Исследовательская деятельность в реализации образовательных стандартов второго поколения
статья по истории на тему

Иваненко Ольга Борисовна

Приоритетной задачей школьного образования является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Высшей формой воспитания творческой инициативы школьников выступает исследовательская деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovat_deyatelnost.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иваненко О.Б.

Исследовательская деятельность в реализации образовательных стандартов второго поколения

                                                 Иваненко Ольга Борисовна,

                                                учитель истории и обществознания

                                                МОБУГ № 2 г.Новокубанск Краснодарского края

Приоритетной задачей школьного образования является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Высшей формой воспитания творческой инициативы школьников выступает исследовательская деятельность.

Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал.

А. Дистервег

Современная жизнь выдвигает повышенные требования к системе образования. Постоянно меняющемуся информационному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, отличаться мобильностью, быть способным к сотрудничеству, обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание 

К сожалению, концепция государственных образовательных стандартов 2004 года перестала удовлетворять потребностям современного периода. Приведем некоторые факты. Сравнительное исследование выпускников высших учебных заведений постсоветских стран (Россия, Беларусь, Украина) и развитых стран Запада (США, Франция, Канада, Израиль), проведённое Мировым банком в 2006 году, показало, что студенты постсоветских стран показывают очень высокие результаты (9–10 баллов) по критериям «знание» и «понимание», и очень низкие баллы — по критериям «применение знаний на практике», «анализ», «синтез», «оценивание» (1–2 балла). А студенты из развитых западных стран демонстрировали диаметрально противоположные результаты: они показали высокую степень развития навыков анализа, синтеза, высокий уровень умений принимать решения при относительно невысоком уровне показателя «знание». Это тревожные факты, угрожающие мобильности, стабильности и, соответственно, национальной безопасности России. Уже в 2008 году была поставлена задача модернизации российского образования. Как отмечал Президент РФ Д.А.Медведев: «Мы должны изменить отношение к школе, чтобы она могла подготовить ученика жить в режиме проекта».

        Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Среди технологий системно-деятельностного подхода можно выделить  информационные, проектные, проблемного обучения, исследовательские.

Исследовательская работа является высшей формой воспитания творческой инициативы школьников, их самостоятельности, активизирует познавательные интересы, способствует формированию личностных качеств учеников.

Суть исследовательской деятельности состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов.

             Организация научно-исследовательской деятельности может осуществляться на уроках, в рамках научно-исследовательских обществ, в кружковой работе, через социальное проектирование.

             Отдельные элементы исследовательской работы учащихся встречаются при выполнении домашних заданий, контрольных, практических и лабораторных работ, во время подготовки к олимпиадам различного уровня. Основные методы исследовательской работы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, моделирование) отрабатываются на уроках при самостоятельной работе с книгой и документами, диалогическом обучении, составлении тематических и синхронистических таблиц, решении логических заданий, подготовке учащимися сообщений и рефератов.

             Высшей формой исследовательской деятельности является написание научной работы. Но, к сожалению, часто за научно-исследовательскую работу выдается просто добросовестно переписанный из различных источников материал. Отсутствие знаний, умений и навыков исследовательской работы (в средних школах не предполагается проведение уроков по методике исследования) не позволяют школьнику создать полноценное исследование. Каждый педагог должен сам знать основные составляющие исследовательской работы и научить им школьника. Нужно знать не только

что изучать, то есть ясно представлять себе объект и предмет исследования;

как изучать, то есть, какие методы исследования использовать;

как оформлять результаты исследования;

но и:

на чем основываться, то есть иметь первоначальное представление об источниках информации, на которых можно базироваться;

где искать, то есть знать основные виды библиотек, архивов и музеев, специфику их фондов;

как искать, то есть знать основные правила поиска источников информации и выявления в них нужных фактов, данных, сведений и т. п.

Исследовательская работа учащихся по общественным дисциплинам предполагает анализ исторических источников. Важно научить школьников правильно отбирать и анализировать их. Методика работы с различными видами исторических источников вырабатывалась многими поколениями ученых. Для школьного исследования не существует каких-то особых, отличных от известных в науке исторических источников и методов их изучения. Речь идет лишь о том, какие научные методы более соответствуют интересам и возможностям учащихся.

Также нужно научить школьника пользоваться средствами поиска материалов к исследованию: краеведческими каталогами, картотеками, путеводителями, описями дел (документов), Интернет – ресурсами и находить в них сведения о нужной литературе, а также при получении найденной литературы (книг, статей, архивных документов, сайтов в Интернете) быстро находить в них полезную информацию.

Очень важно точно сформулировать название и выбрать оптимальную структуру исследовательской работы. Как правило, она состоит из введения, основной части (2,3 главы), заключения, списка используемых литературы и источников, приложений.

Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. В учебном заведении создается новая образовательная среда, что является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа. Технология исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода: школьники учатся самостоятельно анализировать ситуации,  принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).

Научить и создать с учащимся научно-исследовательскую работу – это колоссальный труд учителя во внеурочное время. Но он окупается важными результатами: у школьников повышается уровень познавательных процессов, формируются исследовательские навыки, закрепляются умения грамотно выполнять и оформлять научные работы, происходит их психологическое развитие. А учитель, занимаясь с учащимися исследовательской работой, выполняет важную функцию привития любви к творчеству,  формированию общей культуры граждан.

     

Список использованной литературы.

1. Беляков, Е.М. Проектная деятельность в образовании // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 5. - С. 3 – 13.

2. Герасимова, Т.Б. Организация проектной деятельности в школе// Преподавание истории в школе. – 2007. - № 5. – С. 3 – 13.

3. Каменский, А.М. От школьных инноваций – к инновациям страны// Нар. образование. – 2011. - № 1. – С. 101-105.

4. Карпов, А.О. Исследовательское образование как педагогическая парадигма современной культуры знаний// Нар. образование. - 2011. - № 7. - С. 149-160.

5. Лисова, К.Л. Воспитательные возможности проектной деятельности школьников// Воспитание школьников. – 2011. - № 2. – С. 40 – 46.

6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие /

Г. К. Селевко. – М. : Нар. образование, 1998. – 256 с.

7. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе/http://festival.1september.ru/articles/ 527236/