становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Одним из основных факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как педагог-историк на основе мощного использования воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине.

Наблюдается проблема, когда при изучении истории у части учеников, за период учебы в школе, складывается стереотип: история – это исторические даты, события и деятели. Эта проблема находит свое решение в том, что в основе патриотического воспитания на уроках применяется системный и комплексный подходы.

Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием.

Патриотическое воспитание молодежи сегодня требует целенаправленных усилий не только в закрепления традиционного, оправдавшего себя временем такого направления, как изучение истории в процессе учебно-познавательной деятельности, но и поиска новых источников и факторов, стимулирующих этот процесс.

Ускорение темпа современной жизни, информационная революция требуют усиления внимания к развивающей системе обучения и воспитания. В этих условиях остро встает вопрос об усвоении знаний, получаемых в школе, об улучшении их качества. Освоить программу по истории, имея два часа в неделю, сложно. Ведь важно предусмотреть, чтобы образовательное поле, включающее воспитательный сектор, обеспечивало целостную картину мирового исторического и культурного опыта, на который опирается развитие ученика.

Критерии отбора содержательных аспектов изучения истории:

– целостность и системность исторического материала, его преемственность;

- постановка и изучение гражданских, нравственных проблем;

- объем содержания должен точно соответствовать заданным целям.

На мой взгляд, необходимо включать, как одно из условий патриотического воспитания, изучение дополнительного исторического материала. Чтобы заинтересовать ученика в этом, учитель вместе с учениками ведет работу с документами, публицистикой, мемуарами, словарями, энциклопедиями и другими источниками. Применение источниковедческого метода способствует формированию у учащихся интереса к предмету, выработке навыков самостоятельного изучения документов и дополнительной литературы, углублению знаний по истории. Характер и результаты воспитания в процессе обучения определяются научностью, содержанием преподаваемых знаний, организацией и методами учебной работы, связью обучения с личным опытом учащихся, учетом особенностей их возрастного и индивидуального развития.

3 глава. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию: практический опыт.

Я считаю одним из важных условий повышения эффективности нравственного воспитания в обучении истории – воспитание патриотизма на примере выдающихся исторических персоналий и определения их роли в важнейших событиях страны. Нравственные убеждения школьников во многом складываются под влиянием людей, на которых они хотели бы быть похожими. Поэтому очень важно на соответствующих уроках давать по возможности развернутые характеристики исторических личностей, показывать мотивы и результаты их деятельности.

Вся наша русская история дает богатейший материал для воспитания чувства любви к Отечеству. Я хочу показать, как этого добиться на примере изучения личностей Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Невского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Ивана Сусанина,…, героев Отечественной воны 1812 года, героев Великой Отечественной войны и наших современников…

В 6 классе при изучении темы «Татаро-монгольское иго» и, в частности, Куликовской битвы все уроки пронизаны чувством глубокой преданности своей Родин, делу служения Отечеству. Русь XIV столетия была переполнена политическими интригами, предательствами, ложью, завистью, страхом. Почти все церковные писатели этого времени не жалели сил для обличения людских пороков. Однако их проповеди слышали единицы. Нужно было совершать подвиг, стать примером для людей – только тогда за тобой пошли бы тысячи, десятки тысяч. Таким человеком, готовым на подвиг, удивительно – чистым, смиренным, устремленным к Богу, был Сергий Радонежский.

Биографию Сергия Радонежского учащиеся находят в различных источниках самостоятельно дома. На уроке обязательно рассматривается репродукция картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Учащиеся анализируют картину: Кто изображен? Что можно сказать об отношениях между ними? Далее следует показ икон с изображением Сергия Радонежского. В чем сила этого духовника Земли русской? Своим примером непрестанного труда и молитвы, он снискал Божью благодать.

Слава о Сергии и его монастыре разнеслась по Руси, к нему шел беспрерывный людской поток, он стал утешением для многих обездоленных и отчаявшихся.

Сергий Радонежский благословляет Князя Дмитрия Ивановича на борьбу с татаро-монголами на поле Куликовом. В 1392г Сергий Радонежский умер, но его ученики создали несколько десятков монастырей по всей России. Вскоре он был канонизирован.

Почему сегодня, спустя более 600 лет русский народ потерял какое-то особенно трогательное, внимательное и серьёзное отношение к Сергею Радонежскому. Мы оглядываемся на эту фигуру, как бы вопрошая о правильности выбранного пути, мы ищем в Сергии поддержку и успокоение.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как проходил прогресс, какие яркие личности жили в это время. И я продолжаю свой рассказ о настоящем патриоте своей Родины – князе Дмитрии Ивановиче, за победу в Куликовской битве, прозванным Донским. Тема: «Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.»

Уже только эпиграф к уроку создает атмосферу возвышенных патриотических настроений. Эти слова Дмитрия Донского взяты из «Сказания о Мамаевом побоище»: «Ныне же пойдём за Дон, и там или победим и всё от гибели сохраним, или сложим свои головы…»,а также слова А.А. Блока из поэмы «На поле Куликовом»: « И вечный бой! Покой нам только снится…»

На уроке всё внимание учащихся следует сосредоточить на нравственных понятиях -патриотизме, храбрости, мужестве русских воинов. С этой целью целесообразно познакомить учащихся с понятием о духовной силе человека, данным В.А.Сухомлинским: «Человечество уже в седой древности убедилось, что кроме силы физической у человека есть сила духовная- верность своим убеждениям, уверенность человека в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие». Лучшим доказательством важного значения, придаваемого деятельности Дмитрия современниками, служит существование особого сказания о подвигах этого князя. В житии прославляется строгая жизнь князя, его высокие нравственные качества. Перед учащимися репродукция «На поле Куликовом». Представьте себе, что вы воины и скоро вступите в смертельную битву. Какие чувства могли испытывать воины перед боем?

В 7 классе изучается тема: Второе ополчение. Освобождение Москвы. Воспитательной целью урока является знакомство учащихся с выдающимися патриотами России на примере К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина. Главная идея урока – борьба за независимость Родины. Всенародное патриотическое движение развернулось по России. Все это укрепляло в народе чувство гордости за страну, воспитывало патриотизм, формировало национальное достоинство и национальное самосознание русского народа.

Для более прочного запоминания и усвоения деятельности этих людей можно составить опорные схемы.Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о деятельности К. Минина,Д. Пожарского и И. Сусанина, и по ходу их повествования составляются схемы:

Кузьма Минин Дмитрий Пожарский Иван Сусанин

Нижний Новгород Москва Кострома

Земский староста Князь Крестьянин

Инициатор создания Возглавил второе Завел поляков

второго ополчения ополчение в дебри

Сбор средств и Освобождение Москвы Погиб, но и врагов

Пожертвований от поляков погубил

1812 г. Памятник Минину и Пожарскому Опера М.Глинки

Скульптор И.П. Мартос «Жизнь за царя»

«Гражданину Минину и князю

Пожарскому благодарная Россия».

8 класс. Тема: Отечественная война 1812г.

1812 год был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания. Итоги кампании 1812 года во многом определили на целое столетие развитие российской истории. Участники событий 1812- это наши предки, которые поднялись на защиту Родины, и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе дошла до нас, и не может быть предана забвению.

Учащиеся создают презентацию и демонстрируют на уроке портреты героев- участников войны 1812г. Изучая достижения русского военного искусства перед учителем, встаёт задача познакомить учащихся с подвигами русских воинов под командованием А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова, способствовать военно-патриотическому воспитанию искусства

Перед обучающимися ставится проблема: в чём причина побед России в войнах XVIII века? Учащиеся делятся на две команды:

1. Армия под командованием 2. Эскадра под командованием

Суворова А.В. Ушакова Ф.Ф.

Каждая команда работает с текстом учебника и с книгами « Наука побеждать» А.В. Суворова и «Флотоводческое искусство» Ф.Ф. Ушакова.

Учащиеся анализируют источники и делают выводы. Вся жизнь и деятельность А.В. Суворова позволяла ему сказать: « Потомство моё, прошу брать мой пример до издыхания быть верным… Отечеству».

Блестящие победы Ф.Ф. Ушакова на Чёрном и в Средиземном морях перекликались с суворовскими победами на суше. Когда Суворов при встрече благодарил и хвалил Ушакова, то флотоводец сказал: «Не мне слава, а народу нашему, который исстари сражался именно так… всё это исконно русское бесстрашное, повелось с древности».

Для закрепления знаний можно провести игру « Россыпь», нужно подобрать соответствующие пары. От каждой команды по 2 человека, на доске устанавливают карточки. Карточки: А.В. Суворов Ф.Ф. Ушаков,

Генераллисимус, В. Суриков, флагман, адмирал, крепость, бой, Чёртов мост,

« Переход … через Альпы» « Наука побеждать»Корабль, Глазомер, быстрота, натиск, Корфу

Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.

Ученикам старших классов можно предложить темы для защиты защиты рефератов: «Блокада Ленинграда», «Великая битва на Волге», «Операция «Эдельвейс», «Тыл в годы Великой Отечественной войны», «Мои земляки – участники Великой Отечественной войны». Выбор тем осознан. Ученики стремятся осмыслить подвиг советского народа, поставить себя на место молодого человека, который сразу после школы ушел на фронт.

На уроках можно использовать следующие формы работы :

Визуальные источники.

На каждом уроке стараюсь использовать визуальные источники (картины, рисунки, фотографии…), которые имеют целью создать зрительный образ, что является основой изучения материала.

Изображение – фактор мотивации обучения и важнейшее обучающее средство. В учебной деятельности картина, рисунок, плакат, карикатура, как и любой другой вид источников выступают носителями новых исторических знаний. Помимо этого, они выполняют функцию иллюстрирования теоретического материала, актуализации знаний, их закрепления и проверки, формируют эмоциональный компонент процесса обучения. Активное включение изобразительных материалов в процессе обучения обеспечивают современные компьютерные технологии.

Привлекая учащихся к организации презентаций, компьютерных мини-музеев, виртуальных экскурсий и т.д., к подбору графических изображений при изучении определенной исторической темы, учитель не только способствует развитию предметной компетентности, но и формирует социально значимые умения и навыки, развивает способности учащихся, создает для них ситуацию успеха. Источник должен быть доступным и достаточно ярким по содержанию, максимально соответствовать поставленной цели, проблемному вопросу, теме урока.

Исторические документы.

Работа с историческими источниками играет большую роль в изучении истории. Педагогическое воздействие исторических источников определяется не только их содержанием, но и стилем, эмоциональностью изложения. Источники значительно расширяют круг социальной информации, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников. Работа с историческими источниками учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию, подмечать черты отдаленной исторической эпохи. Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и критического осмысления информации, способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской деятельности.

Например:

« … первые над гробом святого Сергия поцеловали крест в том, чтобы сидеть в осаде без измены. Все люди ратные и монастырские следовали их примеру в духе любви и братства, ободряли друг друга и с ревностью готовились к трапезе кровопролитной, пить чашу смертную за отечество…»

«… Святой Сергий охрабрил и невежд; без лат и , без навыка и знания ратного, они шли на волков опытных, доспешных, и побеждали.»

Учащиеся по этому документу должны сами сформулировать вопросы( например, какую роль сыграл Сергий Радонежский в поднятии духа осаждённых?)

Технологический приём «вживание в образ»

Для более полного и эмоционального восприятия качеств личности детьми я использую этот приём. Вживание в образ возможно в различных вариантах:

- С помощью исторического документа;

- С использованием визуальных источников;

- Озвучивание кадров немого кино;

-Через личные высказывания героев;

- Методом ролевой игры.

Кинофрагменты

Такая форма проведения урока оказывает неизгладимые впечатления в сердца детей. Обычно обучающиеся очень хорошо воспринимают фильмы, воспитательное значение его велико и после просмотра, ответив на поставленные вопросы, необходимо подвести итог.

Немое кино

Удачным приёмом для знакомства с историческими личностями является так называемое озвучивание кадров «немого кино» Предварительно хорошо изучается данная тема . Учащиеся просматривают художественный фильм. В наиболее значимом по сюжету отрывке фильма выключается звук. Учащиеся должны представить и исполнить то, что говорят герои фильма. Этот приём помогает эмоционально представить характер и ситуацию в которой оказался данный герой, такая методика очень нравится детям.

Игровые формы работы

Чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроках, я использую задания, мотивирующие познавательную деятельность, а именно те, которые обладают определенной привлекательностью для учащихся. Эти задания при всем их разнообразии объединяют два качества: во-первых, от ученика их решение требует привлечения опыта, лежащего вне предметной сферы, в известном смысле уравнивает шансы всех учащихся независимо от уровня их осведомленности в области данного учебного курса; во-вторых, результат выполнения этих заданий легко проверяется и одновременно свидетельствует об определенном прогрессе в области изучения предмета, т.е может быть объектом оценивания. Понятно, что такими контрастными качествами обладают задания, материал которых пересекается с содержанием учебного предмета, а формат заимствован из области интеллектуальных игр и развлечений. Задания подобного рода обладают еще одним преимуществом: их удобно использовать на уроке для индивидуальной работы или работы в группах. Кроме того составление таких заданий является столь же интеллектуально привлекательным и посильным для ученика, как и их решение, поэтому оно может быть предложено в качестве творческой части домашнего задания, а наиболее удачные «авторские» образцы можно в дальнейшем предлагать для решения на уроке другим учащимся.

Применяю использование анаграмм, т.е слов, образованных путем перестановки букв. Различаются два типа учебных анаграмм:

Одни представляют собой случайную перестановку букв в термине или имени исторического персонажа;

Другие же составлены таким образом, что напоминают реальное, но не относящиеся к теме слово.

Уровень сложности задания может при необходимости снижаться за счет добавления полной или частичной дефиниции термина, либо намека на исторического деятеля, имя которого скрыто в анаграмме.

В 6 – ом классе, например, учащиеся любят зашифровывать имена великих князей.

При каком князе произошло крещение Руси? АДМИРВЛИ

Ответ: Владимир



Предварительный просмотр:

     « Духовно-нравственное воспитание личности на уроках истории».

   Савинова И.И., учитель истории     МКОУ Тойдинская СОШ Панинского муниципального района.

              « Всякое беззаветное служение на благо и силу Отечества, должно быть  мерилом жизненного смысла».

                                                          М.В.Ломоносов.

           Историческому образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной       консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.  Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым, как духовные ценности.  Исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и в конечном счете на самовоспитание учеников. Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но ни в коем случае не навязывающей свои ценности. Для этого учитель должен попытаться найти нравственную составляющую на каждом уроке  при изучении того или иного материала, а это значит восполнить дефицит информации нравственно – побудительного характера на уроке. Побудить у учеников желание – постоянно размышлять о нравственности – задача не из легких, но если, учитель хочет добиться желаемого результата, он должен держать учеников в непрерывном потоке событий, поступков, имеющих нравственное содержание. Духовно-нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, и история занимает основополагающие место в системе духовного воспитания личности. Знакомство с историческим наследием и умением учиться у своих предков, черкая  нравственный опыт народов или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике.

       Задумываясь над ценностями прошлого и проблемами морали людей, живущих        в разных исторических эпохах, подростки начинают оценивать свое поведение, поступки людей, различать мотивы действий, качества личности. Это способствует формированию нравственных идеалов. Источником духовно – нравственного воспитания может послужить и православное наследие русской истории, и отечественная культура. И патриотический опыт русских  и советских полководцев, и русская иконопись, и шедевры русского искусства, и народные традиции и обычаи, и деятельность выдающихся деятелей науки. Духовность, нравственность, патриотизм – это главные непреходящие общечеловеческие ценности, звучащие по-разному, но значение которых у разных народов мира совпадает. Изменение понимания сути духовности в современном обществе приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.

        Именно духовно - нравственное воспитание является одним из приоритетов современной государственной политики в области образования. Озабоченность государства ролью образования в решении проблем духовной консолидации общества отразилась в ряде нормативных документов последних лет. Среди прочих задач, обозначенных в изменениях, внесенных в Закон РФ «Об образовании», указывается, что образование должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности». Большое место духовно-нравственному воспитанию личности отводится в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, утверждённых Приказом Министерства образования и науки. В частности ФГОС  определяет духовно-нравственное воспитание личности гражданина России как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым, как духовные ценности. Морально-нравственные ориентиры способствуют складыванию у учеников этической культуры, которая так же может стать предметом исследования на материалах исторического наследия. А вопросы, которые возникают у учащихся, связанные с их моральными установками могут пересекаться с проблемами, которые решали люди в разных исторических эпохах. Так источниками нравственной культуры могут стать: 1) труды выдающихся мыслителей отечественных и зарубежных; 2) народная педагогика; 3) нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд; 4) произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.

Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством.            Задумываясь над ценностями прошлого и проблемами морали людей, живущих в разных исторических эпохах, подростки начинают оценивать свое поведение, поступки людей, различать мотивы действий, качества личности. Это способствует формированию нравственных идеалов. Источником духовно – нравственного воспитания может послужить и православное наследие русской истории, и отечественная культура. И патриотический опыт русских  и советских полководцев, и русская иконопись, и шедевры русского искусства, и народные традиции и обычаи, и деятельность выдающихся деятелей науки.

               Духовный человек -  это человек, устремленный к гуманистическим  ценностям добра, истины и красоты, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки: добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи.

            Перед нашим обществом стоит важная цель - формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.



Предварительный просмотр:

     « Духовно-нравственное воспитание личности на уроках истории».

   Савинова И.И., учитель истории     МКОУ Тойдинская СОШ Панинского муниципального района.

              « Всякое беззаветное служение на благо и силу Отечества, должно быть  мерилом жизненного смысла».

                                                          М.В.Ломоносов.

           Историческому образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной       консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.  Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым, как духовные ценности.  Исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и в конечном счете на самовоспитание учеников. Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но ни в коем случае не навязывающей свои ценности. Для этого учитель должен попытаться найти нравственную составляющую на каждом уроке  при изучении того или иного материала, а это значит восполнить дефицит информации нравственно – побудительного характера на уроке. Побудить у учеников желание – постоянно размышлять о нравственности – задача не из легких, но если, учитель хочет добиться желаемого результата, он должен держать учеников в непрерывном потоке событий, поступков, имеющих нравственное содержание. Духовно-нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, и история занимает основополагающие место в системе духовного воспитания личности. Знакомство с историческим наследием и умением учиться у своих предков, черкая  нравственный опыт народов или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике.

       Задумываясь над ценностями прошлого и проблемами морали людей, живущих        в разных исторических эпохах, подростки начинают оценивать свое поведение, поступки людей, различать мотивы действий, качества личности. Это способствует формированию нравственных идеалов. Источником духовно – нравственного воспитания может послужить и православное наследие русской истории, и отечественная культура. И патриотический опыт русских  и советских полководцев, и русская иконопись, и шедевры русского искусства, и народные традиции и обычаи, и деятельность выдающихся деятелей науки. Духовность, нравственность, патриотизм – это главные непреходящие общечеловеческие ценности, звучащие по-разному, но значение которых у разных народов мира совпадает. Изменение понимания сути духовности в современном обществе приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.

        Именно духовно - нравственное воспитание является одним из приоритетов современной государственной политики в области образования. Озабоченность государства ролью образования в решении проблем духовной консолидации общества отразилась в ряде нормативных документов последних лет. Среди прочих задач, обозначенных в изменениях, внесенных в Закон РФ «Об образовании», указывается, что образование должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности». Большое место духовно-нравственному воспитанию личности отводится в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, утверждённых Приказом Министерства образования и науки. В частности ФГОС  определяет духовно-нравственное воспитание личности гражданина России как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым, как духовные ценности. Морально-нравственные ориентиры способствуют складыванию у учеников этической культуры, которая так же может стать предметом исследования на материалах исторического наследия. А вопросы, которые возникают у учащихся, связанные с их моральными установками могут пересекаться с проблемами, которые решали люди в разных исторических эпохах. Так источниками нравственной культуры могут стать: 1) труды выдающихся мыслителей отечественных и зарубежных; 2) народная педагогика; 3) нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд; 4) произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.

Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством.            Задумываясь над ценностями прошлого и проблемами морали людей, живущих в разных исторических эпохах, подростки начинают оценивать свое поведение, поступки людей, различать мотивы действий, качества личности. Это способствует формированию нравственных идеалов. Источником духовно – нравственного воспитания может послужить и православное наследие русской истории, и отечественная культура. И патриотический опыт русских  и советских полководцев, и русская иконопись, и шедевры русского искусства, и народные традиции и обычаи, и деятельность выдающихся деятелей науки.

               Духовный человек -  это человек, устремленный к гуманистическим  ценностям добра, истины и красоты, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки: добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи.

            Перед нашим обществом стоит важная цель - формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно- нравственное воспитание на уроках истории

Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящ...

Духовно- нравственное воспитание на уроках истории

Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящ...

Духовно- нравственное воспитание на уроках истории

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории Шевченко С.А.г. Белгород«История- это могучая и вечно живая сила,которая творит Патриота, Гражданина.» Это особенно важ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках истории

«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»- писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.Сегодня на историю, как учебный пред...

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории.

От нравственного воспитания детей зависит благосостояние всего народа (Дж. Локк)....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень»....


 

Комментарии

Кунисова Людмила Васильевна

Очень интересная статья. Я тоже занимаюсь данной темой, только воспитание патриотизма у воспитанников детского сада и у учеников начальной школы.

Савинова Ирина Ивановна

Благодарю за комментарий.Я давно занимаюсь данной темой, так как воспитание патриотизма одна из главных на сегодняшний день.