План-конспект 7 класс урок 40 "Падение Избранной рады и введение опричнины" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (7 класс)
План-конспект 7 класс урок 40 "Падение Избранной рады и введение опричнины" к новому учебнику В.Р. Мединского
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 116.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ
Тема: Падение Избранной рады и введение опричнины
Класс: 7
Тип урока: Комбинированный урок
Форма урока: Урок-исследование с элементами дискуссии
Методы: Объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый
Технологии обучения: Проблемное обучение, технология развития критического мышления, ИКТ
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о причинах падения Избранной рады и введения опричнины, их последствиях для Российского государства
Задачи урока:
- Выявить причины конфликта Ивана IV с Избранной радой
- Проанализировать сущность опричнины как особой политики Ивана Грозного
- Охарактеризовать последствия опричнины для Российского государства
- Развивать умения анализировать исторические документы и делать выводы
- Ссылки на материалы:
- РАБОЧИЙ ЛИСТ
- МОЯ ГРУППА В ВК
1. Организационный момент (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучение эпохи Ивана Грозного. На прошлом уроке мы говорили о реформах Избранной рады, внешней политике. Сегодня нам предстоит разобраться, почему произошел разрыв между царем и его ближайшими сподвижниками, и что такое опричнина. | Учащиеся готовятся к уроку, открывают тетради, записывают дату и тему урока. |
2. Мотивационный этап (5 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Ребята, давайте вспомним, что такое Избранная рада и какие реформы она провела. А теперь представьте ситуацию: вы работаете в команде, добиваетесь успехов, но вдруг распускаете команду и начинаете действовать в одиночку, причем очень жесткими методами. Почему так может произойти? Сегодня мы будем разбираться, почему Иван Грозный, который в начале своего правления активно сотрудничал с Избранной радой, впоследствии распустил ее и начал политику террора - опричнину. А сейчас выполните задание 1 из рабочего листа: прочитайте отрывки и определите, о каком переломном моменте в правлении Ивана IV Грозного идет речь. Откройте тетради, запишите число и тему урока: "Падение Избранной рады и введение опричнины". | Учащиеся вспоминают материал предыдущего урока:
Выполняют задание 1 из рабочего листа. Ответ на задание 1: Речь идет о падении Избранной рады и начале опричнины. |
3. Изучение новой темы (20 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Причины падения Избранной рады Давайте разберемся, почему произошел разрыв между царем и его ближайшими сподвижниками. В 1553 году Иван IV тяжело заболел, и возник вопрос о престолонаследии. Царь хотел, чтобы присягнули его малолетнему сыну Дмитрию, но члены Избранной рады колебались. Они опасались, что при малолетнем царе реальная власть перейдет к родственникам царицы Анастасии - Захарьиным-Юрьевым. Некоторые даже склонялись к кандидатуре двоюродного брата Ивана - Владимира Старицкого. Хотя в итоге все присягнули Дмитрию, царь запомнил это колебание. К концу 1550-х годов накопились и другие разногласия. Адашев и Сильвестр выступали за постепенные реформы, а царь хотел быстрых результатов, используя жесткие методы. По вопросу внешней политики: Ливонская война затягивалась, Адашев предлагал ее прекратить, а Иван IV настаивал на продолжении любой ценой. Трагическим событием, ускорившим разрыв, стала смерть любимой жены царя Анастасии Романовны в 1560 году. Иван был убежден, что ее отравили люди, близкие к Адашеву. Была еще одна причина, давайте прочитаем стр. 55 «Подробнее» А теперь выполните задание 2: расставьте события в правильной последовательности, чтобы увидеть, как развивался конфликт. Проверяем выполнение. А теперь выполните задания 3 и 4 из рабочего листа. Проверяем выполнение. Обсуждаем данный отрывок. На основе прочитанного отрывка выполняем задание 5 в рабочем листе или читаем стр. 55-56. | Учащиеся слушают объяснение учителя, конспектируют основные причины падения Избранной рады:
Выполняют задание 2 из рабочего листа. Ответ на задание 2: Правильная последовательность: D → C → E → B → A Выполняют задания 3 и 4 из рабочего листа. Ответ на задание 3: Собранная цитата: "Государственные реформы требовали времени, чтобы наладился и вошёл в привычку установленный ими порядок. Царь же хотел грозою (наказаниями) добиться немедленного выполнения своей воли." Ответ на задание 4: Государь наш уверен, что супругу его Анастасию отравляли люди, близкие к Адашеву. Посему многие из старых советников в опале. Один умер в заточении, другого сослали в монастырь. На земли князя Владимира подселили шпионы. На войне же дела идут с переменным успехом: взяли мы Полоцк, но потерпели поражение на реке Улле. Князь Курбский, страшась гнева царского, бежал. Государь же в ответ на его упрёки заявил, что власть его от Бога и ни перед кем, кроме Бога, он не отвечает. Ответ на задание 5: Правильные причинно-следственные связи: |
Отъезд царя в Александровскую слободу и введение опричнины В декабре 1564 года Иван IV совершил необычный поступок - он покинул Москву вместе с семьей, казной и верными дворянами. Царь остановился в Александровской слободе, которая стала его резиденцией. Оттуда он написал два письма: одно к Боярской думе, где обвинял бояр в измене, и второе - к простому народу, где сообщал, что гнева на них нет. Это был тонкий политический ход. Народ, не мысливший себя без царя, потребовал от бояр и духовенства уговорить Ивана вернуться. Давайте прочитаем информацию из задания 6 в рабочем листе. Когда делегация прибыла в Александровскую слободу, царь согласился вернуться, но выдвинул условия: право бесконтрольно казнить "изменников" и конфисковывать их имущество, а также введение опричнины. Что же такое опричнина? Это особый порядок управления, при котором страна делилась на две части: опричнину (от слова "опричь" - кроме) - личные владения царя, и земщину - остальные территории. В опричнину вошли богатые северные земли, стратегически важные территории, некоторые улицы Москвы. Формально земщиной управляла Боярская дума, но реальная власть была у царя. Более подробно про опричнину мы поговорим на следующем уроке. | Учащиеся слушают объяснение учителя, записывают основные понятия:
Ответ на задание 6:
|
4. Закрепление (10 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Давайте подведем итоги нашего урока. Мы с вами разобрались в причинах падения Избранной рады, сущности опричнины и ее последствиях. Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал. Выполните задание 7 из рабочего листа: найдите и исправьте исторические ошибки в тексте. После выполнения задания мы обсудим правильные ответы. | Учащиеся выполняют задание 7 из рабочего листа. Ответ на задание 7: |
5. Рефлексия (3 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)." | Учащиеся заполняют таблицу рефлексии. |
6. Домашнее задание (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Домашнее задание:
Спасибо за работу на уроке! Урок окончен. | Учащиеся записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 6 класс урок 38 "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 6 класс урок 38 "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" к новому учебнику В.Р. Мединского...