План-конспект 7 класс урок 43 (Часть 2) "Завершение эпохи Ивана Грозного" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (7 класс)

План-конспект 7 класс урок 43 (Часть 2) "Завершение эпохи Ивана Грозного" к новому учебнику В.Р. Мединского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 43._chast2_zavershenie_epohi_ivana_groznogo.docx120.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ

Тема: Завершение эпохи Ивана Грозного

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с элементами повторения и закрепления)

Форма урока: беседа, работа с текстом учебника, заполнение рабочего листа, групповая дискуссия.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

Технологии обучения: проблемное обучение, технология развития критического мышления, ИКТ (визуализация).

Цель урока: сформировать у учащихся представление о ключевых событиях и итогах последнего периода правления Ивана IV Грозного, оценить противоречивость его личности и эпохи.

Задачи урока:

  • Образовательные: определить причины и последствия династического кризиса; проанализировать итоги Ливонской войны; изучить начало покорения Сибири Ермаком; охарактеризовать социально-экономическое положение страны к 1584 г.
  • Развивающие: развивать умение работать с историческими источниками, текстом учебника, анализировать и систематизировать информацию, заполнять схемы и таблицы.
  • Воспитательные: способствовать формированию интереса к отечественной истории, осмыслению ценности человеческой жизни и трагических последствий деспотической власти.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник истории, тетрадь, ручка и рабочий лист по теме "Завершение эпохи Ивана Грозного". Сегодня мы завершаем изучение этой противоречивой эпохи.

Учащиеся приветствуют учителя, организуют рабочее место, проверяют наличие материалов.

2. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Посмотрите на доску. Здесь две даты: 1581 год и 1584 год. Что связывает эти даты с Иваном Грозным? Первая — смерть его старшего сына и наследника. Вторая — смерть самого царя. Между этими датами — всего три года, но это время стало настоящим финалом целой эпохи. Эпохи, которая началась с прогрессивных реформ, продолжилась ужасами опричнины, а завершилась... Чем? Поражением в войне? Началом покорения новых земель? Династическим кризисом? Сегодня мы вместе найдем ответ. Запишите тему урока: "Завершение эпохи Ивана Грозного".

Учащиеся слушают учителя, включаются в проблемную ситуацию. Записывают тему урока в тетрадь.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ (20 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Рассказ учителя (Часть 1: Начало покорения Сибири).

В последние годы своего правления, когда Россия терпела неудачи на западе, на востоке произошло событие огромной важности. В середине XVI века богатые купцы Строгановы получили от царя земли по реке Каме и за Уралом. Их главным врагом стал хан Кучум, который перестал платить дань Москве. Строгановы не могли справиться с ним сами и призвали на помощь вольных казаков с Волги во главе с атаманом Ермаком. В 1581 году (по другим данным — в 1582) небольшой отряд Ермака, всего 750 человек, двинулся за Урал. У них было преимущество — огнестрельное оружие (пищали и пушки), которого не было у войск Кучума. Кроме того, местные народы, угнетаемые татарами, были готовы поддержать русских. После побед у Чувашева мыса и столицы ханства Кашлыка началось присоединение Сибири к России.

А теперь, используя мой рассказ и учебник (страницы 70, 71), откройте рабочий лист и выполните задание 1 — установите соответствие между событиями и их последствиями.

Учащиеся слушают учителя.

Читают учебник на стр. 70-71.

Выполняют задание 1 в рабочем листе.

Примерные ответы:
1. Отказ Кучума платить дань → Организация военной экспедиции.
2. Обращение Строгановых к Ермаку → Начало похода за Урал.
3. Победы при Чувашевом мысу и Кашлыке → Присоединение Сибири к России.
4. Гибель Ермака → Продолжение колонизации царскими воеводами
.

Рассказ учителя (Часть 2: Термины эпохи).

Чтобы лучше понимать события того времени, нужно знать ключевые термины. Например, острог — это не тюрьма, как может показаться сейчас, а деревянная крепость на границах, которую строили для защиты новых земель. Пищаль — это старинное огнестрельное ружье или небольшая пушка, главное оружие казаков Ермака. Атаман — выборный предводитель у казаков, а данник — человек или народ, который вынужден платить дань более сильному правителю.

Теперь перейдите к заданию 2 в рабочем листе и дайте определения этим терминам.

Учащиеся слушают учителя.

Выполняют задание 2 в рабочем листе.

Примерные ответы:
Острог — деревянная крепость, укреплённый пункт на границах.
Данник — человек или народ, выплачивающий дань.
Атаман — выборный руководитель, предводитель у казаков.
Пищаль — старинное русское огнестрельное оружие.

Рассказ учителя (Часть 3: Факторы успеха Ермака).

Как вы думаете, почему малочисленный отряд Ермака смог одержать победу над целым ханством? Давайте разберем факторы. Ясно, что это не численное превосходство — у казаков было всего 750 человек, а у Кучума — тысячи воинов. И не знание местности — казаки были там впервые. Ключевыми стали три фактора: огнестрельное оружие (пищали и пушки), поддержка местных народов, которые были недовольны властью Кучума, и помощь Строгановых, которые обеспечили отряд оружием, продовольствием и ладьями. Конница Кучума, наоборот, была его преимуществом.

Исходя из этого, выполните задание 3 в рабочем листе — отметьте факторы, способствовавшие успеху Ермака.

Учащиеся слушают учителя.

Выполняют задание 3 в рабочем листе.

Примерные ответы:
Верно:
Огнестрельное оружие, Поддержка местных народов, Помощь Строгановых.
Неверно: Численное превосходство, Знание местности, Конница Кучума.

Рассказ учителя (Часть 4: Личная драма царя и его семья).

Теперь перенесемся в Москву. Личная жизнь Ивана Грозного была трагичной и запутанной. Он женился 5 или даже 7 раз, хотя церковь разрешала только три брака. Многие его жены умирали или были насильно пострижены в монахини. Из его детей почти все дочери и двое сыновей умерли в младенчестве. Главной надеждой был старший сын Иван, но он погиб в 1581 году при загадочных обстоятельствах. После него наследниками остались слабый здоровьем Фёдор и младенец Дмитрий от последней жены. Это создало угрозу династического кризиса.

Используя эту информацию и учебник (стр. 71-72), заполните схему в задании 4 рабочего листа.

Рассказ учителя (Часть 5: Эмоции и итоги эпохи).

Давайте представим себе эмоции царя в последние годы. После смерти сына — это было глубокое горе, раскаяние и отчаяние. Он рыдал и сделал огромный вклад в монастырь на помин души Ивана. При рождении Дмитрия — слабая надежда на продолжение династии, омраченная тем, что это был младенец. В день своей смерти (18 марта 1584 г.), который ему предсказали волхвы, он сначала не верил, чувствовал себя хорошо, играл в шахматы. Но с заходом солнца внезапно ослабел и умер. Так закончилась жизнь грозного царя.

Учащиеся слушают учителя.

Читают учебник на стр. 71.

Выполняют задание 4 в рабочем листе.

Примерные ответы:
Жены: 5 или 7 раз.
Дети: Выжившие — Фёдор, Дмитрий. Умершие в младенчестве — все дочери и двое сыновей. Погибший наследник — царевич Иван.
Наследники престола: Фёдор, Дмитрий.

Учащиеся слушают учителя.

Выполняют задание 5 и задание 6 в рабочем листе.

Примерные ответы (задание 5):
После смерти сына: Глубокое горе, раскаяние, отчаяние. Царь рыдал и плакал.
При рождении Дмитрия: Надежда на нового наследника, продолжение династии.
В день предсказанной смерти: Сначала — спокойствие, неверие. Затем — внезапный страх и слабость.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (10 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

А каковы итоги всей его эпохи? Они противоречивы. С одной стороны — создание приказов, земские соборы, расширение границ (Поволжье, начало освоения Сибири), развитие торговли, книгопечатание. С другой — опричный террор, массовые казни, разорение земель, закрепощение крестьян и проигранная Ливонская война.

А теперь выполните два последних задания в рабочем листе. Задание 6 — распределите явления эпохи на положительные и отрицательные итоги.

И ПЕРЕХОДИМ К ЗАДАНИЮ 7. Оцените значимость различных аспектов правления Ивана IV по

шкале от 1 до 10:

Примерные ответы (задание 6):
Положительные итоги: Создание приказного аппарата, Введение Земских соборов, Расширение границ России, Развитие морской торговли, Введение книгопечатания.
Отрицательные итоги: Массовые казни и опалы, Начало закрепощения крестьян, Разорение русских земель.

Оценивают правление. Обсуждаем.

5. РЕФЛЕКСИЯ (3 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа или в тетради: что вам понравилось на уроке или было интересным (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)".

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Обязательное: Прочитать параграф учебника о завершении эпохи Ивана Грозного. В тетради письменно ответить на вопрос: "Почему правление Ивана IV считается противоречивым?" (Использовать не менее 3-х аргументов "за" и 3-х "против").

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 39 "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 39  "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 42 "Завершение эпохи Ивана Грозного" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 42 "Завершение эпохи Ивана Грозного" к новому учебнику В.Р. Мединского...