План-конспект к уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского
план-конспект занятия по истории (5 класс)

План-конспект к уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Введение"

План-конспект к уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древнейшие люди"

План-конспект к уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Первобытные охотники и собиратели"

План-конспект к уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Верования и искусство"

План-конспект к уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Введение


Класс: 5
Тип урока: Урок изучения нового материала

Учебник: Мединский В. Р., Чубарьян А. О. История. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс
Форма урока: Комбинированный (беседа, работа с учебником, практические задания)
Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексивный

Технологии обучения:

  • Проблемное обучение
  • ИКТ
  • Групповая работа

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об истории как науке, познакомить с видами исторических источников и основами работы с исторической информацией.

Задачи урока:

  1. Дать определение истории и объяснить её значение
  2. Познакомить с видами исторических источников
  3. Научить определять век по году
  4. Развивать критическое мышление

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

МОЯ ГРУППА В ВК

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент (2 мин.)

"Ребята, сегодня мы начинаем изучать удивительный предмет — историю Древнего мира. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Введение в историю Древнего мира». Проверьте, чтобы у всех были учебники и рабочие листы, которые мы будем использовать."

Учащиеся готовятся к уроку: записывают тему, проверяют наличие материалов.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

"Как вы думаете, зачем нам нужно изучать историю? Представьте, что вы нашли старинную монету или письмо. Что они могут рассказать о прошлом? История — это не просто даты, это путешествие во времени!"

Учащиеся высказывают предположения: "История помогает понять, как жили люди раньше", "Узнать, какие ошибки совершали, чтобы не повторять их".

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Часть 1. Что такое история?
"Откройте учебник на странице с введением. История — это наука, которая изучает прошлое людей, народы и государства. Давайте вместе заполним пропуски в определении из рабочего листа. Обратите внимание на ключевые слова: наука, прошлое, народы, государства, события, память."

«Отцом истории»» считается Геродот. Давайте подпишем его имя в задании 2 в рабочем листе.

Чем он знаменит? Выбери верные утверждения (можно

несколько):

#1053;аписал первую книгу по географии.

#1057;оздал летопись событий Греции и соседних народов.

#1048;зобрёл календарь.

#1055;утешествовал, чтобы собрать рассказы о прошлом.

#1041;ыл правителем Афин.


Часть 2. Исторические источники
"Учёные узнают о прошлом из исторических источников. Посмотрите на иллюстрации в учебнике и рабочем листе. К какому виду источников они относятся? Обсудите в парах и выполните
задание 3 в рабочем листе."

Часть 3. Счёт лет в истории
"Чтобы понимать, когда произошли события, нужно уметь считать века. Давайте потренируемся: какой век был в 988 году? (X). А в 1961 году? (XX). Теперь выполните
задание 4 и 5 в рабочем листе."

Учащиеся:
-
Выполняют задание 1 (заполняют пропуски в определении): История — это наука, которая изучает прошлое людей, народы и государства. Она помогает

нам понять, как жили люди и какие события они совершали. Главная задача истории —

сохранить память о прошлом, чтобы оно не было забыто.

Кто изображён на портрете?

На портрете изображён Геродот.

Чем он знаменит?

Верные утверждения:

[✓] Создал летопись событий Греции и соседних народов.

[✓] Путешествовал, чтобы собрать рассказы о прошлом.

Неверные утверждения:

Написал первую книгу по географии.

Изобрёл календарь.

Был правителем Афин.


- Работают с иллюстрациями: "Глиняная табличка — письменный источник, каменный топор — вещественный."

Решают задания на счёт лет 4,5.

4.Расположите события в правильном порядке (от самого древнего к самому позднему):

Основание Рима (753 г. до н. э.)

Первое упоминание о Москве (1147 г.)

Первый полёт человека в космос (1961 г.)

Укажите век каждого события (римскими цифрами):

Основание Рима: VIII век до н. э.

Первое упоминание о Москве: XII век

Первый полёт в космос: XX век

#1054;снование Рима (753 г. до н. э.) Первое упоминание о Москве (1147 г.)

Первый полёт человека в космос (1961 г.)

5. 1054 г. — XI 1263 г. — XIII 1453 г. — XV 1649 г. — XVII 1888 г. — XIX 2005 г. — XXI 333 г. — IV

789 г. — VIII 1200 г. — XIII 1555 г. — XVI 1743 г. — XVIII 1167 г. — XII 593 г. — VI 111 г. — II

1300 г. — XIV 1955 г. — XX 843 г. — IX 1490 г. — XV

Пример для проверки:

500 г. — I тысячелетие 1000 г. — I тысячелетие 1001 г. — II тысячелетие 2000 г. — II тысячелетие

2001 г. — III тысячелетие

4. Закрепление (10 мин.)

"Проверим, как вы усвоили тему. Решим задачу про монету 175 г. до н. э. (задание 6). В 2025 году школьник нашёл монету с датой «175 г. до н. э.». Сколько

лет пролежала эта монета в земле?

Кто готов объяснить решение? А теперь найдите ошибки в дневнике путешественника (задание 7). Обсудите в группах и исправьте их."

15 мая 1453 года я попал в XVIII век и увидел, как турки осаждают Константинополь. В

руках у жителей были смартфоны (вещественные источники), а на стенах висели плазменные телевизоры (письменные источники). Потом я отправился в 988 год — в IV

век, где князь Владимир крестил Русь. Там я нашёл каменный топор (устный источник) и берестяную грамоту (вещественный источник).

Учащиеся:
- Рассуждают: *"175 г. до н. э. + 2025 г. = 2200 лет, но нужно вычесть 1 год (нет нулевого года), итого 2199 лет."*


- Исправляют ошибки: "Смартфонов в XV веке не было, берестяная грамота — письменный источник."

15 мая 1453 года я попал в XV век и увидел, как турки осаждают Константинополь. В руках у

жителей были свитки и лубочные картинки (письменные источники), а на стенах висели фрески

и иконы (вещественные источники). Потом я отправился в 988 год — в X век, где князь

Владимир крестил Русь. Там я нашёл каменный топор (вещественный источник) и берестяную

грамоту (письменный источник).

5. Рефлексия (3 мин.)

"Ребята, заполните в рабочем листе: что понравилось (+), что было трудным (-), что удивило (!). Например: «+ узнал про Геродота, — путаю века, ! что монеты могут лежать тысячи лет»."

Учащиеся заполняют рефлексию, делятся впечатлениями.

6. Домашнее задание (2 мин.)

"Дома прочитайте параграф 1, ответьте на вопросы в учебнике. Подумайте: какие исторические источники останутся после вас? Напишите 3 примера (задание 8)."

Записывают задание, задают уточняющие вопросы.



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ"

Тема: Древнейшие люди

Класс: 5

Учебник: Мединский В. Р., Чубарьян А. О. История. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Комбинированный (беседа, работа с учебником, задания в рабочем листе)

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практическая работа

Технологии обучения: ИКТ (изображения артефактов), проблемное обучение, групповая работа

Цель урока: Сформировать представление о древнейших людях, их происхождении, этапах эволюции и образе жизни.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с теориями происхождения человека.
  2. Изучить основные этапы эволюции древних людей.
  3. Развивать умение работать с текстом учебника и анализировать археологические находки.
  4. Воспитывать интерес к истории древнего мира.

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

МОЯ ГРУППА В ВК

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент (2 мин.)

"Ребята, сегодня мы начинаем изучать очень интересную тему — "Древнейшие люди". Мы узнаем, как появился человек, какими были наши далекие предки и как они жили. Откройте учебники на странице, где начинается эта тема, и приготовьте рабочие листы."

Учащиеся готовятся к уроку, открывают учебники и рабочие листы.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

"Как вы думаете, от кого произошел человек? В древности люди верили, что их создали боги, а ученые считают, что человек развивался постепенно. Давайте вместе разберемся, какие существуют теории."

Учащиеся высказывают предположения: "Человек произошел от обезьяны", "Людей создал Бог".

3. Изучение новой темы (20 мин.)

1. Теории происхождения человека

"В древности люди объясняли свое появление мифами. В них говорилось, что боги вылепили человека из глины или он произошел от животных. Но наука, особенно после открытий Чарльза Дарвина, доказала, что человек развивался в процессе эволюции.

Давайте откроем учебник на странице 11 и прочитаем, что такое эволюция.

Соотнесите термины с определением в задании 1 в рабочем листе.

Рассмотрите портрет в задании 1. Подпишите информацию.

Читают текст учебника, отвечают: "Эволюция — это постепенное развитие живых организмов."

Выполняют задание 1 в рабочем листе:

Миф – в) Древнее сказание, объясняющее явления природы или события.

Эволюция – а) Процесс развития живых организмов путём приспособления к среде.

Хомо сапиенс – б) Человек разумный, современный вид людей.

Естественный отбор – г) Выживание наиболее приспособленных особей.

Полное имя (Чарльз Роберт Дарвин)

Годы жизни (1809–1882)

Важнейший биологический процесс, который Чарльз Дарвин объяснил в своих работах — это эволюция видов путём естественного отбора.

2. Этапы развития древних людей

"Ученые выделяют несколько видов древних людей. Давайте заполним таблицу в рабочем листе (выполните задание 3. Первый вид — австралопитек. Когда он появился и чем отличался?"

Заполняют таблицу: "Австралопитек — 6,5–1 млн лет назад, предшественник первых людей."

"Следующий этап — хомо хабилис, или "человек умелый". Чем он знаменит?"

"Он использовал простые орудия труда."

"Питекантропы уже изготавливали каменные ножи. А неандертальцы были ближе к нам по строению мозга. Кроманьонцы — это люди современного типа."

Записывают в таблицу особенности каждого вида.

3. Образ жизни древних людей

"Как жили древние люди? Они не строили городов, но умели делать орудия труда. Давайте посмотрим на иллюстрации в учебнике. Какие предметы они использовали?"

Давайте с вами разберемся в периодах каменного века. Выполните задание 5 в рабочем листе.

Рассматривают изображения, называют: "Каменные рубила, копья, костяные иглы."

Ответы учеников: Палеолит, Мезолит, Неолит.

4. Археологические находки

"Ученые находят следы древних людей. Например, в Каповой пещере есть наскальные рисунки. Как вы думаете, зачем их рисовали?"

Прочитайте внимательно каждое утверждение в задании 5 рабочего листа. Если Вы согласны с ним, напишите рядом слово "Верно". Если утверждение ошибочно, напишите

"Неверно" и исправьте ошибку, записав правильный вариант.

Предполагают: "Для ритуалов, чтобы приманить добычу."

Выполняют задание 5.

Неверно. Первобытные люди строили жилища из шкур, костей и дерева.

Верно

Верно

Неверно. Аркаим построен из дерева и глины, это поселение бронзового века.

Верно

4. Закрепление (10 мин.)

"А теперь выполните задание 5 — Прочитайте описание и угадайте артефакт:

"Фигурка женщины с амулетами, сделана из бивня мамонта 21 тыс. лет назад." (Ответ:

Венера из Костёнок)

"Древнейший мост из берёзовых брёвен без гвоздей." (Ответ: Мост у Сергиева Посада)

"Гигантская деревянная скульптура с узорами." (Ответ: Шигирский идол)

5. Рефлексия (3 мин.)

"Ребята, давайте подведем итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)."

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии: "+ узнал про эволюцию, - запоминать даты, ! что люди раньше жили так давно."

6. Домашнее задание (2 мин.)

Задание 7 в рабочем листе: Кратко запишите 3-4 предложения,

описывающие человека на изображении:

его внешность, действия и отличия от

людей нашего времени. Или

Нарисуйте, как вы представляете себе жизнь древнего человека."

Записывают задание.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: ПЕРВОБЫТНЫЕ ОХОТНИКИ И СОБИРАТЕЛИ


Класс: 5
Тип урока: Урок изучения нового материала

Учебник: Мединский В. Р., Чубарьян А. О. История. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс
Форма урока: Комбинированный (беседа, работа с учебником, задания в рабочем листе)
Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практическая работа
Технологии обучения: ИКТ (изображения орудий труда, жилищ), проблемное обучение, групповая работа
Цель урока: Сформировать представление о занятиях, образе жизни и социальной организации первобытных охотников и собирателей.
Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с основными занятиями древних людей.
  2. Изучить способы добычи огня и его значение.
  3. Развивать умение анализировать археологические находки и работать с таблицами.
  4. Воспитывать уважение к культурному наследию древности.

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

МОЯ ГРУППА В ВК

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент (2 мин.)

"Ребята, сегодня у нас необычный урок - мы с вами отправимся в увлекательное путешествие во времени! Представьте, что мы перенеслись на 30 тысяч лет назад. Вокруг нас - дремучие леса, по которым бродят стада мамонтов и шерстистых носорогов. Люди живут не в домах, как мы, а в пещерах или необычных жилищах из костей животных. Чтобы начать наше путешествие, откройте, пожалуйста, учебники на странице 17. Также приготовьте рабочие листы, которые лежат у вас на партах. Посмотрите на первые символы в задании 1 - это загадочные значки, оставленные нам древними людьми. Как вы думаете, что они могут означать?"

- Открывают учебники на указанной странице
- Достают рабочие листы
- Внимательно рассматривают символы в
задании 1
- Высказывают предположения:
• "Мне кажется, это обозначения разных видов оружия"
• "Возможно, это знаки охотничьих трофеев"
• "Я думаю, это могут быть символы разных племен"
• "А может быть, это обозначения видов деятельности: охота, рыбалка"

2. Мотивационный этап (5 мин.)

"Сейчас я предлагаю вам на минуту представить, что мы действительно оказались в каменном веке. Нет ни домов, ни магазинов, ни электричества. Кругом дикая природа и опасные животные. Как выжить в таких условиях? Почему древние люди всегда держались вместе, объединялись в группы? Давайте вместе подумаем, какие преимущества давало людям объединение. Какие трудности им приходилось преодолевать? Как вы думаете, почему охота была таким важным занятием?"

- Активно включаются в обсуждение:
• "Вместе было легче охотиться на больших животных, в одиночку это невозможно"
• "В группе проще защищаться от хищников - волков, медведей"
• "Если один не найдет еды, другие помогут"
• "Мужчины могли ходить на опасную охоту, а женщины и дети собирали ягоды и коренья - так было безопаснее"
• "Вместе можно было строить жилища и поддерживать огонь"

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Занятия первобытных людей

"Теперь давайте подробнее познакомимся с жизнью древних людей. Откройте учебник на странице 19. Посмотрите на иллюстрацию - здесь изображена охота на мамонта. Какие орудия вы видите? Обратите внимание, как организованы охотники - они действуют слаженно, как одна команда. Теперь перейдем к рабочему листу и выполним задание 2 - нам нужно соединить орудия труда с их назначением. Давайте разберем вместе: вот дубина - как вы думаете, для чего она использовалась? А каменное рубило? Чем оно отличается от дубины?"

- Внимательно изучают иллюстрацию в учебнике
- Называют увиденные орудия:
• "Копья с каменными наконечниками"
• "Дубины из толстых веток"
• "Каменные ножи"
- Затем выполняют
задание 2:
1. Дубина - B. Охота на крупного зверя
2. Каменное рубило - A. Разрубать мясо
3. Рогатина - B. Охота на крупного зверя
4. Костяной гарпун - C. Рыболовство
- Комментируют:
• "Дубина и рогатина оба использовались для охоты, но рогатина была более эффективна против крупных животных"
• "Каменное рубило было многофункциональным - им и мясо разделывали, и шкуры обрабатывали"

Использование огня

"А теперь представьте: холодная пещера, темнота, вокруг - ледяной ветер. Как древние люди справлялись с этим? Правильно, с помощью огня! Давайте прочитаем в учебнике на странице 20 о значении огня. Обратите внимание на рисунок, где показано, как люди добывали огонь. Теперь выполним задание 3 - заполним схему. Какие были способы использования огня? Давайте перечислим их по порядку. А какие вы знаете способы добычи огня в древности?"

- Читают текст, рассматривают иллюстрации
- Заполняют схему в
задании 3:
Использование огня:
1. Обогрев жилища
2. Приготовление пищи
3. Защита от хищников
4. Освещение
5. Орудие охоты
Добыча огня:
1. Сохранение природного огня
2. Трение дерева о дерево
3. Высекание искр из камней
- Отвечают:
• "Сначала люди использовали природный огонь от молний или вулканов, потом научились добывать его трением"
• "Огонь давал тепло и свет, без него было бы невозможно выжить"

Приспособление к ледниковому периоду

"Ребята, а теперь представьте, что стало еще холоднее - наступил ледниковый период! Температура упала, многие растения и животные исчезли. Как изменилась жизнь людей в этих условиях? Посмотрите на изображения жилищ в учебнике на странице 20. Чем они отличаются от обычных пещер? Теперь выполним задание 4 - заполним таблицу "Приспособления к ледниковому периоду". Давайте вместе подумаем, как люди решали проблему холода? Какие новые орудия им понадобились?"

- Заполняют таблицу в задании 4:

Изменения в природе

Как люди приспособились

Примеры орудий/жилищ

Похолодание климата

Научились строить утепленные жилища

Каркас из костей мамонта + шкуры

Появление новых животных

Создали новые виды оружия

Копья с каменными наконечниками

Необходимость укрытия

Использовали пещеры и строили дома

Шалаши с очагом внутри

- Комментируют:
• "Люди стали строить дома из костей мамонтов, потому что было очень холодно"
• "Они изобрели новые виды оружия для охоты на крупных животных ледникового периода"
• "Научились сохранять тепло с помощью очагов внутри жилищ"

Социальная организация

"Как вы думаете, почему древние люди жили не поодиночке, а группами? Давайте прочитаем в учебнике на странице 21 о роде и племени. В чем разница между этими понятиями? Кто такие старейшины и вожди? Теперь выполним задание 5 - подпишем элементы структуры и дадим определения ключевым понятиям. Как вы понимаете, что такое родовая община? Почему было важно выбирать старейшин?"

- Выполняют задание 5:
Праобщина

[ Род ] [Род ]

[Племя ] [Племя ] [ Племя ] [ Племя ]

4. Закрепление (10 мин.)

"А теперь проверим, как вы усвоили материал. Выполним задание 6 - Напишите определение напротив каждого термина.

- Выполняют задание 6:
Выполняют
задание 5:
1. Род - коллектив кровных родственников
2. Племя - объединение нескольких родов
3. Старейшина - самый опытный член рода
4. Вождь - глава племени
- Отвечают:
• "Род - это большая семья, где все помогают друг другу"
• "Племя - это несколько родов, которые живут на одной территории и говорят на одном языке"
• "Старейшина - самый мудрый человек, к которому все прислушиваются"
• "Вождь организовывал охоту и защиту племени"
• "Старейшины хранили знания и опыт поколений"

5. Рефлексия (3 мин.)

"Ребята, давайте подведем итоги нашего путешествия в каменный век. Заполните в рабочих листах: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!). Кто хочет поделиться своими впечатлениями?"

Учащиеся заполняют:
"+ узнать, как охотились на мамонтов"
"- запоминать все термины"
"! что люди строили дома из костей мамонтов"
"+ было интересно представлять жизнь в древности"
"! как много они умели делать без современных технологий"

6. Домашнее задание (2 мин.)

"Дома вам нужно выполнить задание стр. 23, вопросы 1,2,3.

Учащиеся записывают задание, задают уточняющие вопросы.



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ

Тема: "Верования и искусство"

Тип урока: Урок изучения нового материала

Учебник: Мединский В. Р., Чубарьян А. О. История. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

Форма урока: Комбинированный (беседа, работа с учебником, задания в рабочем листе)

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практическая работа

Технологии обучения: ИКТ (изображения наскальной живописи), проблемное обучение, групповая работа

Цель урока: Сформировать представление о верованиях и искусстве первобытных людей как отражении их мировоззрения

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с основными верованиями первобытных людей (анимизм, тотемизм, магия)
  2. Изучить особенности первобытного искусства и его назначение
  3. Развивать умение анализировать археологические артефакты и работать с историческими источниками
  4. Воспитывать уважение к культурному наследию древности

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

МОЯ ГРУППА В ВК

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент (2 мин.)

"Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в мир первобытных верований и искусства! Посмотрите на эти загадочные изображения из пещеры Альтамира. Как вы думаете, что хотели передать древние люди этими рисунками? Откройте учебники на странице 22 и приготовьте рабочие листы. Посмотрите на задание 1 в рабочем листе - какие ассоциации у вас вызывают эти изображения?"

Записывают тему урока: «Верования и искусство»

- Открывают учебники
- Рассматривают изображения
- Высказывают предположения:
• "Это сцены охоты"
• "Возможно, ритуальные изображения"
• "Может быть, это тотемы племен"

2. Мотивационный этап (5 мин.)

"Представьте, что вы живете 20 тысяч лет назад. Вас окружает полная загадок природа - гром, молнии, смена времен года. Как древние люди объясняли эти явления? Почему они начали создавать рисунки в пещерах? Давайте вместе подумаем, какие верования могли возникнуть у первобытных людей и как они отражались в их искусстве."

- Высказывают предположения:
• "Они верили в духов природы"
• "Рисунки могли быть частью магических ритуалов"
• "Через искусство передавали знания"

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Знания первобытных людей (задание 2)

"Давайте изучим, какие знания были у древних людей. Откройте учебник на странице 24. Как они использовали наблюдения за природой? Теперь выполним задание 2 - соединим знания первобытных людей с их применением. Например, как использовалось различение следов животных?"

- Выполняют задание 2:
• Различение следов → Для охоты
• Наблюдение за небесными телами → Для календаря
• Использование растений → Для медицины
- Комментируют: "Они были внимательными наблюдателями природы"

Верования (задание 3)

"Теперь познакомимся с верованиями. Анимизм - Вера в то, что у всего в природе есть душа.

(Пример: первобытные люди считали, что деревья, реки и горы обладают душой, как и человек.)

Тотем - Животное-предок, от которого вел свой род племя.

(Пример: племя могло считать медведя или волка своим прародителем и поклоняться ему.)

Магия - Колдовские обряды для влияния на духов.

(Пример: шаманы использовали заклинания и ритуалы, чтобы вызвать дождь или обеспечить

удачную охоту.)

Святилище - Место, где проводили религиозные ритуалы.

(Пример: древние люди совершали обряды в священных рощах или у каменных алтарей.)Прочитайте в учебнике на странице 24 о анимизме и тотемизме. В чем их особенности? Выполним задание 3 - соединим понятия с определениями. Что такое анимизм? Как вы понимаете тотем?"

- Выполняют задание 3:
1. Анимизм → б) Вера в души природы
2. Тотем → а) Животное-предок
3. Магия → в) Колдовские обряды
4. Святилище → г) Место ритуалов
- Приводят примеры: "Медведь как тотем племени"

Ритуалы (задание 4)

"Представьте, что вы шаман первобытного племени. Как бы вы провели обряд для удачной охоты? Задание 4 предлагает описать такой ритуал. Какие предметы бы использовали? Как участвовало бы племя?"

- Выполняют задание 4:
• Описывают обряд с костром и танцами
• Упоминают шаманский бубен, ритуальные маски
• Описывают участие охотников в ритуале
- Пример: "Мы бы танцевали вокруг изображения зверя"

Религия (задание 5 и 6)

Первобытные люди хоронили умерших с вещами, потому что верили в загробную жизнь, где

душа продолжает существовать и нуждается в привычных предметах (орудиях труда, оружии,

еде). Это помогало умершему «жить» в другом мире так же, как на земле.

Солнце и гром считались проявлениями деятельности духов или богов. Например:

Солнце могло восприниматься как могущественный дух, дающий свет и тепло.

Гром и молния — как гнев духов неба.

Шаманы были важны для племени, так как они:

Общались с духами, прося помощи (например, в удачной охоте или исцелении).

Проводили обряды и магические ритуалы для защиты племени.

Объясняли природные явления и поддерживали порядок в общине через веру.

Задание 5 - Дополните предложения.

Так зародилась религия. Давайте запишем что такое религия в задании 6.

Слушают учителя и выполняют задание 5.

Записывают определение.

Религия — вера в богов, духов, в сверхъестественные силы и поклонение им.

4. Закрепление (10 мин.)

Задание 7 - исправьте ошибки в тексте о первобытном искусстве. Какие краски на самом деле использовали?""Теперь проверим наши знания!

Задание 8 - решите кроссворд по теме урока. Первое слово: пещера в России с рисунками мамонтов. Второе: материал для рисования из костра. Кто готов ответить?"

- Выполняют задание 7:
• Исправляют: "Использовали не только черную, но и красную, желтую краски"
• "Рисовали в основном животных, а не пейзажи"
• "Рисунки найдены не только во Франции, но и в Испании, России"
- Называют: "Охра, уголь, мел как материалы"

- Решают кроссворд (задание 8):
1. Капова
2. Уголь
3. Живопись
4. Альтамира
5. Бизон
6. Охра
- Обсуждают: "Капова пещера - наше национальное достояние"

5. Рефлексия (3 мин.)

"Ребята, давайте подведем итоги. Заполните: что вам понравилось (+), что было сложным (-), что удивило (!). Кто хочет поделиться?"

Заполняют:
"+ узнал про шаманские обряды"
"- запомнить все термины"
"! что рисункам 17 тысяч лет"
"+ как люди объясняли природу"

6. Домашнее задание (2 мин.)

Выучить определение «Религия» и нарисуйте свой вариант наскального рисунка с пояснением, что бы вы изобразили и почему."

Записывают задание, уточняют.



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ

Тема: Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла

Класс: 5

Учебник: Мединский В. Р., Чубарьян А. О. История. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Комбинированный урок с элементами практической работы

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический

Технологии обучения: Проблемное обучение, дифференцированный подход

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о переходе от присваивающего хозяйства к производящему и его последствиях для развития человеческого общества.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

Познакомить учащихся с причинами перехода от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство).

Изучить технологические достижения эпохи неолита: изобретение плуга, гончарного круга, ткацкого станка, колеса.

Проанализировать социальные изменения: переход от родовой к соседской общине, возникновение имущественного неравенства.

Развивающие:

Развивать умение работать с историческими источниками (текст учебника, иллюстрации, рабочий лист).

Формировать навыки сравнения (присваивающее vs. производящее хозяйство), анализа причинно-следственных связей.

Совершенствовать коммуникативные навыки через обсуждение и групповые задания.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду древних людей, чьи изобретения легли в основу современной цивилизации.

Формировать понимание важности сотрудничества (на примере общинной организации труда).

Поощрять критическое мышление при оценке последствий социального неравенства.

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

МОЯ ГРУППА В ВК

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.)

"Добрый день, юные историки! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в эпоху, когда человечество сделало огромный шаг вперед. Но сначала давайте проверим готовность: у всех ли есть учебник на странице 29, рабочий лист и ручки?"

"Прекрасно! Обратите внимание на доску - здесь мы будем фиксировать важные термины сегодняшнего урока."

Учащиеся проверяют наличие материалов, открывают учебники на указанной странице.

Готовятся к записи новых терминов.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

"Представьте, что вы живете 10 тысяч лет назад. Каждый день - это борьба за выживание: утром собираете ягоды и коренья, днем охотитесь, вечером делите скудную добычу со всей общиной. Но однажды вы заметили удивительную вещь: зерна, случайно упавшие в землю у вашего жилища, дали всходы! А пойманные вами детеныши животных не только выжили, но и подросли. Как вы думаете, какие мысли могли возникнуть у древних людей?"

"Да, совершенно верно! Это наблюдение изменило весь ход человеческой истории. Сегодня мы узнаем, как именно."

Задание 1: "Откройте рабочие листы. Прочитайте три факта о жизни древних людей. Как вы думаете, какая главная тема объединяет эти факты? Давайте вместе проанализируем."

"Правильно! Это переход от собирательства к земледелию, от охоты - к скотоводству, появление первых ремесел. Запишите тему в тетрадь: 'Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла'."

Учащиеся высказывают предположения:

  • "Можно специально сажать зерна и выращивать растения"
  • "Можно держать животных рядом с жилищем и не охотиться"

"Это надежнее, чем искать пищу каждый день"

Учащиеся выполняют задание 1:

"Главная тема: как древние люди научились выращивать растения, приручать животных и создавать орудия труда."

3. Изучение новой темы (26 мин.)

Задание 2: "Теперь обратимся к тексту с пропусками. Чтобы заполнить их, нам нужно внимательно изучить материал учебника на страницах 29-30. Обратите особое внимание на изменения климата и изобретения мезолита."

С отступлением ледника климат на Земле стал близким к ________________________. В

период мезолита человек изобрел ________________________ и ________________________ для

охоты, а также ________________________ для ловли рыбы. Около 10 тысяч лет назад

начался ________________________, что означает «новый каменный век».

Выполняют задание 2:

"С отступлением ледника климат на Земле стал близким к современному. В период мезолита человек изобрел лук и стрелы для охоты, а также сеть для ловли рыбы. Около 10 тысяч лет назад начался неолит, что означает 'новый каменный век'."

Задание 3: "Сейчас мы заполним таблицу, сравнивая два типа хозяйства. Давайте вспомним: чем занимались люди при присваивающем хозяйстве? А что появилось в производящем?"

"Отлично! Теперь запишем это в таблицу. Обратите внимание, как изменился образ жизни людей."

Задание 4: "Перед вами четыре великих изобретения древности. Давайте вместе подумаем, как каждое из них изменило жизнь людей. Например, деревянный плуг - что он позволил делать?"

Заполняют таблицу задания 3:

Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство

1. Основано на охоте и собирательстве
2. Зависит от природы
3. Кочевой образ жизни

1. Основано на земледелии и скотоводстве
2. Самостоятельное производство
3. Оседлый образ жизни

Выполняют задание 4:

"A) Улучшение качества керамики - гончарный круг
B) Возможность перевозить грузы -
колесо
C) Освоение твердых почв -
деревянный плуг
D) Замена одежды из шкур -
ткацкий станок"

Задание 5: "А теперь представьте себя древним ремесленником. Может быть, вы гончар, который только что изобрел гончарный круг? Или ткач, создающий первую ткань? Напишите небольшой рассказ от первого лица, используя предложенные слова."

"Какие интересные истории у вас получаются! Кто хочет зачитать свой рассказ?"

Задание 6: Лента времени "Век металлов"

"Ребята, представьте, что мы с вами - археологи, которые обнаружили древние артефакты из разных эпох. Нам нужно правильно определить их возраст. Для этого давайте создадим ленту времени освоения металлов."

"Обратите внимание на три важных периода: медный век, бронзовый век и железный век. Каждый из них - это целая эпоха в развитии человечества. Давайте вместе вспомним, чем они отличались и почему переход от камня к металлу был таким важным."

"Медь люди начали использовать первой - она мягкая, ее легко обрабатывать. Но представьте разочарование древних мастеров, когда их медные ножи гнулись! Тогда они догадались смешивать медь с другими металлами - так появилась бронза, более прочная. А железо и вовсе произвело революцию - оно было тверже и доступнее."

Задание 7: Три важнейших изобретения

"Сейчас я предлагаю вам стать советом древних мудрецов. Представьте, что вам нужно выбрать всего три изобретения, которые больше всего повлияли на жизнь вашей общины. Какие бы вы выбрали и почему?"

"Давайте подумаем вместе. Вот перед нами гончарный круг - он позволяет делать прочную посуду для хранения зерна. А вот деревянный плуг - с ним можно обрабатывать твердые почвы и получать большие урожаи. А это ткацкий станок - он дает возможность создавать удобную одежду вместо звериных шкур."

"Каждое из этих изобретений по-своему изменило жизнь людей. Но если бы вам пришлось выбрать только три самых важных, какие бы это были? Обоснуйте свой выбор, представив, как бы вы объяснили его старейшинам племени."

Задание 8: Причины перехода к соседской общине

"Давайте перенесемся в древнее поселение. Раньше все здесь работали сообща - земля была общей, урожай делили поровну. Но теперь все изменилось. Почему? Давайте разберемся."

"Представьте семью, которая особенно усердно трудилась на своем участке. Их урожай больше, чем у других. Они начинают обменивать излишки на скот или орудия труда. Постепенно они становятся богаче. А что происходит с теми, кто работал менее усердно?"

"Теперь давайте подумаем о земле. Когда ее обрабатывают мотыгами, нужен коллективный труд. Но с появлением плуга одна семья может обрабатывать свой участок. Нужна ли теперь общая земля?"

"И наконец, представьте вождя или старейшину. Они распределяют ресурсы, руководят работами. Со временем они начинают получать лучшую долю. Как это меняет отношения в общине?"

Пример выполнения задания 5:

"Я - гончар Орик. Каждое утро я беру мягкую глину и леплю из нее горшки на специальном круге. Вчера я обменял свои лучшие кувшины на шерсть для ткани у соседнего племени. Теперь наша община сможет шить новую одежду!"

Учащиеся заполняют ленту времени:

Период

Временные рамки

Характеристика

Медный век (Энеолит)

4-е тысячелетие до н.э.

Первое использование металла, мягкие орудия

Бронзовый век

3-2-е тысячелетия до н.э.

Сплав меди с оловом, более прочные инструменты

Железный век

2-е тысячелетие до н.э.

Прочные орудия, массовое распространение

Примерные ответы учащихся:

  1. Железный плуг - "Он позволяет обрабатывать твердые почвы и получать больше урожая, что означает сытость для всей общины."
  2. Колесо - "С повозками мы можем перевозить тяжелые грузы на большие расстояния и торговать с другими племенами."
  3. Гончарный круг - "Качественная посуда нужна для хранения зерна и приготовления пищи, это основа нашего быта."

Дополнительные варианты от учащихся: "Я бы добавил ткацкий станок, потому что..."

Учащиеся перечисляют причины:

  1. Развитие земледелия и скотоводства - "Каждая семья могла самостоятельно вести хозяйство на своем участке благодаря новым орудиям труда."
  2. Появление излишков продуктов - "Возможность накапливать и обменивать излишки уменьшила зависимость от коллективного труда."
  3. Имущественное неравенство - "Накопление богатств (зерно, скот, орудия) привело к социальному расслоению."

Дополнительные комментарии: "Вожди и старейшины стали получать больше благ, их власть стала передаваться по наследству..."

4. Закрепление (4 мин.)

Задание 9: "Давайте проверим, как вы поняли материал о родовой и соседской общинах. Прочитайте утверждения и отметьте их верность. Обсудим спорные моменты."

"Почему вы считаете, что излишки продуктов вели к равенству? Давайте разберем этот вопрос подробнее."

Выполняют задание 9:

"В родовой общине земля была общей.
Соседская община появилась раньше родовой.

Излишки продуктов вели к равенству всех семей.
"

Объяснение: "Излишки привели к неравенству, так как некоторые семьи накапливали больше богатств."

5. Рефлексия (3 мин.)

"Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Заполните таблицу рефлексии: что вам особенно понравилось (+), что вызвало трудности (-), что удивило или заставило задуматься (!)."

"Спасибо за активную работу! Вы сегодня были настоящими исследователями древней истории."

Примеры ответов:

  • "+ Понравилось писать рассказ от лица ремесленника"
  • "- Трудно запомнить хронологию металлов"
  • "! Удивило, как быстро изменилась жизнь с появлением земледелия"

6. Домашнее задание (2 мин.)

"Домашнее задание будет двухуровневым:
1) Для всех: ответить на вопросы после параграфа в учебнике.
2) По желанию: подготовить небольшое сообщение (3-4 предложения) о том, как одно из изученных сегодня изобретений повлияло на жизнь древних людей."

"У кого есть вопросы по домашнему заданию?"

Учащиеся записывают задание, некоторые уточняют:

"Можно ли сделать сообщение не письменно, а в виде рисунка с пояснениями?"

"Какие именно вопросы нужно отвечать?"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

План- конспект урока 6 класс по учебнику Афанасьевой О.В. "I go to school"

План - конспект урока для 6 класс по убнику Английский язык 6 класс: учебн.для общеобразовательных учреждений/ Афанасьева О.В., Михеева И.В. - М: Дрофа 2003, глава 5Урок введение новой темы, введение ...

План-конспект открытого комбинированного урока по физике в 9 классе. Тема урока "Динамика свободных колебаний».

Разработка комбинированного урока, по освоению новых знаний. Урок проводился в рамках школьного семинара "Современные педагогические технологии как условия формирования социальных и коммуникативн...

План-конспект и материалы урока по Истории России п.4 в 6 классе

Материал включает План-конспект урока на тему «Восточные славяне в древности» (п.4 учебник Е.В. Пчёлов, П.В. Лукин «История России с древнейших времен до начала XVΙ века&ra...

План-конспект и материалы урока по Истории России п.5-6 в 6 классе

Материал включает План-конспект 2 уроков на тему «Образование государства Русь» (п.5-6 учебник Е.В. Пчёлов, П.В. Лукин «История России с древнейших времен до начала XV...