План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (5 класс)
План-конспект 5 класс урок 12 "Религия Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 116.55 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории в 6 классе
Тема: Религия Древнего Египта
Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала
Форма урока: урок-исследование с элементами групповой работы
Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный, практический
Технологии обучения: проблемное обучение, ИКТ, развивающее обучение
Цель урока:
Сформировать у учащихся представление о религиозных верованиях древних египтян, их роли в жизни общества и особенностях древнеегипетского пантеона богов.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с основными богами Древнего Египта и их функциями
- Раскрыть содержание мифа об Осирисе и Исиде
- Объяснить особенности погребального культа и представлений о загробной жизни
- Показать значение религиозной реформы Эхнатона
- Развивать умения работать с текстом, анализировать информацию, делать выводы
- Воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, уважение к культурному наследию человечества
Ссылки на материалы:
1. Организационный момент (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в загадочный мир Древнего Египта. Мы познакомимся с религиозными представлениями древних египтян, узнаем, каким богам они поклонялись и как эти верования влияли на их повседневную жизнь. На протяжении всего урока мы будем работать с учебником и рабочим листом, который лежит перед вами. Готовы к путешествию? Тогда начинаем!" | Учащиеся готовятся к уроку, достают учебники, тетради, рабочие листы. Настраиваются на работу. |
2. Мотивационный этап (5 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Ребята, посмотрите на эти изображения. Перед вами древнеегипетские боги с головами животных и человеческими телами. Как вы думаете, почему египтяне изображали своих богов именно так? Что мог символизировать такой облик?" "А теперь представьте, что вы живете в Древнем Египте. Каждый день вы видите, как восходит и заходит солнце, разливается Нил, принося плодородие земле. Как вы думаете, какие силы природы могли обожествлять древние египтяне и почему?" | Учащиеся рассматривают изображения, высказывают предположения: |
3. Изучение новой темы (20 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"А теперь давайте погрузимся в удивительный мир религии Древнего Египта. Древние египтяне были очень религиозны. Греческий историк Геродот даже называл Египет "землей богов". Египтяне верили в "миллион богов", хотя в действительности почитались многие тысячи. Своих богов они представляли в виде людей, животных или полулюдей-полузверей. "Особое место в их верованиях занимал бог Солнца Ра, который считался главным богом. Солнце давало жизнь, и ему поклонялись повсюду. Согласно легенде, каждое утро Ра проплывал в своей лодке по небосводу, освещая землю. Он мог принимать разные обличья — иногда красного раскалённого диска, обвитого коброй, иногда ястреба. Когда столица государства была перенесена в Фивы, бога дневного солнца Амона, покровителя этого города, объединили с богом Ра и стали называть Амон-Ра. Утреннее солнце олицетворял бог Хепри, которого часто изображали в виде скарабея." Давайте прочитаем ученик на стр. 54-55. Давайте начнем с выполнения задания 1 в ваших рабочих листах. Вам нужно соединить линией имя бога с соответствующей ему ролью." | Учащиеся слушают объяснение учителя, следят по учебнику, делают краткие записи в тетрадях. Учащиеся выполняют задание 1 в рабочем листе. |
"Особое место в египетском пантеоне занимал Сет — брат Осириса, бог чужеземцев и пустыни. Его изображали с телом человека и головой осла. Египтяне также почитали бога мудрости, счёта и письма Тота, который имел прозвище Владыка Времени. Обожествляя Нил, египтяне поклонялись божеству реки — богу Хапи. Богиней правды была Маат. Покровительницей женщин считали богиню Бастет, которую изображали в виде кошки." "Теперь перейдем к выполнению задания 2 из рабочего листа. Вам нужно вставить подходящие слова из списка: Атон, Эхнатон, Хепри, Маат, Сет, Хапи." | Учащиеся выполняют задание 2 в рабочем листе. |
"Одним из важнейших богов был Осирис — бог сил природы, а позднее царь загробного мира. Согласно верованиям египтян, именно Осирис открыл людям секреты земледелия и ремесла. Его супругой была богиня-волшебница Исида, олицетворявшая женственность и семейную верность. Сына Осириса и Исиды, бога Хора, считали покровителем фараона. Главным помощником Осириса в царстве мёртвых был бог Анубис. А теперь давайте обратимся к мифу об Осирисе и Исиде. Этот миф играл важную роль в религиозных представлениях египтян. Выполним задание 3 — расположите события мифа в правильном порядке." | Учащиеся слушают объяснение, выполняют задание 3 в рабочем листе. |
"В честь богов строили десятки храмов, а главные жрецы были богатыми и могущественными людьми. Иногда это вызывало раздражение фараонов. Один из них, Эхнатон, в XIV веке до н. э. провёл религиозную реформу и отменил почитание всех богов, кроме единственного — Атона, бога солнечного диска. Эхнатон провозгласил себя единственным сыном бога Атона, и только им двоим следовало поклоняться. Это была первая в истории попытка перейти от многобожия к единобожию. Однако вскоре после смерти Эхнатона культ всех богов восстановили, а его самого вычеркнули из списка царей." | Учащиеся записывают информацию о реформе Эхнатона. |
А теперь, ребята, давайте поговорим об одном из самых важных и интересных аспектов религии древних египтян - о их представлениях о загробной жизни и суде Осириса. Египтяне верили, что после смерти душа человека отправляется в царство мертвых, где происходит суд. Представьте себе эту картину: в центре зала стоит Осирис на троне со знаками царской власти - короной, жезлом и плетью. Рядом находятся весы, на которых боги Гор и Анубис взвешивают сердце умершего. На одной чаше весов лежит сердце человека, а на другой - статуэтка богини правды Маат. Это был самый важный момент в загробной жизни египтянина! Если человек вел праведную жизнь, его сердце весило столько же, сколько и статуэтка Маат, и тогда его отправляли в чудесные поля царства мертвых - своего рода рай. Но если человек грешил, его сердце перевешивало, и тогда свирепое чудовище Аммит - лев с головой крокодила - пожирало душу умершего. Вот почему египтяне так стремились жить по законам Маат - богини правды и справедливости. Они верили, что каждый их поступок в земной жизни будет взвешен на этих весах." Давайте выполним задание 4 — подпишите каждый элемент и стрелками покажите последовательность событий на суде Осириса." | Учащиеся выполняют задание 4 в рабочем листе. |
Теперь давайте подробнее разберемся с теми понятиями, которые были так важны для древних египтян в их подготовке к загробной жизни. Начнем с саркофага. Это не просто гроб, как мы себе представлять. Слово "саркофаг" происходит из древнегреческого и означает "пожиратель плоти", но египтяне вкладывали в него совершенно другой смысл. Для них саркофаг был "домом вечности", защитной оболочкой, которая помогала умершему перейти в загробную жизнь. Саркофаги богатых египтян были настоящими произведениями искусства - их украшали росписями, магическими текстами и изображениями богов. Мумификация - это сложный процесс бальзамирования, который мог длиться до 70 дней! Сначала жрецы удаляли внутренние органы (кроме сердца, которое считалось вместилищем души), затем тело обрабатывали солями, чтобы высушить его, и наконец пропитывали ароматическими смолами и бальзамами. Тело заворачивали в сотни метров льняных бинтов, между слоями которых помещали амулеты для защиты в загробном мире. Пирамиды - эти величественные сооружения были не просто гробницами фараонов. Они символизировали лестницу в небо, по которой душа фараона могла подняться к богам. Самая большая пирамида Хеопса состоит из более чем 2 миллионов каменных блоков! И наконец, "Книга мертвых" - это сборник магических заклинаний, молитв и гимнов, который клали в гробницу. Она служила путеводителем по загробному миру, помогая душе преодолеть все опасности и предстать перед судом Осириса." "Для подготовки к загробной жизни египтяне использовали различные ритуалы и предметы. Давайте запишем значение этих терминов, выполнив задание 5." | Учащиеся выполняют задание 5 в рабочем листе. |
"И наконец, давайте поговорим о храмах Древнего Египта. Стремясь избежать гнева и заслужить милость богов, египтяне совершали жертвоприношения — приносили богам различные дары: продукты, животных. В их честь возводилось множество храмов. Самые знаменитые из них — Карнак, Луксор, Абу-Симбел. "А сейчас, ребята, давайте перенесемся мысленно в величественные храмы Древнего Египта, в частности, в храмовый комплекс в Луксоре. Представьте себе: вы стоите на восточном берегу Нила (именно на восточном, а не на западном, потому что восток у египтян ассоциировался с жизнью, восходом солнца, а запад - с закатом и царством мертвых). Перед вами возвышается грандиозное сооружение, на 190 метров вдоль берега реки. Вы входите внутрь и видите колонны высотой с многоэтажный дом! Но обратите внимание на их форму - это не лотосы, как кто-то подумать, а священный папирус. Колонны выполнены в форме связок папируса - растения, которое давало египтянам материал для письма, тканей и даже лодок. К храму ведет аллея сфинксов - существ с телом льва и головой человека. По этой аллее проходили торжественные религиозные процессии во время праздников. И главное - этот храм был посвящен не Осирису, как кто-то ошибиться, а богу Амону-Ра - верховному божеству, покровителю Фив. Луксорский храм был олицетворением божественной природы власти фараона, который считался сыном Амона-Ра. Вот так, внимательно изучая детали, мы поняли, насколько глубоко религия пронизывала всю жизнь древних египтян, влияя на архитектуру, искусство и даже планирование городов." Сейчас мы выполним задание 6 — найдем ошибки в описании храмового комплекса в Луксоре." | Учащиеся выполняют задание 6 в рабочем листе. |
4. Закрепление (10 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"А теперь давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока. Ответьте на вопросы: 1. Какую роль играла религия в жизни египтян? 2. Что хотел изменить Эхнатон своей реформой? Кто и почему был ей недоволен? 3. Почему каждый бог в Древнем Египте покровительствовал определённым категориям населения? 4. Как проходили похоронные обряды египтян? Различались ли обряды в зависимости от положения человека в обществе?" | Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируя усвоение материала. |
5. Рефлексия (3 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)." | Учащиеся заполняют таблицу рефлексии. |
6. Домашнее задание (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Вашим домашним заданием будет:1. Подготовить развернутый ответ на вопрос: "Какова главная особенность религии древних египтян?", обосновав его двумя-тремя аргументами. 2. Творческое задание по выбору: нарисовать одного из богов Древнего Египта или составить кроссворд из 7-10 слов по теме урока." | Учащиеся записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 11 уроку 6 класса "Крестьяне и горожане" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 7 класс урок 12 "Франция становление абсолютизма" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 10 "Часть 2. Общество Древнего Египта" к новому учебнику В.Р. Мединского...
План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского
План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского...