Главные вкладки

    Презентация урока истории Казахстана в 5 классе "Духовная культура казахского народа"
    презентация урока для интерактивной доски по истории (5 класс) на тему

    Презентация урока истории Казахстана "Духовная культура казахского народа" предназначена для учителей истории, работающих в 5 классах. Цель урока: Формирование представления о духовной культуре казахского народа. Материал урока представлен в виде слайдов, что тоже очень удобно использовать в классе, где есть интерактивная доска. Учащимся интереснее видеть весь материал на доске, чем работать с учебником или просто слушать лекцию учителя.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Слайд-презентация398.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Духовная культура Урок истории Казахстана в 5 классе Учитель истории: Баймагамбетова В.С. 2014-2015 учебный год

    Слайд 2

    Цель урока: Формирование представления о духовной культуре Задачи урока: Образовательная: п ознакомить учащихся с особенностями развития духовной культуры казахского народа и ее роли в сохранении исторической памяти народа. Показать насколько разнообразно музыкальное, ораторское искусство дошедшее до наших времён. Рассказать учащимся о традиционных верованиях и религиозных представлениях казахского устном народном творчестве. Развивающая : развивать познавательный интерес учащихся к уроку, стремление к совершенствованию знаний, способности самостоятельно формулировать свои мысли, уметь их сопоставлять и делать выводы. Воспитательная: н аучить ценить культурные достижения, культурные ценности. Воспитывать уважительное отношение к богатому наследию духовной культуры.

    Слайд 3

    Основные понятия: понятие культуры, виды духовной культуры, музыкальные инструменты, религиозные верования, ислам, шаманство и другие. Тип урока: Комбинированный. Основные понятия: понятие культуры, виды духовной культуры, музыкальное искусство, религиозные верования, устное народное творчество. Оборудование: мультимедийная доска, карта Казахстана, наглядности, учебник, рабочая тетрадь .

    Слайд 4

    Ход урока 1. Организационный момент: — Приветствие! — Сообщение темы и цели урока . 2. Опрос домашнего задания Таблица стр. 148 Вопросы в конце параграфа. 3 . Объяснение новой темы: План: 1. Духовная культура 2. Наурыз . 3. Казахское ораторское искусство. 4 . Музыкальное искусство казахского народа. 5. Устное народное творчество. 6 . Религиозные верования.

    Слайд 5

    1. Духовная культура Духовная культура – этот вид культуры является как бы зеркалом человеческой души. К духовной культуре относятся обычаи и обряды, традиции и устное народное творчество (легенды, сказки, эпосы, мифы), письменная литература, музыка, религиозные верования и др. Духовная культура имеет древние и глубокие традиции.

    Слайд 6

    2. Наурыз В день весеннего равноденствия казахи продолжа­ли отмечать Новый год — Наурыз . Слово « Новруз » было персидского происхождения и означало «новый день». В этот день прекращались войны. Ссорившиеся и враждовавшие мирились, проступки и обиды прощались. В доме наводили порядок и чистоту. Люди одевались в нарядную одежду и ходили друг к другу в гости. Аксакалы обходи­ли дома и читали молитвы в память об умерших. Женщины в боль­шом количестве готовили ритуальное блюдо — наурыз -коже , состо­явшее из 7 пищевых компонентов . Им угощали родственников и гостей. Молодые люди дарили друг другу подарки. В этот день про­водились игры и состязания .

    Слайд 7

    В Н аурыз люди произносили пожелания: С еще одним новым годом, счастья тебе! Да будет долгой твоя жизнь! Пусть будет много молока! Да будет благополучным этот год! Пусть все невзгоды, горе уйдут в землю!

    Слайд 8

    3. Казахское ораторское искусство Оратор ( латин .) – человек, обладающий даром красноречия. Речь оратора отличает высокое мастерство владения словом, умение говорить образно, убедительно, кратко. Ораторы казахского народа были смелыми и справедливыми, хорошо знали законы, не робели перед ханами и султанами. Образцом красноречия может служить наследие, оставленное казахскими биями Толе, К азыбек , Айтеке ; ораторами Жиренше , Асаном кайгы , Сырымом . Айтыс – состязание в ораторском искусстве.

    Слайд 9

    4. Музыкальное искусство Музыка (греч., «искусство муз») – искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. Она производит особое впечатление на человека. Можно передать с помощью звуков все явления жизни. Мир души человека, его настроения, чувства, энергия, сила – все может быть передано музыкой. Песня сопровождала казахов всегда: при кочевье на жайляу , возвращении в кыстау звучали песни, кюи .

    Слайд 10

    Кюй – музыкальное произведение, не сопровождающееся словами. Исполняется на музыкальном инструменте. Первые кюи созданы Коркытом , Асаном Кайгы .

    Слайд 11

    Казахские композиторы: Курмангазы Таттимбет Ыкылас Даулеткерей создали бессмертные произведения, вошедшие в классику музыкального искусства.

    Слайд 12

    У казахского народа было более двадцати музыкальных инструментов Домбыра Кылкобыз Сабызгы Асатаяк Сазсырнай Жетыген

    Слайд 13

    Жыр – сказание в стихах, песня исполняемая в музыкальном сопровождении. Жыры о батырах, предания, сказания об исторических событиях исполняли поэты-акыны, сказители- жырау . Коркыт Курмангазы Дина Нурпеисова

    Слайд 14

    ЛЕГЕНДА О КОРКЫТЕ Имя Коркыта общеизвестно среди многих тюркских народностей в различной трактовке и в различных вариантах легенды о нем. По казахской же версии Коркыт – легендарный отец музыки, создатель песни на земле. Легенда рассказывает что Коркыт , смолоду не могущий примириться со скоротечностью человеческой жизни, решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу – сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта ; в степи – ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждет и Коркыта . Видя и слыша все это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай – первый кобыз , натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей .

    Слайд 15

    5. Устное народное творчество К устной литературе относятся: Сказки Лирико-эпические жыры (сказания) Эпос Пословицы и поговорки Легенды Загадки Афоризмы

    Слайд 16

    Задание: прочтите текст учебника стр. 139-140 и заполните таблицу: Сказки Легенды Эпос Лирико-эпические жыры (сказания) Пословицы-поговорки Загадки Афоризмы

    Слайд 17

    6. Религиозные верования Казахи в древние времена поклонялись небу, земле, воде, огню. По их глубокому убеждению, Небо – Тенгри повелевало миром, по его повелению каган правил народом, случались войны, одерживались победы. Огонь был священен, был хранителем и покровителем дома. Люди боялись гнева огня, клятвы, скреплялись огнем. Ислам начал распространяться после завоевания арабами Средней Азии и Казахстана. В крупных городах, поселениях строились мечети.

    Слайд 18

    Ислам-одна из мировых религий. В исламском учении говорится о том, что Аллах (создатель всего сущего) отправил людям послание в виде священной книги Коран через пророка Мухаммеда .

    Слайд 19

    Закрепление : составить синквейн одно существительное два прилагательных три глагола предложение из четырёх слов одно существительное Заполните таблицу: Имя композитора Годы жизни Кем являлся? Известные произведения

    Слайд 20

    Рефлексия: «Я сегодня сделал для себя вывод...», «Я сегодня понял...» Домашняя работа: Подготовить презентацию и рисунки по пройденной теме. Оценки за урок .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План урока истории Казахстана 5 класс

    Разработки уроков истории в 5 классе...

    "Быт и культура казахского народа"

    О традициях и обычаях казахского народа...

    Разработка урока по истории Казахстана по теме:: «Культура саков»

    Задачи урока: Образовательная:  разобрать тему, выделить основные аспекты развития культуры саковРазвивающая: развитие устной речи, критического и исторического мышления.Воспитательная: воспитыва...

    презентация по истории Казахстана

    Этнополитическое положение средневековых государств на территории Казахстана / 7 класс...

    Образовательная программа художественно-эстетической направленности "Обучение игре на домбре. Основы музыкальной культуры казахского народа"

    Данная образовательная программа является модифицированной и рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15 лет. Целью программы является формирование музыкальной культуры ребенка через приобщение  к...

    Урок истории Казахстана в 5 классе "Материальная культура казахского народа"

    Тема: Материальная культура казахского народа. Цели урока:Обучающая: дать учащимся общее представление и ознакомить их с материальной культурой казахского народа.Развивающаяся: расширить знания у...

    Презентация открытого урока истории Казахстана "Коллективизация. Последствия коллективизации" в 11 классе преп. истории Жакенова Кунсулу Жаксылыковна город Караганда

    Коллективизация  в Казахстане».     Отношение между крестьянством и большевистской властью в конце 1920-х гг. оставалось достаточно сложным.  Мнения ...