План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (7 класс)

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 7 классе

Тема: Франция: становление абсолютизма

Класс: 7

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-исследование с элементами беседы

Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный

Технологии обучения: проблемное обучение, ИКТ

Цель урока: сформировать представление о процессе становления абсолютизма во Франции в XVI-XVII веках

Задачи урока:

  • Образовательные: раскрыть сущность абсолютизма как формы правления, охарактеризовать особенности французского абсолютизма
  • Развивающие: развивать умения анализировать исторические документы, работать с текстом учебника, выделять главное
  • Воспитательные: формировать понимание ценности компромисса в разрешении социальных и религиозных конфликтов

1. Организационный момент (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучение истории Европы в Новое время и познакомимся с удивительным процессом.

Учащиеся готовятся к уроку, открывают тетради, записывают число и тему урока.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Перед вами перепутанные буквы. Составьте из них тему сегодняшнего урока: Я И Н Ф А Р Ц: М А Б С О Л Ю Т И З Е Н И Е С Т А Н О В Л. Правильно, это "Франция: становление абсолютизма". А что такое абсолютизм, как вы думаете? Давайте вместе сформулируем определение."

Учащиеся работают с анаграммой, предлагают варианты ответов. Формулируют предварительное определение абсолютизма.

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"А теперь давайте обратимся к рабочему листу и выполним задание 2. Заполните схему, характеризующую французский абсолютизм. Для этого откройте учебник на страницах 98-99. Французский абсолютизм имел свои особенности. Король носил особый титул "христианнейшего" и считался чудотворцем. Но его власть ограничивалась фундаментальными законами монархии - неписаными, но освященными традицией нормами. Король не мог отречься от престола, должен был оставаться католиком, не мог выбирать наследника. Также он обязан был заботиться о спасении душ подданных, судить по справедливости и не претендовать на их собственность."

Учащиеся работают с учебником и заполняют схему в рабочем листе:

Центр власти: Король (титул "христианнейший")

Ограничения власти:

- Фундаментальные законы монархии

- Обязанности: защита веры, справедливый суд

- Права подданных: неприкосновенность собственности

Институты власти:

- Парламенты (судебные органы)

- Интенданты (должностные лица в провинциях)

"Теперь перейдем к заданию 3. Дайте определения "дворянству шпаги" и "дворянству мантии". В XVI веке во Франции произошли важные изменения в положении дворянства. Раньше дворяне были прежде всего воинами, но теперь дворянский статус можно было купить, приобретя соответствующую должность. Это привело к разделению на "дворянство шпаги" - потомственных военных аристократов, и "дворянство мантии" - новых дворян, купивших свой статус через должности в управлении."

Учащиеся дают определения:

"Дворянство шпаги" - дворяне, получившие свой статус за военную службу (обычно по наследству от предков), считались "истинным" дворянством с традиционными рыцарскими ценностями.

"Дворянство мантии" - дворяне, приобретшие статус через покупку государственных должностей (часто из богатых горожан), занимались административной и судебной работой.

Противоречия существовали из-за разного происхождения, конфликта интересов и социального неравенства.

"Выполним задание 4. Составьте "визитную карточку" короля Франциска I. Этот монарх правил с 1515 по 1547 год и был яркой личностью. Высокий, широкоплечий, обладающий живым умом, любитель книг, охоты и танцев, поэт и воин - таким предстает Франциск I в описаниях современников. Он поощрял развитие культуры, приглашал ко двору известных итальянских мастеров, таких как Леонардо да Винчи. При нем строились прекрасные замки на Луаре и постепенно складывалась система абсолютной монархии."

Учащиеся заполняют "визитную карточку":

Годы правления: 1515-1547

3 эпитета: галантный, воинственный, просвещенный

Главное культурное достижение: приглашение Леонардо да Винчи, развитие Ренессанса, строительство замков Луары

Важное политическое решение: усиление королевской власти через реформу управления

"Переходим к заданию 5. Прочитайте текст на страницах 100-101 учебника и вставьте пропущенные слова. Вторая половина XVI века во Франции была омрачена религиозными войнами между католиками и протестантами, которых называли гугенотами. Кульминацией конфликта стала Варфоломеевская ночь 1572 года, когда в Париже были зверски убиты тысячи гугенотов. Лишь в 1598 году Генрих IV подписал Нантский эдикт, который даровал протестантам свободу вероисповедания, хотя и с ограничениями."

Учащиеся вставляют пропущенные слова:

1. религиозные

2. протестантами

3. гугенотами

4. Варфоломеевская

5. гугенотов

6. Генрих

7. Нантский

8. крепостях

9. религией

После смерти Генриха IV на престол взошел его сын Людовик XIII, но реальная власть принадлежала кардиналу Ришельё. Он взял неприступный порт Ла-Рошель после долгой осады в 1627-1628 годах. После смерти Ришельё и Людовика XIII, во время малолетства Людовика XIV, произошло восстание Фронды в 1648-1653 годах. А в 1685 году Людовик XIV отменил Нантский эдикт. "Теперь выполним задание 6. Расположите события в правильном порядке.

Учащиеся располагают события в правильном порядке:

1. Начало правления Людовика XIII

2. Осада Ла-Рошели

3. Смерть Ришельё

4. Фронда

5. Отмена Нантского эдикта

4. Закрепление (10 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"А теперь выполним задание 7. Объясните простыми словами, как вы понимаете высказывание Людовика XIV "Государство - это я". Эта фраза ярко характеризует сущность абсолютизма - концентрацию всей власти в руках монарха. Людовик XIV выбрал своим символом солнце, считая себя источником всей власти и благоденствия для Франции, подобно тому как солнце является источником света и жизни для Земли."

Учащиеся объясняют высказывание:

Король считал себя единственным источником власти, отождествляя себя со страной. Он был абсолютным монархом, который концентрировал в своих руках всю полноту власти.

5. Рефлексия (3 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)."

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии.

6. Домашнее задание (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Домашнее задание: 1) Прочитать параграф 10 учебника; 2) Подготовить сообщение об одном из французских королей XVI-XVII веков (Франциске I, Генрихе IV, Людовике XIII или Людовике XIV); 3) Ответить на вопросы 1-5 на странице 105 учебника."

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...