План-конспект 6 класс урок 42 "Урок повторения, обобщения по теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (6 класс)

План-конспект 6 класс урок 42 "Урок повторения, обобщения по теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 6 классе

Тема: Урок повторения, обобщения по теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»

Класс: 6

Тип урока: Урок повторения и обобщения знаний

Форма урока: Комбинированный (беседа, работа с картой, документами, выполнение заданий рабочего листа)

Методы: Словесный, наглядный, частично-поисковый, практический

Технологии обучения: Информационно-коммуникационные, проблемного обучения, здоровьесберегающие

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Великое переселение народов и образование Древнерусского государства»

Задачи урока:
1. Повторить ключевые события Великого переселения народов и их влияние на Восточную Европу.
2. Закрепить знания об образовании государства Русь и деятельности первых русских князей.
3. Развивать умения работать с исторической картой, текстовыми источниками, устанавливать хронологическую последовательность.
4. Формировать умение аргументировано отвечать на вопросы, используя изученный материал.

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

МОЯ ГРУППА В ВК

Комплект рабочих листов к главе II

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1. Организационный момент (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку: на партах у вас должен быть учебник, тетрадь, ручка и раздаточный материал – рабочий лист для сегодняшнего занятия. Сегодня у нас особенный урок – урок обобщения и повторения большой и важной темы. Мы с вами пройдём интересный путь от Великого переселения народов до формирования мощного государства – Руси. Давайте настроимся на продуктивную работу!"

Учащиеся приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебника, тетради, ручки и рабочего листа. Настраиваются на работу.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Представьте себе огромную мозаику истории. Мы с вами уже изучили множество её элементов: племена славян, гуннов, хазар, походы варягов, крещение Руси, мудрые законы Ярослава. Сегодня наша задача – собрать эти элементы в целостную картину. Почему это важно? Потому что без понимания этих древних процессов мы не сможем понять, как сформировалась наша страна, наш народ, наша культура. И в конце урока я задам вам один ключевой вопрос: «Что стало самым важным итогом этого периода – от Великого переселения до правления Ярослава Мудрого – для будущего России?» Постарайтесь в течение урока найти для себя ответ. А начнём мы с того, что вспомним, как всё начиналось – с великого движения народов."

Учащиеся слушают учителя, осмысливают поставленную проблему. Открывают тетради, записывают число и тему урока: «Повторение. Великое переселение народов и Государство Русь».

3. Изучение и повторение темы (20 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Часть 1. Великое переселение народов и славяне.

"Давайте перенесёмся в первые века нашей эры. Климат становится суровее, пастбища и пашни истощаются. И огромные массы людей – целые племена и народы – приходят в движение. Это и есть Великое переселение народов. В Европу с востока врываются грозные гунны – искусные всадники, наводящие ужас. Их натиск сдвигает с мест готов, другие германские племена. Но для нас, наследников славян, важно другое: в этой гигантской «перетряске» Европы активно участвуют и наши предки – славяне."

"Под давлением кочевников, например аваров, славянские племена широко расселяются. Они занимают огромные пространства от Балтики до Дуная, от Эльбы до Днепра. Именно в это время, к VII веку, складываются три главные ветви славянства: западные, южные и восточные. Последние – наши прямые предки – начинают осваивать Восточно-Европейскую равнину, мирно взаимодействуя с местными финно-уграми и балтами."

А теперь обратимся к нашему рабочему листу. Выполните задание 1: установите соответствие между событиями и изображениями. Вспомните, какие визуальные символы связаны с Крещением Руси, с внутренней политикой Ярослава (например, свод законов), с борьбой с кочевниками и с самим образованием государства.

Учащиеся слушают рассказ учителя, следуют по тексту учебника (§1-2, стр. 2-8).

Выполнение задания 1 из рабочего листа:

Ответ: Учащиеся рассматривают предложенные учителем изображения.
Пример верного ответа: А-3 (образование Руси – «Призвание варягов»), Б-1 (борьба с кочевниками – воин), В-4 (Крещение – икона), Г-2 (политика Ярослава – «Русская Правда»).

Часть 2. Образование государства Русь и первые князья.

"К IX веку у восточных славян уже есть крупные торговые и ремесленные центры – будущие города: Киев у полян, Новгород (Ладога) у ильменских словен. Общество усложняется: появляются князья, дружина, неравенство. Но для создания единого государства не хватает сильной организующей власти. Согласно летописи, в 862 году славянские и финно-угорские племена приглашают на княжение варяга Рюрика. Этот год традиционно считается датой начала русской государственности."

"Преемник Рюрика, князь Олег, совершает блестящий политический ход. В 882 году он объединяет два ключевых центра – северный (Новгородские земли) и южный (Киев). «Да будет Киев матерью городам русским!» – провозглашает он. Так рождается Древнерусское государство со столицей в Киеве. Олег устанавливает систему полюдья – объезда земель для сбора дани, и добивается выгодного торгового договора с могущественной Византией после похода на Царьград."

Теперь поработаем с картой и хронологией. Выполните задания 2, 3 из рабочего листа. Определите княжество на карте, вспомните, какие моря соединял путь «из варяг в греки».

Учащиеся слушают, работают с картой в учебнике (Передний форзац, Приложение). Выполнение заданий 2, 3:

Ответ на задание 2: На карте заштриховано Рязанское княжество.
Ответ на задание 3: Путь «из варяг в греки» соединял Балтийское и Черное моря.

Часть 3. Расцвет Руси и новые угрозы.

"X век – время укрепления Руси. Княгиня Ольга, отомстив за мужа Игоря, проводит первую налоговую реформу, вводя «уроки» и «погосты». Её внук, Владимир Святославич, совершает величайший духовный выбор – в 988 году принимает христианство по византийскому образцу и крестит Русь. Это событие колоссально: Русь входит в круг христианских цивилизаций, укрепляется власть князя, получает толчок развитие культуры, письменности, архитектуры."

"Вершиной древнерусской государственности считается правление Ярослава Мудрого (1019-1054). Он разгромил печенегов под Киевом, строил храмы (Софийский собор), открывал школы и библиотеки. Но главное – при нём появился первый письменный свод законов – «Русская Правда». Она заменила кровную месть штрафами (вирой) и упорядочила жизнь общества. Однако после смерти Ярослава начинаются княжеские усобицы, а с юга приходит новая беда – половцы."

А теперь поработаем с историческим источником. Выполните задания 4 и 5. Внимательно прочитайте отрывок из летописи о князе Игоре, определите, к какому событию он относится, и проанализируйте личные качества князя.

Учащиеся слушают:

Выполнение заданий 4 и 5:

Ответ на задание 4: Отрывок относится к событию А (Образование государства Русь / деятельность первых князей).
Ответ на задание 5: Причиной гибели князя Игоря стали его жадность, стремление к дополнительной, неправедной дани, а также недальновидность и слабость характера (послушался алчной дружины).

Работают с текстом учебника (§5-6, стр. 23-29).

4. Закрепление (10 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Мы с вами повторили огромный пласт истории. Теперь давайте завершим работу с оставшимися заданиями рабочего листа, чтобы закрепить знания."

Выполните задания 6, 7 и 8.. Вспомните, кто такие варяги, выберите одно из ключевых событий и обоснуйте его значение, определите памятники культуры Древней Руси.

Выполнение заданий 6, 7, 8:

Ответ на задание 6: Слово «варяги» связано с событием А (Образование государства Русь). Варяги – это скандинавские воины-купцы, часть из которых была призвана на княжение в Новгород, согласно летописному преданию.
Ответ на задание 7 (пример для события В – Крещение Руси): Крещение Руси имело огромное значение, потому что оно объединило разрозненные племена единой верой, укрепило власть князя, ввело Русь в круг развитых христианских государств, дало мощный толчок развитию письменности, архитектуры, искусства и законодательства.
Ответ на задание 8: К памятникам культуры Древней Руси относятся изображения Б (например, Софийский собор) и В (например, икона или фреска).

Учащиеся слушают итоговое обобщение учителя, проверяют и корректируют свои ответы.

5. Рефлексия (3 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа или в тетради небольшую таблицу рефлексии: что вам понравилось на уроке или было понятно (+), что вызвало трудности (-), что удивило или заставило задуматься (!). А теперь вернемся к моему вопросу в начале урока: Какой итог периода с Великого переселения до Ярослава Мудрого вы считаете самым важным для будущего России? (Можно предложить несколько вариантов: образование государства, принятие христианства, создание письменных законов). Подумайте об этом."

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии на рабочем листе или в тетради. Обсуждают вкратце с учителем итоговый вопрос.

6. Домашнее задание (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Домашнее задание:

1. Задание 9 в рабочем листе.
а) Составьте краткую хронологическую таблицу «Основные вехи истории Руси от Рюрика до Ярослава Мудрого» (5-7 ключевых дат с событиями).
Спасибо за активную работу на уроке! До свидания!

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники, задают уточняющие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского...