План-конспект 7 класс урок 41 (Часть 2)"Падение Избранной рады и введение опричнины" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (7 класс)

План-конспект 7 класс урок 41 (Часть 2)"Падение Избранной рады и введение опричнины" к новому учебнику В.Р. Мединского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 41._chast_2.padenie_izbrannoy_rady_i_vvedenie_oprichniny.docx125.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ

Тема: Падение Избранной рады и введение опричнины

Класс: 7

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-исследование с элементами беседы и работы в группах

Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный, словесный

Технологии обучения: ИКТ, здоровьесберегающие, развивающего обучения

Цель урока: сформировать у учащихся представление о причинах, сущности и последствиях опричнины Ивана Грозного.

Задачи урока:

  1. Раскрыть причины падения Избранной рады.
  2. Объяснить сущность опричнины и её символику.
  3. Проанализировать социальные последствия опричного террора.
  4. Оценить роль опричнины в истории России.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент (2 мин.)

"Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку: на столе у вас должен быть учебник, рабочая тетрадь, ручка и распечатанный рабочий лист по теме сегодняшнего урока. Сегодня мы продолжаем изучать период правления Ивана IV Грозного и рассмотрим один из самых драматичных периодов его царствования."

Учащиеся готовятся к уроку, проверяют наличие необходимых материалов.

Настраиваются на работу.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

"Представьте себе: 1564 год, Москва. Царь Иван Васильевич со всей семьёй, казной и приближёнными внезапно покидает столицу и уезжает в Александровскую слободу. Оттуда он шлёт в Москву два послания: одно — боярам и духовенству, где обвиняет их в изменах, другое — простому народу, где заверяет, что гнева на него не держит. Что это — каприз жестокого правителя или продуманный политический ход? Как вы думаете, какой была реакция москвичей? Что могло последовать за таким необычным поступком царя?"

"Именно с этого события начинается один из самых мрачных периодов русской истории — опричнина. Сегодня мы с вами попытаемся разобраться: что же такое опричнина, какие цели преследовал Иван Грозный, вводя её, и к каким последствиям это привело для Российского государства."

Записываем тему урока: "Падение Избранной рады и введение опричнины"

Учащиеся слушают учителя, высказывают свои предположения, отвечают на вопросы. Записывают тему урока в тетради.

3. Изучение новой темы (20 мин.)

"Сначала давайте вспомним, что такое Избранная рада. Это был неофициальный правительственный кружок, сложившийся вокруг молодого царя в конце 1540-х годов. В него входили такие деятели, как священник Сильвестр, Алексей Адашев, князь Андрей Курбский и другие. Под их руководством были проведены важные реформы: созданы приказы, упорядочена система местного управления, принят новый Судебник, проведена военная реформа."

"Однако к началу 1560-х годов отношения царя с Избранной радой испортились. Почему? Историки называют несколько причин. Во-первых, несогласие по вопросам внешней политики — особенно по отношению к Ливонской войне. Во-вторых, личные мотивы: в 1560 году умерла любимая жена Ивана — Анастасия Романовна, и царь, потрясённый утратой, стал более подозрительным и жестоким. Он стал обвинять своих бывших советников в отравлении царицы. В-третьих, Иван IV стремился к неограниченной власти, а Избранная рада с её коллегиальными решениями этому мешала."

"В результате к 1564 году Избранная рада прекратила своё существование. Её участники попали в опалу: Сильвестр был сослан в монастырь, Адашев — в тюрьму, где вскоре умер, а князь Курбский, опасаясь за свою жизнь, бежал в Литву. Именно туда он отправил своё знаменитое послание, обвиняя царя в жестокости и произволе."

"Теперь давайте подробнее разберём, что же такое опричнина. Само слово 'опричь' означало 'кроме', 'особо'. Иван Грозный разделил страну на две части: опричнину (личные владения царя) и земщину (всё остальное). В опричнину вошли богатые северные земли, важные торговые города, стратегические территории на границе с Литвой. Столицей опричнины стала Александровская слобода."

"Была создана особая личная охрана царя — опричники. Они носили чёрные рясы, как монахи, но под ними скрывались дорогие кафтаны. К их сёдлам привязывали собачьи головы (символ готовности выгрызать измену) и метлы (символ выметания крамолы). Опричники давали клятву служить только царю и доносить на всех, включая родственников."

"Порядки в опричнине напоминали монастырские: долгие молитвы сменялись пирами. Но после пиров опричники часто отправлялись 'служить' — то есть устраивать погромы, казни и грабежи. Уже в феврале 1565 года были казнены первые пять бояр, обвинённых в измене. Причём на одного казнённого боярина приходилось около десятка детей боярских и сотни простых людей, убитых 'между делом'."

" Переходим к работе с рабочим листом. Выполните задание 1 на рабочем листе: вставьте пропущенные термины в тексте.

Продолжаем работу с рабочим листом. Выполните задание 2: объясните значение символов опричников.

Учащиеся слушают объяснение учителя, делают краткие записи в тетрадях. Открывают учебник на странице 58, знакомятся с материалом.

Ответы к заданию 1 рабочего листа:
1) опричнину
2) земщину
3) опричники
4) собачья голова
5) метла
6) Филипп

Учащиеся читают учебник на страницах 58-59, анализируют иллюстрации. Работают с рабочим листом.

Ответы к заданию 2 рабочего листа:
Собачья голова: Символизировала готовность опричника, подобно верному псу, служить царю и "выгрызать" измену, выискивая врагов государя.
Метла: Означала обязанность "выметать" крамолу и предательство из Русского государства, очищая страну от неверных.

"Опричнина встретила сопротивление со стороны церкви. Новый митрополит Филипп (бывший игумен Соловецкого монастыря) открыто выступил против опричнины

"Апогеем опричного террора стал поход на Новгород в 1570 году. Царь получил донос, что новгородцы хотят перейти под власть Литвы. Опричное войско двинулось на Новгород, по пути разграбив Клин, Тверь и Торжок. В Новгороде 40 дней длился погром, было убито, по разным данным, от 1490 до нескольких тысяч человек."

"Интересно, что следующий город — Псков — был спасён, по легенде, юродивым Николаем Салосом. Он поднёс царю кусок сырого мяса, и когда Иван сказал, что в пост мясо есть нельзя, ответил: 'Ты делаешь хуже — пьёшь кровь своих подданных!' И предрёк царю беды. На следующий день у царя пал любимый конь, и испуганный Иван покинул Псков."

Переходим к следующему заданию. Выполните задание 3: заполните таблицу, сравнивая опричнину и земщину.

Учащиеся слушают рассказ учителя, читают учебник на страницах 60-61. Выполняют задание в рабочем листе.

Ответы к заданию 3 рабочего листа:

Критерий

Опричнина

Земщина

Управление

Лично царь

Боярская дума (формально)

Территории

Богатые северные земли, стратегические города

Остальные земли государства

Финансы

Получала деньги с земщины

Платила огромные налоги в опричнину

Правила

Запрет общения с земскими

Подчинялась особым ограничениям

"Теперь давайте посмотрим, какие социальные группы пострадали от опричнины больше всего. Согласно данным, которые приводят историки, по прямому приказу Ивана IV было казнено 3-4 тысячи человек — в основном это знать, бояре, высшие чины. Но жертвами опричников стали около 15 тысяч человек — здесь уже все слои населения: горожане, крестьяне, дворяне. В Новгороде погибло около 1490 человек — преимущественно купцы и ремесленники. В Москве 25 июля 1570 года казнили более 130 человек — бояр, воевод, дьяков, и даже самих опричников."

"

Выполните задание 4: проанализируйте данные о жертвах и ответьте, какие социальные группы пострадали больше всего.

Проверяем.

Выполните задания 5: установите соответствие между событиями и их последствиями,

Учащиеся анализируют статистические данные, работают с рабочим листом.

Ответы к заданию 4 рабочего листа:
Наибольшие потери понесли простые горожане и крестьяне, так как:
1) массовые погромы в Новгороде, Твери, Торжке затронули в основном городское население;
2) общее число жертв опричников (15 тыс.) включает преимущественно представителей непривилегированных сословий;
Вывод: основную тяжесть опричного террора вынесли рядовые жители городов и сёл.

Учащиеся работают с рабочим листом, читают учебник на страницах 59-60 о последствиях опричнины.

Ответы к заданию 5 рабочего листа:
А → 2 (Новгородский погром)
Б → 3 (Оправдание князя Владимира)
В → 1 (Убийство митрополита)
Г → 4 (Срочный отъезд царя из Пскова)

Откройте стр. 61 учебника и давайте прочитаем про крымские набеги.

Опричнина показала свою неэффективность и в военном деле. В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей сумел подойти к Москве и сжёг столицу. Опричное войско не смогло защитить город. Только в 1572 году объединённым земско-опричным войском под командованием князя Воротынского удалось разгромить крымское войско в битве при Молодях.

Выполните задание 6: впишите события в хронологической последовательности.

Учащиеся работают с рабочим листом, читают учебник на страницах 61-63 о последствиях опричнины.

Ответы к заданию 6 рабочего листа:
1571 г. – Первый поход Девлет-Гирея на русские земли
24 мая 1571 г. – Сожжение Москвы крымским ханом
Лето 1572 г. – Битва при Молодях
Весна 1573 г. – Назначение Воротынского командующим ратью на Оке

4. Закрепление (10 мин.)

"В 1572 году Иван Грозный отменил опричнину. Запрещено было даже употреблять это слово. Почему? Причины были и внутренние (разорение страны, бегство крестьян, недовольство населения), и внешние (военные неудачи, угроза со стороны Крыма). Но главное — опричнина не достигла своих целей. Страна оказалась на грани катастрофы."

"Историки до сих пор спорят о сущности опричнины. В.О. Ключевский считал её следствием психической болезни царя. С.Ф. Платонов видел в ней борьбу дворянства с боярством. Советские историки 1930-50-х годов развивали эту идею. Современные исследователи полагают, что Иван Грозный пытался сконцентрировать все ресурсы для победы в Ливонской войне, но потерпел неудачу."

"Последствия опричнины были ужасны: страна разорена, центральные и северо-западные земли обезлюдели, крестьяне массово бежали. Чтобы остановить это, в 1581 году были введены 'заповедные лета' — временный запрет крестьянских переходов. С этого началось закрепощение крестьян в России."

"А теперь, ребята, давайте закрепим изученный материал. Я предлагаю вам поработать с заданием 7 из рабочего листа. Вам нужно выбрать одну из трёх точек зрения на опричнину и привести два аргумента в её защиту. Работать можно в парах или индивидуально. На эту работу у вас 7 минут."

Выполните задание 7: выберите одну из точек зрения на опричнину и приведите 2 аргумента.

"Пока вы работаете, я напомню вам три основные точки зрения: 1) Опричнина — следствие психической болезни царя; 2) Опричнина — борьба с боярством; 3) Опричнина — способ концентрации ресурсов для войны."

Учащиеся выполняют задание 7 в рабочем листе, обсуждают в парах, формулируют аргументы.

Примерные ответы к заданию 7 рабочего листа:

Версия 1: Опричнина – следствие психической болезни царя
Аргумент 1: Бессмысленная жестокость, паранойя и непоследовательность политики опричнины свидетельствуют о личной патологии правителя.
Аргумент 2: Историк В. Ключевский считал, что в опричнине не было государственного смысла, а её жестокость объясняется психическим расстройством Ивана Грозного.

Версия 2: Опричнина – борьба с боярством
Аргумент 1: Царь стремился ослабить влияние старой боярской знати, создавая новую служилую аристократию, полностью зависимую от его воли.
Аргумент 2: Историк С. Платонов и советские историки 1930-1950-х годов видели в опричнине инструмент борьбы дворянства с боярской аристократией.

Версия 3: Опричнина – способ концентрации ресурсов для войны
Аргумент 1: Создание отдельного аппарата управления и войска (опричнины) позволяло царю оперативно перераспределять средства и земли для военных нужд.
Аргумент 2: Некоторые историки рассматривают опричнину как попытку Ивана Грозного сконцентрировать все силы и ресурсы России для победы в Ливонской войне.

5. Рефлексия (3 мин.)

"Ребята, давайте подведём итоги нашего урока. Заполните на полях рабочего листа или в тетради небольшую таблицу: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным или непонятным (-), что удивило или заставило задуматься (!)."

"Сегодня мы с вами рассмотрели один из самых сложных и противоречивых периодов русской истории. Опричнина стала трагической страницей в истории России, которая привела к огромным человеческим жертвам, разорению страны и в конечном итоге — к Смутному времени."

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии, анализируют свою работу на

уроке.

6. Домашнее задание (2 мин.)

Обязательное задание: Прочитать § учебника (соответствующий параграф), закончить заполнение рабочего листа, если не успели на уроке.

На выбор (одно из двух):

1. Напишите мини-сочинение (10-12 предложений) на тему: "Можно ли было избежать опричнины?"

2. Подготовьте сообщение о одной из личностей эпохи опричнины.

Учащиеся записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 38 "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 38  "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 38 "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 38 "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 39 (часть 2) "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 39 (часть 2) "Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 40 "Падение Избранной рады и введение опричнины" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 40 "Падение Избранной рады и введение опричнины" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 43 (Часть 2) "Завершение эпохи Ивана Грозного" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 43 (Часть 2) "Завершение эпохи Ивана Грозного" к новому учебнику В.Р. Мединского...