Образовательная программа художественно-эстетической направленности "Обучение игре на домбре. Основы музыкальной культуры казахского народа"
рабочая программа на тему

Мусабеков Марат Садриденович

Данная образовательная программа является модифицированной и рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15 лет. Целью программы является формирование музыкальной культуры ребенка через приобщение  к музыкальной  культуре  казахского  народа.

Основными задачами программы являются:

Обучающие:

- обучить  ребят  навыкам владения  народным инструментом;

- познакомить  с наследием  народного казахского  исполнительского  искусства,  музыкальной  культуры.

Развивающие:

-  развитие   музыкального  слуха;

-   развивать  технику  игры,  свободного чтения  с  листа, нотной  грамотой.

Воспитательные:

- воспитывать  любовь  к своему  народу, к традициям,  к народным  мелодиям и песням;

- воспитание  исполнительской  культуры,  трудолюбия и взаимовыручки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_instrumentalnyy_mbou_dod_doots.doc92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ    ДЕТЕЙ

 «ДЕТСКИЙ  ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (ПРОФИЛЬНЫЙ) ЦЕНТР»

 НОВОВАРШАВСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА ОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

                                                          Утверждена:

                                                                               Педагогическим советом

                                                                       МБОУ ДОД  ДООЦ

                                                                                                  Протокол № 3 от 04 сентября 2012 г

                                                                                            Директором МБОУ ДОД  ДООЦ

                                                                                              ____________ И.В.Кошара

                                                                                          Приказ № 120 а от 12.09.2012 г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

Художественно-эстетической направленности

«Обучение  игре  на  домбре. Основы  музыкальной культуры казахского  народа»

                                                                 Сроки  реализации  программы:  2 года

                                                                            Возраст  обучающихся: 10-15 лет

                                                                 Составитель:                                                                            

                                                                            педагог  дополнительного  образования

                                                                            Мусабеков Марат   Садриденович

 НОВОВАРШАВКА - 2013г

Пояснительная   записка

Данная программа составлена  в соответствии с Примерными  требованиями  к  программам  дополнительного образования детей, указанными в «Приложении к письму Департамента молодежной политике, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки  России от 11.12.2006 № 06-1844». Программа является модифицированной и составлена на основе программы  обучения игре на домбре  для  Областного колледжа культуры,2000 г.

        Образовательная  программа  имеет   художественно-эстетическую направленность,  что способствует нравственно-эстетическому, художественно-творческому  воспитанию личности обучающегося.

Новизна образовательной программы опирается на изучение культурного наследия казахского народа, это дает  обучающемуся осознать его духовный опыт, эстетическую цельность, единство народного искусства. Благодаря ему создается взаимосвязь поколений,  воспитывается патриотизм,  коллективизм, сплоченность,  доверие,  гостеприимство, доброта и взаимопомощь, родственное чувство к окружающим людям и природе, и на этой основе формируется творческая личность, ее духовно-нравственная основа.

Актуальность. Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам. Народное искусство есть само творчество, предполагающее естественное развитие  ребенка на всех этапах обучения и являющееся основой профессиональной ориентации детей и подростков.

Главное место в фольклоре, безусловно, принадлежит народной музыке и песне. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать учеников к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности, развивать философские взгляды на жизнь.

        Самым распространенным казахским народным инструментом является домбра.     Домбра –  это  бесценная  реликвия, талисман  казахского  народа. Обучение игре  на домбре, знание  этого инструмента  развивает  любовь  и уважение  к  истории  национального  казахского  искусства.

Педагогическая целесообразность. Народное творчество является не только средством эстетического, нравственного и трудового воспитания подрастающего поколения, но и средством формирования интеллектуальной, творческой личности.  

Цель программы: формирование музыкальной культуры ребенка как части общей культуры личности через приобщение  к музыкальной  культуре  казахского  народа.

 задачи:

Обучающие:

- обучить  ребят  навыкам владения  народным инструментом;

- познакомить  с наследием  народного казахского  исполнительского  искусства,  музыкальной  культуры.

Развивающие:

-  развитие   музыкального  слуха;

-   развивать  технику  игры,  свободного чтения  с  листа, нотной  грамотой.

Воспитательные:

- воспитывать  любовь  к своему  народу, к традициям,  к народным  мелодиям и песням;

- воспитание  исполнительской  культуры,  трудолюбия и взаимовыручки.

В образовательную программу заложена идея интеграции, основанная на синкретизме и целостности народного искусства, с учетом особенностей, принципов и общих закономерностей всех видов народного творчества:

  • народное искусство – есть искусство традиции, его содержание – содержание коллективное;
  • внутренняя, глубинная связь между разными видами народного искусства;
  • устойчивость тем и образов – типов;
  • принципы повтора, вариации, импровизации;
  • универсальность языка;
  • всечеловечность духовных ценностей;
  • целостное восприятие мира;
  • народное искусство – есть система творческого мышления.

В основе методики проведения занятий лежат принципы игры (дидактической, подвижной, драматизации и т.д.);  наглядности (предметный видеоряд, наблюдения, рассматривание, слушание); подачи материала в доступной для восприятия и понимания форме, опоры на эстетическое восприятие предмета изучения.

Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях.

Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата. Кроме того, развитие мелкой моторики пальцев рук во время игры на инструменте является дополнительным фактором, стимулирующим развитие речевого центра коры головного мозга.

        Второе – становление и развитие навыков художественного исполнения музыкальных произведений на основе изучения, освоения и практического применения художественно-выразительных средств.

Отличительная особенность программы. Средством достижения цели и задач фольклорно-музыкального образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления обучающихся, поэтому в программе отводится особое место теории музыкального фольклора.

Сроки реализации, возраст детей

     Программа  рассчитана   на  2 года   обучения  детей  10-15 лет:

1 год  обучения – 2 раза в неделю по 2 часа ( 136 часов)

2 год  обучения – 2 раза в неделю по 2 часа ( 136 часов)

Формы  занятий: групповые  и  индивидуальные.

Основной формой обучения является занятие, состоящее из двух частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений и последовательное возрастание трудности заданий. Неуспевающему учащемуся для выполнения программы дается больше времени. Так как обучаться приходят дети разного  возраста и с разным уровнем подготовки, необходимо осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, который выражается в составлении индивидуальных занятий. На занятии отрабатывается не только учебная программа; дети имеют возможность играть любимые мелодии, музыку, которая нравится их близким и родным. Это способствует поддержанию интереса к предмету. Воспитанники, как правило, увлеченно занимаются именно  тогда, когда перед ними все время ставятся новые задачи, доступные им, но всё же требующие для своего решения определенных усилий.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Контроль  полученных  знаний  будет  осуществляться  посредством  зачёта  раз  в  месяц  и  выступлений  в школьных, муниципальных мероприятиях.

Формы подведения итогов

- Концерты;

- участия в конкурсах, мероприятиях Победовского ДК, Нововаршавского РКДЦ и ДООЦ

Учебно-тематический план 1 - го года

                                    Темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1. Введение в программу

1

1

2

 2. Особенности национальной музыкальной культуры

2

6

8

 3. Национальные музыкальные инструменты. История домбры

10

8

18

4. Нотная грамота

10

8

18

5. Обучение игре

8

70

78

6. Особенности творчества казахских  композиторов (манера исполнения)

6

4

10

 7. Итоговое занятие

1

1

2

Итого:

38

98

         136

Содержание программы 1-го года  обучения:

       Тема № 1. Введение в программу (2 часа)

Теория: Цель и задачи программы. Организация учебного времени, техника безопасности и  правила поведения в кружке.

Практическая работа: Прослушивание мелодии под домбру.

         Тема № 2. Особенности национальной музыкальной культуры (8 часов)

 Теория: Жанры и манера исполнения.

Практическая работа:  Прослушивание мелодий казахского народа, жанр  и  манера исполнения.

       Тема № 3. Национальные народные инструменты. История домбры (18 часов)

Теория: Особенности инструмента (материал, звучание, происхождение). Домбру можно было встретить в каждой юрте; она относилась к числу самых необходимых и обязательных предметов в жизни казахов.

