План-конспект 7 класс урок 41 (Часть 2)"Падение Избранной рады и введение опричнины" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (7 класс)
План-конспект 7 класс урок 41 (Часть 2)"Падение Избранной рады и введение опричнины" к новому учебнику В.Р. Мединского
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 125.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ
Тема: Падение Избранной рады и введение опричнины
Класс: 7
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-исследование с элементами беседы и работы в группах
Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный, словесный
Технологии обучения: ИКТ, здоровьесберегающие, развивающего обучения
Цель урока: сформировать у учащихся представление о причинах, сущности и последствиях опричнины Ивана Грозного.
Задачи урока:
- Раскрыть причины падения Избранной рады.
- Объяснить сущность опричнины и её символику.
- Проанализировать социальные последствия опричного террора.
- Оценить роль опричнины в истории России.
- Ссылки на материалы:
- РАБОЧИЙ ЛИСТ
- МОЯ ГРУППА В ВК
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||
1. Организационный момент (2 мин.) | ||||||||||||||||
"Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку: на столе у вас должен быть учебник, рабочая тетрадь, ручка и распечатанный рабочий лист по теме сегодняшнего урока. Сегодня мы продолжаем изучать период правления Ивана IV Грозного и рассмотрим один из самых драматичных периодов его царствования." | Учащиеся готовятся к уроку, проверяют наличие необходимых материалов. Настраиваются на работу. | |||||||||||||||
2. Мотивационный этап (5 мин.) | ||||||||||||||||
"Представьте себе: 1564 год, Москва. Царь Иван Васильевич со всей семьёй, казной и приближёнными внезапно покидает столицу и уезжает в Александровскую слободу. Оттуда он шлёт в Москву два послания: одно — боярам и духовенству, где обвиняет их в изменах, другое — простому народу, где заверяет, что гнева на него не держит. Что это — каприз жестокого правителя или продуманный политический ход? Как вы думаете, какой была реакция москвичей? Что могло последовать за таким необычным поступком царя?" "Именно с этого события начинается один из самых мрачных периодов русской истории — опричнина. Сегодня мы с вами попытаемся разобраться: что же такое опричнина, какие цели преследовал Иван Грозный, вводя её, и к каким последствиям это привело для Российского государства." Записываем тему урока: "Падение Избранной рады и введение опричнины" | Учащиеся слушают учителя, высказывают свои предположения, отвечают на вопросы. Записывают тему урока в тетради. | |||||||||||||||
3. Изучение новой темы (20 мин.) | ||||||||||||||||
"Сначала давайте вспомним, что такое Избранная рада. Это был неофициальный правительственный кружок, сложившийся вокруг молодого царя в конце 1540-х годов. В него входили такие деятели, как священник Сильвестр, Алексей Адашев, князь Андрей Курбский и другие. Под их руководством были проведены важные реформы: созданы приказы, упорядочена система местного управления, принят новый Судебник, проведена военная реформа." "Однако к началу 1560-х годов отношения царя с Избранной радой испортились. Почему? Историки называют несколько причин. Во-первых, несогласие по вопросам внешней политики — особенно по отношению к Ливонской войне. Во-вторых, личные мотивы: в 1560 году умерла любимая жена Ивана — Анастасия Романовна, и царь, потрясённый утратой, стал более подозрительным и жестоким. Он стал обвинять своих бывших советников в отравлении царицы. В-третьих, Иван IV стремился к неограниченной власти, а Избранная рада с её коллегиальными решениями этому мешала." "В результате к 1564 году Избранная рада прекратила своё существование. Её участники попали в опалу: Сильвестр был сослан в монастырь, Адашев — в тюрьму, где вскоре умер, а князь Курбский, опасаясь за свою жизнь, бежал в Литву. Именно туда он отправил своё знаменитое послание, обвиняя царя в жестокости и произволе." "Теперь давайте подробнее разберём, что же такое опричнина. Само слово 'опричь' означало 'кроме', 'особо'. Иван Грозный разделил страну на две части: опричнину (личные владения царя) и земщину (всё остальное). В опричнину вошли богатые северные земли, важные торговые города, стратегические территории на границе с Литвой. Столицей опричнины стала Александровская слобода." "Была создана особая личная охрана царя — опричники. Они носили чёрные рясы, как монахи, но под ними скрывались дорогие кафтаны. К их сёдлам привязывали собачьи головы (символ готовности выгрызать измену) и метлы (символ выметания крамолы). Опричники давали клятву служить только царю и доносить на всех, включая родственников." "Порядки в опричнине напоминали монастырские: долгие молитвы сменялись пирами. Но после пиров опричники часто отправлялись 'служить' — то есть устраивать погромы, казни и грабежи. Уже в феврале 1565 года были казнены первые пять бояр, обвинённых в измене. Причём на одного казнённого боярина приходилось около десятка детей боярских и сотни простых людей, убитых 'между делом'." " Переходим к работе с рабочим листом. Выполните задание 1 на рабочем листе: вставьте пропущенные термины в тексте. Продолжаем работу с рабочим листом. Выполните задание 2: объясните значение символов опричников. | Учащиеся слушают объяснение учителя, делают краткие записи в тетрадях. Открывают учебник на странице 58, знакомятся с материалом. Ответы к заданию 1 рабочего листа: Учащиеся читают учебник на страницах 58-59, анализируют иллюстрации. Работают с рабочим листом. Ответы к заданию 2 рабочего листа: | |||||||||||||||
"Опричнина встретила сопротивление со стороны церкви. Новый митрополит Филипп (бывший игумен Соловецкого монастыря) открыто выступил против опричнины "Апогеем опричного террора стал поход на Новгород в 1570 году. Царь получил донос, что новгородцы хотят перейти под власть Литвы. Опричное войско двинулось на Новгород, по пути разграбив Клин, Тверь и Торжок. В Новгороде 40 дней длился погром, было убито, по разным данным, от 1490 до нескольких тысяч человек." "Интересно, что следующий город — Псков — был спасён, по легенде, юродивым Николаем Салосом. Он поднёс царю кусок сырого мяса, и когда Иван сказал, что в пост мясо есть нельзя, ответил: 'Ты делаешь хуже — пьёшь кровь своих подданных!' И предрёк царю беды. На следующий день у царя пал любимый конь, и испуганный Иван покинул Псков." Переходим к следующему заданию. Выполните задание 3: заполните таблицу, сравнивая опричнину и земщину. | Учащиеся слушают рассказ учителя, читают учебник на страницах 60-61. Выполняют задание в рабочем листе. Ответы к заданию 3 рабочего листа:
| |||||||||||||||
"Теперь давайте посмотрим, какие социальные группы пострадали от опричнины больше всего. Согласно данным, которые приводят историки, по прямому приказу Ивана IV было казнено 3-4 тысячи человек — в основном это знать, бояре, высшие чины. Но жертвами опричников стали около 15 тысяч человек — здесь уже все слои населения: горожане, крестьяне, дворяне. В Новгороде погибло около 1490 человек — преимущественно купцы и ремесленники. В Москве 25 июля 1570 года казнили более 130 человек — бояр, воевод, дьяков, и даже самих опричников." " Выполните задание 4: проанализируйте данные о жертвах и ответьте, какие социальные группы пострадали больше всего. Проверяем. Выполните задания 5: установите соответствие между событиями и их последствиями, | Учащиеся анализируют статистические данные, работают с рабочим листом. Ответы к заданию 4 рабочего листа: Учащиеся работают с рабочим листом, читают учебник на страницах 59-60 о последствиях опричнины. Ответы к заданию 5 рабочего листа: | |||||||||||||||
Откройте стр. 61 учебника и давайте прочитаем про крымские набеги. Опричнина показала свою неэффективность и в военном деле. В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей сумел подойти к Москве и сжёг столицу. Опричное войско не смогло защитить город. Только в 1572 году объединённым земско-опричным войском под командованием князя Воротынского удалось разгромить крымское войско в битве при Молодях. Выполните задание 6: впишите события в хронологической последовательности. | Учащиеся работают с рабочим листом, читают учебник на страницах 61-63 о последствиях опричнины. Ответы к заданию 6 рабочего листа: | |||||||||||||||
4. Закрепление (10 мин.) | ||||||||||||||||
"В 1572 году Иван Грозный отменил опричнину. Запрещено было даже употреблять это слово. Почему? Причины были и внутренние (разорение страны, бегство крестьян, недовольство населения), и внешние (военные неудачи, угроза со стороны Крыма). Но главное — опричнина не достигла своих целей. Страна оказалась на грани катастрофы." "Историки до сих пор спорят о сущности опричнины. В.О. Ключевский считал её следствием психической болезни царя. С.Ф. Платонов видел в ней борьбу дворянства с боярством. Советские историки 1930-50-х годов развивали эту идею. Современные исследователи полагают, что Иван Грозный пытался сконцентрировать все ресурсы для победы в Ливонской войне, но потерпел неудачу." "Последствия опричнины были ужасны: страна разорена, центральные и северо-западные земли обезлюдели, крестьяне массово бежали. Чтобы остановить это, в 1581 году были введены 'заповедные лета' — временный запрет крестьянских переходов. С этого началось закрепощение крестьян в России." "А теперь, ребята, давайте закрепим изученный материал. Я предлагаю вам поработать с заданием 7 из рабочего листа. Вам нужно выбрать одну из трёх точек зрения на опричнину и привести два аргумента в её защиту. Работать можно в парах или индивидуально. На эту работу у вас 7 минут." Выполните задание 7: выберите одну из точек зрения на опричнину и приведите 2 аргумента. "Пока вы работаете, я напомню вам три основные точки зрения: 1) Опричнина — следствие психической болезни царя; 2) Опричнина — борьба с боярством; 3) Опричнина — способ концентрации ресурсов для войны." | Учащиеся выполняют задание 7 в рабочем листе, обсуждают в парах, формулируют аргументы. Примерные ответы к заданию 7 рабочего листа: | |||||||||||||||
5. Рефлексия (3 мин.) | ||||||||||||||||
"Ребята, давайте подведём итоги нашего урока. Заполните на полях рабочего листа или в тетради небольшую таблицу: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным или непонятным (-), что удивило или заставило задуматься (!)." "Сегодня мы с вами рассмотрели один из самых сложных и противоречивых периодов русской истории. Опричнина стала трагической страницей в истории России, которая привела к огромным человеческим жертвам, разорению страны и в конечном итоге — к Смутному времени." | Учащиеся заполняют таблицу рефлексии, анализируют свою работу на уроке. | |||||||||||||||
6. Домашнее задание (2 мин.) | ||||||||||||||||
Обязательное задание: Прочитать § учебника (соответствующий параграф), закончить заполнение рабочего листа, если не успели на уроке. На выбор (одно из двух): 1. Напишите мини-сочинение (10-12 предложений) на тему: "Можно ли было избежать опричнины?" 2. Подготовьте сообщение о одной из личностей эпохи опричнины. | Учащиеся записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. | |||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 6 класс урок 38 "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 6 класс урок 38 "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 38 "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 38 "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 39 (часть 2) "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 39 (часть 2) "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 40 "Падение Избранной рады и введение опричнины" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 40 "Падение Избранной рады и введение опричнины" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 43 (Часть 2) "Завершение эпохи Ивана Грозного" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 43 (Часть 2) "Завершение эпохи Ивана Грозного" к новому учебнику В.Р. Мединского...