План-конспект 12 уроку 6 класса "Крестовые походы" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (6 класс)

План-конспект 12 уроку 6 класса "Крестовые походы" к новому учебнику В.Р. Мединского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_6_klass_urok_12_krestovye_pohody.docx110.08 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 6 классе

Тема: Крестовые походы

Класс: 6

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Комбинированный урок

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный

Технологии обучения: Технология развития критического мышления, ИКТ

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о Крестовых походах, их причинах, участниках, основных событиях и последствиях.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с историей Крестовых походов, выявить их причины и последствия.
  • Развивающие: развивать умение работать с историческими документами, картой, анализировать и делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к различным религиям и культурам.

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

МОЯ ГРУППА В ВК

1. Организационный момент (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное и опасное путешествие в эпоху Средневековья, чтобы познакомиться с одним из самых значительных явлений того времени - Крестовыми походами. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока: «Крестовые походы»."

Учащиеся готовятся к уроку, открывают тетради, записывают число и тему урока.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Прежде чем мы начнём изучать новую тему, я предлагаю вам разгадать зашифрованные подсказки. Посмотрите на задание 1 в ваших рабочих листах. Прочитайте подсказки и попробуйте догадаться, о каком историческом явлении мы сегодня будем говорить. Кто готов высказать свои предположения?"

Учащиеся читают подсказки в рабочих листах и пытаются определить тему урока. Примерные ответы: "Это что-то связанное с войной и религией", "Возможно, это крестовые походы".

"Абсолютно верно! Сегодня мы будем говорить именно о Крестовых походах. Эти военно-религиозные экспедиции оказали огромное влияние на историю Европы и Ближнего Востока. Давайте вместе разберёмся, что же заставляло тысячи людей отправляться в опасный путь на другой конец света."

Учащиеся слушают учителя, корректируют свои ответы.

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Давайте начнём с самого начала. В 1095 году во французском городе Клермоне папа римский Урбан II выступил с пламенной речью перед огромной толпой. Он говорил о том, что Святая земля (современные Израиль и Палестина) была захвачена «неверными» - мусульманами. Папа рассказывал о разорении главной святыни христиан - Гроба Господня в Иерусалиме, о преследовании верующих. Он призвал «освободить» Святую землю, обещая за это отпущение всех грехов. Это был мощный призыв, который нашёл отклик в сердцах тысяч людей."

Учащиеся слушают объяснение учителя, следят по учебнику.

"А теперь обратитесь к заданию 2 в рабочих листах. Заполните пропуски в тексте, используя слова из списка. Кто готов ответить?"

Учащиеся выполняют задание 2: заполняют пропуски. Примерные ответы: "Урбан II", "Святую землю", "крестоносцами", "сельджуками", "Иерусалим", "город".

"Правильно! Теперь давайте поговорим о том, кто же откликнулся на призыв папы. Среди тех, кто «принял на себя крест» (а именно так говорили о участниках похода, которые нашивали на одежду кресты из красной материи), были и знатные феодалы, и безземельные рыцари, и простолюдины. У каждого были свои причины: одни стремились прославиться и разбогатеть, другие - получить собственные владения, третьи - обрести за морем свободу. Но всех этих людей объединяло желание спасти Святую землю."

Учащиеся слушают, делают записи в тетрадях.

"Первыми в путь отправились тысячи простолюдинов под предводительством монаха Петра Пустынника. Давайте выполним задание 3 и узнаем больше об этом человеке."

Учащиеся выполняют задание 3: отвечают на вопросы о Петре Пустыннике. Примерные ответы: "Пётр Пустынник был монахом, который возглавил поход бедняков. Он был красноречивым, но ненадёжным лидером. Он покинул своё войско перед разгромом и пытался бежать во время осады Антиохии."

"Верно! Войско бедняков было плохо вооружено и не обучено. Они понесли большие потери ещё в Европе, а в Малой Азии были разгромлены турками-сельджуками в первом же сражении. Осенью того же года в путь отправились рыцари из Франции, Германии, Италии и других стран. Они были лучше подготовлены и вооружены."

Учащиеся слушают, задают вопросы.

"Теперь выполним задание 4: соедините причины крестового похода с их последствиями."

Учащиеся выполняют задание 4: соединяют причины и последствия. Примерные ответы: "Желание получить отпущение грехов - захват Иерусалима", "Стремление к богатству - грабежи и убийства", "Плохая организация - разгром войска бедняков".

"Молодцы! А теперь давайте поговорим о том, что произошло дальше. К 1099 году крестоносцы подошли к Иерусалиму. После месячной осады они ворвались в город и устроили страшную резню - грабили дома и убивали жителей без разбора. Когда последнее сопротивление было подавлено, воины собрались для молитвы в храме Гроба Господня. Цель похода была достигнута, но какой ценой!"

Учащиеся слушают, некоторые выражают эмоции по поводу жестокости крестоносцев.

"После успеха Первого крестового похода на захваченных территориях были созданы государства крестоносцев: Иерусалимское королевство, княжество Антиохия, графство Эдесса. Давайте выполним задание 5 и проверим, как вы поняли, какие порядки установили крестоносцы на Востоке."

Учащиеся выполняют задание 5: отмечают верные и ложные утверждения. Примерные ответы: Ученики отмечают верные и неверные утверждения:

(было несколько государств)

(стали зависимыми)

(их заменили католики)

(занимались торговлей)

(назначал папа)

"Отлично! Теперь поговорим о духовно-рыцарских орденах. Для укрепления позиций крестоносцев на Востоке были образованы особые организации - духовно-рыцарские ордены: госпитальеры, тамплиеры, Тевтонский орден. Их члены давали обет не создавать семью, помогать больным, защищать обиженных. Но со временем ордены накопили огромные богатства и превратились в могущественную экономическую силу."

Учащиеся слушают, записывают названия орденов.

"А теперь выполним задание 6: соотнесите имена исторических личностей с их характеристиками."

Учащиеся выполняют задание 6: соотносят имена и характеристики. Примерные ответы: "Саладин - Б, Ричард Львиное Сердце - А, Фридрих Барбаросса - В, Филипп II Август - Г".

4. Закрепление (10 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Особого внимания заслуживает Четвёртый крестовый поход (1202-1204), который мало походил на предыдущие. Западноевропейские рыцари не смогли расплатиться с венецианцами за морскую переправу в Святую землю и, поддавшись их уговорам, изменили свой маршрут. Рыцарское войско двинулось к столице Византии — главному торговому конкуренту Венеции.

От жителей Константинополя потребовали денег "за защиту от неверных". После отказа горожан платить начался штурм. В 1204 году столица Византии пала. Крестоносцы вели себя жестоко в захваченном городе: грабили и убивали жителей в домах, сжигали книги, разрушали памятники, разоряли православные храмы.

Отягощённые добычей, крестоносцы отказались от цели своей экспедиции и не стали пытаться освободить Иерусалим. Обосновавшись на захваченной территории, они создали своё государство — Латинскую империю. Крестоносцы обложили население огромными налогами, изгнали православных священников и ввели богослужение по католическому обряду.

Британский историк XX века Дж. Норвич писал, что захват крестоносцами Константинополя нанёс западной цивилизации в культурном плане намного больший ущерб, чем разграбление Рима в V веке и сожжение Александрийской библиотеки в VII веке. Возможно, это была самая страшная культурная катастрофа за всю мировую историю.

"Мы с вами познакомились с историей Крестовых походов. Давайте теперь выполним задание 7, чтобы закрепить наши знания. Ответьте на вопросы о Четвёртом крестовом походе и его особенностях."

Учащиеся выполняют задание 7: выбирают правильные варианты ответов. Примерные ответы: "1 - б, г; 2 - б; 3 - б".

"Молодцы! А теперь давайте поговорим о последствиях Крестовых походов. Несмотря на то, что крестоносцы в конечном итоге потеряли все свои владения на Востоке, походы оказали огромное влияние на Европу. Произошло взаимное проникновение европейской и восточной культур. Европейцы позаимствовали у Востока много нового: сельскохозяйственные культуры, технические достижения, элементы быта."

Учащиеся слушают, делают записи.

"Давайте выполним последнюю часть задания: найдите в тексте и выпишите заимствования с Востока."

Учащиеся выполняют задание: выписывают заимствования. Примерные ответы: "Сельхозкультуры: абрикосы, арбузы, гречиха, лимоны, рис. Технические достижения: ветряные мельницы, обработка металлов, строительство замков. Бытовые элементы: шёлк, зеркала. Научно-медицинские: достижения науки, медицины, гигиены".

5. Рефлексия (3 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Ребята, давайте подведём итоги нашего урока. Заполните на полях рабочего листа или в тетради: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)."

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии.

6. Домашнее задание (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Вашим домашним заданием будет: 1) Прочитать параграф 10 в учебнике. 2) Ответить на вопросы после параграфа. 3) Подготовить небольшое сообщение об одном из участников Крестовых походов (на выбор)."

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского...