План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (6 класс)

План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_6_klass_urok_11_krestyane_i_gorozhane.docx108.14 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 6 классе

Тема: Крестьяне и горожане

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная с элементами групповой работы

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексивный

Технологии обучения: проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии

Цель урока: сформировать представление о жизни, занятиях и общественном положении крестьян и горожан в Средние века.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить с основными занятиями, бытом и управлением в средневековой деревне и городе.
  • Развивающие: развивать умение анализировать исторические источники, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать уважение к труду, формировать понимание важности общества и справедливости.

Ссылки на материалы:

1. Организационный момент (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами продолжим погружение в историю Средних веков. Проверьте, пожалуйста, наличие на партах учебников, тетрадей и раздаточных материалов. Настройтесь на продуктивную работу. Мы сегодня будем говорить о самых многочисленных группах средневекового общества - крестьянах и горожанах, узнаем, как они жили, чем занимались и как была устроена их жизнь.

Ученики готовятся к уроку, проверяют наличие материалов.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята, посмотрите на рабочий лист. Здесь изображены два рисунка: один показывает жизнь в средневековой деревне, другой — в городе. Как вы думаете, чем отличалась жизнь крестьян и горожан? Что у них могло быть общего? Запишите свои предположения в тетрадь. А теперь откройте рабочий лист и выполните Задание 1: определите общую тему всех изображений. Обратите внимание на детали: одежду людей, занятия, вокруг них. Это поможет вам сделать правильные выводы.

Ученики высказывают предположения, записывают их в тетрадь. Выполняют Задание 1 в рабочем листе: определяют общую тему изображений (Крестьяне и горожане в Средние века).

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сегодня мы поговорим о двух основных группах населения Средневековья — крестьянах и горожанах. Начнем с деревни. Крестьяне составляли большинство населения - около 90%! Они жили общинами, которые решали важные вопросы сообща: когда сеять, убирать урожай, как распределять повинности. Община также помогала бедным, вдовам, сиротам. Деревни обычно были обнесены изгородью для защиты от опасностей. Интересно, что у крестьян почти не было необходимости учиться читать и писать, поэтому большинство были неграмотны, хотя и здесь бывали исключения - например, Жан Жерсон, выходец из крестьян, стал канцлером Парижского университета в XV веке!

Ученики слушают, записывают основные понятия: община, староста, коллективное решение.

Теперь представьте, что вы — староста деревни. Как бы вы поступили в разных ситуациях? Давайте выполним Задание 2 из рабочего листа. Вам нужно принять решения по трем случаям, основываясь на правилах средневековой общины. Помните, что община заботилась о справедливости и коллективной ответственности.

Ученики выполняют Задание 2: представляют себя старостой деревни и принимают решения по предложенным случаям.

Крестьянин не участвовал в общих работах по ремонту дороги

Решение:

Община могла обязать нарушителя отработать пропущенные дни в двойном размере.

Альтернативно — наложить денежный штраф (если у крестьянина были средства).

В случае повторного отказа — временно лишить права пользоваться общинными угодьями

(например, запретить пасти скот на общем лугу).

Крестьянин отказался помогать вдове с уборкой урожая

Решение:

Принудить помочь вдове в ближайшие дни под надзором старосты.

Если отказ был вызван личной враждой — провести примирение и заставить отработать.

В крайнем случае — публичное порицание на сходе общины, так как поддержка слабых (вдов,

сирот) считалась моральным долгом.

Крестьянин распахивал землю, не согласовав с общиной

Решение:

Заставить вернуть захваченный участок или компенсировать его использование (например,

отдать часть урожая общине).

Наложить штраф зерном или деньгами за самоуправство.

Если земля была спорной — провести передел участков под контролем старосты.

Теперь поговорим о новшествах в сельском хозяйстве. В XI–XIII веках произошли важные изменения: появились новые орудия труда - тяжелый плуг, борона, хомут для лошадей. Это повысило урожайность. Особенно важно было изобретение трехполья - системы, когда одно поле засевали озимыми культурами, другое яровыми, а третье отдыхало под паром. Это позволяло земле восстанавливать плодородие. Давайте разгадаем загадки, которые связаны с этими новшествами. Выполним Задание 3.

Ученики выполняют Задание 3: отгадывают загадки (мельница, трехполье, лошадь в хомуте, общинное поле, борона, тяжелый плуг).

Теперь перейдем к горожанам. С развитием сельского хозяйства у крестьян появились излишки продукции, которые они могли обменивать на ремесленные изделия. Это способствовало отделению ремесла от сельского хозяйства. Ремесленники стали переселяться в города, где объединялись в цехи - организации, которые устанавливали строгие правила качества продукции, количества учеников и т.д. Цехи защищали интересы своих членов, но и строго наказывали за нарушения - штрафами или даже позорным столбом! Купцы также объединялись в гильдии для защиты своих интересов. Давайте выполним Задание 4: найдем профессии ремесленников, наказания за нарушение правил и преимущества жизни в городе.

Ученики выполняют Задание 4: записывают три профессии ремесленников (кузнецы, ткачи, гончары), два наказания (штраф, позорный столб) и одно преимущество (свобода после года и одного дня проживания в городе).

Важную роль в экономике играли ярмарки - крупные торги, которые проводились раз в год в определенном месте. Здесь встречались купцы из разных стран. Также развивалось ростовщичество - дача денег в долг под проценты, хотя церковь это осуждала. Появились и торговые союзы, такие как Ганза - объединение немецких городов для защиты торговых интересов. Давайте дадим развернутые определения этим терминам. Давайте прочитаем стр. 95-96 и выполним Задание 5.

Ученики выполняют Задание 5: дают определения ярмарки, ростовщичества, Ганзы.

Города возникали на землях феодалов или церкви, но богатые горожане постепенно добивались самоуправления, выкупая у сеньоров право на самостоятельное управление. Такие города назывались вольными. Управлял городом выборный орган - магистрат во главе с бургомистром, который заседал в ратуше. Города защищались крепостными стенами, центром жизни была рыночная площадь, где заключались сделки. Но в городах была серьезная проблема - антисанитария, так как нечистоты выливали прямо на улицу. Теперь заполним пропуски в тексте о средневековом городе. Это поможет нам закрепить новые понятия. Выполним Задание 6.

Ученики выполняют Задание 6: вставляют пропущенные термины (сеньор, самоуправление, вольный город, магистрат, ратуша, бургомистр, крепостные стены, рыночная площадь, собор, антисанитария).

4. Закрепление (10 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Давайте проверим, как вы усвоили материал. Выполним Задание 7: в каждом ряду зачеркнем то, что не подходит. Это поможет нам отделить средневековые реалии от современных. Обратите внимание, что в Средние века не было самолетов и банков в современном понимании, а товары не являются финансовым термином в отличие от монет, кредита и процентов.

Ученики выполняют Задание 7: зачеркивают "самолет", "банк", "товары".

5. Рефлексия (3 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!). Подумайте, что нового вы узнали о жизни средневековых крестьян и горожан, что показалось вам особенно интересным или неожиданным.

+

-

!

Интересные загадки

Запоминание терминов

Как жили люди в Средние века

6. Домашнее задание (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дома прочитайте параграф 9 в учебнике и ответьте на вопросы в конце. Также приготовьтесь к небольшому тесту по сегодняшней теме. По желанию можете придумать свою загадку о каком-либо средневековом новшестве, как в задании 3.

Ученики записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 6 классе по учебнику В.П. Кузовлева "English"

На примере текста "В больнице", рассказывающем о возможных проблемах со здоровьем, учащиеся знакомятся с предлогами места и направления. В процессе обсуждения данной темы учащиеся впервые сталкиваются...

План-конспект открытого урока по английскому языку по учебнику Кузовлева 10 класс с использованием ИКТ тема:" Teenagers\' problems\'\'.

План-конспект открытого урока составлен по всем требованиям данного учебного материала.Открытый урок -это активизация и закрепление лексики по теме:"Проблемы подрастающего поколения".Позновательная це...

План-конспект обобщающего урока по теме «Животные» по учебнику Биболетовой Enjoy English-6

Данный урок  может использоваться для контроля и коррекции знаний, речевых умений и навыков по теме «Animals» в 6 классе....

План-конспект открытого урока в 10 классе по учебнику Starlight 10 Практика диалога-обсуждения в форме ЕГЭ по теме «Выбор способа организации питания на школьной вечеринке в честь завершения учебного года»

Учитель: Кириллина З.В.Тема: Практика диалога-обсуждения в форме ЕГЭ по теме «Выбор способа организации питания на школьной вечеринке в честь завершения учебного года»Учебник: Starlight 10Модуль: 2 «F...

План-конспект к уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского

План-конспект к уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Введение"План-конспект к уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древнейшие люди"План-конспект к уроку и...

План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 12 уроку 6 класса "Крестовые походы" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 12 уроку 6 класса "Крестовые походы" к новому учебнику В.Р. Мединского...