План-конспект 7 класс урок 43 (Часть 2) "Завершение эпохи Ивана Грозного" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (7 класс)
План-конспект 7 класс урок 43 (Часть 2) "Завершение эпохи Ивана Грозного" к новому учебнику В.Р. Мединского
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 120.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ
Тема: Завершение эпохи Ивана Грозного
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с элементами повторения и закрепления)
Форма урока: беседа, работа с текстом учебника, заполнение рабочего листа, групповая дискуссия.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.
Технологии обучения: проблемное обучение, технология развития критического мышления, ИКТ (визуализация).
Цель урока: сформировать у учащихся представление о ключевых событиях и итогах последнего периода правления Ивана IV Грозного, оценить противоречивость его личности и эпохи.
Задачи урока:
- Образовательные: определить причины и последствия династического кризиса; проанализировать итоги Ливонской войны; изучить начало покорения Сибири Ермаком; охарактеризовать социально-экономическое положение страны к 1584 г.
- Развивающие: развивать умение работать с историческими источниками, текстом учебника, анализировать и систематизировать информацию, заполнять схемы и таблицы.
- Воспитательные: способствовать формированию интереса к отечественной истории, осмыслению ценности человеческой жизни и трагических последствий деспотической власти.
- Ссылки на материалы:
- РАБОЧИЙ ЛИСТ
- МОЯ ГРУППА В ВК
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник истории, тетрадь, ручка и рабочий лист по теме "Завершение эпохи Ивана Грозного". Сегодня мы завершаем изучение этой противоречивой эпохи. | Учащиеся приветствуют учителя, организуют рабочее место, проверяют наличие материалов. |
2. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (5 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Посмотрите на доску. Здесь две даты: 1581 год и 1584 год. Что связывает эти даты с Иваном Грозным? Первая — смерть его старшего сына и наследника. Вторая — смерть самого царя. Между этими датами — всего три года, но это время стало настоящим финалом целой эпохи. Эпохи, которая началась с прогрессивных реформ, продолжилась ужасами опричнины, а завершилась... Чем? Поражением в войне? Началом покорения новых земель? Династическим кризисом? Сегодня мы вместе найдем ответ. Запишите тему урока: "Завершение эпохи Ивана Грозного". | Учащиеся слушают учителя, включаются в проблемную ситуацию. Записывают тему урока в тетрадь. |
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ (20 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Рассказ учителя (Часть 1: Начало покорения Сибири). В последние годы своего правления, когда Россия терпела неудачи на западе, на востоке произошло событие огромной важности. В середине XVI века богатые купцы Строгановы получили от царя земли по реке Каме и за Уралом. Их главным врагом стал хан Кучум, который перестал платить дань Москве. Строгановы не могли справиться с ним сами и призвали на помощь вольных казаков с Волги во главе с атаманом Ермаком. В 1581 году (по другим данным — в 1582) небольшой отряд Ермака, всего 750 человек, двинулся за Урал. У них было преимущество — огнестрельное оружие (пищали и пушки), которого не было у войск Кучума. Кроме того, местные народы, угнетаемые татарами, были готовы поддержать русских. После побед у Чувашева мыса и столицы ханства Кашлыка началось присоединение Сибири к России. А теперь, используя мой рассказ и учебник (страницы 70, 71), откройте рабочий лист и выполните задание 1 — установите соответствие между событиями и их последствиями. | Учащиеся слушают учителя. Читают учебник на стр. 70-71. Выполняют задание 1 в рабочем листе. Примерные ответы: |
Рассказ учителя (Часть 2: Термины эпохи). Чтобы лучше понимать события того времени, нужно знать ключевые термины. Например, острог — это не тюрьма, как может показаться сейчас, а деревянная крепость на границах, которую строили для защиты новых земель. Пищаль — это старинное огнестрельное ружье или небольшая пушка, главное оружие казаков Ермака. Атаман — выборный предводитель у казаков, а данник — человек или народ, который вынужден платить дань более сильному правителю. Теперь перейдите к заданию 2 в рабочем листе и дайте определения этим терминам. | Учащиеся слушают учителя. Выполняют задание 2 в рабочем листе. Примерные ответы: |
Рассказ учителя (Часть 3: Факторы успеха Ермака). Как вы думаете, почему малочисленный отряд Ермака смог одержать победу над целым ханством? Давайте разберем факторы. Ясно, что это не численное превосходство — у казаков было всего 750 человек, а у Кучума — тысячи воинов. И не знание местности — казаки были там впервые. Ключевыми стали три фактора: огнестрельное оружие (пищали и пушки), поддержка местных народов, которые были недовольны властью Кучума, и помощь Строгановых, которые обеспечили отряд оружием, продовольствием и ладьями. Конница Кучума, наоборот, была его преимуществом. Исходя из этого, выполните задание 3 в рабочем листе — отметьте факторы, способствовавшие успеху Ермака. | Учащиеся слушают учителя. Выполняют задание 3 в рабочем листе. Примерные ответы: |
Рассказ учителя (Часть 4: Личная драма царя и его семья). Теперь перенесемся в Москву. Личная жизнь Ивана Грозного была трагичной и запутанной. Он женился 5 или даже 7 раз, хотя церковь разрешала только три брака. Многие его жены умирали или были насильно пострижены в монахини. Из его детей почти все дочери и двое сыновей умерли в младенчестве. Главной надеждой был старший сын Иван, но он погиб в 1581 году при загадочных обстоятельствах. После него наследниками остались слабый здоровьем Фёдор и младенец Дмитрий от последней жены. Это создало угрозу династического кризиса. Используя эту информацию и учебник (стр. 71-72), заполните схему в задании 4 рабочего листа. Рассказ учителя (Часть 5: Эмоции и итоги эпохи). Давайте представим себе эмоции царя в последние годы. После смерти сына — это было глубокое горе, раскаяние и отчаяние. Он рыдал и сделал огромный вклад в монастырь на помин души Ивана. При рождении Дмитрия — слабая надежда на продолжение династии, омраченная тем, что это был младенец. В день своей смерти (18 марта 1584 г.), который ему предсказали волхвы, он сначала не верил, чувствовал себя хорошо, играл в шахматы. Но с заходом солнца внезапно ослабел и умер. Так закончилась жизнь грозного царя. | Учащиеся слушают учителя. Читают учебник на стр. 71. Выполняют задание 4 в рабочем листе. Примерные ответы: Учащиеся слушают учителя. Выполняют задание 5 и задание 6 в рабочем листе. Примерные ответы (задание 5): |
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (10 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
А каковы итоги всей его эпохи? Они противоречивы. С одной стороны — создание приказов, земские соборы, расширение границ (Поволжье, начало освоения Сибири), развитие торговли, книгопечатание. С другой — опричный террор, массовые казни, разорение земель, закрепощение крестьян и проигранная Ливонская война. А теперь выполните два последних задания в рабочем листе. Задание 6 — распределите явления эпохи на положительные и отрицательные итоги. И ПЕРЕХОДИМ К ЗАДАНИЮ 7. Оцените значимость различных аспектов правления Ивана IV по шкале от 1 до 10: | Примерные ответы (задание 6): Оценивают правление. Обсуждаем. |
5. РЕФЛЕКСИЯ (3 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа или в тетради: что вам понравилось на уроке или было интересным (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)". | Учащиеся заполняют таблицу рефлексии. |
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Обязательное: Прочитать параграф учебника о завершении эпохи Ивана Грозного. В тетради письменно ответить на вопрос: "Почему правление Ивана IV считается противоречивым?" (Использовать не менее 3-х аргументов "за" и 3-х "против"). | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 6 класс урок 39 "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 6 класс урок 39 "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 42 "Завершение эпохи Ивана Грозного" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 42 "Завершение эпохи Ивана Грозного" к новому учебнику В.Р. Мединского...