План-конспект 6 класс урок 39 "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (6 класс)
План-конспект 6 класс урок 39 "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 90.51 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории в 6 классе
Тема: "Наследники Ярослава Мудрого"
Класс: 6
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-исследование с элементами дискуссии
Методы: проблемный, частично-поисковый, аналитический, наглядный
Технологии обучения: проблемное обучение, ИКТ (интерактивные схемы, визуализация), дифференцированный подход, групповая работа
Цель урока: сформировать представление о процессе политической раздробленности Руси после смерти Ярослава Мудрого, его причинах, ключевых событиях и последствиях для развития государства.
Задачи урока:
- Познакомить с основными событиями периода 1054–1132 гг.: княжескими съездами, созданием Правды Ярославичей, лествичным порядком престолонаследия.
- Проанализировать экономические и политические причины раздробленности: упадок торгового пути "из варяг в греки", рост вотчинного землевладения, ослабление власти Киева.
- Охарактеризовать значение решений Любечского съезда (1097 г.) как попытки прекратить усобицы и её двойственных последствий для единства Руси.
- Развивать умения работать с историческими источниками (Русская Правда, летописные цитаты), анализировать схемы, сравнивать системы управления, устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитывать понимание ценности государственного единства, критическое осмысление исторических решений и их долгосрочных последствий.
Ссылки на материалы:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 МИН.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
2. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (5 МИН.)
Деятельность учителя «Представьте, что умер могучий и мудрый правитель, который почти 40 лет держал Русь в едином кулаке. Что происходит в государстве после этого? Начинается борьба за власть. И сегодня мы узнаем, как сложилась судьба сыновей Ярослава и всей Руси после 1054 года. Первый шаг — понять, о какой эпохе пойдет речь». ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ: Откройте рабочий лист и выполните задание 1. Прочитайте описание и впишите тему урока в пустую строку. | Деятельность ученика Примерный ответ ученика: |
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ (20 МИН.)
Деятельность учителя РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ (Часть 1: Почему Русь стала меняться?): «Давайте представим экономику Руси как живой организм. Главной "артерией" был знаменитый путь "из варяг в греки" — он приносил князьям и купцам огромные доходы. Но в XI веке эту "артерию" словно пережали. С одной стороны, в Европе появились новые, более удобные маршруты на Восток. С другой — в южных степях участились нападения кочевых племён на торговые караваны. Деньги из торговли стали иссякать. Что делать знати, привыкшей к богатству? Искать новые источники дохода! И они нашли их под ногами — в земле. Князья и их старшие дружинники (бояре) начинают обзаводиться обширными земельными владениями — вотчинами. Это не просто участки земли — это целые хозяйства с деревнями, полями, лесами, которые работали на своего хозяина и передавались по наследству. Теперь богатство измерялось не только золотом из походов, а количеством земли и зависимых крестьян. Это был тихий, но очень важный переворот!» ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ: Теперь выполним задание 2 из рабочего листа. Вам нужно восстановить логику текста, вставив пропущенные термины. Вспомните, о чём я только что рассказала: что начало приходить в упадок? кто угрожал? что стали создавать князья? Проверяем задание 2. Посмотрите на задание 3. Вам необходимо найти лишнее слова и вычеркнуть их. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ (Часть 2: Лествица — благое намерение или причина смуты?): «Ярослав Мудрый прекрасно понимал, что после его смерти сыновья могут передраться за киевский "золотой стол". Чтобы этого не случилось, он придумал мудрую, как ему казалось, систему — "лествицу", или лестничный порядок. Вся Русская земля считалась общим достоянием всего огромного рода Рюриковичей. Престолы в городах — это "ступеньки". Самая высокая ступень — Киев. Если умирал великий князь киевский, на его место поднимался не его сын, а следующий по старшинству брат. Все остальные князья тоже сдвигались на ступеньку вверх, переезжая в более значительный город. Такой порядок должен был гарантировать мир и справедливость. Но в реальности он оказался минным полем. Представьте себя молодым князем: вы годами ждёте, пока дядя или старший брат освободит желанный город, а потом видите, как его занимает другой родственник. Соблазн решить вопрос силой был слишком велик. Система начала давать сбои почти сразу». ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ: А теперь выполните задания, связанные с этой системой. Сначала задание 4 — сформулируйте своими словами, что такое лествичный порядок. А затем, в задании 5, станьте "архитекторами" этой системы — постройте наглядную схему-лестницу наследования по завещанию Ярослава. Работайте с учебником на стр. 51. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ (Часть 3: От слов к делу: съезды и законы): «Войны между князьями стали бедствием для простых людей: горели деревни, гибли люди, разрушалась торговля. На этом фоне активизировались внешние враги — степные кочевники. В конце концов, сами князья устали от бесконечной вражды. В 1097 году они собрались в Любече на семейный совет. Картина, которую описывает летопись, очень драматична: князья, внуки Ярослава, говорят друг другу: "Зачем мы губим Русскую землю, устраивая между собой распри?". И они принимают историческое решение: "Пусть каждый держит отчину свою". Это значило отказ от лествицы. Отныне земля, доставшаяся от отца, становится наследственной собственностью его детей. С одной стороны, это попытка остановить войны. С другой — это признание того, что Русь уже не единое целое, а совокупность отдельных княжеств-вотчин. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ: А в задании 6 восстановите цепочку событий — что было причиной, а что следствием? Чтобы как-то регулировать жизнь в этой новой реальности, князья занимаются и законами. Сыновья Ярослава создают "Правду Ярославичей" — новый свод законов. Давайте прочитаем стр. 52». | Деятельность ученика
Слушают рассказ учителя. Записывают определение. 4. Лествичный порядок — система передачи власти на Руси, при которой княжеские престолы переходят не от отца к сыну, а по старшинству среди представителей всего рода Рюриковичей, заставляя князей последовательно "подниматься" по лестнице городов. Творческое задание, рисуют порядок наследования. Слушают учителя. Выполняют задание 6 в рабочем листе. 6. Хронологический порядок: 1) Усобицы между князьями → 2) Набеги кочевников на Русь → 3) Любечский съезд (1097 г.) → 4) Съезд в Уветичах (1100 г.) → 5) Совместный поход против кочевников. |
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (10 МИН.)
Деятельность учителя «Мы с вами разобрали два ключевых "проекта" устройства Руси XI века: лествицу Ярослава и решения Любечского съезда. Давайте теперь сравним их как две политические модели. Что каждая из них считала главным принципом? Как представляла себе власть Киева? И к каким проблемам в итоге приводила? Это поможет нам сделать важный вывод о судьбе древнерусского государства». ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ: Выполните задание 7 — заполните сравнительную таблицу, используя все наши сегодняшние рассуждения. А затем, в задании 8, попробуйте себя в роли историка-исследователя. Проанализируйте знаменитую фразу с Любечского съезда по предложенному плану. Работайте в парах, можете обсуждать свои варианты ответов. | Деятельность ученика Ответы на задания 7 и 8:
|
5. РЕФЛЕКСИЯ (3 МИН.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика Пример заполнения ученика: |
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 МИН.)
Деятельность учителя Домашнее задание: | Деятельность ученика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 6 класс урок 38 "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 6 класс урок 38 "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского...