План-конспект 7 класс урок 40 "Падение Избранной рады и введение опричнины" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (7 класс)

План-конспект 7 класс урок 40 "Падение Избранной рады и введение опричнины" к новому учебнику В.Р. Мединского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 40._padenie_izbrannoy_rady_i_vvedenie_oprichniny.docx116.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ

Тема: Падение Избранной рады и введение опричнины

Класс: 7

Тип урока: Комбинированный урок

Форма урока: Урок-исследование с элементами дискуссии

Методы: Объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый

Технологии обучения: Проблемное обучение, технология развития критического мышления, ИКТ

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о причинах падения Избранной рады и введения опричнины, их последствиях для Российского государства

Задачи урока:

  • Выявить причины конфликта Ивана IV с Избранной радой
  • Проанализировать сущность опричнины как особой политики Ивана Грозного
  • Охарактеризовать последствия опричнины для Российского государства
  • Развивать умения анализировать исторические документы и делать выводы

1. Организационный момент (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучение эпохи Ивана Грозного. На прошлом уроке мы говорили о реформах Избранной рады, внешней политике. Сегодня нам предстоит разобраться, почему произошел разрыв между царем и его ближайшими сподвижниками, и что такое опричнина.

Учащиеся готовятся к уроку, открывают тетради, записывают дату и тему урока.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята, давайте вспомним, что такое Избранная рада и какие реформы она провела. А теперь представьте ситуацию: вы работаете в команде, добиваетесь успехов, но вдруг распускаете команду и начинаете действовать в одиночку, причем очень жесткими методами. Почему так может произойти?

Сегодня мы будем разбираться, почему Иван Грозный, который в начале своего правления активно сотрудничал с Избранной радой, впоследствии распустил ее и начал политику террора - опричнину.

А сейчас выполните задание 1 из рабочего листа: прочитайте отрывки и определите, о каком переломном моменте в правлении Ивана IV Грозного идет речь.

Откройте тетради, запишите число и тему урока: "Падение Избранной рады и введение опричнины".

Учащиеся вспоминают материал предыдущего урока:

  • Избранная рада - неофициальное правительство при Иване IV
  • Реформы: создание стрелецкого войска, Судебник 1550 года, создание приказов и др.

Выполняют задание 1 из рабочего листа.

Ответ на задание 1: Речь идет о падении Избранной рады и начале опричнины.

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Причины падения Избранной рады

Давайте разберемся, почему произошел разрыв между царем и его ближайшими сподвижниками. В 1553 году Иван IV тяжело заболел, и возник вопрос о престолонаследии. Царь хотел, чтобы присягнули его малолетнему сыну Дмитрию, но члены Избранной рады колебались. Они опасались, что при малолетнем царе реальная власть перейдет к родственникам царицы Анастасии - Захарьиным-Юрьевым. Некоторые даже склонялись к кандидатуре двоюродного брата Ивана - Владимира Старицкого. Хотя в итоге все присягнули Дмитрию, царь запомнил это колебание.

К концу 1550-х годов накопились и другие разногласия. Адашев и Сильвестр выступали за постепенные реформы, а царь хотел быстрых результатов, используя жесткие методы. По вопросу внешней политики: Ливонская война затягивалась, Адашев предлагал ее прекратить, а Иван IV настаивал на продолжении любой ценой.

Трагическим событием, ускорившим разрыв, стала смерть любимой жены царя Анастасии Романовны в 1560 году. Иван был убежден, что ее отравили люди, близкие к Адашеву. Была еще одна причина, давайте прочитаем стр. 55 «Подробнее»

А теперь выполните задание 2: расставьте события в правильной последовательности, чтобы увидеть, как развивался конфликт.

Проверяем выполнение.

А теперь выполните задания 3 и 4 из рабочего листа.

Проверяем выполнение.

Обсуждаем данный отрывок.

На основе прочитанного отрывка выполняем задание 5 в рабочем листе или читаем стр. 55-56.

Учащиеся слушают объяснение учителя, конспектируют основные причины падения Избранной рады:

  • Конфликт вокруг престолонаследия в 1553 году
  • Разногласия по вопросам внутренней политики
  • Разногласия по вопросам внешней политики
  • Смерть царицы Анастасии и подозрения в отравлении

Выполняют задание 2 из рабочего листа.

Ответ на задание 2: Правильная последовательность: D → C → E → B → A
D) Период успешных реформ и военных побед, сближавших царя и Раду.
C) Начало разногласий по вопросам внутренней и внешней политики.
E) Охлаждение отношений из-за опеки Адашева и Сильвестра.
B) Тяжелая болезнь Ивана IV и спор о престолонаследии.
A) Смерть царевича Дмитрия во время паломничества.

Выполняют задания 3 и 4 из рабочего листа.

Ответ на задание 3: Собранная цитата: "Государственные реформы требовали времени, чтобы наладился и вошёл в привычку установленный ими порядок. Царь же хотел грозою (наказаниями) добиться немедленного выполнения своей воли."

Ответ на задание 4: Государь наш уверен, что супругу его Анастасию отравляли люди, близкие к Адашеву. Посему многие из старых советников в опале. Один умер в заточении, другого сослали в монастырь. На земли князя Владимира подселили шпионы. На войне же дела идут с переменным успехом: взяли мы Полоцк, но потерпели поражение на реке Улле. Князь Курбский, страшась гнева царского, бежал. Государь же в ответ на его упрёки заявил, что власть его от Бога и ни перед кем, кроме Бога, он не отвечает.

Ответ на задание 5: Правильные причинно-следственные связи:
А) Начало массовых опал и казней бывших соратников. → В) Ужесточение внутренней политики, рост подозрительности царя.
Б) Убеждённость царя в масштабном боярском заговоре. → А) Начало массовых опал и казней бывших соратников.
В) Ужесточение внутренней политики, рост подозрительности царя. → Б) Убеждённость царя в масштабном боярском заговоре.
Г) Оправдание своей власти божественным правом в полемике с беглецом. → В) Ужесточение внутренней политики, рост подозрительности царя.

Отъезд царя в Александровскую слободу и введение опричнины

В декабре 1564 года Иван IV совершил необычный поступок - он покинул Москву вместе с семьей, казной и верными дворянами. Царь остановился в Александровской слободе, которая стала его резиденцией. Оттуда он написал два письма: одно к Боярской думе, где обвинял бояр в измене, и второе - к простому народу, где сообщал, что гнева на них нет.

Это был тонкий политический ход. Народ, не мысливший себя без царя, потребовал от бояр и духовенства уговорить Ивана вернуться.

Давайте прочитаем информацию из задания 6 в рабочем листе.

Когда делегация прибыла в Александровскую слободу, царь согласился вернуться, но выдвинул условия: право бесконтрольно казнить "изменников" и конфисковывать их имущество, а также введение опричнины.

Что же такое опричнина? Это особый порядок управления, при котором страна делилась на две части: опричнину (от слова "опричь" - кроме) - личные владения царя, и земщину - остальные территории. В опричнину вошли богатые северные земли, стратегически важные территории, некоторые улицы Москвы. Формально земщиной управляла Боярская дума, но реальная власть была у царя.

Более подробно про опричнину мы поговорим на следующем уроке.

Учащиеся слушают объяснение учителя, записывают основные понятия:

  • Александровская слобода - резиденция Ивана Грозного во время опричнины

Ответ на задание 6:
А) «Верните царя! Мы не можем без царя!» - простые горожане
Б) «Отныне я могу казнить изменников и забирать их имущество.» - Иван Грозный
В) «Царь, правьте как хотите, только вернитесь к управлению государством!» - бояре и духовенство

  • Опричнина - система чрезвычайных мер, введенная Иваном IV
  • Земщина - часть государства, не включенная в опричнину
  • Опричники - личная гвардия царя

4. Закрепление (10 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Давайте подведем итоги нашего урока. Мы с вами разобрались в причинах падения Избранной рады, сущности опричнины и ее последствиях.

Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал. Выполните задание 7 из рабочего листа: найдите и исправьте исторические ошибки в тексте.

После выполнения задания мы обсудим правильные ответы.

Учащиеся выполняют задание 7 из рабочего листа.

Ответ на задание 7:
Ошибка 1: «уехал из Москвы один, без семьи»
Как было на самом деле: уехал с семьёй и казной

Ошибка 2: «поселился в Новгороде»
Как было на самом деле: остановился в Александровской слободе

Ошибка 3: «написал три письма»
Как было на самом деле: написал два письма

Ошибка 4: «Народ поддержал бояр и не хотел возвращения царя»
Как было на самом деле: народ требовал вернуть царя и не поддерживал бояр

5. Рефлексия (3 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)."

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии.

6. Домашнее задание (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Домашнее задание:

  1. Прочитать §12-13 в учебнике
  2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: "Можно ли считать опричнину эффективным методом управления государством? Аргументируйте свой ответ"

Спасибо за работу на уроке! Урок окончен.

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 38 "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 38  "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" к новому учебнику В.Р. Мединского...