План-конспект 6 класс урок 39 "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (6 класс)

План-конспект 6 класс урок 39  "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 6 классе

Тема: "Наследники Ярослава Мудрого"
Класс: 6
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-исследование с элементами дискуссии
Методы: проблемный, частично-поисковый, аналитический, наглядный
Технологии обучения: проблемное обучение, ИКТ (интерактивные схемы, визуализация), дифференцированный подход, групповая работа

Цель урока: сформировать представление о процессе политической раздробленности Руси после смерти Ярослава Мудрого, его причинах, ключевых событиях и последствиях для развития государства.

Задачи урока:

  • Познакомить с основными событиями периода 1054–1132 гг.: княжескими съездами, созданием Правды Ярославичей, лествичным порядком престолонаследия.
  • Проанализировать экономические и политические причины раздробленности: упадок торгового пути "из варяг в греки", рост вотчинного землевладения, ослабление власти Киева.
  • Охарактеризовать значение решений Любечского съезда (1097 г.) как попытки прекратить усобицы и её двойственных последствий для единства Руси.
  • Развивать умения работать с историческими источниками (Русская Правда, летописные цитаты), анализировать схемы, сравнивать системы управления, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитывать понимание ценности государственного единства, критическое осмысление исторических решений и их долгосрочных последствий.

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

МОЯ ГРУППА В ВК

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 МИН.)

Деятельность учителя
«Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверим готовность к уроку: на столе у вас должен лежать учебник истории, рабочая тетрадь и
рабочий. Сегодня мы отправимся в увлекательное, но непростое время – Русь XI – начала XII века, когда великокняжеская власть ослабела, а потомки Ярослава Мудрого вступили в долгую борьбу за власть».

Деятельность ученика
Ученики приветствуют учителя, садятся. Готовят учебники, тетради, рабочий лист. Настраиваются на работу.

2. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (5 МИН.)

Деятельность учителя

«Представьте, что умер могучий и мудрый правитель, который почти 40 лет держал Русь в едином кулаке. Что происходит в государстве после этого? Начинается борьба за власть. И сегодня мы узнаем, как сложилась судьба сыновей Ярослава и всей Руси после 1054 года. Первый шаг — понять, о какой эпохе пойдет речь».

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ: Откройте рабочий лист и выполните задание 1. Прочитайте описание и впишите тему урока в пустую строку.

Деятельность ученика
Ученики открывают рабочие листы, читают описание и вписывают тему.

Примерный ответ ученика:
1. Наследники Ярослава Мудрого.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ (20 МИН.)

Деятельность учителя

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ (Часть 1: Почему Русь стала меняться?): «Давайте представим экономику Руси как живой организм. Главной "артерией" был знаменитый путь "из варяг в греки" — он приносил князьям и купцам огромные доходы. Но в XI веке эту "артерию" словно пережали. С одной стороны, в Европе появились новые, более удобные маршруты на Восток. С другой — в южных степях участились нападения кочевых племён на торговые караваны. Деньги из торговли стали иссякать. Что делать знати, привыкшей к богатству? Искать новые источники дохода! И они нашли их под ногами — в земле. Князья и их старшие дружинники (бояре) начинают обзаводиться обширными земельными владениями — вотчинами. Это не просто участки земли — это целые хозяйства с деревнями, полями, лесами, которые работали на своего хозяина и передавались по наследству. Теперь богатство измерялось не только золотом из походов, а количеством земли и зависимых крестьян. Это был тихий, но очень важный переворот!»

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ: Теперь выполним задание 2 из рабочего листа. Вам нужно восстановить логику текста, вставив пропущенные термины. Вспомните, о чём я только что рассказала: что начало приходить в упадок? кто угрожал? что стали создавать князья?

Проверяем задание 2.

Посмотрите на задание 3. Вам необходимо найти лишнее слова и вычеркнуть их.


РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ (Часть 2: Лествица — благое намерение или причина смуты?): «Ярослав Мудрый прекрасно понимал, что после его смерти сыновья могут передраться за киевский "золотой стол". Чтобы этого не случилось, он придумал мудрую, как ему казалось, систему — "лествицу", или лестничный порядок. Вся Русская земля считалась общим достоянием всего огромного рода Рюриковичей. Престолы в городах — это "ступеньки". Самая высокая ступень — Киев. Если умирал великий князь киевский, на его место поднимался не его сын, а следующий по старшинству брат. Все остальные князья тоже сдвигались на ступеньку вверх, переезжая в более значительный город. Такой порядок должен был гарантировать мир и справедливость. Но в реальности он оказался минным полем. Представьте себя молодым князем: вы годами ждёте, пока дядя или старший брат освободит желанный город, а потом видите, как его занимает другой родственник. Соблазн решить вопрос силой был слишком велик. Система начала давать сбои почти сразу».

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ: А теперь выполните задания, связанные с этой системой. Сначала задание 4 — сформулируйте своими словами, что такое лествичный порядок.

А затем, в задании 5, станьте "архитекторами" этой системы — постройте наглядную схему-лестницу наследования по завещанию Ярослава. Работайте с учебником на стр. 51.


РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ (Часть 3: От слов к делу: съезды и законы): «Войны между князьями стали бедствием для простых людей: горели деревни, гибли люди, разрушалась торговля. На этом фоне активизировались внешние враги — степные кочевники. В конце концов, сами князья устали от бесконечной вражды. В 1097 году они собрались в Любече на семейный совет. Картина, которую описывает летопись, очень драматична: князья, внуки Ярослава, говорят друг другу: "Зачем мы губим Русскую землю, устраивая между собой распри?". И они принимают историческое решение: "Пусть каждый держит отчину свою". Это значило отказ от лествицы. Отныне земля, доставшаяся от отца, становится наследственной собственностью его детей. С одной стороны, это попытка остановить войны. С другой — это признание того, что Русь уже не единое целое, а совокупность отдельных княжеств-вотчин.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ: А в задании 6 восстановите цепочку событий — что было причиной, а что следствием?


Чтобы как-то регулировать жизнь в этой новой реальности, князья занимаются и законами. Сыновья Ярослава создают "Правду Ярославичей" — новый свод законов. Давайте прочитаем стр. 52».

Деятельность ученика
Ученики слушают рассказ учителя, делают краткие записи в тетрадях. Затем выполняют задания.


2. После смерти Ярослава Мудрого на Руси начался процесс раздробленности. Прибыль от торговли по пути «из варяг в греки» иссякла, чему способствовала и угроза со стороны кочевников. В новых условиях князья и бояре стали активно заводить вотчины — наследственные земельные владения. Власть Киевского князя ослабевала, а в волостях утверждались местные княжеские династии. Несмотря на развитие земледелия и ремесла, хозяйство оставалось натуральным.

3.
1) Вотчина, поместье, наследственное владение,
боярин. Объяснение: Боярин – владелец земли, а не вид землевладения.
2) Суд, сбор дани,
чеканка монеты, защита от врагов. Объяснение: Остальное – прямые функции князя-наместника.
3) Ослабление Киева, окияжение земель, развитие местной торговли,
укрепление единства Руси. Объяснение: Три первых явления ведут к раздроблению, а не к единству.



Слушают рассказ учителя.

Записывают определение.

4. Лествичный порядок — система передачи власти на Руси, при которой княжеские престолы переходят не от отца к сыну, а по старшинству среди представителей всего рода Рюриковичей, заставляя князей последовательно "подниматься" по лестнице городов.

Творческое задание, рисуют порядок наследования.

5. Схема в рабочем листе:
Ступень 1: Ярослав Мудрый (Киев)
Ступень 2: Изяслав (Киев) → Святослав (Чернигов) → Всеволод (Переяславль)
Ступень 3: Место для следующих по старшинству (дети, племянники).



Слушают учителя.

Выполняют задание 6 в рабочем листе.

6. Хронологический порядок: 1) Усобицы между князьями → 2) Набеги кочевников на Русь → 3) Любечский съезд (1097 г.) → 4) Съезд в Уветичах (1100 г.) → 5) Совместный поход против кочевников.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (10 МИН.)

Деятельность учителя

«Мы с вами разобрали два ключевых "проекта" устройства Руси XI века: лествицу Ярослава и решения Любечского съезда. Давайте теперь сравним их как две политические модели. Что каждая из них считала главным принципом? Как представляла себе власть Киева? И к каким проблемам в итоге приводила? Это поможет нам сделать важный вывод о судьбе древнерусского государства».

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ: Выполните задание 7 — заполните сравнительную таблицу, используя все наши сегодняшние рассуждения.

А затем, в задании 8, попробуйте себя в роли историка-исследователя. Проанализируйте знаменитую фразу с Любечского съезда по предложенному плану. Работайте в парах, можете обсуждать свои варианты ответов.

Деятельность ученика
Ученики в парах обсуждают и заполняют таблицу, анализируют цитату.

Ответы на задания 7 и 8:

7. Сравнительная таблица:

Критерий

Лествичная система Ярослава

Решения Любечского съезда

Принцип наследования

По старшинству в роду

По наследству внутри своей ветви рода («отчина»)

Статус земель

Общее владение всего рода

Наследственная собственность семьи

Роль Киева

Верховный центр, "старший стол" для всех

Один из многих княжеских столов, хоть и самый почётный

Главная проблема

Нежелание князей ждать своей очереди, ведущее к усобицам

Юридическое закрепление раздела единой страны на отдельные владения


8. Анализ цитаты «Почто губим Русскую землю ссорами?»:
1.
Авторство и адресат: Князья-Рюриковичи, обращающиеся друг к другу.
2.
Исторический контекст: Период ожесточённых междоусобных войн, ослабивших оборону Руси от кочевников и разоривших население.
3.
Цель высказывания: Призыв остановить братоубийственную войну, осознать общую ответственность за судьбу страны.
4.
Историческое значение: Свидетельство того, что князья понимали пагубность раздоров. Эта фраза стала прологом к важному, но половинчатому решению (Любечский съезд), которое пыталось прекратить войны, признав факт раздробленности.

5. РЕФЛЕКСИЯ (3 МИН.)

Деятельность учителя
«Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа или в тетради небольшую таблицу из трёх колонок: что вам понравилось на уроке или было понятно (+), что было трудным или непонятным (-), что удивило или заставило задуматься (!)».

Деятельность ученика
Учащиеся заполняют таблицу рефлексии.

Пример заполнения ученика:
+ Интересно было узнать про лествичную систему и вотчины.
- Сложно запомнить все даты съездов.
! Удивило, что сами князья понимали, что губят Русь междоусобицами.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 МИН.)

Деятельность учителя

Домашнее задание:
1.
Обязательная часть: Прочитать параграф 10-11 в учебнике. В тетради составить развёрнутый план ответа на вопрос: «Каковы были причины и последствия политической раздробленности на Руси?».
2.
Творческая часть (по выбору): Написать краткое эссе от лица одного из князей (Изяслава, Святослава или Всеволода) после Любечского съезда, в котором отразить его мысли о решении «каждый держит отчину свою» и о будущем Руси.

Деятельность ученика
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники, задают уточняющие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 38 "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 38  "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского...