Турнир знатоков истории « Что? Где? Когда?» (для учащихся 9-11 классов)
план-конспект занятия по истории (11 класс) на тему

Вороненкова Татьяна Михайловна

Турнир знатоков истории « Что? Где? Когда?» (для учащихся 9-11 классов)

Цель: развитие познавательных интересов учащихся, привитие интереса к истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Турнир знатоков истории « Что? Где? Когда?»

(для учащихся 9-11 классов)

Цель: развитие познавательных интересов учащихся, привитие интереса к истории

Ход турнира:

  1. Представление команд ( команды занимают места за игровым столом – по 5 человек от команды)
  2. Представление жюри
  3. Условия игры:

- игра проводится в 3 тура

- 1 тур: вопросы определяет команда сама себе

- 2 тур: каждый игрок определяет сам себе вопрос

- 3 тур: ты-мне, я-тебе ( вопрос определяет соперник)

     4. Время обдумывания ответов – 15 секунд

     5. Игровое поле (вращающийся барабан по типу Поля чудес) разбито на 5 секторов:

          1, 4 сектор – по страницам школьного учебника

              2 сектор – знаете ли вы?

              3 сектор – что? где? когда?

  1. сектор – неотосланная депеша
  1. Жюри работает по 5-балльной системе

1, 4 -По страницам школьного учебника

  1. Кому принадлежат эти строки и кому они посвящены? « Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут»
  2. В какой религиозный праздник в русской деревне устраивалось сжигание чучела и взятие снежного городка?
  3. Когда Наполеон вошел в Московский Кремль, он был поражен красотой его соборов. « Если бы я мог, я бы принес на ладони Парижу этот храм»- воскликнул он. О каком кремлевском соборе шла речь?
  4. В годину лихих испытаний новгородцы на своем вече принимают решение: « Настал час послать к Ярославичу. Бить челом, звать в Великий Новгород». Объясните, что такое « чело».
  5. Перед вами иллюстрация Храма Василия Блаженного, который был воздвигнут в Москве по приказанию Ивана Грозного под руководством русских зодчих Бармы и Постника. В честь какого события он был построен?
  6. Перед вами иллюстрация памятника, воздвигнутого  в Москве известным скульптором Мартосом. На нем слова: « Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лето 1818г.» За что русский народ благодарил Минина и Пожарского?
  7. О ком писал поэт-революционер К. Рылеев?

« Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на русской земле!

В ней каждый Отчизну с младенчества любит,

И душу изменой свою не погубит».

Подвиг этого человека был неоднократно повторен в годы Великой Отечественной войны.

  1. Назовите имя основателя и главы Южного общества декабристов, автора революционной программы « Русская правда». Был казнен вместе с другими декабристами в июле 1826г.
  2. Среди русских крестьян часто можно было слышать такое выражение  «Полюби Андреевну – будешь с хлебом». Какую Андреевну нужно было любить, чтобы с хлебом быть?
  3. После кого вступил на престол Александр 1?
  4. Герасим Курин, Архип Семенов, Денис Давыдов, Никита Минченков – что объединяет эти имена?
  5. « Обладал редкой физической силой, легко разгибал руками подковы, отличался большой любознательностью, не стыдился всю жизнь учиться. После его преобразований Россия стала сильным европейским государством. О ком идет речь?
  6. До конца жизни он не знал, что открыл новый материк. Открытые земли он назвал Индией, а их население – индейцами. О ком идет речь?
  7. Для удобства посетителей

Лесенкою вниз – места для зрителей.

Для хора и актеров специальное место.

Эта площадка зовется орхестра.

         О чем идет речь?

  1. Кому принадлежат слова? « Великие вопросы эпохи разрешаются не    

 Речами и не голосованием большинства, но железом и кровью»

     16. Кто из героев греческих мифов мог бы сказать о себе самом такие слова? « До сих пор болят кости, и ноет спина. Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое».

     17. « Не было крепости крепче, не было обороны отчаяннее обороны Измаила, но Измаил взят». На памятнике какому полководцу отлиты эти слова?

      18. О ком говорил А.С.Пушкин? « Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

      19. Кто сказал, желая подчеркнуть свой вес в мировой политике и действительно отправляясь на рыбалку: « Европа может и подождать, пока русский царь рыбачит».

      20. Этого древнерусского князя летописцы и историки называли Александром Македонским Восточной Европы.

2 – Знаете ли вы?

  1. Имя первого русского первопечатника?
  2. Какое отношение имеет свинья к войне?
  3. Что означает крылатое выражение « Нить Ариадны»?
  4. Как звали вечно юную богиню красоты и любви в греческой мифологии?
  5. Как долго продолжалась Северная война со Швецией, завершившаяся Ништадским миром в 1721 году?
  6. Учеником какого великого русского полководца был М.И.Кутузов?
  7. Как называлось славянское племя, жившее в 6 веке н.э. в Среднем Приднепровье и возглавившее союз приднепровских славянских племен?
  8. Кто такой Александр Пересвет?
  9. На чем писали в Древней Индии?
  10. О ком писал А.С.Пушкин: « То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»
  11. Как назывался главный кухонный сосуд в русской деревне?
  12. Кто из жен декабристов первой последовала в Сибирь вслед за своим мужем?
  13. Сколько лет было М.И. Кутузову, когда он возглавил русскую армию во время войны 1812 года?
  14. Какую победу Петр 1 считал « Матерью Полтавской баталии»?
  15. Кого в России титуловали « Ваше сиятельство»: князей, баронов или императоров?

3 – Что? Где? Когда?

  1. Когда началась Великая Французская буржуазная революция?
  2. Что такое вече?
  3. Где в 1 веке н. э. была изобретена бумага?
  4. Где одержали победу русские дружинники под предводительством А.Невского над немецкими рыцарями?
  5. Когда на Руси было принято христианство?
  6. Что держит в руках богиня правосудия и справедливости?
  7. Когда в России было свергнуто самодержавие: в феврале или октябре 1917г.?
  8. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
  9. Где впервые были проведены Олимпийские игры?
  10. Что такое референдум?
  11. Что означает крылатое выражение « Работать спустя рукава»?
  12. Когда впервые в летописи упоминается г. Москва?
  13. Когда распался СССР?
  14. Что такое индульгенция?
  15. Где началось в 74 г. до н.э. восстание рабов под предводительством Спартака?

5 – Неотосланная депеша

Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время.

  1. Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно.
  2. Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом.
  3. Войска выведены на площадь. Где Трубецкой?
  4. Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен.
  5. Завоевал Рязань, Владимир, сопротивление оказал Торжок. Не знаю, идти ли на Новгород? Что-то меня тревожит.
  6. Но кто на русскую землю с мечом придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля русская.
  7. Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
  8. Воюй не числом, а умением.
  9. С потерей Москвы не потеряна Россия. Надо сохранить армию.
  10. Зараза французская. И тут она, о боже! Печатано без дозволения. Книгу отобрать и сжечь. Сочинитель Радищев – бунтовщик хуже Пугачева.
  11. Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества.
  12. Теперь мы среди гор окружены неприятелем, превосходящим в силах. Что предпринять нам? Идти назад постыдно; никогда еще не отступал я. Помощи нам ждать не от кого… Мы на краю гибели…теперь одна остается надежда на храбрость и самоотверженность моих воинов. Мы русские!
  13. Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

Ногою твердой стать при море,

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам.

  1. Ой, вы силы молодые,

Выше копья поднимай.

Возомнил себя Батыем

Злой татарин хан Мамай.

Он путем Батыя старым

Всей ордой пошел на Русь.

Надо дать отпор татарам.

Я вас в бой вести берусь.

  1. Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый.

Наш рукопашный бой!

Подведение итогов турнира. Награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Турнир знатоков истории средних веков.

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по истории «Турнир знатоков истории средних веков» предназначена для учащихся 6-х классов и старшеклассников. Цель игры - закрепить знания ...

Блиц - турнир знатоков истории 5-9 кл.

Задачи: - повышение интереса к дисциплинам общественно-гуманитарного цикла;- расширение и углубление знаний и умений по дисциплине «История»;- реализация на практике основных принципов личн...

конспект внеклассного мероприятия по истории"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года"

"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года" проводится в форме "своей игры". В игре были затронуты самые разные темы войны, начиная от дат, имен, городов, сражений, народной мудрости...

Методическая разработка внеклассного занятия по истории «Турнир знатоков истории российской культуры первой половины XIX века»

Материалы содержат полный сценарий мероприятия. В приложениях даны вопросы и задания. Турнир проводится с использованием проектора, но возможно и без технического оснащения. Содержание вопросов ...

Турнир знатоков истории средневековья

Внеклассное занятие по истории в 6 классе. Презентация немного сокращена, т.к. не проходит по размеру....

Урок-игра "Турнир знатоков истории" (обобщающий урок по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века)

Цель урока: Повторить и закрепить знания, полученные на уроках по курсу всемирной истории с древнейших времен до конца  19 века.Задачи урока:Способствовать закреплению знаний учащихся о мировом и...

Занятие внеурочной деятельности «Турнир знатоков истории октябрьской революции 1917года» 11 класс

Занятие внеурочной деятельности «Турнир знатоков истории октябрьской революции 1917года» 11 класс...