План-конспект 6 класс урок 38 "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (6 класс)

План-конспект 6 класс урок 38  "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" к новому учебнику В.Р. Мединского

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 6 классе

Тема: Расцвет Руси при Ярославе Мудром

Класс: 6

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Комбинированный урок с элементами исследования

Методы: Проблемный, частично-поисковый, наглядный

Технологии обучения: Развивающее обучение, работа с историческими источниками

Цель урока: Раскрыть сущность периода правления Ярослава Мудрого как времени политического, культурного и правового расцвета Древнерусского государства.

Задачи урока:
1. Проанализировать пути прихода Ярослава к власти и основные направления его деятельности.
2. Охарактеризовать достижения в области права, культуры, градостроительства и внешней политики.
3. Сформулировать аргументы, подтверждающие определение данного периода как "расцвета".
4. Развивать умение работать с разнообразными историческими источниками: текстом, иллюстрацией,
правовым документом.

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

МОЯ ГРУППА В ВК

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1. Организационный момент (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

«Добрый день! Сегодня мы перенесемся в XI век, в эпоху одного из самых знаменитых русских князей. Проверьте, пожалуйста, готовность к путешествию во времени: на столе учебник, тетрадь и наш сегодняшний путеводитель — рабочий лист.»

Готовятся к уроку. Проверяют наличие учебника, тетради, рабочего листа. Настраиваются на работу.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Но прежде чем мы откроем для себя этот период, нужно точно понять, о ком и о каком времени пойдет речь. Посмотрите на свои рабочие листы. В первом задании слова рассыпались, как бусины. Ваша задача — нанизать их в правильном порядке, чтобы получилось точное название темы нашего сегодняшнего разговора.»

Итак, ваше первое задание: выполните задание 1 в рабочем листе. Из перепутанных слов составьте исторически точную формулировку темы.

«Часто историю государства сравнивают с жизнью человека: есть периоды детства, юности, зрелости. Как вы думаете, какой период в жизни человека называют расцветом? (Силы, возможностей, достижений). Историки именно так — "расцвет" — называют время правления Ярослава, сына Владимира Крестителя.

Выполняют задание 1. Анализируют порядок слов, восстанавливают фразу.

Ответ на задание 1:
Тема: Расцвет Руси при Ярославе Мудром.

Записывают тему в тетрадь и рабочий лист.

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Часть 1: Начало пути и ключевые понятия эпохи. «Расцвет — это вершина. Но к вершине ведет трудный путь. Ярослав не родился великим князем. После смерти Владимира государство погрузилось в пучину междоусобицы — братской войны за престол. Это было время, когда сталкивались разные силы и идеи. Одни, как младшие братья Борис и Глеб, руководствовались новыми христианскими ценностями, предпочтя смирение борьбе. Другие, как сам Ярослав, действовали как традиционные князья-воители, опираясь на наемных варягов и созывая вече для поддержки..

Чтобы понять эту сложную эпоху, нужно четко представлять, что скрывается за этими терминами.»

Обратитесь к учебнику на стр. 44-45 Давайте прочитаем информацию про борьбу за власть.

Вам предстоит стать исследователями текста. Выполните задание 2. Найдите и выпишите из параграфа по одному яркому примеру, который раскрывает суть каждого из этих исторических понятий.

Слушают объяснение, следят по тексту. Выполняют задание 2. Внимательно читают указанные страницы, находят конкретные фразы, иллюстрирующие понятия.

Ответ на задание 2:
Междоусобица: Борьба между сыновьями Владимира после его смерти в 1015 г.
Христианские ценности: Слова Бориса: "Не подниму руки на брата старшего..."
Вече: Ярослав собрал новгородское вече, чтобы заручиться поддержкой перед походом.
Варяги: Ярослав нанял за морем варяжскую дружину для борьбы за Киев.
Святые мученики: Братья Борис и Глеб, убитые по приказу Святополка, позже причислены церковью к лику святых.

Часть 2: От мести к закону. Становление права. «Победив в междоусобице, Ярослав столкнулся с задачей управления огромной, еще не успокоившейся страной. Как навести порядок? Одно из величайших его дел — создание письменного закона. Представьте: раньше главным "правом" была кровная месть — бесконечная цепь убийств за убийство. "Правда Ярослава" (1016 г.) эту месть ограничила, сузив круг мстителей, а часто заменяя её денежным штрафом. Это был гигантский шаг от дикого обычая к цивилизованному правосудию. Позже его сыновья и внук Владимир Мономах эти законы дополнили.»

Проследим эту эволюцию права. Выполните задание 3. Расположите вехи развития древнерусского законодательства в хронологическом порядке, от самого древнего обычая к более поздним уставам.

Слушают, осмысливают значение письменного закона. Выполняют задание 3. Вспоминают хронологию, расставляют этапы.

Ответ на задание 3:
Правильная историческая последовательность:
1. Действие устных правовых обычаев (кровная месть).
2. Принятие Правды Ярослава (1016 г.).
3. Создание Правды Ярославичей (1072 г.).
4. Появление Устава о резах и закупах Владимира Мономаха (1113 г.).

Часть 3: Противники и путь к единоличной власти. «Дорога к вершине власти редко бывает прямой. У Ярослава были серьезные соперники. Его брат Святополк, стремясь к престолу, не остановился перед убийством. Племянник Брячислав из Полоцка решил поживиться за счет богатого Новгорода. А брат Мстислав, княживший на далеком юге, был талантливым полководцем и даже сумел на время разделить Русь с Ярославом пополам. Фактически лишь с 1036 года, после смерти Мстислава, Ярослав стал править единолично.»

Давайте систематизируем этих исторических деятелей. Откройте учебник на стр. 45. Выполните задание 4. Заполните таблицу, указав для каждого противника Ярослава его статус и чем закончилось их противостояние.

Слушают, пытаются представить сложность политической борьбы того времени. Выполняют задание 4. Работают с текстом, выделяют ключевую информацию для таблицы.

Ответ на задание 4:

Противник

Статус

Результат противостояния

Святополк

Брат Ярослава

Окончательно разбит в 1019 г., бежал и пропал без вести.

Брячислав

Племянник (полоцкий князь)

Разбит после нападения на Новгород, пленные и имущество возвращены.

Мстислав

Брат (князь Тмутараканский)

Разгромил Ярослава, но закрепиться в Киеве не смог. Русь была разделена по Днепру до его смерти (1036 г.).

Часть 4: Многогранность правителя: от культуры до обороны. «В чем же выразился расцвет? Ярослав проявил себя как правитель-созидатель во многих сферах. Он был просветителем, открывая мастерские для переписки книг. Был строителем, возводя величественные храмы (Киевская и Новгородская София) и основав новые города-крепости. Был церковным реформатором, впервые поставив во главе митрополии русского священника Илариона, что усилило независимость Руси от Византии. И конечно, был защитником, укрепляя границы.»

Давайте классифицируем его деяния. Выполните задание 5. Установите соответствие между крупными направлениями его политики и конкретными шагами, которые он предпринял.

Слушают, формируют целостный образ многогранной деятельности князя. Выполняют задание 5. Анализируют примеры и соотносят их с направлениями.

Ответ на задание 5:
1 (Культура и просвещение) —
Б (Книжная мастерская, библиотека, летописание).
2 (Укрепление христианства) —
А, В (Строительство Софийских соборов; Избрание Илариона, строительство монастырей).
3 (Градостроительство и оборона) —
Г, А (Основание Ярославля, Юрьева, Золотые ворота; Строительство храмов также укрепляло и украшало города).
4 (Укрепление независимости Руси) —
Д (Назначение русского митрополита без согласия Константинополя).

Часть 5: Образ правителя в веках. «Как потомки видят великих правителей? Взгляните на изображение памятника Ярославу Мудрому в Ярославле (учебник, стр. 46). Скульптор Олег Комов через века беседует с нами на языке символов. Что может держать в руках государь, олицетворяющий целую эпоху расцвета?»

Проанализируйте этот памятник как исторический источник. Выполните задание 6. Ответьте на вопросы: какие два символа выбрал скульптор и что они означают? Как через эти детали передается образ Ярослава-правителя?

Рассматривают иллюстрацию в учебнике, анализируют детали. Выполняют задание 6. Интерпретируют символику памятника.

Ответ на задание 6:
1. Князь держит
меч и макет города (Ярославля). Меч — символ военной силы, защиты государства и суверенной власти князя. Макет города — символ мирного созидания, градостроительства, заботы о развитии и процветании земель.
2. Скульптор изобразил Ярослава не как грозного воина, а как мудрого, спокойного и уверенного в себе правителя-созидателя. Сочетание меча и макета показывает, что он был одновременно защитником Руси от внешних угроз и устроителем мирной жизни внутри страны. Его поза, выражение лица и одеяние подчеркивают достоинство, силу и государственную мудрость.

Часть 6: Дипломатия и победа, принесшая мир. «Ярослав понимал, что силу государства определяет не только меч, но и слово. Он активно использовал дипломатию, заключая выгодные династические браки своих детей с королевскими домами Европы. Это подняло международный авторитет Руси на небывалую высоту.

Но была и грозная военная победа, ставшая поворотной. В 1036 году под Киевом сошлись в решающей битве дружины Ярослава и кочевники-печенеги, долгие годы разорявшие южные рубежи. Интересно, что в этой битве плечом к плечу стояли недавние соперники — киевляне, новгородцы и варяги. Победа была полной и на десятилетия обезопасила южные границы.»

Закрепим в памяти это ключевое событие. Выполните задание 7. Вставьте пропущенные слова в текст, описывающий разгром печенегов.

Слушают, отмечают сочетание военных и дипломатических методов. Выполняют задание 7. Восстанавливают текст, опираясь на рассказ и материал учебника (стр. 47).

Ответ на задание 7:
1036 году печенеги подошли к Киеву. Бывшие соперники - киевляне, новгородцы и варяги - выступили единым войском. Разгром печенегов был полным. Они бежали на нижний Дунай. Эта победа обеспечила мир на четверть века. На месте битвы построили собор Святой Софии."

4. Закрепление (10 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

«Мы с вами прошли через междоусобицы, увидели рождение закона, восхитились строительством храмов и оценили тонкость дипломатии. Теперь важно четко зафиксировать те инструменты и понятия, с помощью которых Ярослав выстраивал могущество Руси. О чем говорит термин "дипломатия" в контексте XI века? Почему брак дочери с французским королем был не просто семейным делом, а "династическим"? И как выглядела защита границ — что такое "оборонительный рубеж" при Ярославе?»

Обобщите свои знания по этим важным терминам. Выполните заключительное задание 8. Сформулируйте четкие и емкие определения, используя материал всего урока.

Обобщают изученный материал, вспоминают конкретные примеры. Выполняют задание 8. Дают определения, стараясь отразить их историческую специфику.

Ответ на задание 8:
Дипломатия — искусство ведения внешней политики и международных переговоров мирными средствами. При Ярославе это выражалось в обмене посольствами с европейскими странами, заключении политических союзов и организации династических браков.
Династический брак — брак, заключаемый между представителями правящих родов (династий) разных государств с целью укрепления политических связей, союзов и повышения международного статуса (например, замужество дочери Анны за королем Франции).
Оборонительный рубеж — система пограничных укреплений, крепостей и поселений, создаваемая для защиты территории государства от набегов врагов. При Ярославе таким рубежом стала линия крепостей по реке Роси на южной границе.

5. Рефлексия (3 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

«Наше путешествие в эпоху Ярослава подходит к концу. На полях рабочего листа или в тетради коротко отметьте для себя:
+ Что на уроке было наиболее интересным, ярким?
- Что вызвало затруднения или осталось не до конца ясным?
! Какая мысль или факт вас по-настоящему удивили или заставили задуматься?
Например, меня всегда поражает, как в одном человеке мог сочетаться расчетливый политик, призывавший варягов, и книголюб, создававший библиотеку.»

Заполняют таблицу рефлексии, анализируя свою работу и впечатления от урока. Примеры: "+ — рассказ о династических браках и памятнике; — — хронология борьбы с братьями; ! — то, что «Правда Ярослава» ограничивала, а не отменяла кровную месть."

6. Домашнее задание (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Домашнее задание:
1.
Обязательно: Прочитать соответствующий параграф в учебнике. В тетради письменно ответить на главный вопрос урока: «Приведите три аргумента, доказывающие, что правление Ярослава Владимировича было временем расцвета Древнерусского государства».
2.
По выбору (выполнить одно на выбор):
а)
Для художников и аналитиков: Создать эскиз памятной медали "В честь Ярослава Мудрого". Какие два-три символа вы поместите на ней и почему?
б)
Для исследователей текста: Найти в тексте "Правды Ярослава" (фрагмент в учебнике или в сети) одну статью и объяснить, какую проблему общества она решала.
в)
Для стратегов: Составить краткий план действий Ярослава Мудрого по укреплению международного положения Руси (не менее 3 пунктов).
3.
Повторить ключевые даты: 1016 г., 1036 г., 1051 г.

«Благодарю вас за плодотворную работу, за ваши мысли и вопросы. Урок окончен.»

Записывают домашнее задание, уточняют детали при необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 39 "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 39  "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 40 (часть 2) "Наследники Ярослава Мудрого" к новому учебнику В.Р. Мединского...