План-конспект 7 класс урок 39 (часть 2) "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (7 класс)
План-конспект 7 класс урок 39 (часть 2) "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 121.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ
Тема: Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны
Класс: 7
Тип урока: Комбинированный урок
Форма урока: Урок-исследование с элементами беседы
Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный
Технологии обучения: Проблемное обучение, технология развития критического мышления, ИКТ
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о внешней политике России в середине XVI века, причинах, ходе и последствиях присоединения Поволжья и начале Ливонской войны
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Ивана IV, причинами и ходом присоединения Поволжья, причинами и начальным этапом Ливонской войны
- Развивающие: развивать умения анализировать исторические события, устанавливать причинно-следственные связи, работать с исторической картой, документами и дополнительными источниками
- Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому России, толерантное отношение к другим народам
- Ссылки на материалы:
- РАБОЧИЙ ЛИСТ
- МОЯ ГРУППА В ВК
1. Организационный момент (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим изучение истории России XVI века. Проверим готовность к уроку: у вас на партах должны быть учебники, тетради и рабочие листы." | Учащиеся готовятся к уроку, проверяют наличие учебных материалов. |
2. Мотивационный этап (5 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Ребята, посмотрите на изображения на доске или в учебнике на стр. 50. Это Шапка Казанская - золотой венец русских царей, и шлем Ивана Грозного. Оба этих предмета связаны с важными событиями середины XVI века. Как вы думаете, о каких событиях пойдет речь на сегодняшнем уроке? | Учащиеся рассматривают изображения, высказывают предположения. |
3. Изучение новой темы (20 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Ребята, давайте разберемся, как Россия в середине XVI века присоединила Поволжье и к каким последствиям это привело. Главной восточной проблемой были Казанское и Астраханское ханства, чьи набеги угрожали русским землям. В 1552 году после тяжелой осады наша армия взяла Казань. В честь этой победы для Ивана Грозного изготовили «Шапку Казанскую» — символ власти над новыми землями. Всего через 4 года, в 1556-м, без боя сдалась Астрахань. Так территория России выросла почти в два раза, а все Поволжье стало нашим. Однако эта победа вызвала новый вызов с Юга — со стороны Крымского ханства. Борьба с Крымом была сложнее по двум причинам: во-первых, само ханство было сильнее, а во-вторых, за ним стояла могущественная Османская империя. Турецкий султан, считавший себя защитником всех мусульман, пришел в ярость от падения Казани и Астрахани и приказал крымскому хану начать войну с Россией. Для защиты от крымских набегов Россия начала грандиозный проект — строительство «Большой засечной черты». Это была целая система укреплений: лесные завалы, цепь крепостей-острогов и пограничные территории.. Россия также попыталась найти союзников, но переговоры с Польшей и Литвой провалились — они испугались усиления России больше, чем крымских набегов. Теперь, понимая эти причинно-следственные связи, выполните задание 1 в рабочем листе." Вот такая сложная картина международных отношений сложилась к концу 1550-х годов. А теперь выполните задание 1 в рабочем листе: установите соответствие между причинами и следствиями." А теперь выполните задание 2: дайте краткое определение терминам." Откройте учебник стр.50-51 найдите эти понятия и определения к ним. | Учащиеся слушают объяснение учителя, записывают основные даты и события в тетрадь. Выполняют задание 1: Учащиеся читают учебник на стр. 50-51. Выполняют задание 2: |
"Теперь перейдем ко второй части нашей темы - началу Ливонской войны. Почему Россия обратила внимание на западное направление? | Учащиеся слушают объяснение учителя, записывают основные понятия. Выполняют задание 3: |
"Ребята, теперь давайте разберемся, как развивались события, которые привели к началу Ливонской войны и ее первым сражениям. Всё началось с того, что в 1550-х годах Россия активно искала пути торговли с Европой. В 1553 году в Москву прибыл английский капитан Ченслер — случайно, он искал северный путь в Индию. Это событие показало, как важно России иметь собственные порты на Балтике для прямой торговли. Вскоре после этого, в Англии была создана Московская торговая компания, которая получила особые права на торговлю с Россией. Но вести масштабную торговлю без своих балтийских портов было крайне сложно. Взгляд России обратился к Ливонии. И здесь представился удобный повод: в 1557 году Ливонский орден отказался платить «юрьевскую дань», которую должен был вносить по договору 1503 года за город Юрьев (ныне Тарту). Этот отказ стал последней каплей. В январе 1558 года русские войска вошли в Ливонию, а в апреле началась осада Нарвы. Уже в мае 1558 года состоялось взятие Нарвы русскими войсками — после артиллерийского обстрела в городе начался пожар, и нашим воинам удалось ворваться в крепость. Однако успехи России встревожили соседей. Чтобы не потерять все земли, ливонский магистр Кетлер в 1559 году передал Ливонию под власть польского короля. Так локальный конфликт превратился в большую международную войну, где России пришлось противостоять уже не только Ливонскому ордену, но и мощной Речи Посполитой." Так, шаг за шагом, развивались события, которые привели к затяжной 25-летней Ливонской войне. | Учащиеся слушают рассказ учителя, рассматривают репродукцию картины "Взятие Нарвы". Выполняют задание 4: |
"Подведем промежуточные итоги. Мы с вами рассмотрели два важных направления внешней политики Ивана IV: восточное (присоединение Поволжья) и западное (начало Ливонской войны). | Учащиеся слушают обобщение учителя. Выполняют задание 5: |
4. Закрепление (10 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"А теперь давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Выполните задание 6: выберите правильные ответы на вопросы. Работаем самостоятельно." | Выполняют задание 6: |
5. Рефлексия (3 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)." | Учащиеся заполняют таблицу рефлексии в рабочем листе. |
6. Домашнее задание (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Запишите домашнее задание: | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 38 "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 38 "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского...