План-конспект 7 класс урок 42 "Завершение эпохи Ивана Грозного" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (7 класс)
План-конспект 7 класс урок 42 "Завершение эпохи Ивана Грозного" к новому учебнику В.Р. Мединского
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 120.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ
Тема: «Завершение эпохи Ивана Грозного»
Класс: 7
Тип урока: Комбинированный
Форма урока: Урок-исследование с элементами практической работы
Методы: Словесный, наглядный, практический, проблемный
Технологии обучения: Технология развития критического мышления, ИКТ
Цель урока: Сформировать представление о завершающем периоде правления Ивана IV Грозного, его политических решениях, итогах Ливонской войны и начале освоения Сибири.
Задачи урока:
- Образовательные: Проанализировать внутреннюю политику Ивана Грозного после опричнины; оценить причины поражения в Ливонской войны и её итоги; познакомиться с началом покорения Сибири.
- Развивающие: Развивать навыки работы с историческими источниками (текст, иллюстрации), анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, аргументированно отвечать на вопросы.
- Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма на примерах героизма защитников Пскова и русских пушкарей; формировать понимание ценности исторического наследия.
- Ссылки на материалы:
- РАБОЧИЙ ЛИСТ
- МОЯ ГРУППА В ВК
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.) | |
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку: на партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь и рабочий лист, который мы будем заполнять в течение урока. Сегодня мы подводим итоги длительного и противоречивого периода в истории нашей страны. | Учащиеся готовятся к уроку, проверяют наличие материалов на парте: учебник, тетрадь, рабочий лист. |
2. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (5 мин.) | |
Давайте посмотрим на иллюстрации в учебнике. Одна из них изображает Ивана Грозного в последние годы жизни. Каким вы видите этого человека? Уставшим? Задумчивым? Разочарованным? Его правление длилось почти 50 лет и подходило к концу. А что было в конце? Поражение в долгой войне, экономический кризис, но и... начало нового пути на Восток. Сегодня мы с вами разберемся, как завершилась эпоха первого русского царя, какие уроки можно извлечь из этого периода. Откройте рабочие листы. Посмотрите на первое задание. В нем пропущено ключевое слово. Как вы думаете, какое слово подходит? Правильно, «Завершение». Так и звучит тема нашего урока: «Завершение эпохи Ивана Грозного». Запишите тему в тетрадь. | Учащиеся рассматривают иллюстрации, слушают учителя, высказывают предположения об эмоциональном состоянии Ивана Грозного. Открывают рабочие листы, читают стихотворение из задания 1, предлагают варианты слова: "Завершение". Записывают тему урока в тетрадь. Выполнение задания 1 рабочего листа: |
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ (20 мин.) | |
Часть 1: Странный маскарад 1575 годаПосле опричнины страна была разорена, но Иван Грозный удивлял подданных до конца. В 1575 году он совершил невероятный поступок: снова "ушел" с престола! Представьте себе ужас бояр, которые помнили, чем закончился его первый "уход" — опричниной. На трон был посажен крещеный татарский царевич Симеон Бекбулатович. А сам Иван IV объявил себя... просто удельным князем Московским! Это был настоящий политический маскарад. Для чего это было сделано? Историки до сих пор спорят. Возможно, царю вновь понадобилось усилить давление на элиту. Может быть, он хотел конфисковать новые земли в пользу казны. А в источниках есть даже версия, что астрологи предсказали смерть "московского царя" в 1575 году, и мистически настроенный Иван Грозный попытался обмануть судьбу, перестав на время быть "царём". Впрочем, для Европы никакого царя Симеона не существовало — вся дипломатическая переписка велась от имени Ивана. Через год маскарад закончился: Симеона "перевели" на княжение в Тверь, а Иван Грозный вернулся на престол. А теперь, ребята, обратимся к рабочему листу. Выполните задание 2, используя информацию, которую я только что рассказал, и материал учебника на стр. 66-67. Часть 2: Ливонская война: путь к поражению25 лет Россия воевала за выход к Балтийскому морю. К концу 1570-х годов ситуация изменилась. Против России объединилась мощная сила — Речь Посполитая (государство, созданное в 1569 году по Люблинской унии Польши и Литвы). Во главе его встал талантливый полководец — король Стефан Баторий. Он провел военную реформу, нанял профессиональную армию и перешел в решительное наступление. В 1579 году пал Полоцк, в 1580 — Великие Луки. Русские войска были вытеснены из Ливонии. Армия испытывала острый недостаток в порохе и свинце. Царю даже пришлось показывать сокровища английскому послу Горсею, чтобы доказать, что Россия сможет заплатить за поставки оружия. Англия помогла, но переломить ход войны это уже не могло. Кульминацией стала осада Пскова в 1581-1582 годах. Баторий был уверен в быстрой победе, но просчитался. Пять месяцев город оборонялся под руководством мудрого воеводы Ивана Шуйского. Сражались все: стрельцы, горожане, даже монахи близлежащего Псково-Печерского монастыря, которые с иконами в руках шли в бой. "Русские едят один хлеб, умирают с голоду, но не сдаются", — писал очевидец. Героическая оборона Пскова спасла Россию от полного разгрома и вынудила Батория сесть за стол переговоров. Одним из самых трагичных эпизодов войны был подвиг русских пушкарей под Венденом в 1578 году. Прикрывая отступление основных сил, артиллеристы не бросили свои тяжелые орудия и погибли все до одного, отбиваясь от превосходящих сил противника. А теперь поработаем с рабочим листом. Вам предстоит выполнить несколько заданий. Сначала задание 3 — разгадайте ключевые термины, связанные с войной. Проверяем. Затем задание 4 — заполните таблицу участников войны, вспомните их подвиги. Исход войны был печален. В 1582 году было заключено Ям-Запольское перемирие с Речью Посполитой, а в 1583 — Плюсское перемирие со Швецией. Россия проиграла 25-летнюю войну, потеряла все завоевания в Ливонии и часть своих исконных земель на Балтике (Нарву, Ивангород, Копорье, Ям). Причины поражения: экономическое истощение страны после опричнины, превосходство противника (объединенная Речь Посполитая и Швеция), отсутствие союзников. После этого — задание 5 «Дипломатический корректор», где нужно найти исторические ошибки в тексте. И наконец, самое важное — задание 6, в котором нужно записать условия мирных соглашений. Используйте учебник на стр. 70 и мои объяснения. | Учащиеся слушают рассказ учителя, делают краткие пометки в тетрадях, следят по учебнику. Выполнение задания 2 рабочего листа: Читают учебник , слушают учителя. Выполнение задания 3 рабочего листа: Выполнение задания 4 рабочего листа: Выполнение задания 5 «Дипломатический корректор»: Выполнение задания 6 рабочего листа: Слушают рассказ учителя о начале покорения Сибири, записывают в тетрадь имена: Ермак, Кучум, Строгановы; дату: 1581-1585 гг. |
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (10 мин.) | |
Давайте подведем промежуточные итоги и ответим на ключевые вопросы, которые ставились в начале изучения темы. Вопрос 1: Какая связь существует между опричниной и поражением в Ливонской войне? (Подсказка: подумайте о состоянии экономики, армии, управлении страной). Вопрос 2: Почему героическая оборона Пскова имела такое большое значение, несмотря на итоговое поражение в войне? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя: Ответ на вопрос 1: Опричнина разорила страну, подорвала экономику, уничтожила многих опытных военачальников, вызвала демографический кризис. Ослабленная страна не могла эффективно вести затяжную войну на два фронта. Ответ на вопрос 2: Оборона Пскова истощила силы армии Стефана Батория, показала несгибаемость русского духа, вынудила противника согласиться на переговоры и предотвратила вторжение в русские земли. Это была моральная и стратегическая победа в условиях общего поражения. |
5. РЕФЛЕКСИЯ (3 мин.) | |
"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа или в тетради небольшую таблицу: Кто хочет поделиться? (Выслушивает 2-3 ответа). Спасибо. Я вижу, что тема героической обороны Пскова и подвиг простых пушкарей многих затронули. Это и есть наша история — не только цари и войны, но и простые люди, которые своей стойкостью определяли судьбу страны. | Учащиеся заполняют таблицу рефлексии. Примеры ответов: Желающие делятся своими мыслями с классом. |
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 мин.) | |
Обязательная часть: § 14-15 в учебнике, ответить письменно на вопросы 1 и 4 в конце параграфа (о причинах неудачи в Ливонской войне и итогах правления Ивана Грозного). Не забудьте аккуратно заполнить и сдать на следующем уроке рабочие листы, которые мы начали сегодня! | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники, задают уточняющие вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 43 (Часть 2) "Завершение эпохи Ивана Грозного" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 43 (Часть 2) "Завершение эпохи Ивана Грозного" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 6 класс урок 42 "Урок повторения, обобщения по теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 6 класс урок 42 "Урок повторения, обобщения по теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединск...
План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского...