План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (6 класс)

План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 6 классе

Тема: Наследники Ярослава Мудрого

Класс: 6

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Комбинированный урок с элементами практической работы

Методы: Объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый

Технологии обучения: Проблемное обучение, технология развития критического мышления, ИКТ

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о политическом и социальном развитии Руси после смерти Ярослава Мудрого

Задачи урока:

  1. Образовательная: раскрыть причины и последствия княжеских усобиц, изучить содержание Правды Ярославичей и социальную структуру древнерусского общества
  2. Развивающая: развивать умения анализировать исторические документы, работать с таблицами, формулировать выводы
  3. Воспитательная: воспитывать понимание важности единства государства, уважение к историческому прошлому

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

МОЯ ГРУППА В ВК

1. Организационный момент (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение истории Древней Руси. Проверим готовность к уроку: у вас на партах должны лежать учебники, рабочие тетради и рабочий лист к сегодняшнему уроку.

Учащиеся приветствуют учителя, готовят рабочее место, записывают в тетрадях дату и тему урока.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Представьте себе: великий правитель Ярослав Мудрый, при котором Русь была сильной и единой, уходит из жизни. Он оставляет после себя не просто государство, а настоящую головоломку для своих сыновей. Как им поделить власть? Смогут ли они сохранить то, что создал их отец, или их ждет борьба друг с другом?

Именно эту драматичную страницу нашей истории мы сегодня и разберем. А начнем с того, что определим, о каких именно проблемах и событиях пойдет речь. Для этого поработаем с первым заданием.

Инструкция для учеников: Откройте рабочий лист и выполните задание 1. Посмотрите на основную тему и подумайте, какие ключевые слова из сегодняшнего урока могли бы ее дополнить, сделать более конкретной.

Откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока: "Наследники Ярослава Мудрого".

Учащиеся слушают учителя, настраиваются на тему урока.

Задание 1 из рабочего листа: Дополни тему урока.

Примерный ответ: "Наследники Ярослава Мудрого: борьба за власть, новые законы и устройство общества"

Учащиеся записывают дополненную тему в рабочий лист.

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Часть 1: Когда брат идет на брата

После 1054 года, года смерти Ярослава, на Руси началось то, чего так боялся мудрый князь: его сыновья и внуки не смогли мирно договориться о том, кто и чем будет управлять. Представьте: каждый хотел лучший кусок "пирога" — богатый город, плодородные земли. Эти споры выливались в военные стычки, которые историки называют усобицами. От них страдала вся страна: гибли воины, разорялись деревни, простые люди теряли кров.

Часть 2: От мести к деньгам: рождение нового права

Ярославичи — сделали важный шаг в законах. Где-то до 1072 года они создали новый свод законов, который мы знаем как "Правду Ярославичей". Чем же он был так важен?

Представьте себе древний обычай: если убили вашего родственника, вы имели полное право отомстить убийце или его семье. Это и есть кровная месть — закон талиона, "око за око". Ярославичи этот варварский, с точки зрения государства, обычай отменили. Вместо самосуда и новой крови они ввели систему денежных компенсаций. Главный штраф, который шел в княжескую казну, назывался вира. А меньшая сумма, предназначенная для семьи погибшего, чтобы как-то компенсировать их горе и потерю кормильца, — головничество.

Важный момент: размер этого "штрафа за жизнь" не был для всех одинаков. Он напрямую зависел от того, кого убили. Жизнь знатного боярина, опоры князя, ценилась очень дорого — 80 гривен серебра. Простого свободного горожанина или воина — в два раза дешевле. А жизнь зависимого крестьянина (смерда) — всего 5 гривен, что даже меньше, чем стоимость хорошего княжеского коня! Так закон четко показывал, кто в обществе главный.

Была в этом законе и интересная статья о коллективной ответственности. Крестьянская община, вервь, ручалась за своих. Если ее член совершал преступление и не мог заплатить, община могла за него поручиться. Если же она отворачивалась от преступника, того вместе с семьей ждало суровое наказание — продажа в рабство. А если преступник просто сбегал, то штраф ("дикая вира") платила вся община.

Переход к заданию: Теперь, когда мы разобрались с политической ситуацией того времени, давайте посмотрим, какие законы действовали в этом раздробленном мире. Выполните задание 2. Вам предстоит вставить в текст ключевые термины, которые как раз характеризуют новую судебную систему того времени.

Учащиеся слушают объяснение учителя, делают записи в тетрадях: "усобицы", "1097 г. - Любечский съезд", "отчина".

Задание 2 из рабочего листа: Вставьте в текст подходящие по смыслу слова и термины из списка.

Ответ на задание 2:
"Правда Ярославичей" отменила
кровную месть и ввела за убийство денежные выплаты. Основной штраф в пользу князя назывался вира, а меньшую сумму родственникам убитого платили как головничество. Размер этих выплат зависел от общественного положения и доходов убитого. Если преступник не мог заплатить, а его вервь отказывалась помогать, то его вместе с семьёй могли продать в рабство. Когда община не находила сбежавшего преступника, она сама платила дикую виру - специальный коллективный штраф.

Учащиеся заполняют пропуски в рабочем листе.

Переход к заданиям: Давайте теперь закрепим эти важные правовые понятия. Выполните задание 3. Соедините термины с их определениями, чтобы хорошо понять суть новых законов XI века.

А теперь давайте решим судьбу крестьянина Луки в 4 задании.

Учащиеся слушают учителя, записывают ключевые изменения в законах: отмена кровной мести, введение виры и головничества.

Задание 3 из рабочего листа: Составьте определения к терминам.

Ответ на задание 3:
Вира: Денежный штраф в пользу княжеской казны за совершение преступления (например, убийства).
Дикая вира: Денежный штраф, который платила крестьянская община за неуплату штрафа своим членом, скрывшимся от правосудия.
Вервь: Крестьянская община, несущая коллективную ответственность за преступления своих членов.
Головничество: Денежный штраф, выплачиваемый родственникам убитого в качестве компенсации.

Учащиеся составляют определения в рабочем листе.

Задание 4 из рабочего листа: Опишите по шагам, что произойдет с Лукой согласно нормам "Правды Ярославичей".

Ответ на задание 4:
1.
Наказание: Суд обяжет Луку выплатить князю виру — 40 гривен, а семье убитого соседа — головничество.
2.
Роль общины: Вервь (община Луки) официально откажется за него платить, тем самым снимая с себя коллективную ответственность.
3.
Последствия для семьи: Поскольку Лука — простой крестьянин — не сможет найти огромную сумму в 40 гривен, его вместе с женой и детьми продадут в рабство. Вся семья перейдет в низшую категорию — холопов, а их имущество отойдет князю.

Часть 3: Общество: кто на каком этаже жил

А теперь давайте мысленно представим себе общество Древней Руси как многоэтажный дом. "Русская Правда" — это как бы поэтажный план этого дома, который показывает нам, кто и где жил.

На самом верхнем, "пентхаусном" этаже находились, конечно, князья из рода Рюриковичей. Чуть ниже, но тоже в роскошных апартаментах — их правая рука, старшие дружинники, или бояре. Их жизнь была буквально "золотой" — вира за их убийство составляла целых 80 гривен.

Средние этажи занимали младшие дружинники и основная масса свободного населения — крестьяне-общинники и горожане, которых в законах просто называли "людьми". Они были свободны, платили дань, но их жизнь ценилась уже в 40 гривен.

А вот в полуподвальных помещениях ютились зависимые люди. Смерды — это свободные по закону, но потерявшие свою землю крестьяне, вынужденные работать на князя. Еще ниже — закупы (должники) и рядовичи (работающие по договору). Они могли выкупить свою свободу.

И, наконец, в самом низу, в подвале без окон, — полностью бесправные холопы (рабы). Законы практически не защищали их. Хозяин, убивший своего холопа, отделывался лишь церковным покаянием. Их жизнь была самой дешевой.

Переход к заданиям: Теперь давайте примерим на себя роль древнерусского судьи и социолога. Выполните задания 5. Вам необходимо восстановить полную картину древнерусского "социального здания".

Учащиеся слушают объяснение, представляют социальную "пирамиду" или "дом" древнерусского общества.

Задание 5 из рабочего листа: Составьте социальную структуру Древней Руси по Русской Правде.

Ответ на задание 5 (заполненная таблица):

ВЕРХУШКА ОБЩЕСТВА
Князья Рюриковичи (верховные правители, основа местных династий)
Бояре (старшие дружинники) - Вира: 80 гривен

СРЕДНИЕ СЛОИ
Младшая дружина - Вира: 40 гривен
"Люди" (свободные общинники и горожане) - Вира: 40 гривен

ЗАВИСИМОЕ НАСЕЛЕНИЕ
Смерды (свободные, но безземельные крестьяне на княжеской земле) - Вира: 5 гривен
Закупы (временная зависимость из-за невозвращенного долга - "купы") - Вира: 5 гривен
Рядовичи (временная зависимость по договору - "ряду") - Вира: 5 гривен

ПОЛНОСТЬЮ ЗАВИСИМЫЕ (РАБЫ)
Холопы (челядь) - Вира за чужого холопа: 5 гривен. Хозяин за убийство своего холопа не наказывался.

Учащиеся заполняют таблицу в рабочем листе.

4. Закрепление (10 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мы с вами проделали большую работу: разобрали политическую ситуацию после Ярослава, изучили новые законы и рассмотрели общество того времени. Теперь давайте проверим, насколько внимательно вы слушали и как хорошо поняли материал.

Перед вами несколько утверждений. Некоторые из них верны и соответствуют тому, что мы узнали, а некоторые содержат фактические ошибки. Ваша задача — быть внимательными, как настоящие историки-исследователи, и отличить правду от вымысла.

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое утверждение в задании 6 вашего рабочего листа. Вспомните всё, что мы обсуждали про виру, социальные группы и суд. Отметьте только те утверждения, которые являются абсолютно верными.

Задание 6 из рабочего листа: Отметьте верные утверждения.

Ответ на задание 6:
За убийство холопа хозяин не нес ответственности. Верно. Холоп был собственностью, за порчу своей "вещи" хозяин не наказывался государственным судом.
Размер виры зависел от возраста убитого. Неверно. Размер зависел от общественного положения и доходов, а не от возраста.
Вервь могла отказаться платить за преступника. Верно. Община могла отказаться от коллективной поруки, но тогда преступника ждала продажа в рабство.
Смерды имели такой же статус, как и бояре. Неверно. Это абсолютно разные социальные группы: бояре — элита, смерды — зависимые крестьяне.
"Божий суд" применялся при недостатке доказательств. Верно. Ордалии (испытание железом или водой) были способом выяснить правду, когда свидетелей или улик не хватало.

Учащиеся отмечают верные утверждения в рабочем листе, проверяют свои ответы.

5. Рефлексия (3 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем черту. Подумайте про себя и кратко запишите:

  • Что из сегодняшнего урока было для вас самым интересным, что запомнилось лучше всего? Поставьте рядом плюс (+).
  • Что показалось сложным, над чем пришлось поломать голову? Отметьте это минусом (-).
  • Что вас удивило или заставило задуматься о том времени, о людях, о законах? Поставьте восклицательный знак (!).

Итог нашего сегодняшнего путешествия в XI век можно подвести так: наследникам Ярослава Мудрого выпало непростое время. Они пытались и силой, и на съездах, и с помощью новых законов удержать страну от распада. Они отменили жестокую кровную месть, но создали общество с огромной разницей между верхами и низами. Их эпоха — это время трудного выбора и важных уроков для всей будущей русской истории.

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии:

Пример заполнения:
+ Интересно было представить общество как многоэтажный дом и разбирать судьбу Луки — как в детективе.
- Трудно сразу запомнить все размеры виры для разных групп и термины вроде "вервь" и "головничество".
! Удивило, что жизнь смерда ценилась дешевле, чем княжеский конь. Заставило задуматься о цене человеческой жизни в ту эпоху.

Учащиеся делают краткие записи в тетрадях или на полях рабочего листа.

6. Домашнее задание (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Домашнее задание:

  1. Обязательное для всех: Прочитать параграф 10-11 учебника "Наследники Ярослава Мудрого". Выучить термины, которые мы сегодня изучили.

Задания записаны? Есть вопросы по их выполнению? Спасибо за активную работу на уроке! До свидания!

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

Прощаются с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 38 "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 38  "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 39 "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 39  "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 39 (часть 2) "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 39 (часть 2) "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского...