План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (7 класс)
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 112.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Нидерланды: путь к расцвету
Класс: 7
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-исследование
Методы: проблемного изложения, частично-поисковый, наглядный
Технологии обучения: проблемное обучение, критическое мышление, ИКТ
Цель урока: сформировать представление о процессе становления Нидерландов как ведущей европейской державы в XVI-XVII веках
Задачи урока:
- Образовательные: выявить причины экономического и политического возвышения Нидерландов; охарактеризовать особенности борьбы за независимость; проанализировать государственное устройство Республики Соединённых провинций
- Развивающие: развивать умения анализировать исторические документы, работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать аргументы
- Воспитательные: воспитывать уважение к борьбе народов за независимость, понимание значения предприимчивости и трудолюбия в достижении успеха
- Ссылки на материалы:
- РАБОЧИЙ ЛИСТ
- МОЯ ГРУППА В ВК
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||
1. Организационный момент (2 мин.) | |||||||||||||
Добрый день, ребята! Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие в одну из самых необычных стран Европы. Нам предстоит узнать, как эта небольшая территория, расположенная ниже уровня моря, смогла стать одной из самых могущественных и процветающих держав XVII века. Откройте, пожалуйста, рабочие листы и приготовьте учебники на странице 89. | Учащиеся готовятся к уроку: открывают тетради, учебники, рабочие листы. | ||||||||||||
2. Мотивационный этап (5 мин.) | |||||||||||||
Прежде чем мы начнём, давайте обратимся к первому заданию в ваших рабочих листах. Выполните задание 1: какими особенностями славится эта страна, расположенная ниже уровня моря? Я дам вам подсказку: это государство известно как страна тюльпанов, ветряных мельниц и каналов. Именно здесь вместо улиц часто используются водные пути, а сырные рынки являются национальной достопримечательностью. | Учащиеся выполняют задание в рабочем листе: Задание 1: Страна расположена ниже уровня моря и славится:
| ||||||||||||
3. Изучение новой темы (20 мин.) | |||||||||||||
Теперь переходим к изучению новой темы. Откройте учебник на странице 89. Нидерланды — в переводе "низкие земли" — действительно расположены ниже уровня моря. Это страна болотистых равнин, песчаных дюн и обширных пустошей. Природа здесь не была щедра к людям: почти не было леса, полезных ископаемых, хороших дорог. Примерно половина населения питалась привозным хлебом. Но именно эти условия закалили характер голландцев и развили их предприимчивость. Давайте прочитаем (стр. 89). Выполните задание 2: заполните таблицу, сравнивая северные и южные провинции Нидерландов. | Учащиеся работают с учебником (стр. 89) и заполняют таблицу в рабочем листе: Задание 2:
| ||||||||||||
Теперь давайте обсудим непростые отношения Нидерландов с Габсбургами. С одной стороны, при Габсбургах Нидерланды достигли пика торгового могущества: Антверпен стал крупнейшим портом Европы, развивались текстильная промышленность и финансовая система. Габсбурги объединили 17 разрозненных провинций, что упростило управление регионом. | Учащиеся анализируют текст учебника и формулируют аргументы: Задание 3: "ЗА" правление Габсбургов:
"ПРОТИВ" правления Габсбургов:
| ||||||||||||
Недовольство политикой Габсбургов привело к освободительной борьбе, которая началась в 1566 году. Ключевую роль в этом движении сыграли гёзы — участники освободительного движения. Первоначально это прозвище ("нищие") было дано испанцами нидерландским дворянам, подавшим петицию о смягчении политики. Позже термин закрепился за повстанцами, которые разделялись на "лесных гёзов" (сухопутных партизан) и "морских гёзов" (пиратов, атаковавших испанские корабли). | Учащиеся работают с учебником (стр. 90-91) и дают определения: Задание 4:
| ||||||||||||
В результате борьбы произошёл раскол страны. В 1579 году южные провинции подписали Аррасскую унию, вернувшись под власть Испании, а семь северных провинций подписали Утрехтскую унию и продолжили борьбу. В 1588 году они провозгласили создание Республики Соединённых провинций, которую часто называли Голландией по названию самой богатой провинции. Давайте теперь обратимся к хронологии событий. Выполните задание 5: расположите события в правильном порядке. Чтобы правильно выполнить это задание, давайте вместе проследим хронологию ключевых событий Нидерландской революции. Всё началось в 1566 году с восстания протестантов, которые выступали против католической церкви и испанского владычества. Это восстание часто называют "иконоборческим", потому что протестанты разрушали церкви и уничтожали иконы. Испанский король Филипп II ответил на это жёсткими мерами — в 1567 году он назначил герцога Альбу наместником Нидерландов. Альба создал "Совет по делам о беспорядках", который получил прозвище "Кровавый совет" из-за тысяч казней, которые он провёл. Это вызвало ответную реакцию — в 1569 году началась партизанская война гёзов против испанцев. Важнейшим событием стало подписание Утрехтской унии в 1579 году, когда семь северных провинций объединились для совместной борьбы против Испании. Этот документ стал фактически первым шагом к созданию независимого государства. И наконец, после многолетней борьбы, в 1648 году по Вестфальскому миру была официально признана независимость Республики Соединённых провинций. | Учащиеся работают с учебником и определяют хронологию событий: Задание 5: Правильный хронологический порядок событий:
| ||||||||||||
Теперь давайте поговорим о государственном устройстве Республики Соединённых провинций. Высшим органом власти оставались Генеральные штаты. Делегацию провинции в Генеральных штатах возглавлял пенсионарий, при этом пенсионарий Голландии — великий пенсионарий — занимался делами всей республики. Сохранилась и должность статхаудера, который обладал большой властью и командовал войсками. | Учащиеся работают с учебником (стр. 92) и заполняют схему: Задание 6: Устройство Республики
| ||||||||||||
4. Закрепление (10 мин.) | |||||||||||||
После освобождения от испанского владычества Республика Соединённых провинций быстро становится динамично развивающейся страной. Голландцы сумели компенсировать недостатки, которые были заложены природой. Малое количество земель, пригодных для посева зерновых, заставило сделать ставку на крайне интенсивное земледелие на отвоёванных у моря землях — польдерах. | Учащиеся анализируют текст учебника и отвечают на вопросы: Задание 7: 1. Три особенности голландского сельского хозяйства, компенсировавшие нехватку пахотных земель:
2. Выращивание тюльпанов стало символом голландской предприимчивости потому, что:
Риски "тюльпановой лихорадки": финансовые потери при спекуляции, обвал рынка. | ||||||||||||
И в завершение давайте проанализируем цитату: "Амстердам вырос на костях селёдки". Эта метафора отражает ключевую роль рыболовства и торговли в экономическом расцвете Амстердама. В XVII веке Нидерланды доминировали в ловле и экспорте сельди. Ежегодно в промысле участвовало более 1600 судов. Солёная сельдь была дешёвым и питательным товаром, востребованным по всей Европе. | Учащиеся анализируют текст учебника и отвечают на вопрос: Задание 8: Отрасли экономики, обеспечившие рост Амстердама:
| ||||||||||||
5. Рефлексия (3 мин.) | |||||||||||||
Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!). | Учащиеся заполняют таблицу рефлексии. | ||||||||||||
6. Домашнее задание (2 мин.) | |||||||||||||
Домашнее задание: прочитать параграф 11, ответить на вопросы 1-3 на странице 96. Дополнительное задание: подготовить небольшое сообщение о роли Ост-Индской компании в экономическом развитии Нидерландов. | Учащиеся записывают домашнее задание. | ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...