План-конспект 12 уроку 6 класса "Крестовые походы" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (6 класс)
План-конспект 12 уроку 6 класса "Крестовые походы" к новому учебнику В.Р. Мединского
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 110.08 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории в 6 классе
Тема: Крестовые походы
Класс: 6
Тип урока: Урок изучения нового материала
Форма урока: Комбинированный урок
Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный
Технологии обучения: Технология развития критического мышления, ИКТ
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о Крестовых походах, их причинах, участниках, основных событиях и последствиях.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с историей Крестовых походов, выявить их причины и последствия.
- Развивающие: развивать умение работать с историческими документами, картой, анализировать и делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к различным религиям и культурам.
Ссылки на материалы:
1. Организационный момент (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное и опасное путешествие в эпоху Средневековья, чтобы познакомиться с одним из самых значительных явлений того времени - Крестовыми походами. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока: «Крестовые походы»." | Учащиеся готовятся к уроку, открывают тетради, записывают число и тему урока. |
2. Мотивационный этап (5 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Прежде чем мы начнём изучать новую тему, я предлагаю вам разгадать зашифрованные подсказки. Посмотрите на задание 1 в ваших рабочих листах. Прочитайте подсказки и попробуйте догадаться, о каком историческом явлении мы сегодня будем говорить. Кто готов высказать свои предположения?" | Учащиеся читают подсказки в рабочих листах и пытаются определить тему урока. Примерные ответы: "Это что-то связанное с войной и религией", "Возможно, это крестовые походы". |
"Абсолютно верно! Сегодня мы будем говорить именно о Крестовых походах. Эти военно-религиозные экспедиции оказали огромное влияние на историю Европы и Ближнего Востока. Давайте вместе разберёмся, что же заставляло тысячи людей отправляться в опасный путь на другой конец света." | Учащиеся слушают учителя, корректируют свои ответы. |
3. Изучение новой темы (20 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Давайте начнём с самого начала. В 1095 году во французском городе Клермоне папа римский Урбан II выступил с пламенной речью перед огромной толпой. Он говорил о том, что Святая земля (современные Израиль и Палестина) была захвачена «неверными» - мусульманами. Папа рассказывал о разорении главной святыни христиан - Гроба Господня в Иерусалиме, о преследовании верующих. Он призвал «освободить» Святую землю, обещая за это отпущение всех грехов. Это был мощный призыв, который нашёл отклик в сердцах тысяч людей." | Учащиеся слушают объяснение учителя, следят по учебнику. |
"А теперь обратитесь к заданию 2 в рабочих листах. Заполните пропуски в тексте, используя слова из списка. Кто готов ответить?" | Учащиеся выполняют задание 2: заполняют пропуски. Примерные ответы: "Урбан II", "Святую землю", "крестоносцами", "сельджуками", "Иерусалим", "город". |
"Правильно! Теперь давайте поговорим о том, кто же откликнулся на призыв папы. Среди тех, кто «принял на себя крест» (а именно так говорили о участниках похода, которые нашивали на одежду кресты из красной материи), были и знатные феодалы, и безземельные рыцари, и простолюдины. У каждого были свои причины: одни стремились прославиться и разбогатеть, другие - получить собственные владения, третьи - обрести за морем свободу. Но всех этих людей объединяло желание спасти Святую землю." | Учащиеся слушают, делают записи в тетрадях. |
"Первыми в путь отправились тысячи простолюдинов под предводительством монаха Петра Пустынника. Давайте выполним задание 3 и узнаем больше об этом человеке." | Учащиеся выполняют задание 3: отвечают на вопросы о Петре Пустыннике. Примерные ответы: "Пётр Пустынник был монахом, который возглавил поход бедняков. Он был красноречивым, но ненадёжным лидером. Он покинул своё войско перед разгромом и пытался бежать во время осады Антиохии." |
"Верно! Войско бедняков было плохо вооружено и не обучено. Они понесли большие потери ещё в Европе, а в Малой Азии были разгромлены турками-сельджуками в первом же сражении. Осенью того же года в путь отправились рыцари из Франции, Германии, Италии и других стран. Они были лучше подготовлены и вооружены." | Учащиеся слушают, задают вопросы. |
"Теперь выполним задание 4: соедините причины крестового похода с их последствиями." | Учащиеся выполняют задание 4: соединяют причины и последствия. Примерные ответы: "Желание получить отпущение грехов - захват Иерусалима", "Стремление к богатству - грабежи и убийства", "Плохая организация - разгром войска бедняков". |
"Молодцы! А теперь давайте поговорим о том, что произошло дальше. К 1099 году крестоносцы подошли к Иерусалиму. После месячной осады они ворвались в город и устроили страшную резню - грабили дома и убивали жителей без разбора. Когда последнее сопротивление было подавлено, воины собрались для молитвы в храме Гроба Господня. Цель похода была достигнута, но какой ценой!" | Учащиеся слушают, некоторые выражают эмоции по поводу жестокости крестоносцев. |
"После успеха Первого крестового похода на захваченных территориях были созданы государства крестоносцев: Иерусалимское королевство, княжество Антиохия, графство Эдесса. Давайте выполним задание 5 и проверим, как вы поняли, какие порядки установили крестоносцы на Востоке." | Учащиеся выполняют задание 5: отмечают верные и ложные утверждения. Примерные ответы: Ученики отмечают верные и неверные утверждения: ✗ (было несколько государств) ✓ ✗ (стали зависимыми) ✗ (их заменили католики) ✓ ✗ (занимались торговлей) ✓ ✗ (назначал папа) |
"Отлично! Теперь поговорим о духовно-рыцарских орденах. Для укрепления позиций крестоносцев на Востоке были образованы особые организации - духовно-рыцарские ордены: госпитальеры, тамплиеры, Тевтонский орден. Их члены давали обет не создавать семью, помогать больным, защищать обиженных. Но со временем ордены накопили огромные богатства и превратились в могущественную экономическую силу." | Учащиеся слушают, записывают названия орденов. |
"А теперь выполним задание 6: соотнесите имена исторических личностей с их характеристиками." | Учащиеся выполняют задание 6: соотносят имена и характеристики. Примерные ответы: "Саладин - Б, Ричард Львиное Сердце - А, Фридрих Барбаросса - В, Филипп II Август - Г". |
4. Закрепление (10 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Особого внимания заслуживает Четвёртый крестовый поход (1202-1204), который мало походил на предыдущие. Западноевропейские рыцари не смогли расплатиться с венецианцами за морскую переправу в Святую землю и, поддавшись их уговорам, изменили свой маршрут. Рыцарское войско двинулось к столице Византии — главному торговому конкуренту Венеции. От жителей Константинополя потребовали денег "за защиту от неверных". После отказа горожан платить начался штурм. В 1204 году столица Византии пала. Крестоносцы вели себя жестоко в захваченном городе: грабили и убивали жителей в домах, сжигали книги, разрушали памятники, разоряли православные храмы. Отягощённые добычей, крестоносцы отказались от цели своей экспедиции и не стали пытаться освободить Иерусалим. Обосновавшись на захваченной территории, они создали своё государство — Латинскую империю. Крестоносцы обложили население огромными налогами, изгнали православных священников и ввели богослужение по католическому обряду. Британский историк XX века Дж. Норвич писал, что захват крестоносцами Константинополя нанёс западной цивилизации в культурном плане намного больший ущерб, чем разграбление Рима в V веке и сожжение Александрийской библиотеки в VII веке. Возможно, это была самая страшная культурная катастрофа за всю мировую историю. "Мы с вами познакомились с историей Крестовых походов. Давайте теперь выполним задание 7, чтобы закрепить наши знания. Ответьте на вопросы о Четвёртом крестовом походе и его особенностях." | Учащиеся выполняют задание 7: выбирают правильные варианты ответов. Примерные ответы: "1 - б, г; 2 - б; 3 - б". |
"Молодцы! А теперь давайте поговорим о последствиях Крестовых походов. Несмотря на то, что крестоносцы в конечном итоге потеряли все свои владения на Востоке, походы оказали огромное влияние на Европу. Произошло взаимное проникновение европейской и восточной культур. Европейцы позаимствовали у Востока много нового: сельскохозяйственные культуры, технические достижения, элементы быта." | Учащиеся слушают, делают записи. |
"Давайте выполним последнюю часть задания: найдите в тексте и выпишите заимствования с Востока." | Учащиеся выполняют задание: выписывают заимствования. Примерные ответы: "Сельхозкультуры: абрикосы, арбузы, гречиха, лимоны, рис. Технические достижения: ветряные мельницы, обработка металлов, строительство замков. Бытовые элементы: шёлк, зеркала. Научно-медицинские: достижения науки, медицины, гигиены". |
5. Рефлексия (3 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Ребята, давайте подведём итоги нашего урока. Заполните на полях рабочего листа или в тетради: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)." | Учащиеся заполняют таблицу рефлексии. |
6. Домашнее задание (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Вашим домашним заданием будет: 1) Прочитать параграф 10 в учебнике. 2) Ответить на вопросы после параграфа. 3) Подготовить небольшое сообщение об одном из участников Крестовых походов (на выбор)." | Учащиеся записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского...