План-конспект 6 класс урок 44 "Политическая раздробленность Руси" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект занятия по истории (6 класс)

План-конспект 6 класс урок 44 "Политическая раздробленность Руси" к новому учебнику В.Р. Мединского

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 6 классе

ТЕМА УРОКА: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ»

Класс:6 класс

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Комбинированный урок с элементами проблемного обучения

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, практический

Технологии обучения: Проблемное обучение, дифференцированный подход, работа в группах

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о причинах, сущности и последствиях политической раздробленности на Руси

Задачи урока:

  • Раскрыть причины политической раздробленности Руси
  • Охарактеризовать особенности периода раздробленности
  • Проанализировать положительные и отрицательные последствия раздробленности
  • Познакомить с особенностями развития отдельных русских земель
  • Развивать умения работать с историческими источниками и картами

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

МОЯ ГРУППА В ВК

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 МИНУТЫ)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Добрый день, ребята! Садитесь, пожалуйста. Проверьте свою готовность к уроку. У каждого на парте должен быть учебник истории, рабочая тетрадь и рабочий лист по теме "Политическая раздробленность Руси".

Сегодня мы изучаем важный поворотный момент в истории Древней Руси. Мы будем говорить о времени, когда единое государство начало распадаться на отдельные княжества. Этот период длился почти три столетия и во многом определил дальнейшее развитие русских земель.

Откройте учебники на странице 66, параграф 13. Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.

Учащиеся приветствуют учителя, организуют рабочее место.

Проверяют наличие учебных материалов.

Открывают учебники на странице 66.

Записывают дату и тему урока в тетради.

2. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (5 МИНУТ)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Посмотрите на главный вопрос параграфа в учебнике на стр. 66: "Почему государство Русь распалось на отдельные земли?" Это действительно ключевой вопрос сегодняшнего урока.

После периода относительного единства при Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе Великом Русь вступила в новую эпоху. Летописец с горечью записал: "Раздрася вся Русская земля" - вся Русская земля разодралась, распалась.

Но был ли этот распад случайностью? Или за ним стояли глубокие причины? Сегодня мы с вами будем разбираться в этом вопросе, как настоящие историки-исследователи.

Для начала давайте определим, о каком историческом процессе идет речь. Возьмите рабочие листы и выполните задание 1. Проанализируйте два исторических факта и определите, к какому процессу они относятся.

Читают главный вопрос параграфа в учебнике.

Открывают рабочие листы, находят задание 1.

Выполняют задание 1, анализируют факты.

Записывают ответ в рабочем листе.

1ЗАДАНИЕ 1 (рабочий лист)

Прочитайте исторические факты и определите, какому крупному процессу в истории Руси они соответствуют.

Факт 1: Появились местные княжеские династии — в Чернигове, Переяславле, Ростове.

Факт 2: Киевский князь постепенно терял власть над другими землями.

Правильный ответ:
Политическая раздробленность Руси

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ (20 МИНУТ)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Итак, мы говорим о политической раздробленности. Это период с 1132 года (смерть Мстислава Великого) до конца XV века. Почти 300 лет Русь существовала не как единое государство, а как совокупность самостоятельных княжеств.

Давайте разберемся в причинах этого явления. Историки выделяют три группы причин: политические, экономические и социальные. Главная политическая причина - отсутствие четкого порядка престолонаследия. Князья постоянно спорили за власть.

Экономические причины связаны с развитием вотчин - крупных наследственных земельных владений. В них господствовало натуральное хозяйство, когда все необходимое производилось на месте, не было нужды в торговле с другими землями.

Теперь закрепим эти знания. Выполните задание 2 в рабочем листе. Заполните схему причин раздробленности по трем уровням: политические, экономические, социальные.

2ЗАДАНИЕ 2 (рабочий лист)

Заполните пустые ячейки в схеме, указав причины политической раздробленности Руси.

Политические причины:
• Отсутствие строгого порядка престолонаследия
• Решение Любечского съезда "Каждый держит отчину свою"
• Разрастание династии Рюриковичей

Экономические причины:
• Развитие вотчин
• Господство натурального хозяйства
• Упадок торгового пути "из варяг в греки"

Социальные причины:
• Формирование слоя местных бояр-вотчинников
• Закрепление интересов боярства на местах

Слушают объяснение учителя, следят по учебнику стр. 67.

Читают в учебнике о причинах раздробленности.

Выполняют задание 2, заполняют схему причин.

Работают в парах, обсуждают ответы.

Интересно, что несмотря на политический распад, русские земли сохраняли много общего. Люди продолжали считать себя частью Руси, сохраняли общую веру, язык, законы.

Киев еще долго оставался духовной столицей, а киевский князь носил почетный титул "князь всея Руси". Православная церковь, Русская Правда, общие культурные традиции - все это объединяло разрозненные земли.

Давайте это систематизируем. Выполните задание 3. Заполните таблицу: что разъединяло русские земли в период раздробленности и что продолжало их объединять.

3ЗАДАНИЕ 3 (рабочий лист)

Заполните таблицу, указав, что разъединяло земли, а что их продолжало объединять.

Что разъединяло:
1. Политическая независимость княжеств
2. Собственные княжеские династии
3. Местные дружины и управление
4. Экономическая самостоятельность

Что объединяло:
1. Общее название - Русь, Русская земля
2. Единая православная церковь
3. Общий язык и культура
4. Законы Русской Правды
5. Общая историческая память

Читают в учебнике о сохранении единства (стр. 67).

Выполняют задание 3, заполняют таблицу.

Обсуждают: что было сильнее - факторы разъединения или единства?

Раздробленность имела и положительные, и отрицательные последствия. С одной стороны, начался бурный рост городов, развитие местных культурных центров, экономический подъем в отдельных землях.

С другой стороны, постоянные княжеские усобицы ослабляли Русь. Князья часто воевали друг с другом, а для этого даже нанимали половцев. Это привело к упадку военной мощи.

Яркий пример - поход новгород-северского князя Игоря Святославича в 1185 году. В одиночку он не смог противостоять половцам, был разгромлен и попал в плен. Раньше, при Мономахе, такие походы были общерусскими и успешными.

Проанализируем последствия. Задание 4: отметьте "+" положительные последствия, "-" отрицательные.

Задание 5: найдите пример неудачного похода князя Игоря и объясните его значение.

Читают в учебнике о последствиях раздробленности (стр. 68-69).

Выполняют задания 4 и 5.

Обсуждают пример похода Игоря Святославича.

4ЗАДАНИЕ 4 (рабочий лист)

Отметьте каждое последствие знаком "+" (положительное) или "-" (отрицательное).

Бурный подъём экономической жизни на местах → +
Жестокие усобицы князей →
-
Ускоренный рост городов →
+
Развитие местных культурных центров →
+
Упадок военной мощи Руси →
-
Усиление междоусобных войн →
-
Использование вражды князей кочевниками →
-

5ЗАДАНИЕ 5 (рабочий лист)

1. Выпишите имя князя и дату неудачного похода.
2. Объясните, почему это пример отрицательных последствий раздробленности.

1. Князь: Игорь Святославич
Дата: 1185 год

2. Объяснение: Этот пример показывает, как раздробленность ослабила оборону Руси. Раньше князья выступали против половцев объединенными силами. Теперь отдельный князь, даже храбрый, не мог противостоять кочевникам в одиночку. Разобщенность привела к военной слабости.

Разные русские земли развивались по-разному. У каждой были свои особенности управления. Давайте познакомимся с основными землями.

Во Владимиро-Суздальской земле князья имели сильную, почти неограниченную власть. В Новгороде сложилось вечевое устройство - своеобразная республика. В Галицкой земле князьям приходилось делить власть с могущественным боярством. А Полоцкая земля раньше других обособилась от Киева.

Закрепим эти знания. Выполните задание 6: установите соответствие между названием земли и её характеристикой.

6ЗАДАНИЕ 6 (рабочий лист)

Установите соответствие между названием земли и её характеристикой.

Новгородская земля → Республиканское вечевое устройство
Галицкая земля →
Власть князя ограничена боярами
Владимиро-Суздальская земля →
Неограниченная власть князя
Полоцкая земля →
Раннее обособление от Киева

Читают в учебнике о русских землях (стр. 69).

Выполняют задание 6.

Работают с картой русских земель.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (10 МИНУТ)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Теперь применим полученные знания на практике. Выполним творческое задание для закрепления.

Работа в группах по 3-4 человека. Составьте "Историческую справку" для музейной экспозиции о периоде раздробленности. В справке должны быть: 1) определение раздробленности, 2) три главные причины, 3) два положительных и два отрицательных последствия, 4) пример одной земли с её особенностями.

Используйте материалы учебника и выполненные задания. Будьте кратки, но информативны - как настоящие историки!

Объединяются в группы по 3-4 человека.

Составляют "Историческую справку".

Используют материалы урока.

Представляют результаты работы.

Пример справки:
1. Раздробленность - распад Руси на отдельные княжества (1132-конец XV в.)
2. Причины: нет порядка престолонаследия, вотчины, местное боярство
3. Плюсы: рост городов, развитие культуры
4. Минусы: усобицы, слабая оборона
5. Пример: Новгород - вечевая республика

5. РЕФЛЕКСИЯ (3 МИНУТЫ)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Подведем итоги урока. Политическая раздробленность была закономерным этапом развития Древней Руси, через который прошли многие средневековые государства.

Заполните рефлексию в рабочем листе или тетради: + что понравилось на уроке, - что было сложным, ! что удивило или заставило задуматься.

Теперь мы можем ответить на главный вопрос урока: Русь распалась из-за сочетания политических, экономических и социальных причин. Это не было катастрофой, а стало новым этапом развития.

Заполняют рефлексию.

Отвечают на главный вопрос урока.

Записывают выводы в тетрадь.

Пример рефлексии:
+ Интересно было работать в группах
- Сложно запомнить все особенности земель
! Удивило, что раздробленность длилась 300 лет

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 МИНУТЫ)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обязательная часть:
1. Прочитать параграф 13 (стр. 66-70)
2. Ответить на вопросы 1-4 на стр. 70

Творческая часть (на выбор):
1. Составить кроссворд из 10 терминов по теме
2. Написать мини-сочинение "Один день в удельном княжестве"

Записывают домашнее задание.

Выбирают творческое задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 42 "Урок повторения, обобщения по теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 42 "Урок повторения, обобщения по теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединск...

План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского...