План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (6 класс)
План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 108.14 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории в 6 классе
Тема: Крестьяне и горожане
Тип урока: комбинированный
Форма урока: традиционная с элементами групповой работы
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексивный
Технологии обучения: проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии
Цель урока: сформировать представление о жизни, занятиях и общественном положении крестьян и горожан в Средние века.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить с основными занятиями, бытом и управлением в средневековой деревне и городе.
- Развивающие: развивать умение анализировать исторические источники, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать уважение к труду, формировать понимание важности общества и справедливости.
Ссылки на материалы:
1. Организационный момент (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами продолжим погружение в историю Средних веков. Проверьте, пожалуйста, наличие на партах учебников, тетрадей и раздаточных материалов. Настройтесь на продуктивную работу. Мы сегодня будем говорить о самых многочисленных группах средневекового общества - крестьянах и горожанах, узнаем, как они жили, чем занимались и как была устроена их жизнь. | Ученики готовятся к уроку, проверяют наличие материалов. |
2. Мотивационный этап (5 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Ребята, посмотрите на рабочий лист. Здесь изображены два рисунка: один показывает жизнь в средневековой деревне, другой — в городе. Как вы думаете, чем отличалась жизнь крестьян и горожан? Что у них могло быть общего? Запишите свои предположения в тетрадь. А теперь откройте рабочий лист и выполните Задание 1: определите общую тему всех изображений. Обратите внимание на детали: одежду людей, занятия, вокруг них. Это поможет вам сделать правильные выводы. | Ученики высказывают предположения, записывают их в тетрадь. Выполняют Задание 1 в рабочем листе: определяют общую тему изображений (Крестьяне и горожане в Средние века). |
3. Изучение новой темы (20 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Сегодня мы поговорим о двух основных группах населения Средневековья — крестьянах и горожанах. Начнем с деревни. Крестьяне составляли большинство населения - около 90%! Они жили общинами, которые решали важные вопросы сообща: когда сеять, убирать урожай, как распределять повинности. Община также помогала бедным, вдовам, сиротам. Деревни обычно были обнесены изгородью для защиты от опасностей. Интересно, что у крестьян почти не было необходимости учиться читать и писать, поэтому большинство были неграмотны, хотя и здесь бывали исключения - например, Жан Жерсон, выходец из крестьян, стал канцлером Парижского университета в XV веке! | Ученики слушают, записывают основные понятия: община, староста, коллективное решение. |
Теперь представьте, что вы — староста деревни. Как бы вы поступили в разных ситуациях? Давайте выполним Задание 2 из рабочего листа. Вам нужно принять решения по трем случаям, основываясь на правилах средневековой общины. Помните, что община заботилась о справедливости и коллективной ответственности. | Ученики выполняют Задание 2: представляют себя старостой деревни и принимают решения по предложенным случаям. Крестьянин не участвовал в общих работах по ремонту дороги Решение: Община могла обязать нарушителя отработать пропущенные дни в двойном размере. Альтернативно — наложить денежный штраф (если у крестьянина были средства). В случае повторного отказа — временно лишить права пользоваться общинными угодьями (например, запретить пасти скот на общем лугу). Крестьянин отказался помогать вдове с уборкой урожая Решение: Принудить помочь вдове в ближайшие дни под надзором старосты. Если отказ был вызван личной враждой — провести примирение и заставить отработать. В крайнем случае — публичное порицание на сходе общины, так как поддержка слабых (вдов, сирот) считалась моральным долгом. Крестьянин распахивал землю, не согласовав с общиной Решение: Заставить вернуть захваченный участок или компенсировать его использование (например, отдать часть урожая общине). Наложить штраф зерном или деньгами за самоуправство. Если земля была спорной — провести передел участков под контролем старосты. |
Теперь поговорим о новшествах в сельском хозяйстве. В XI–XIII веках произошли важные изменения: появились новые орудия труда - тяжелый плуг, борона, хомут для лошадей. Это повысило урожайность. Особенно важно было изобретение трехполья - системы, когда одно поле засевали озимыми культурами, другое яровыми, а третье отдыхало под паром. Это позволяло земле восстанавливать плодородие. Давайте разгадаем загадки, которые связаны с этими новшествами. Выполним Задание 3. | Ученики выполняют Задание 3: отгадывают загадки (мельница, трехполье, лошадь в хомуте, общинное поле, борона, тяжелый плуг). |
Теперь перейдем к горожанам. С развитием сельского хозяйства у крестьян появились излишки продукции, которые они могли обменивать на ремесленные изделия. Это способствовало отделению ремесла от сельского хозяйства. Ремесленники стали переселяться в города, где объединялись в цехи - организации, которые устанавливали строгие правила качества продукции, количества учеников и т.д. Цехи защищали интересы своих членов, но и строго наказывали за нарушения - штрафами или даже позорным столбом! Купцы также объединялись в гильдии для защиты своих интересов. Давайте выполним Задание 4: найдем профессии ремесленников, наказания за нарушение правил и преимущества жизни в городе. | Ученики выполняют Задание 4: записывают три профессии ремесленников (кузнецы, ткачи, гончары), два наказания (штраф, позорный столб) и одно преимущество (свобода после года и одного дня проживания в городе). |
Важную роль в экономике играли ярмарки - крупные торги, которые проводились раз в год в определенном месте. Здесь встречались купцы из разных стран. Также развивалось ростовщичество - дача денег в долг под проценты, хотя церковь это осуждала. Появились и торговые союзы, такие как Ганза - объединение немецких городов для защиты торговых интересов. Давайте дадим развернутые определения этим терминам. Давайте прочитаем стр. 95-96 и выполним Задание 5. | Ученики выполняют Задание 5: дают определения ярмарки, ростовщичества, Ганзы. |
Города возникали на землях феодалов или церкви, но богатые горожане постепенно добивались самоуправления, выкупая у сеньоров право на самостоятельное управление. Такие города назывались вольными. Управлял городом выборный орган - магистрат во главе с бургомистром, который заседал в ратуше. Города защищались крепостными стенами, центром жизни была рыночная площадь, где заключались сделки. Но в городах была серьезная проблема - антисанитария, так как нечистоты выливали прямо на улицу. Теперь заполним пропуски в тексте о средневековом городе. Это поможет нам закрепить новые понятия. Выполним Задание 6. | Ученики выполняют Задание 6: вставляют пропущенные термины (сеньор, самоуправление, вольный город, магистрат, ратуша, бургомистр, крепостные стены, рыночная площадь, собор, антисанитария). |
4. Закрепление (10 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Давайте проверим, как вы усвоили материал. Выполним Задание 7: в каждом ряду зачеркнем то, что не подходит. Это поможет нам отделить средневековые реалии от современных. Обратите внимание, что в Средние века не было самолетов и банков в современном понимании, а товары не являются финансовым термином в отличие от монет, кредита и процентов. | Ученики выполняют Задание 7: зачеркивают "самолет", "банк", "товары". |
5. Рефлексия (3 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!). Подумайте, что нового вы узнали о жизни средневековых крестьян и горожан, что показалось вам особенно интересным или неожиданным. |
|
6. Домашнее задание (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Дома прочитайте параграф 9 в учебнике и ответьте на вопросы в конце. Также приготовьтесь к небольшому тесту по сегодняшней теме. По желанию можете придумать свою загадку о каком-либо средневековом новшестве, как в задании 3. | Ученики записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока в 6 классе по учебнику В.П. Кузовлева "English"
На примере текста "В больнице", рассказывающем о возможных проблемах со здоровьем, учащиеся знакомятся с предлогами места и направления. В процессе обсуждения данной темы учащиеся впервые сталкиваются...
План-конспект открытого урока по английскому языку по учебнику Кузовлева 10 класс с использованием ИКТ тема:" Teenagers\' problems\'\'.
План-конспект открытого урока составлен по всем требованиям данного учебного материала.Открытый урок -это активизация и закрепление лексики по теме:"Проблемы подрастающего поколения".Позновательная це...

План-конспект обобщающего урока по теме «Животные» по учебнику Биболетовой Enjoy English-6
Данный урок может использоваться для контроля и коррекции знаний, речевых умений и навыков по теме «Animals» в 6 классе....

План-конспект открытого урока в 10 классе по учебнику Starlight 10 Практика диалога-обсуждения в форме ЕГЭ по теме «Выбор способа организации питания на школьной вечеринке в честь завершения учебного года»
Учитель: Кириллина З.В.Тема: Практика диалога-обсуждения в форме ЕГЭ по теме «Выбор способа организации питания на школьной вечеринке в честь завершения учебного года»Учебник: Starlight 10Модуль: 2 «F...
План-конспект к уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского
План-конспект к уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Введение"План-конспект к уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древнейшие люди"План-конспект к уроку и...
План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 12 уроку 6 класса "Крестовые походы" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 12 уроку 6 класса "Крестовые походы" к новому учебнику В.Р. Мединского...