План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (6 класс)
План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 108.8 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории в 6 классе
Тема: Католическая Церковь и духовенство
Тип урока: Урок изучения нового материала
Форма урока: Комбинированный урок
Методы: Словесный, наглядный, практический, проблемный
Технологии обучения: Проблемное обучение, дифференцированный подход
Цель урока: Формирование представления о структуре, роли и влиянии католической Церкви в средневековом обществе
Задачи урока:
- Обучающая: Познакомить учащихся с особенностями католической Церкви, её структурой, различиями с православной Церковью
- Развивающая: Развивать умения анализировать исторические документы, сравнивать, делать выводы
- Воспитательная: Формировать толерантное отношение к различным религиозным традициям
Ссылки на материалы:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||
1. Организационный момент (2 мин.) | |||||||||||||
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение Средневековья и познакомимся с одной из самых влиятельных сил того времени - католической Церковью. Откройте тетради, запишите число и тему урока: "Католическая Церковь и духовенство". | Учащиеся готовятся к уроку, открывают тетради, записывают дату и тему урока. | ||||||||||||
2. Мотивационный этап (5 мин.) | |||||||||||||
Прежде чем мы начнем изучать новую тему, я предлагаю вам выполнить первое задание из рабочего листа. Выполните задание 1: перед вами три фрагмента текста. Прочитайте их и определите главную тему сегодняшнего урока. Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня? | Учащиеся читают фрагменты:
Предполагаемые ответы: "Речь идет о папе римском", "О католических священниках", "О духовенстве и Церкви". | ||||||||||||
3. Изучение новой темы (20 мин.) | |||||||||||||
Правильно, сегодня мы будем говорить о католической Церкви и духовенстве. После раскола 1054 года христианская Церковь разделилась на две ветви - православную и католическую. Давайте вместе разберемся, чем они отличались. Откройте учебник на странице 85, посмотрите на схему различий. Обратите внимание на язык богослужения, отношение к браку священников, причащение мирян. | Учащиеся открывают учебник, изучают схему различий между католической и православной Церковью. | ||||||||||||
А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили эти различия. Выполните задание 2: в тексте допущены 5 исторических ошибок, связанных с различиями между католической и православной Церковью. Найдите и исправьте их. Работайте в парах. | Учащиеся работают в парах, находят и исправляют ошибки в тексте: 1. Католическая Церковь использовала латынь, а не греческий | ||||||||||||
Молодцы! Теперь поговорим подробнее о структуре католической Церкви. Духовенство делилось на белое (священники, жившие среди людей) и черное (монахи, удалившиеся от мира). Монахи объединялись в монашеские ордена, давали обет бедности, послушания и безбрачия. Глава монастыря назывался аббат. Отличительным знаком монаха была тонзура - выстриженный круг на голове. Выполните задание 3: вставьте пропущенные термины. | Учащиеся заполняют пропуски в тексте: 1. Служители католической Церкви назывались духовенство (или клир). | ||||||||||||
Папа римский имел огромную власть в средневековой Европе. Он мог отлучить от Церкви даже короля! Представьте, какое это было мощное оружие - отлучение означало, что вассалы больше не обязаны были подчиняться своему сеньору. Кроме духовных методов влияния, папа использовал политические и экономические. Давайте прочитаем п.3 стр. 88. Выполните задание 4: заполните таблицу "Методы влияния папы римского". | Учащиеся заполняют таблицу:
| ||||||||||||
Не все в средневековом обществе были довольны Церковью. Некоторые люди критиковали богатство и власть духовенства, создавали свои учения, которые Церковь называла ересями. Для борьбы с еретиками была создана инквизиция - специальный церковный суд. Самыми известными еретиками были альбигойцы в Южной Франции. Против них даже организовали крестовый поход - Альбигойские войны. Выполните задание 5: дайте определения терминам. | Учащиеся дают определения: Инквизиция - церковный суд для борьбы с еретиками через допросы, пытки и казни. | ||||||||||||
"А теперь, ребята, давайте проверим, насколько внимательно вы слушали и как хорошо усвоили материал о борьбе Церкви с инакомыслием. Сейчас мы выполним задание 6 из вашего рабочего листа. Вам нужно отметить галочкой только верные утверждения. Давайте не торопиться и вспомнить ключевые факты. Первое утверждение: «Альбигойцы поддерживали церковную десятину». Так ли это? Мы с вами говорили, что альбигойцы — это еретическое движение, которое как раз резко критиковало Церковь за её богатства и выступало против церковных налогов. Они считали, что истинные христиане должны жить в бедности. Так что это утверждение неверное. Второе: «Инквизиция использовала пытки для допросов». Абсолютно верно. Мы обсуждали, что инквизиторы были образованными богословами и юристами, но их методы были суровыми. Они стремились любыми способами добиться признания и покаяния, и для этого применяли безжалостные пытки. Это утверждение правильное, ставьте галочку. Третье утверждение: «Францисканцы жили в роскошных монастырях». А вот это как раз полная противоположность истине. Основатель францисканцев, Франциск Ассизский, раздал всё своё состояние и призвал своих последователей жить в бедности, носить простую одежду из грубого сукна и существовать на подаяния, помогая людям. Их даже называли «нищенствующим орденом». Так что это утверждение неверное. Четвертое: «Доминиканцы участвовали в борьбе с еретиками». Это чистая правда. Если францисканцы больше занимались проповедью и помощью бедным, то доминиканцы стали главными интеллектуалами Церкви и именно им было поручено ведение дел инквизиции. Их даже прозвали «псами Господними» за их рвение в поиске еретиков. Смело отмечайте это как верное утверждение. И наконец, пятое: «Еретики одобряли богатство Церкви». Конечно же, нет! Это было главной причиной их критики. Они обвиняли Церковь в том, что она забыла заветы Христа о бедности и смирении, накопила огромные богатства и землю, и тем самым погрязла в грехе. Так что это утверждение абсолютно неверное. Выполните задание 6: отметьте верные утверждения. | Учащиеся отмечают верные утверждения: Верные утверждения: 2, 4 ✔ | ||||||||||||
4. Закрепление (10 мин.) | |||||||||||||
Теперь давайте закрепим полученные знания. Выполните задание 7: по описанию угадайте, о ком или о чем идет речь. | Учащиеся угадывают: "Носили грубую одежду, помогали бедным" — францисканцы | ||||||||||||
5. Рефлексия (3 мин.) | |||||||||||||
"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)." | Учащиеся заполняют таблицу рефлексии. | ||||||||||||
6. Домашнее задание (2 мин.) | |||||||||||||
Дома прочитайте §8 в учебнике и ответьте на вопросы в конце параграфа. Дополнительное задание: подготовьте небольшое сообщение об одном из монашеских орденов (францисканцах или доминиканцах). | Учащиеся записывают домашнее задание. | ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме "Рождество и новый год"
Конспект урока составлен по требованиям ФГОС для учащихся 3-го класса по УМК Гальсковой Н.В. и Гез Н.В. В конспекте представлен подробный материал по теме "Рождество и Новый год", традиции Германии. У...
План-конспект открытого урока по теме "World Major Religions", учебник "English X", авт. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева (углубленное изучение)
Урок построен по технологии деятельностного метода. Деятельностная цель- формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей...
План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 12 уроку 6 класса "Крестовые походы" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 12 уроку 6 класса "Крестовые походы" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...