План-конспект 6 класс урок 45 "Владимиро-Суздальская земля" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (6 класс)

План-конспект 6 класс урок 45 "Владимиро-Суздальская земля" к новому учебнику В.Р. Мединского

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 6 классе

Тема: Владимиро-Суздальская земля

Класс: 6

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с элементами практической работы)

Форма урока: урок-исследование с использованием учебника, рабочего листа и исторических источников

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический

Технологии обучения: проблемное обучение, дифференцированный подход, ИКТ (визуализация)

Цель урока: сформировать у учащихся представление об особенностях развития, политическом устройстве и ключевых правителях Владимиро-Суздальской земли в XII веке.

Задачи урока:

  • Образовательные: выявить географические и политические особенности Северо-Восточной Руси; изучить деятельность князей Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского; научить работать с хронологией, картой и историческими документами.
  • Развивающие: развивать умение анализировать текст, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к истории родной страны, уважение к деятельности исторических личностей, формировать понимание значения политического выбора для развития государства.

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

МОЯ ГРУППА В ВК

1. Организационный момент (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

«Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, рабочий лист. Сегодня мы откроем страницы истории одной из самых сильных земель Древней Руси.»

Готовят рабочее место, настраиваются на урок.

2. Мотивационный этап. Определение темы (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

«Ребята, послушайте внимательно описание одной древнерусской земли: "Она располагалась на северо-востоке, в краю лесов и полей. В ней сложилась самая сильная единоличная княжеская власть..." Как вы думаете, о какой земле идёт речь? Что в этом описании самое главное? Правильно, это указание на сильную власть одного князя. И находилась эта земля на северо-востоке. Вспомните, какие земли Руси вы уже изучали? Киевское, Новгородское княжества... А на северо-востоке как раз и находилось Владимиро-Суздальское княжество. Значит, тема нашего урока — «Владимиро-Суздальская земля». И её главная особенность — сильная, единоличная власть князя.»

ЗАДАНИЕ 1 из рабочего листа

А теперь, ребята, выполните задание 1 в своих рабочих листах. Запишите главную политическую особенность, географическое положение и тему урока, основываясь на том, что мы только что обсудили.

Слушают учителя, участвуют в обсуждении. Отвечают на вопросы: «Сильная власть князя», «Северо-Восточная Русь», «Владимиро-Суздальское княжество».

Выполняют задание 1. Записывают в рабочий лист:

  • Главная особенность: самая сильная единоличная княжеская власть.
  • Географическое положение: на северо-востоке Руси.
  • Тема урока: Владимиро-Суздальская земля.

ПРОВЕРЯЕМ ВМЕСТЕ: Учитель спрашивает ответы у 2-3 учеников, корректирует при необходимости. Все записывают правильные ответы.

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Особенности края и начало подъёма. «Давайте представим себе этот край — густые леса, полноводные реки Ока и Волга. Местное население — финно-угорские племена. Славяне начали переселяться сюда, спасаясь от набегов степняков. Этот удалённый район называли "Залесьем". Его расцвет начался благодаря Владимиру Мономаху. Он строил здесь города, например, в 1108 году — Владимир-на-Клязьме. Переселенцы осваивали плодородное Суздальское ополье. А главное — здесь не было сильных вечевых традиций, как в Новгороде, поэтому власть князя с самого начала была очень крепкой.»

ЗАДАНИЕ 2 из рабочего листа

Выполните задание 2. Разложите события в хронологическом порядке. Стр. 72, учебника.

ЗАДАНИЕ 3 из рабочего листа

Теперь, ребята, выполните задание 3. Вам нужно:

  1. На контурной карте в вашем рабочем листе проведите сплошной линией и заштрихуйте приблизительную территорию Владимиро-Суздальского княжества в XII веке. Помните, что это междуречье Оки и Верхней Волги.
  2. Обозначьте и подпишите три главных города в порядке их основания:
  • Ростов (самый северный, основан в 862 г.)
  • Суздаль (южнее Ростова, основан в 1024 г.)
  • Владимир-на-Клязьме
  1. Не забудьте указать год основания в скобках рядом с названием каждого города.

Совет: Сначала поставьте точки для городов, затем аккуратно соедините их, очерчивая границы княжества. Используйте для проверки карту в учебнике.

2. Князь Юрий Долгорукий. «Следующим важным правителем стал сын Мономаха — Юрий. Его прозвище "Долгорукий" говорит само за себя — он "тянул руки" к чужим землям! Столицей сделал Суздаль. Но самое главное — в 1147 году он пригласил своего союзника "в Москву". Эта дата — первое летописное упоминание о будущей столице России! Так что Юрий Долгорукий — основатель Москвы. Внешнюю политику он вёл в трёх направлениях: воевал с Волжской Булгарией за торговые пути, соперничал и торговал с Новгородом и отчаянно боролся за киевский престол, который даже занимал дважды.»

ЗАДАНИЯ 4 и 5 из рабочего листа

ПРОВЕРЯЕМ ВМЕСТЕ: Учитель организует фронтальную проверку. Задание 4: зачитываются правильные ответы. Задание 5: ученики называют пары (1-Б, 2-А, 3-В).

3. Князь Андрей Боголюбский. «А вот его сын Андрей пошёл своим путём. Получив от отца город под Киевом, он... сбежал оттуда на север! Ему не нравились южные усобицы. Став князем, он совершил смелый шаг — перенёс столицу из Суздаля во Владимир-на-Клязьме. Зачем? Чтобы ослабить власть старых суздальских и ростовских бояр! Рядом с Владимиром, в селе Боголюбово, построил свою резиденцию, поэтому и вошёл в историю как Андрей Боголюбский. Он правил жёстко, один, за что его называли "самовластцем". Чтобы возвысить свой Владимир, построил Успенский собор выше киевской Софии! А в 1169 году его войска взяли Киев, показав, где теперь настоящая сила.»

ЗАДАНИЕ 6 рабочего листа

Выполните задания 6 и первую часть задания 7. В задании 6: сын Юрия Долгорукого, годы 1157-1174, столица Владимир, резиденция Боголюбово, главная черта — самовластец.

Слушают объяснение учителя. Записывают в тетрадь термины: Залесье, ополье, Владимир Мономах.

Выполняют задание 2. Работают с хронологией, расставляют события.

Начните с самого раннего — переселения славян (IX век), затем основание Ростова (862 г.), Суздаля (1024 г.), развитие при Мономахе (конец XI в.) и основание Владимира (1108 г.).

ПРОВЕРЯЕМ ВМЕСТЕ: Учитель вызывает ученика к доске или просит озвучить цепочку событий. Правильный порядок: 1) Начало переселения славян; 2) Основание Ростова (862); 3) Основание Суздаля (1024); 4) Развитие при Мономахе; 5) Основание Владимира (1108).

Слушают объяснение.

Открывают карту в учебнике.

Работают на контурной карте в рабочем листе.

Слушают объяснение. Записывают: 1147 г. — основание Москвы.

Выполняют задания 4 и 5. Заполняют пропуски и устанавливают соответствие.

В задании 4 заполните пропуски: сын Владимира Мономаха, годы 1125-1157, столица Суздаль, резиденция Кидекша, главное достижение — основание Москвы.

В задании 5 установите соответствие: 1-Б (Булгария — военные конфликты), 2-А (Новгород — соперничество и торговля), 3-В (Киев — стремление к старшинству).

Слушают объяснение. Записывают: перенос столицы, Боголюбово, самовластец.

Выполняют заданиЕ 6.

ПРОВЕРЯЕМ ВМЕСТЕ: Учитель спрашивает ответы по заданию 6.

4. Закрепление (10 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

«Давайте вернёмся к главному вопросу урока: почему Владимиро-Суздальская земля стала одной из самых сильных? Мы с вами выяснили, что причин несколько: 1) безопасное географическое положение вдали от степей; 2) богатство земель и активная переселенческая политика; 3) отсутствие сильных вечевых традиций; 4) и самое главное — деятельность сильных князей, которые не делились властью. Юрий Долгорукий основал Москву и расширял влияние. Андрей Боголюбский перенёс столицу во Владимир, чтобы уйти от контроля бояр, и правил единолично. Именно его политика "самовластия" и сделала княжество таким могущественным.»

Выполняем задание 7.

«Итак, мы с вами успешно завершили изучение новой темы. Владимиро-Суздальская земля стала тем центром, откуда в будущем начнётся объединение русских земель и создание нового могучего государства.»

Участвуют в беседе, повторяют основные выводы.

Выполняют задание 7.

Андрей Боголюбский вошёл в историю под этим именем, потому что...

б) ...построил церковь и дворец в селе Боголюбово.

Андрей сделал новой столицей город Владимир, чтобы...

б) ...уменьшить влияние старых бояр.

ПРОВЕРЯЕМ ВМЕСТЕ: Финальная проверка. Учитель задаёт вопрос: «Так какой же ответ верный?» Ученики хором отвечают.

Записывают вывод в тетрадь.

#1056;ефлексия (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

«Ребята, заполните таблицу рефлексии на полях: что узнали нового (+), что было сложным (-), что удивило (!). А теперь домашнее задание:

Заполняют рефлексию.

#1044;омашнее задание (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

А теперь домашнее задание: 1) §14, пересказ; 2) в тетради составьте сравнительную таблицу "Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский" по плану: годы, столица, главные дела, характер власти.

Заполняют рефлексию. Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 42 "Урок повторения, обобщения по теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 42 "Урок повторения, обобщения по теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединск...

План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского...