Конспект урока "Реформы Избранной рады"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Чаланова Мария Борисовна

Материалы для урока истории в 6 классе по УМК "Русское слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_reformy_izbrannoy_rady.doc61 КБ
Office presentation icon reformy_izbr_rady.ppt942 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 6 классе

по теме «Реформы Избранной рады».

Цель урока (учительская): систематизировать знания о реформах середины 1550-х годов, сформировать представление об их значении, развивать навыки систематизации и обобщения у учащихся.

        Предыдущий урок «Первый русский царь» был посвящен изучению информации различных источников о личности Ивана Грозного, сопоставление информации (отрывок из переписки Ивана Грозного с князем Курбским, мнения историков) привели к выводу о том, что первый русский царь был человеком сложным, у него были хорошие способности, он много читал, но на формирование его личности наложила тяжелый отпечаток обстановка, в которой рос и воспитывался рано осиротевший правитель. Подозрительность, жестокость стали основными чертами его характера.

  1. Начало урока. Оргмомент (приветствие учащихся, гостей).

Мотивация - Высказывание Сервантеса на экране: История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. (1 слайд)

  1. Актуализация знаний. 

2 слайд.  Портреты Ивана Грозного.

- На экране вы видите два портрета. Кто изображен на этих портретах?

        3 слайд.

Беседа с учащимися о том, что было изучено на прошлом уроке.

- Вспомните, что мы выяснили на прошлом уроке о личности первого русского царя? К каким выводам мы пришли?

(Ответы учащихся, вывод учителя).

(*)

- Какую память о себе оставил первый русский царь? За что он был прозван Грозным? (

(Ответы учащихся, вывод учителя по ответам).

(*)

- Как вы думаете, могло быть что-то полезное для государства и общества в деятельности Ивана Грозного? Он самостоятельно правил с 1547 по 1584 год.

(Ответы учащихся: реформы, если учащиеся не назовут, учитель называет сам).

(*)

(*)

О чем сегодня будем говорить на уроке, какую тему будем изучать?

Ответы: Реформы, проводившиеся при Иване Грозном. Слайд 4.

(*)

Вводится понятие «Избранная рада» - небольшой кружок близких к царю людей, вместе с которыми в 1550-е годы Иван IV проводил реформы.

(*)

Формулируется (уточняется) тема урока

РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ.

- Поставьте цель урока. Слайд 5.  (*)

Изучить реформы Избранной рады.

Задачи:  Слайд 6

  1. Выяснить причины проведения реформ.
  2. Установить, какие реформы были проведены и в чем состояла суть каждой из реформ.
  3. Выяснить, к каким последствиям привели реформы Избранной рады.
  4. Сделать вывод о значении этих реформ.

        Учитель предлагает поработать по этому плану в группах (Слайд 7. кратко вспоминаются правила работы в группах, обращается внимание учащихся на то, какие задания будут выполнять группы).

Задания для групповой работы:  Слайд 8.

  1. Установить причины проведения реформ.
  2. Заполнить таблицу (учебник, с.217, задание 1) по своему направлению.
  3. Сделать вывод о значении реформ (к каким последствиям они привели или должны были привести).
  4. Подготовить выступление группы.

        Перед началом работы в группах проводится физминутка. Затем учащиеся садятся по группам.

        Работа в группах (10-15 минут). Слайд 9.

        Выступления групп (характеристика реформ государственного управления, местного управления, судебной власти, финансовой системы и налогообложения, военной реформы).

        Вывод о значении реформ в целом: внесли много полезного в жизнь Московского государства, затронули разные стороны власти, укрепили систему власти и управления страной, в России сложилась сословно-представительская монархия (вспоминаем термин). Реформы способствовали централизации Русского государства. Слайд 10, 11.

        Возвращение к цели и задачам урока (-задачи выполнены? Цель достигнута? Изучили реформы? Каким образом нам лучше закрепить новые знания? Формулируется домашнее задание – в тетради выполнить задание 1 (с. 217), заполнить таблицу о реформах Избранной рады). Слайд 12.

        Рефлексия: Слайд 13.

«Продолжи фразу»

Я узнал…

Для меня стало открытием…

Мне было трудно…

Я задумался…

Слайд 14.

Учитель предлагает вернуться к 1 слайду, высказыванию Сервантеса и еще раз прокомментировать это высказывание, уже со знанием материала урока.

Озвучиваются оценки за урок.

Слайд 15.

Спасибо за работу на уроке. Хорошего вам дня.

Рабочий лист.

Состав группы №1:

Задания для групповой работы:

  1. Установить причины проведения реформ.
  2. Заполнить таблицу (учебник, с.217, задание 1) по своему направлению.
  3. Сделать вывод о значении реформ (к каким последствиям они привели или должны были привести).
  4. Подготовить выступление группы.

Реформы Избранной рады.

Реформируемые сферы

Преобразования

Значение

Государственное управление

Причины:

Оценка деятельности членов группы:

Добросовестная активная работа, значительный вклад – 5 баллов

Добросовестная работа, полезные дополнения – 4 балла

Незначительный вклад в работу группы – 3

Рабочий лист.

Состав группы №2:

Задания для групповой работы:

  1. Установить причины проведения реформ.
  2. Заполнить таблицу (учебник, с.217, задание 1) по своему направлению.
  3. Сделать вывод о значении реформ (к каким последствиям они привели или должны были привести).
  4. Подготовить выступление группы.

Реформы Избранной рады.

Реформируемые сферы

Преобразования

Значение

Местное управление

Причины:

Оценка деятельности членов группы:

Добросовестная активная работа, значительный вклад – 5 баллов

Добросовестная работа, полезные дополнения – 4 балла

Незначительный вклад в работу группы – 3

Рабочий лист.

Состав группы №3:

Задания для групповой работы:

  1. Установить причины проведения реформ.
  2. Заполнить таблицу (учебник, с.217, задание 1) по своему направлению.
  3. Сделать вывод о значении реформ (к каким последствиям они привели или должны были привести).
  4. Подготовить выступление группы.

Реформы Избранной рады.

Реформируемые сферы

Преобразования

Значение

Судебная власть

Причины:

Оценка деятельности членов группы:

Добросовестная активная работа, значительный вклад – 5 баллов

Добросовестная работа, полезные дополнения – 4 балла

Незначительный вклад в работу группы – 3

Рабочий лист.

Состав группы №4:

Задания для групповой работы:

  1. Установить причины проведения реформ.
  2. Заполнить таблицу (учебник, с.217, задание 1) по своему направлению.
  3. Сделать вывод о значении реформ (к каким последствиям они привели или должны были привести).
  4. Подготовить выступление группы.

Реформы Избранной рады.

Реформируемые сферы

Преобразования

Значение

Финансовая система и налоги

Причины:

Оценка деятельности членов группы:

Добросовестная активная работа, значительный вклад – 5 баллов

Добросовестная работа, полезные дополнения – 4 балла

Незначительный вклад в работу группы – 3

Рабочий лист.

Состав группы №5:

Задания для групповой работы:

  1. Установить причины проведения реформ.
  2. Заполнить таблицу (учебник, с.217, задание 1) по своему направлению.
  3. Сделать вывод о значении реформ (к каким последствиям они привели или должны были привести).
  4. Подготовить выступление группы.

Реформы Избранной рады.

Реформируемые сферы

Преобразования

Значение

Вооруженные силы

Причины:

Оценка деятельности членов группы:

Добросовестная активная работа, значительный вклад – 5 баллов

Добросовестная работа, полезные дополнения – 4 балла

Незначительный вклад в работу группы – 3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. Сервантес

Слайд 2

?

Слайд 3

Иван IV Грозн ый Почему Грозный? Самостоятельно правил с 1547 по 1584 год. Могло быть что-то полезное для государства и общества в деятельности Ивана Грозного? Преобразования в государственном управлении и жизни общества - ? Реформы.

Слайд 4

Тема урока: Реформы Избранная рада – небольшой кружок приближенных к Ивану IV придворных людей, неофициальное правительство. Главную роль играли в ней думный дворянин Алексей Адашев, глава Посольского приказа Иван Висковатый, духовник царя Сильвестр, митрополит Макарий. Они обсуждали планы государственных реформ и внешней политики, руководили их осуществлением. РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ.

Слайд 5

Цель: Изучить реформы Избранной рады.

Слайд 6

Задачи: Выявить причины проведения реформ. Установить, какие реформы были проведены и каким было содержание каждой из реформ. Выяснить, к каким последствиям привели реформы Избранной рады. Сделать вывод о значении этих реформ.

Слайд 7

Правила работы в группе. Распределить обязанности. Работать сообща, дружно. Слушать друг друга. Подготовить выступление.

Слайд 8

Задания для работы в группе: Выявить причины проведения реформы. Заполнить таблицу (учебник, с. 217, задание 1) по своему направлению (реформе). Сделать вывод о значении реформы (к каким последствиям привела или должна была привести). Подготовить выступление группы.

Слайд 9

Таблица «Реформы Избранной рады» Реформируемые сферы Преобразования Значение Государственное управление Местное управление Судебная власть Финансовая система и налоги Вооруженные силы

Слайд 10

Значение реформ Избранной рады Реформы середины 1550-х годов внесли много полезного в жизнь Московского государства, затронули разные стороны власти, укрепили систему власти и управления страной, в России сложилась сословно-представительная монархия . Реформы способствовали централизации Русского государства.

Слайд 11

Сословная (сословно-представительная) монархия – форма государственного устройства, при которой власть монарха опирается на собрание представителей сословий. Централизованное государство – единое государство, в котором власть монарха (центра) распространяется на всю территорию страны.

Слайд 12

Домашнее задание § 29 Задание 1 на с. 217, выполнить письменно.

Слайд 13

Рефлексия Продолжи фразу: Я узнал… Для меня стало открытием… Мне было трудно… Я задумался о…

Слайд 14

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. Сервантес

Слайд 15

Спасибо за работу на уроке. Хорошего вам дня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская Православная Церковь и Иван Грозный в период Избранной Рады.

Данный материал может быть использован  на уроках посвящённых истории РПЦ в России....

Дваварианта выбора централизации России: реформы Избранной рады и опричнина.

Главный проблемный вопрос урока-проекта. Каковы причины выбора политики опричнины как варианта централизации России?. В последнее время, многие современные историки, например, Владимир Борисович...

План-конспект урока "Реформы Избранной рады"

Разработка урока сделана в виде технологической карты. Урок предусматривает использование ЭОР....

Реформы Избранной рады

Презентация «Реформы Избранной рады» предназначена для сопровождения урока по данной теме. Она способствует более полному усвоению данной темы, имеет интересные иллюстрации....

Россия в царствование Ивана Грозного. Избранная Рада и её реформы

Занятие по данной теме можно проводить как в компьютерном классе, где каждый обучающийся имеет возможность работать с презентацией самостоятельно, так и в кабинете с мультимедиа-проектором.  Реал...

Конспект урока истории в 7 классе по теме: "Реформы Избранной рады"

Конспект урока истории в 7 классе по теме: "Реформы Избранной рады"...

Конспект урока по истории в 7 классе по теме: "Начало правления Ивана VI. Реформы избранной Рады".

Конспект урока построен на инновационной технологии модерации, с ипользованием активных методов обучения. Имеет соответствующую структуру урока....