План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (6 класс)

План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 6 классе

Тема: Католическая Церковь и духовенство

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Комбинированный урок

Методы: Словесный, наглядный, практический, проблемный

Технологии обучения: Проблемное обучение, дифференцированный подход

Цель урока: Формирование представления о структуре, роли и влиянии католической Церкви в средневековом обществе

Задачи урока:

  • Обучающая: Познакомить учащихся с особенностями католической Церкви, её структурой, различиями с православной Церковью
  • Развивающая: Развивать умения анализировать исторические документы, сравнивать, делать выводы
  • Воспитательная: Формировать толерантное отношение к различным религиозным традициям

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

МОЯ ГРУППА В ВК

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент (2 мин.)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение Средневековья и познакомимся с одной из самых влиятельных сил того времени - католической Церковью. Откройте тетради, запишите число и тему урока: "Католическая Церковь и духовенство".

Учащиеся готовятся к уроку, открывают тетради, записывают дату и тему урока.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

Прежде чем мы начнем изучать новую тему, я предлагаю вам выполнить первое задание из рабочего листа. Выполните задание 1: перед вами три фрагмента текста. Прочитайте их и определите главную тему сегодняшнего урока. Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня?

Учащиеся читают фрагменты:

  1. "Этот человек носил тиару и жил в Риме, его власть распространялась на все католические страны"
  2. "Они освобождались от налогов, проводили богослужения на латыни и могли отлучить даже короля от Церкви"
  3. "Белое и чёрное — так делились эти служители, одни жили среди людей, другие — в монастырях"

Предполагаемые ответы: "Речь идет о папе римском", "О католических священниках", "О духовенстве и Церкви".

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Правильно, сегодня мы будем говорить о католической Церкви и духовенстве. После раскола 1054 года христианская Церковь разделилась на две ветви - православную и католическую. Давайте вместе разберемся, чем они отличались. Откройте учебник на странице 85, посмотрите на схему различий. Обратите внимание на язык богослужения, отношение к браку священников, причащение мирян.

Учащиеся открывают учебник, изучают схему различий между католической и православной Церковью.

А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили эти различия. Выполните задание 2: в тексте допущены 5 исторических ошибок, связанных с различиями между католической и православной Церковью. Найдите и исправьте их. Работайте в парах.

Учащиеся работают в парах, находят и исправляют ошибки в тексте:

1. Католическая Церковь использовала латынь, а не греческий
2. Католическим священникам запрещалось создавать семью
3. Папа римский считал себя высшим авторитетом, а не решения Вселенских соборов
4. В католической Церкви миряне причащались только хлебом
5. Патриарх не претендовал на единоличную власть

Молодцы! Теперь поговорим подробнее о структуре католической Церкви. Духовенство делилось на белое (священники, жившие среди людей) и черное (монахи, удалившиеся от мира). Монахи объединялись в монашеские ордена, давали обет бедности, послушания и безбрачия. Глава монастыря назывался аббат. Отличительным знаком монаха была тонзура - выстриженный круг на голове. Выполните задание 3: вставьте пропущенные термины.

Учащиеся заполняют пропуски в тексте:

1. Служители католической Церкви назывались духовенство (или клир).
2. Обет безбрачия давали представители
белого и чёрного духовенства.
3. Монахи объединялись в
монашеские ордена.
4. Налог на содержание Церкви назывался
церковная десятина.
5. Глава монастыря -
аббат.
6. Выстриженный круг на голове монаха -
тонзура.
7. Высший церковный суд осуществлял
церковный суд.
8. Распоряжения папы римского назывались
буллы.

Папа римский имел огромную власть в средневековой Европе. Он мог отлучить от Церкви даже короля! Представьте, какое это было мощное оружие - отлучение означало, что вассалы больше не обязаны были подчиняться своему сеньору. Кроме духовных методов влияния, папа использовал политические и экономические. Давайте прочитаем п.3 стр. 88. Выполните задание 4: заполните таблицу "Методы влияния папы римского".

Учащиеся заполняют таблицу:

Метод влияния

Пример из текста

Последствия

Духовный

Отлучение от Церкви

Освобождение вассалов от клятвы верности, политическая изоляция

Политический

Право отлучать даже королей

Подчинение светской власти церковной

Экономический

Продажа индульгенций

Дополнительный источник доходов, усиление влияния

Не все в средневековом обществе были довольны Церковью. Некоторые люди критиковали богатство и власть духовенства, создавали свои учения, которые Церковь называла ересями. Для борьбы с еретиками была создана инквизиция - специальный церковный суд. Самыми известными еретиками были альбигойцы в Южной Франции. Против них даже организовали крестовый поход - Альбигойские войны. Выполните задание 5: дайте определения терминам.

Учащиеся дают определения:

Инквизиция - церковный суд для борьбы с еретиками через допросы, пытки и казни.
Альбигойцы - участники еретического движения в Южной Франции, выступавшие против власти и богатства Церкви.
Нищенствующие ордена - монашеские объединения (францисканцы, доминиканцы), жившие в бедности и занимавшиеся проповедями.
Церковная десятина - обязательный налог в размере 10% от дохода, выплачиваемый Церкви.
Ересь - религиозное учение, противоречащее официальной церковной доктрине.

"А теперь, ребята, давайте проверим, насколько внимательно вы слушали и как хорошо усвоили материал о борьбе Церкви с инакомыслием. Сейчас мы выполним задание 6 из вашего рабочего листа.

Вам нужно отметить галочкой только верные утверждения. Давайте не торопиться и вспомнить ключевые факты.

Первое утверждение: «Альбигойцы поддерживали церковную десятину». Так ли это? Мы с вами говорили, что альбигойцы — это еретическое движение, которое как раз резко критиковало Церковь за её богатства и выступало против церковных налогов. Они считали, что истинные христиане должны жить в бедности. Так что это утверждение неверное.

Второе: «Инквизиция использовала пытки для допросов». Абсолютно верно. Мы обсуждали, что инквизиторы были образованными богословами и юристами, но их методы были суровыми. Они стремились любыми способами добиться признания и покаяния, и для этого применяли безжалостные пытки. Это утверждение правильное, ставьте галочку.

Третье утверждение: «Францисканцы жили в роскошных монастырях». А вот это как раз полная противоположность истине. Основатель францисканцев, Франциск Ассизский, раздал всё своё состояние и призвал своих последователей жить в бедности, носить простую одежду из грубого сукна и существовать на подаяния, помогая людям. Их даже называли «нищенствующим орденом». Так что это утверждение неверное.

Четвертое: «Доминиканцы участвовали в борьбе с еретиками». Это чистая правда. Если францисканцы больше занимались проповедью и помощью бедным, то доминиканцы стали главными интеллектуалами Церкви и именно им было поручено ведение дел инквизиции. Их даже прозвали «псами Господними» за их рвение в поиске еретиков. Смело отмечайте это как верное утверждение.

И наконец, пятое: «Еретики одобряли богатство Церкви». Конечно же, нет! Это было главной причиной их критики. Они обвиняли Церковь в том, что она забыла заветы Христа о бедности и смирении, накопила огромные богатства и землю, и тем самым погрязла в грехе. Так что это утверждение абсолютно неверное.

Выполните задание 6: отметьте верные утверждения.

Учащиеся отмечают верные утверждения:

Верные утверждения: 2, 4

4. Закрепление (10 мин.)

Теперь давайте закрепим полученные знания. Выполните задание 7: по описанию угадайте, о ком или о чем идет речь.

Учащиеся угадывают:

"Носили грубую одежду, помогали бедным" — францисканцы
"Судили еретиков, применяли пытки" —
инквизиция
"Отказывались платить налоги Церкви" —
альбигойцы

5. Рефлексия (3 мин.)

"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)."

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии.

6. Домашнее задание (2 мин.)

Дома прочитайте §8 в учебнике и ответьте на вопросы в конце параграфа. Дополнительное задание: подготовьте небольшое сообщение об одном из монашеских орденов (францисканцах или доминиканцах).

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме "Рождество и новый год"

Конспект урока составлен по требованиям ФГОС для учащихся 3-го класса по УМК Гальсковой Н.В. и Гез Н.В. В конспекте представлен подробный материал по теме "Рождество и Новый год", традиции Германии. У...

План-конспект открытого урока по теме "World Major Religions", учебник "English X", авт. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева (углубленное изучение)

Урок построен по технологии деятельностного метода. Деятельностная цель- формирование у учащихся  способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей...

План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 12 уроку 6 класса "Крестовые походы" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 12 уроку 6 класса "Крестовые походы" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...