План-конспект 7 класс урок 39 (часть 2) "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (7 класс)

План-конспект 7 класс урок 39 (часть 2) "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 39._prisoedinenie_povolzhya._nachalo_livonskoy_voyny.docx121.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ

Тема: Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны

Класс: 7

Тип урока: Комбинированный урок

Форма урока: Урок-исследование с элементами беседы

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный

Технологии обучения: Проблемное обучение, технология развития критического мышления, ИКТ

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о внешней политике России в середине XVI века, причинах, ходе и последствиях присоединения Поволжья и начале Ливонской войны

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Ивана IV, причинами и ходом присоединения Поволжья, причинами и начальным этапом Ливонской войны
  • Развивающие: развивать умения анализировать исторические события, устанавливать причинно-следственные связи, работать с исторической картой, документами и дополнительными источниками
  • Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому России, толерантное отношение к другим народам

1. Организационный момент (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим изучение истории России XVI века. Проверим готовность к уроку: у вас на партах должны быть учебники, тетради и рабочие листы."

Учащиеся готовятся к уроку, проверяют наличие учебных материалов.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Ребята, посмотрите на изображения на доске или в учебнике на стр. 50. Это Шапка Казанская - золотой венец русских царей, и шлем Ивана Грозного. Оба этих предмета связаны с важными событиями середины XVI века. Как вы думаете, о каких событиях пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Правильно, мы будем говорить о расширении территории Российского государства при Иване IV. Откройте свои рабочие листы и допишите тему урока:
"Присоединение Поволжья. Начало ______ войны". Какое слово пропущено? Верно, Ливонской. Запишите полное название темы в рабочий лист."

Учащиеся рассматривают изображения, высказывают предположения.

Записывают тему в рабочий лист: "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны".

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята, давайте разберемся, как Россия в середине XVI века присоединила Поволжье и к каким последствиям это привело.

Главной восточной проблемой были Казанское и Астраханское ханства, чьи набеги угрожали русским землям. В 1552 году после тяжелой осады наша армия взяла Казань. В честь этой победы для Ивана Грозного изготовили «Шапку Казанскую» — символ власти над новыми землями. Всего через 4 года, в 1556-м, без боя сдалась Астрахань. Так территория России выросла почти в два раза, а все Поволжье стало нашим.

Однако эта победа вызвала новый вызов с Юга — со стороны Крымского ханства. Борьба с Крымом была сложнее по двум причинам: во-первых, само ханство было сильнее, а во-вторых, за ним стояла могущественная Османская империя. Турецкий султан, считавший себя защитником всех мусульман, пришел в ярость от падения Казани и Астрахани и приказал крымскому хану начать войну с Россией.

Для защиты от крымских набегов Россия начала грандиозный проект — строительство «Большой засечной черты». Это была целая система укреплений: лесные завалы, цепь крепостей-острогов и пограничные территории..

Россия также попыталась найти союзников, но переговоры с Польшей и Литвой провалились — они испугались усиления России больше, чем крымских набегов.

Теперь, понимая эти причинно-следственные связи, выполните задание 1 в рабочем листе."

Вот такая сложная картина международных отношений сложилась к концу 1550-х годов.

А теперь выполните задание 1 в рабочем листе: установите соответствие между причинами и следствиями."

А теперь выполните задание 2: дайте краткое определение терминам." Откройте учебник стр.50-51 найдите эти понятия и определения к ним.

Учащиеся слушают объяснение учителя, записывают основные даты и события в тетрадь.

Выполняют задание 1:
1-6 (За спиной крымского хана стоял могущественный турецкий султан → Россия была не готова к долгой войне с Крымским ханством)
2-7 (Подчинение Россией Казани и Астрахани вызвало гнев султана → Султан приказал крымскому хану начать войну с Россией)
4-5 (Литва боялась усиления России больше, чем набегов крымцев → Переговоры о союзе с Польским королевством и Литвой не увенчались успехом)
3-? (Необходимо было затруднить набеги степняков вглубь русских земель → Строительство Большой засечной черты)

Учащиеся читают учебник на стр. 50-51.

Выполняют задание 2:
Большая засечная черта - система оборонительных сооружений на южных границах России для защиты от набегов кочевников.
Дикое поле - обширная незаселённая степная территория к югу от русских границ.
Халиф - духовный лидер и защитник всех мусульман (титул, который присваивал себе турецкий султан).
Острог - небольшое деревянное укрепление с частоколом.

"Теперь перейдем ко второй части нашей темы - началу Ливонской войны. Почему Россия обратила внимание на западное направление?
В XVI веке важную роль в развитии стран Западной Европы играла морская торговля. Россия же не имела выхода к Балтийскому морю, что затрудняло торговлю с Европой. В 1556 году в Москве появились английские моряки во главе с капитаном Ченслером. Вскоре между Москвой и Лондоном установились активные дипломатические отношения. В Англии была создана Московская торговая компания.
Россия вывозила в Европу лес, пеньку, ворвань, меха, а ввозила качественное английское сукно, олово, вина. Но для прямой торговли нужны были свои порты на Балтике. Взгляд Ивана IV и его советников из Избранной рады обратился к Ливонскому ордену.
Ливония к середине XVI века представляла собой конфедерацию с протестантской немецкоговорящей элитой. Она имела крупные портовые города на Балтийском море - Ригу, Ревель (современный Таллин), Дерпт и Нарву.
А теперь выполните задание 3: в каждом ряду найдите лишний элемент по смыслу."

Учащиеся слушают объяснение учителя, записывают основные понятия.

Выполняют задание 3:
Товары, которые Россия ВВОЗИЛА из Европы:
пенька (это товар вывоза, а не ввоза)
Города, имевшие выход к Балтийскому морю:
Астрахань (порт на Каспийском море)
Участники Ливонской войны на стороне противников России:
Англия (была торговым партнером России)
Причины Ливонской войны:
открытие Америки (является общемировым событием, а не непосредственной причиной войны)

"Ребята, теперь давайте разберемся, как развивались события, которые привели к началу Ливонской войны и ее первым сражениям.

Всё началось с того, что в 1550-х годах Россия активно искала пути торговли с Европой. В 1553 году в Москву прибыл английский капитан Ченслер — случайно, он искал северный путь в Индию. Это событие показало, как важно России иметь собственные порты на Балтике для прямой торговли.

Вскоре после этого, в Англии была создана Московская торговая компания, которая получила особые права на торговлю с Россией. Но вести масштабную торговлю без своих балтийских портов было крайне сложно.

Взгляд России обратился к Ливонии. И здесь представился удобный повод: в 1557 году Ливонский орден отказался платить «юрьевскую дань», которую должен был вносить по договору 1503 года за город Юрьев (ныне Тарту).

Этот отказ стал последней каплей. В январе 1558 года русские войска вошли в Ливонию, а в апреле началась осада Нарвы. Уже в мае 1558 года состоялось взятие Нарвы русскими войсками — после артиллерийского обстрела в городе начался пожар, и нашим воинам удалось ворваться в крепость.

Однако успехи России встревожили соседей. Чтобы не потерять все земли, ливонский магистр Кетлер в 1559 году передал Ливонию под власть польского короля. Так локальный конфликт превратился в большую международную войну, где России пришлось противостоять уже не только Ливонскому ордену, но и мощной Речи Посполитой."

Так, шаг за шагом, развивались события, которые привели к затяжной 25-летней Ливонской войне.

А теперь выполните задание 4: расположите события в правильной последовательности."

Учащиеся слушают рассказ учителя, рассматривают репродукцию картины "Взятие Нарвы".

Выполняют задание 4:
Правильная последовательность:
Б) Прибытие английского капитана Ченслера в Москву Д) Создание в Англии Московской торговой компании
В) Отказ Ливонского ордена платить «юрьевскую дань»
Г) Начало осады Нарвы русскими войсками
А) Взятие русскими войсками Нарвы
Е) Передача Ливонии под власть Польского короля

"Подведем промежуточные итоги. Мы с вами рассмотрели два важных направления внешней политики Ивана IV: восточное (присоединение Поволжья) и западное (начало Ливонской войны).
На востоке Россия добилась значительных успехов: были присоединены Казанское и Астраханское ханства, что увеличило территорию страны почти в два раза и открыло возможности для освоения плодородных земель Поволжья.
На западе Россия начала Ливонскую войну с целью получения выхода к Балтийскому морю. Первоначально война развивалась успешно, но вскоре в конфликт вмешались другие европейские государства, и война затянулась на долгие годы на 25 лет.
А теперь выполните задание 5: впишите соответствующий термин."

Учащиеся слушают обобщение учителя.

Выполняют задание 5:
- объединение территорий, в которое превратился Ливонский орден:
Ливонская конфедерация
- платеж, отказ от которого стал поводом к войне:
Юрьевская дань
- привилегированное торговое общество:
Московская компания

4. Закрепление (10 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"А теперь давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Выполните задание 6: выберите правильные ответы на вопросы. Работаем самостоятельно."

Выполняют задание 6:
1. b) Необходимость выхода России к Балтийскому морю
2. b) Свияжск
3. b) Отказ Ливонского ордена платить «юрьевскую дань»
4. в) Иван Выродков
5. в) Англия
6. b) 1556 г.
7. a) Прекращение угрозы набегов с востока; б) Начало переселения русских крестьян в плодородные земли Поволжья; г) Началось строительство единого многонационального государства
8. б) Пеньку и лес; в) Меха и ворвань

5. Рефлексия (3 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)."

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии в рабочем листе.

6. Домашнее задание (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Запишите домашнее задание:

1. Прочитать параграф 10-11 в учебнике.
2. Ответить на вопросы 1-3 после параграфа (письменно в тетради).
3. Начать заполнение в тетради таблицы «Ливонская война», выделив этапы войны (по желанию, для получения дополнительной оценки).
4. Подготовить сообщение на тему «Московская торговая компания англичан: создание и деятельность» (используйте интернет-ресурсы, по желанию)."

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 38 "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 38 "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского...