План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (7 класс)
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 109.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ
Тема: Испанская монархия
Класс:7
Тип урока: Урок изучения нового материала
Форма урока: Комбинированный урок
Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный
Технологии обучения: Проблемное обучение, ИКТ, дифференцированный подход
Цель урока: Сформировать у учащихся представление об образовании, расцвете и упадке Испанской монархии в XVI-XVII веках
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить с процессами формирования Испанской монархии, политикой Карла V, Филиппа II и Филиппа IV
- Развивающие: развивать умения анализировать исторические документы, работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи
- Воспитательные: формировать понимание сложности исторических процессов, уважение к культурному наследию разных народов
- Ссылки на материалы:
- РАБОЧИЙ ЛИСТ
- МОЯ ГРУППА В ВК
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Приветствует класс, проверяет готовность к уроку, создает положительный эмоциональный настрой. Объявляет тему и цель урока: "Сегодня мы познакомимся с одной из самых могущественных империй в истории - монархией XVI-XVII веков." | Приветствуют учителя, готовятся к уроку, слушают объявление темы и целей урока. Открывают тетради, записывают число и тему урока. |
2. Мотивационный этап (5 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Сейчас я предлагаю вам выполнить задание 1 из рабочего листа: собрать известную фразу, которая характеризовала владения этих монархов." "Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в прошлое, в эпоху великих географических открытий и могущественных империй. Представьте себе государство, владения которого были так обширны, что в них никогда не заходило солнце. Это была Испанская монархия - одна из самых мощных держав XVI века." | Выполняют задание 1: собирают фразу из фрагментов. Фраза: "Владения от Нидерландов до Перу, где никогда не заходит солнце." |
3. Изучение новой темы (20 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Теперь давайте перенесемся в начало XVI века. После брака Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского произошло объединение Испании. Их внук Карл V унаследовал не только испанские земли, но и владения Габсбургов в Европе. В 1519 году он был избран императором Священной Римской империи. Его владения простирались от Нидерландов до Перу в Америке - действительно, в его империи никогда не заходило солнце." "Однако правление Карла V началось с трудностей. Воспитанный в Нидерландах, он не знал испанских обычаев и языка. Его нидерландские советники вызывали недовольство, а высокие налоги привели к восстанию Комунерос в 1520-1522 годах. После подавления восстания Карл стал больше учитывать интересы испанских подданных." "Теперь выполним задание 2: заполним пропуски в тексте о Карле ; | Слушают объяснение учителя, работают с учебником (стр. 81-82). Выполняют задание 2. Карл V получил власть над Испанией как внук Изабеллы I Кастильской и Фернандо II Арагонского. Его правление сопровождалось войнами с Францией, немецкими протестантами и турками. В 1556 году он отрёкся от престола из-за глубокой веры и пошатнувшегося здоровья. |
"В 1556 году Карл V отрекся от престола и разделил свои владения. Его брат Фердинанд получил австрийские земли, а сын Филипп II унаследовал Испанию, Нидерланды, итальянские владения и американские колонии. Это и была Испанская монархия - конгломерат земель, объединенных только личностью монарха." "Филипп II был прозван 'Предусмотрительным' за свою осторожность в принятии решений. Он перенес столицу в Мадрид и построил Эскориал - одновременно дворец, монастырь и усыпальницу. При нем Испания достигла пика могущества, но затем начался постепенный упадок." "А теперь выполним задание 3: нарисуем схему причин и последствий восстания Комунерос." | Слушают объяснение, работают с учебником (стр. 82-84). Выполняют задание 3. Причины (Налоги, Иностранцы, Конфликты) → Участники (Горожане, Крестьяне, Дворяне) → Итоги (Подавление, Реформы Карла, Централизация) |
"Давайте теперь поговорим о правлении Филиппа II. Он унаследовал огромные территории, но управлять ими было чрезвычайно сложно. Например, чтобы доставить сообщение из Перу в Мадрид и получить ответ, требовался почти год! Филипп создал эффективную систему управления, включая архив в Симанкасе, где хранились документы со всей империи." "Однако его правление было омрачено несколькими неудачами. В 1588 году Непобедимая армада, отправленная для завоевания Англии, была разбита из-за шторма и тактических ошибок. Это поражение положило начало закату морского могущества Испании." "Теперь выполним задание 4: подпишем имена правителей и годы правления." | Слушают объяснение, работают с учебником (стр. 82-84). Выполняют задание 4. Карл V Габсбург (Карл I Испанский) - годы правления в Испании: 1516-1556; как император Священной Римской империи: 1519-1556. Филипп II Испанский - годы правления: 1556-1598. |
"Переходим к XVII веку - времени упадка Испанской монархии. Центром монархии была Кастилия, но не самая экономически развитая часть. Нидерланды и Италия были богаче, но имели налоговые привилегии и сопротивлялись попыткам Мадрида увеличить налоги." "Испанские монархи зависели от серебра из американских колоний, но денег постоянно не хватало. Дворяне (идальго и кабальеро) почти не платили налогов, ложился на крестьян и ремесленников. В 1609 году были изгнаны мориски (потомки мусульман), что нанесло удар по экономике." "Теперь выполним задание 5: ответим на вопросы теста." | Слушают объяснение, работают с учебником (стр. 84-86). Выполняют задание 5. 1. b) Испанию, Нидерланды, итальянские владения и американские колонии |
" Ребята, давайте теперь мысленно перенесемся в XVII век, который стал для Испанской монархии временем суровых испытаний и начала долгого заката. Представьте себе огромную, пеструю империю, которая с трудом удерживает под своим контролем территории, разбросанные по всей Европе и за океаном. Центром этой империи была Кастилия, но было бы ошибкой считать ее экономическим сердцем. Нет, самые богатые и развитые регионы — Нидерланды и итальянские владения — вовсе не горели желанием делиться своими доходами с далеким Мадридом и яростно охраняли свои налоговые привилегии. Именно поэтому, кстати, Испания так и не стала единым централизованным государством с общей экономикой. Она оставалась хрупким союзом очень разных земель, объединенных лишь фигурой короля. Вся тяжесть содержания этой гигантской империи, ее бесконечных войн ложилась на плечи Castilla. Деньги из американских колоний, эти реки серебра, тут же уплывали на оплату долгов и новых военных кампаний. Казна пустела, а налоги росли, разоряя простых ремесленников и крестьян. А знаете, кто почти не платил налогов? Дворяне — идальго и кабальеро. Они считали это ниже своего достоинства. В поисках выхода из тупика первый министр короля Филиппа IV, граф-герцог Оливарес, попытался провести смелые реформы. Он хотел добиться справедливости: чтобы все части империи, а не одна Кастилия, несли бремя налогов и военной службы. Но эти благие намерения натолкнулись на жестокое сопротивление. Восстали и Каталония, и Португалия, которая в итоге в 1640 году вернула себе независимость. Реформы Оливареса, увы, провалились, лишь усугубив кризис. К внутренним проблемам добавились и внешние. Поражение Непобедимой армады подорвало морское могущество, а изгнание в 1609 году морисков — потомков мусульман, искусных ремесленников и земледельцев, — нанесло сокрушительный удар по экономике целых регионов. Именно в эту эпоху упадка, в 1668 году, в Мадрид прибыло посольство из далекой России во главе с Петром Потёмкиным. Русские предлагали союз против общего врага — Османской империи. Но Испания была уже слишком слаба и истощена, чтобы воспользоваться этим шансом. Вот такая сложная, противоречивая картина открывается перед нами. А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы разобрались в хитросплетениях испанской истории. Возьмите свои рабочие листы и приготовьтесь отметить, верны или неверны следующие утверждения о Испании XVII века. | Слушают объяснение, работают с учебником (стр. 84-86). Выполняют задание 6. Испания XVII века была централизованным государством с единой экономической системой. - Н |
4. Закрепление (10 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Мы с вами подробно рассмотрели историю Испанской монархии от ее расцвета до упадка. Давайте теперь систематизируем наши знания и выполним задание 7: сравним политику трех испанских монархов - Карла V, Филиппа II и Филиппа ; "Обратите внимание на разные аспекты их политики: отношение к дворянству, экономическую политику, религиозную линию и внешнеполитические цели. Используйте материал учебника и наши сегодняшние обсуждения." | Выполняют задание 7: заполняют таблицу сравнения политики Карла V, Филиппа II и Филиппа IV. Карл V: |
5. Рефлексия (3 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)." | Учащиеся заполняют таблицу рефлексии. |
6. Домашнее задание (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Прочитать параграф 10 учебника "Испанская монархия" (стр. 81-87). 2. Ответить на вопросы 1-3 после параграфа. 3. Подготовить сообщение об одном из правителей Испанской монархии (Карле V, Филиппе II или Филиппе IV) или об архитектурном памятнике Эскориал. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 12 уроку 6 класса "Крестовые походы" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 12 уроку 6 класса "Крестовые походы" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...