Необычная  коллекция  казахских  народных  национальных  инструментов собрана доцентом Алматинской государственной консерватории  Болатом Шалгалиевичем Сарыбаевым. В настоящее время известно более 50-ти видов казахских музыкальных инструментов. Каждый инструмент имеет свойственное только ему звучание и традиционные приемы исполнения. Голоса этих инструментов, в том числе и  домбры, звучат на концертах  и  по сей день. Для изготовления музыкальных инструментов использовались: дерево, камыш, тростник, кожа, кости, рога, конский волос.  Музыкальные инструменты подразделяются на следующие группы:  струнные, духовые, камышовые и роговые сырнаи, язычковые, ударные.
  Казахский певец и исполнитель Амре Кашаубаев. Разновидности музыкальных инструментов (щипковые, струнные, смычковые, духовые). Народные музыкальные   инструменты: шертер,  қобыз, сыбызғы.

Практическая работа: прослушивание мелодий   на домбре, концерты  в Каразюкской школе, Нововаршавском КДЦ  и ДООЦ, Победовском ДК. Знакомство с исполнителями г. Омска. и Омской области.

        Тема № 4. Нотная грамота (18 часов)

Теория: Длительность нот. Расположение звуков на грифе инструмента. Знаки альтераций. Динамика силы.

Практическая работа: -Запись нотного стана в тетрадь, 1 и 2 октавы.

       Тема № 5. Обучение игре на домбре (78 часов)

Теория: Основные  части   инструмента:   корпус-подставка,   резонатор,  гриф   -  лады,   кнопки ориентации,  головка грифа - механизм настройки колки.

Строй инструмента ре соль - в 1 октаве. Она  изготовлена из цельного дерева, чаще всего бывает двухструнным. Существуют два приема игры на домбре: путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипывания струн.

Посадка - 4 точки.   Постановка правой и левой руки. Виды штрихов. Воспроизведение ударов вниз - вверх. Аппликатура. 2/4.

Практическая работа: упражнения- удары по открытым струнам в простом размере (2/4)две четверти. Аппликатура - расстановка пальцев над грифом домбры и нотным станом. Разучивание   песни "Светит месяц",   казахской народной песни "Қамажай". Разучивание упражнений с переменным штрихом.

        Тема № 6. Особенности творчества казахских композиторов (10 час)

Теория: Песни Т.Серикова, А. Коразбаева. Песни о родине.  Мелодии «Айналайын-ай» Т.Серикова, "Сағындым Алматымды" А. Коразбаева.

Практическая работа: разучивание текстов, мелодий. Участие в концертах. Изготовление дидактического материала о композиторах.

       Тема № 7. Итоговое занятие (2 часа)

Теория: Коллективные и творческие индивидуальные достижения обучающихся. Итоговая диагностика. Перспективы работы в следующем году. Практическая работа: Повторение изученных мелодий и песен за год.

К концу 1-го года обучения  учащиеся  должны :

знать:  

- создание  инструмента  домбры,  особенности   истории   казахской музыкальной  культуры;

- расположение  звуков на грифе  инструмента;

- посадка  при  игре, постановка  правой  и  левой  рук;

- национальные  музыкальные  инструменты: шертер, кобыз, сыбызгы;

- особенности  творчества  казахских  композиторов  А. Коразбаева, Т.Серикова  и многих  других;

- различать по слуху домбру;

- термины и  понятия: нотный стан, длительность нот, аппликатура,             переменный  штрих,  пунктирный, удары  вниз, вверх;

- ТБ, правила  поведения  на  занятиях.

уметь:

 - по  нотам  разобрать  небольшое  произведение;

- записывать упражнения  в  нотную  тетрадь,  читать  с  листа  на  инструменте;

- играть  технические  упражнения.

Учебно-тематический план  2-го года

Темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.Введение в программу

2

2

2. Нотная грамота

8

10

18

3. Национальная одежда

8

2

10

4. Приемы игры на домбре

8

84

92

5. Особенности национальной музыкальной культуры

6

6

12

6. Итоговое занятие

1

1

2

Итого:

33

103

 136

Содержание тем 2-го года обучения:

         Тема № 1. Введение в программу (2 часа)

Теория: Цель и задачи программы 2-го года обучения.  Организация учебного времени.  ТБ. Повторение.

       Тема № 2. Нотная грамота (18 часов)

Теория: Повторение изученного материала: музыкальные темпы: Ргеstо, Аdagio, Аndantе, музыкальные паузы; квинтовый круг (определение тональности); размеры, простой 2/4, 3/4, сложный 4/4.

Практическая работа: прослушивание песен. Посещение концертов национальной музыки. Упражнений по закреплению приемов игры на домбре.

       Тема № 3. Национальная одежда (10 часов)

Теория: Платье,шапки,бөрік, мәсі.

Практическая работа: Уход за сценическим костюмом и элементами украшений.

        Тема № 4. Приемы игры на домбре (92 часа)

Теория: Удары вниз, вверх. Переменный, пунктирный. Вибрация звука. Игра на одной струне щипком (указательным пальцем). Тремоло. Амплитуда ударов.

Практическая работа: Разучивание "Пьесы на казахскую тему", разбор по частям. Техническое упражнение. Разучивание пьесы, куй «Адай» прослушивание пьесы; запись в нотную тетрадь; разбор по частям; игра в медленном темпе со счетом вслух. Разучивание мелодии "Ана" (запись нот со словами, разучивание по частям со счетом вслух; играть в медленном темпе; отдельно куплет и припев играть; соединить припев с куплетом, далее со словами). Казахские частушки «Еркем-ай». Игра в темпе, напевая мелодию. Игра в ансамбле. Обучение игре «тремоло». Разучивание "Би-куй " (переменный штрих отработать отдельно по открытым струнам; запись в нотную тетрадь; разбор пьесы в медленном темпе со счетом вслух; игра в ансамбле). Разучивание произведения "Играй" (разбор пьесы, запись в тетрадь; играть со счетом вслух).

        Тема № 5. Особенности национальной музыкальной культуры (12 часов)                                                                                                                 Теория: Повторение. Музыкальные традиции казахского народа (песни свадебные и пр.)

Практическая работа: Песня "Жас жубайлар" (Молодожёны), пение песен «Жар-жар», «Беташар», слушание, разучивание и запись в тетрадь.

        Тема № 6. Итоговое  занятие (2 часа).

Теория: Повторение. Подготовка к творческому отчету.

Практическая работа:  2 песни (на выбор).

К концу 2-го  года  обучения  учащиеся  должны :

знать:  - базовые  знания  1-го года обучения;

             - музыкальные  темпы:

Presto (быстро),  Adagio (медленно),  Andante (спокойно);

             - казахские народные песни: «Сусамыр - елдiн жайлауы», «Ауылым»

             - нотную  грамоту;

             - особенности  творчества  народного композитора  Майры.

             - старинные казахские народные обряды, традиции как образец музы-

кальной культуры народа (свадебный, айт-мейрамы).

уметь: - базовые умения 1-го года обучения;

             - играть  в  ансамбле, слушать друг друга во время игры в ансамбле;

             - играть  тремоло,  этюды;

             - аккомпанировать  песне.

Методическое   обеспечение программы

  • Методическая литература.
  • Портреты композиторов, деятелей национальной культуры.
  • Наглядные пособия  (иллюстрации.)
  • Инструкции по ТБ и правилам поведения в кружке.

Материально- техническое оснащение программы

  • Кабинет
  • Нотная тетрадь– на каждого обучающегося.
  • Костюмы – на каждого обучающегося
  • Музыкальный центр
  • DVD-проигрыватель с функцией караоке
  • Микрофон ( со стойкой)
  • Домбра – 10 штук
  • Леска для струн

Список литературы для педагога:

  • Сарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты.
  • Турсунов Е.Д. Истоки тюркского фольклора «Коркыт» Алматы-2001.
  • Программа по музыке .Музыкально-эстетическое воспитание.Москва-Просвещение 1994г.
  • СпановО.Учебное пособие. « Обучение игре на домбре».Алматы «Ауен»-2000г.

Список литературы для обучающихся:

  • Джебуллдин . Традиции и обычаи.Петропавловск-2001г.
  • ТурманжановУ. Казахские пословицы и поговорки . Алматы -1993г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

Образовательная программа художественно-эстетического направления "Волшебная бусинка"

Образовательная программа по бисероплетению, ресчитана на 3 года обучения, имеет художественно-эстетическое направленность. Программа способствует развитию индивидуально творческих способностей, накоп...

Образовательная программа художественно-эстетической направленности дополнительного объединения "Мастерица"

Кружок «Мастерица» развивает творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность прини­маемых решений, привычку к...

Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».

В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА 6-СТРУННОЙ ГИТАРЕ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ  «ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА 6-СТРУННОЙ ГИТАРЕ»...

Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс

Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...