План-конспект 6 класс урок 44 "Политическая раздробленность Руси" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект занятия по истории (6 класс)
План-конспект 6 класс урок 44 "Политическая раздробленность Руси" к новому учебнику В.Р. Мединского
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 94.49 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории в 6 классе
ТЕМА УРОКА: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ»
Класс:6 класс
Тип урока: Урок изучения нового материала
Форма урока: Комбинированный урок с элементами проблемного обучения
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, практический
Технологии обучения: Проблемное обучение, дифференцированный подход, работа в группах
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о причинах, сущности и последствиях политической раздробленности на Руси
Задачи урока:
- Раскрыть причины политической раздробленности Руси
- Охарактеризовать особенности периода раздробленности
- Проанализировать положительные и отрицательные последствия раздробленности
- Познакомить с особенностями развития отдельных русских земель
- Развивать умения работать с историческими источниками и картами
Ссылки на материалы:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 МИНУТЫ)
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
Добрый день, ребята! Садитесь, пожалуйста. Проверьте свою готовность к уроку. У каждого на парте должен быть учебник истории, рабочая тетрадь и рабочий лист по теме "Политическая раздробленность Руси". Сегодня мы изучаем важный поворотный момент в истории Древней Руси. Мы будем говорить о времени, когда единое государство начало распадаться на отдельные княжества. Этот период длился почти три столетия и во многом определил дальнейшее развитие русских земель. Откройте учебники на странице 66, параграф 13. Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока. | Учащиеся приветствуют учителя, организуют рабочее место. Проверяют наличие учебных материалов. Открывают учебники на странице 66. Записывают дату и тему урока в тетради. | |
2. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (5 МИНУТ)
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Посмотрите на главный вопрос параграфа в учебнике на стр. 66: "Почему государство Русь распалось на отдельные земли?" Это действительно ключевой вопрос сегодняшнего урока. После периода относительного единства при Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе Великом Русь вступила в новую эпоху. Летописец с горечью записал: "Раздрася вся Русская земля" - вся Русская земля разодралась, распалась. Но был ли этот распад случайностью? Или за ним стояли глубокие причины? Сегодня мы с вами будем разбираться в этом вопросе, как настоящие историки-исследователи. Для начала давайте определим, о каком историческом процессе идет речь. Возьмите рабочие листы и выполните задание 1. Проанализируйте два исторических факта и определите, к какому процессу они относятся. | Читают главный вопрос параграфа в учебнике. Открывают рабочие листы, находят задание 1. Выполняют задание 1, анализируют факты. Записывают ответ в рабочем листе. 1ЗАДАНИЕ 1 (рабочий лист) Прочитайте исторические факты и определите, какому крупному процессу в истории Руси они соответствуют. Факт 1: Появились местные княжеские династии — в Чернигове, Переяславле, Ростове. Факт 2: Киевский князь постепенно терял власть над другими землями. Правильный ответ: |
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ (20 МИНУТ)
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Итак, мы говорим о политической раздробленности. Это период с 1132 года (смерть Мстислава Великого) до конца XV века. Почти 300 лет Русь существовала не как единое государство, а как совокупность самостоятельных княжеств. Давайте разберемся в причинах этого явления. Историки выделяют три группы причин: политические, экономические и социальные. Главная политическая причина - отсутствие четкого порядка престолонаследия. Князья постоянно спорили за власть. Экономические причины связаны с развитием вотчин - крупных наследственных земельных владений. В них господствовало натуральное хозяйство, когда все необходимое производилось на месте, не было нужды в торговле с другими землями. Теперь закрепим эти знания. Выполните задание 2 в рабочем листе. Заполните схему причин раздробленности по трем уровням: политические, экономические, социальные. | 2ЗАДАНИЕ 2 (рабочий лист) Заполните пустые ячейки в схеме, указав причины политической раздробленности Руси. Политические причины: Слушают объяснение учителя, следят по учебнику стр. 67. Читают в учебнике о причинах раздробленности. Выполняют задание 2, заполняют схему причин. Работают в парах, обсуждают ответы. |
Интересно, что несмотря на политический распад, русские земли сохраняли много общего. Люди продолжали считать себя частью Руси, сохраняли общую веру, язык, законы. Киев еще долго оставался духовной столицей, а киевский князь носил почетный титул "князь всея Руси". Православная церковь, Русская Правда, общие культурные традиции - все это объединяло разрозненные земли. Давайте это систематизируем. Выполните задание 3. Заполните таблицу: что разъединяло русские земли в период раздробленности и что продолжало их объединять. | 3ЗАДАНИЕ 3 (рабочий лист) Заполните таблицу, указав, что разъединяло земли, а что их продолжало объединять. Что разъединяло: Читают в учебнике о сохранении единства (стр. 67). Выполняют задание 3, заполняют таблицу. Обсуждают: что было сильнее - факторы разъединения или единства? |
Раздробленность имела и положительные, и отрицательные последствия. С одной стороны, начался бурный рост городов, развитие местных культурных центров, экономический подъем в отдельных землях. С другой стороны, постоянные княжеские усобицы ослабляли Русь. Князья часто воевали друг с другом, а для этого даже нанимали половцев. Это привело к упадку военной мощи. Яркий пример - поход новгород-северского князя Игоря Святославича в 1185 году. В одиночку он не смог противостоять половцам, был разгромлен и попал в плен. Раньше, при Мономахе, такие походы были общерусскими и успешными. Проанализируем последствия. Задание 4: отметьте "+" положительные последствия, "-" отрицательные. Задание 5: найдите пример неудачного похода князя Игоря и объясните его значение. Читают в учебнике о последствиях раздробленности (стр. 68-69). Выполняют задания 4 и 5. Обсуждают пример похода Игоря Святославича. | 4ЗАДАНИЕ 4 (рабочий лист) Отметьте каждое последствие знаком "+" (положительное) или "-" (отрицательное). Бурный подъём экономической жизни на местах → + 5ЗАДАНИЕ 5 (рабочий лист) 1. Выпишите имя князя и дату неудачного похода. 1. Князь: Игорь Святославич |
Разные русские земли развивались по-разному. У каждой были свои особенности управления. Давайте познакомимся с основными землями. Во Владимиро-Суздальской земле князья имели сильную, почти неограниченную власть. В Новгороде сложилось вечевое устройство - своеобразная республика. В Галицкой земле князьям приходилось делить власть с могущественным боярством. А Полоцкая земля раньше других обособилась от Киева. Закрепим эти знания. Выполните задание 6: установите соответствие между названием земли и её характеристикой. | 6ЗАДАНИЕ 6 (рабочий лист) Установите соответствие между названием земли и её характеристикой. Новгородская земля → Республиканское вечевое устройство Читают в учебнике о русских землях (стр. 69). Выполняют задание 6. Работают с картой русских земель. |
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (10 МИНУТ)
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Теперь применим полученные знания на практике. Выполним творческое задание для закрепления. Работа в группах по 3-4 человека. Составьте "Историческую справку" для музейной экспозиции о периоде раздробленности. В справке должны быть: 1) определение раздробленности, 2) три главные причины, 3) два положительных и два отрицательных последствия, 4) пример одной земли с её особенностями. Используйте материалы учебника и выполненные задания. Будьте кратки, но информативны - как настоящие историки! | Объединяются в группы по 3-4 человека. Составляют "Историческую справку". Используют материалы урока. Представляют результаты работы. Пример справки: |
5. РЕФЛЕКСИЯ (3 МИНУТЫ)
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Подведем итоги урока. Политическая раздробленность была закономерным этапом развития Древней Руси, через который прошли многие средневековые государства. Заполните рефлексию в рабочем листе или тетради: + что понравилось на уроке, - что было сложным, ! что удивило или заставило задуматься. Теперь мы можем ответить на главный вопрос урока: Русь распалась из-за сочетания политических, экономических и социальных причин. Это не было катастрофой, а стало новым этапом развития. | Заполняют рефлексию. Отвечают на главный вопрос урока. Записывают выводы в тетрадь. Пример рефлексии: |
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 МИНУТЫ)
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Обязательная часть: | Записывают домашнее задание. Выбирают творческое задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 6 класс урок 42 "Урок повторения, обобщения по теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 6 класс урок 42 "Урок повторения, обобщения по теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединск...
План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского...