План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (6 класс)
План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 89.86 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории в 6 классе
Тема: Наследники Ярослава Мудрого
Класс: 6
Тип урока: Урок изучения нового материала
Форма урока: Комбинированный урок с элементами практической работы
Методы: Объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый
Технологии обучения: Проблемное обучение, технология развития критического мышления, ИКТ
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о политическом и социальном развитии Руси после смерти Ярослава Мудрого
Задачи урока:
- Образовательная: раскрыть причины и последствия княжеских усобиц, изучить содержание Правды Ярославичей и социальную структуру древнерусского общества
- Развивающая: развивать умения анализировать исторические документы, работать с таблицами, формулировать выводы
- Воспитательная: воспитывать понимание важности единства государства, уважение к историческому прошлому
Ссылки на материалы:
1. Организационный момент (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение истории Древней Руси. Проверим готовность к уроку: у вас на партах должны лежать учебники, рабочие тетради и рабочий лист к сегодняшнему уроку. | Учащиеся приветствуют учителя, готовят рабочее место, записывают в тетрадях дату и тему урока. |
2. Мотивационный этап (5 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Представьте себе: великий правитель Ярослав Мудрый, при котором Русь была сильной и единой, уходит из жизни. Он оставляет после себя не просто государство, а настоящую головоломку для своих сыновей. Как им поделить власть? Смогут ли они сохранить то, что создал их отец, или их ждет борьба друг с другом? Именно эту драматичную страницу нашей истории мы сегодня и разберем. А начнем с того, что определим, о каких именно проблемах и событиях пойдет речь. Для этого поработаем с первым заданием. Инструкция для учеников: Откройте рабочий лист и выполните задание 1. Посмотрите на основную тему и подумайте, какие ключевые слова из сегодняшнего урока могли бы ее дополнить, сделать более конкретной. Откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока: "Наследники Ярослава Мудрого". | Учащиеся слушают учителя, настраиваются на тему урока. Задание 1 из рабочего листа: Дополни тему урока. Примерный ответ: "Наследники Ярослава Мудрого: борьба за власть, новые законы и устройство общества" Учащиеся записывают дополненную тему в рабочий лист. |
3. Изучение новой темы (20 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Часть 1: Когда брат идет на брата После 1054 года, года смерти Ярослава, на Руси началось то, чего так боялся мудрый князь: его сыновья и внуки не смогли мирно договориться о том, кто и чем будет управлять. Представьте: каждый хотел лучший кусок "пирога" — богатый город, плодородные земли. Эти споры выливались в военные стычки, которые историки называют усобицами. От них страдала вся страна: гибли воины, разорялись деревни, простые люди теряли кров. Часть 2: От мести к деньгам: рождение нового права Ярославичи — сделали важный шаг в законах. Где-то до 1072 года они создали новый свод законов, который мы знаем как "Правду Ярославичей". Чем же он был так важен? Представьте себе древний обычай: если убили вашего родственника, вы имели полное право отомстить убийце или его семье. Это и есть кровная месть — закон талиона, "око за око". Ярославичи этот варварский, с точки зрения государства, обычай отменили. Вместо самосуда и новой крови они ввели систему денежных компенсаций. Главный штраф, который шел в княжескую казну, назывался вира. А меньшая сумма, предназначенная для семьи погибшего, чтобы как-то компенсировать их горе и потерю кормильца, — головничество. Важный момент: размер этого "штрафа за жизнь" не был для всех одинаков. Он напрямую зависел от того, кого убили. Жизнь знатного боярина, опоры князя, ценилась очень дорого — 80 гривен серебра. Простого свободного горожанина или воина — в два раза дешевле. А жизнь зависимого крестьянина (смерда) — всего 5 гривен, что даже меньше, чем стоимость хорошего княжеского коня! Так закон четко показывал, кто в обществе главный. Была в этом законе и интересная статья о коллективной ответственности. Крестьянская община, вервь, ручалась за своих. Если ее член совершал преступление и не мог заплатить, община могла за него поручиться. Если же она отворачивалась от преступника, того вместе с семьей ждало суровое наказание — продажа в рабство. А если преступник просто сбегал, то штраф ("дикая вира") платила вся община. Переход к заданию: Теперь, когда мы разобрались с политической ситуацией того времени, давайте посмотрим, какие законы действовали в этом раздробленном мире. Выполните задание 2. Вам предстоит вставить в текст ключевые термины, которые как раз характеризуют новую судебную систему того времени. | Учащиеся слушают объяснение учителя, делают записи в тетрадях: "усобицы", "1097 г. - Любечский съезд", "отчина". Задание 2 из рабочего листа: Вставьте в текст подходящие по смыслу слова и термины из списка. Ответ на задание 2: Учащиеся заполняют пропуски в рабочем листе. |
Переход к заданиям: Давайте теперь закрепим эти важные правовые понятия. Выполните задание 3. Соедините термины с их определениями, чтобы хорошо понять суть новых законов XI века. А теперь давайте решим судьбу крестьянина Луки в 4 задании. | Учащиеся слушают учителя, записывают ключевые изменения в законах: отмена кровной мести, введение виры и головничества. Задание 3 из рабочего листа: Составьте определения к терминам. Ответ на задание 3: Учащиеся составляют определения в рабочем листе. Задание 4 из рабочего листа: Опишите по шагам, что произойдет с Лукой согласно нормам "Правды Ярославичей". Ответ на задание 4: |
Часть 3: Общество: кто на каком этаже жил А теперь давайте мысленно представим себе общество Древней Руси как многоэтажный дом. "Русская Правда" — это как бы поэтажный план этого дома, который показывает нам, кто и где жил. На самом верхнем, "пентхаусном" этаже находились, конечно, князья из рода Рюриковичей. Чуть ниже, но тоже в роскошных апартаментах — их правая рука, старшие дружинники, или бояре. Их жизнь была буквально "золотой" — вира за их убийство составляла целых 80 гривен. Средние этажи занимали младшие дружинники и основная масса свободного населения — крестьяне-общинники и горожане, которых в законах просто называли "людьми". Они были свободны, платили дань, но их жизнь ценилась уже в 40 гривен. А вот в полуподвальных помещениях ютились зависимые люди. Смерды — это свободные по закону, но потерявшие свою землю крестьяне, вынужденные работать на князя. Еще ниже — закупы (должники) и рядовичи (работающие по договору). Они могли выкупить свою свободу. И, наконец, в самом низу, в подвале без окон, — полностью бесправные холопы (рабы). Законы практически не защищали их. Хозяин, убивший своего холопа, отделывался лишь церковным покаянием. Их жизнь была самой дешевой. Переход к заданиям: Теперь давайте примерим на себя роль древнерусского судьи и социолога. Выполните задания 5. Вам необходимо восстановить полную картину древнерусского "социального здания". | Учащиеся слушают объяснение, представляют социальную "пирамиду" или "дом" древнерусского общества. Задание 5 из рабочего листа: Составьте социальную структуру Древней Руси по Русской Правде. Ответ на задание 5 (заполненная таблица): Учащиеся заполняют таблицу в рабочем листе. |
4. Закрепление (10 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мы с вами проделали большую работу: разобрали политическую ситуацию после Ярослава, изучили новые законы и рассмотрели общество того времени. Теперь давайте проверим, насколько внимательно вы слушали и как хорошо поняли материал. Перед вами несколько утверждений. Некоторые из них верны и соответствуют тому, что мы узнали, а некоторые содержат фактические ошибки. Ваша задача — быть внимательными, как настоящие историки-исследователи, и отличить правду от вымысла. Инструкция: Внимательно прочитайте каждое утверждение в задании 6 вашего рабочего листа. Вспомните всё, что мы обсуждали про виру, социальные группы и суд. Отметьте только те утверждения, которые являются абсолютно верными. | Задание 6 из рабочего листа: Отметьте верные утверждения. Ответ на задание 6: Учащиеся отмечают верные утверждения в рабочем листе, проверяют свои ответы. |
5. Рефлексия (3 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем черту. Подумайте про себя и кратко запишите:
Итог нашего сегодняшнего путешествия в XI век можно подвести так: наследникам Ярослава Мудрого выпало непростое время. Они пытались и силой, и на съездах, и с помощью новых законов удержать страну от распада. Они отменили жестокую кровную месть, но создали общество с огромной разницей между верхами и низами. Их эпоха — это время трудного выбора и важных уроков для всей будущей русской истории. | Учащиеся заполняют таблицу рефлексии: Пример заполнения: Учащиеся делают краткие записи в тетрадях или на полях рабочего листа. |
6. Домашнее задание (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Домашнее задание:
Задания записаны? Есть вопросы по их выполнению? Спасибо за активную работу на уроке! До свидания! | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. Прощаются с учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 6 класс урок 38 "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 6 класс урок 38 "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 6 класс урок 39 "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 6 класс урок 39 "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 39 (часть 2) "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 39 (часть 2) "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского...